Полный гайд по подбору домашней аудиосистемы: выбираем акустику, усилитель и источники

Собрать качественную домашнюю аудиосистему — задача весьма нетривиальная. Закономерно, что у многих выбор подходящих компонентов вызывает трудности. Мы решили помочь и создали универсальные правила, которые будут хорошим гидом по выбору и дадут возможность разобраться в теме.

Вариаций домашних аудиосистем может быть достаточно много, но мы рассмотрим схему, которая за годы существования понятия High Fidelity стала классической — стереосистема из пары колонок, усилителя и источника. Фух, начнём.

Итак, у нас связка:

Акустическая система

Колонки — это фундамент вашей будущей системы, от них в большей степени будет зависеть то, что вы услышите. Акустика всегда находится “на краю обороны” — она может как вмиг перечеркнуть все достоинства вашего аудио, так и усилить их. Рассказываем, на что стоит обратить внимание при выборе:

  1. Подбирайте акустическую систему, соразмерную вашей комнате. Крупная напольная акустика не сможет раскрыть всё богатство звука в маленьком помещении — с физикой не поспоришь, звуковым волнам разной частоты нужен объём. Универсального правила, какой форм-фактор выбрать, нет.

  2. “Полочники” или “напольники”? Некоторые меломаны считают, что есть “хорошая акустика”, а есть “полочники”. Это совершенно не соответствует действительности. С нашей точки зрения, нужно исходить из. размеров помещения и доступного пространства. Напольная акустика отличается своим объёмным звучанием и размером сцены, а полочные колонки порадуют точностью передачи и хорошей локализацией звуковых образов.

  3. Активные и пассивные акустические системы. Активная акустическая система имеет на борту усилитель, который делает стереопару самодостаточной. Преимущество активной системы — в её удобстве: не нужно заботиться о соединительных кабелях, отдельных блоках усилителя и источника. К плюсам пассивных колонок можно отнести возможность экспериментировать с подключением разных усилителей и источников, что делает систему более гибкой. Если ещё 10-15 лет назад эксперты однозначно могли сказать, что активная акустика звучит хуже, чем пассивная, то на данный момент это переросло в стереотип. Благодаря качественным кодекам и способам соединения по выделенным частотам Wi-Fi и Bluetooth активная акустика ничуть не уступает классическим пассивным колонкам.

  4. Сопоставимость цены акустической системы и других компонентов вашего аудио. Нет четкой пропорции, сколько вы должны потратить на каждый из компонентов, но мы рекомендуем подбирать сходные по уровню/классу устройства. Старайтесь избегать явных перекосов в стоимости одного из компонентов — общий баланс важен. Например, начальный усилитель не справится со сложной дорогой акустикой и не сможет раскрыть её возможности, и наоборот. Брать колонки “на вырост”,с нашей точки зрения, нецелесообразно.

  5. Что такое фазоинвертор? Часто на задней или передней панели акустической системы можно встретить специальное отверстие с трубкой, через которое отводится воздух — это фазоинвертор. Главная его задача — за счёт резонанса этой трубки передавать расширенный низкочастотный диапазон. На данный момент фазоинверторный тип колонок — это самый доступный способ добиться качественных басов.

  6. Не доверяйте характеристикам вслепую. Разные пары акустических систем с одинаковыми частотным диапазоном, чувствительностью, мощностью и т.д. будут звучать совершенно по-разному. Различные производители используют собственные материалы и компоненты — это и определяет, каким будет звучание.

Учитывайте, что:

  • в подборе усилителя и пассивной акустики важно то, какие рекомендации по подводимой мощности даёт производитель. Мощность также зависит от сопротивления ваших компонентов.

  • у акустической системы и усилителя есть своё сопротивление, которое измеряется в Омах (Ом): у колонок оно часто составляет от 4 до 8 Ом, а  усилитель поддерживает определённый диапазон сопротивления — от 4 до 16. Идеальные условия — это когда сопротивление колонок и усилителя совпадает. Производитель часто указывает рекомендуемые значения сопротивления и мощности при нём.

Акустические системы, которые мы рекомендуем

Усилители

Усилитель является центральной частью вашей системы, так как именно через него на колонки подаются сигналы с источников. Что учесть при выборе:

  1. Что такое интегральный усилитель? Это усилитель, который в одном блоке объединяет предусилитель, фонокорректор и усилитель мощности. То есть в одном корпусе помещается всё необходимое для усиления сигнала. Для создания первой Hi-Fi-системы такой тип усилителя является приоритетным, так как пользователю не нужно “грузиться” дополнительными сложными компонентами. Хороший интегральный усилитель сможет стать сердцем стереосистемы, принимая сигнал с разнообразных источников: проигрывателя винила, CD-плеера, стриминга, “кассетника” и т.д. Об источниках мы поговорим ниже.

  2. Обратите внимание на эти интегральные усилители

  3. Что такое класс усилителя “AB”? Тема классов усилителей очень объёмна, мы в общих чертах расскажем только о самом распространенном классе — “AB”. Большинство интегральных усилителей работает в этом классе. “AB” объединяет в себе лучшие качества от двух классов — маленькие искажения, как у класса А, и большой КПД, как у класса B. В итоге получается сбалансированное звучание. В физику углубляться не будем.

  4. Чем отличается AV-ресивер от усилителя? Если говорить простым языком, ресивер — это усилитель с дополнительными функциями. В ресивер устанавливают тюнер (радиоприёмник) и расширенный ряд аналоговых и цифровых входов. Он способен принять сигнал с большого числа источников — часто на основе AV-ресиверов строят домашние кинотеатры, так как в них возможны варианты подключения 5.1, 7.1 и другие. Возможности ресивера шире, но за это иногда приходится платить качеством звука, так как прослушивание музыки — не главное амплуа этого устройства. Сейчас на рынке можно встретить стереоресиверы, которые призваны объединить свои широкие возможности с качеством звучания усилителя.

  5. Какая должна быть мощность у усилителя? На это влияют размер помещения, тип акустических систем и многое другое. Если говорить о транзисторных усилителях, то даже 40-ваттный усилитель сможет осилить комнату в 15-20 квадратных метров. Также, мощность усилителя подбирается исходя из чувствительности акустики — колонкам с маленькой чувствительностью (86 дБ и ниже) нужна большая мощность усиления, чтобы их "раскачать". 

  1. Какие входы должны быть в усилителе? Как правило, устанавливают ряд аналоговых входов типа RCA, отдельный вход фонокорректора для проигрывателя винила и ряд цифровых входов (USB, HDMI, оптический, коаксиальный и другие). Что такое фонокорректор, и для чего он нужен, читайте в нашем материале.

  2. Зачем на усилителях две пары клемм для акустики? К усилителю можно подсоединить две пары колонок, расположив их, например, в разных комнатах. Пользователь может между ними переключаться. У двух пар клемм есть более аудиофильский смысл — подключение бивайринг и биампинг, но мы не будем останавливаться на этих тонкостях.

  3. Есть ли в усилителях Bluetooth и Wi-Fi? В современных моделях часто устанавливают блок Bluetooth и Wi-Fi, для того чтобы пользователь смог подать на него сигнал со своего смартфона без лишних сложностей и в высоком качестве.

Ламповые, транзисторные, гибридные и цифровые усилители — в чём отличия?

Это компоненты с разной схемотехникой.

  • Особенность ламповых усилителей состоит в том, что в качестве усилительного элемента в них используются радиолампы. Он более простой, чем транзисторный (сигнал проходит через меньшее количество элементов) и менее мощный. Уровень его искажений намного выше, чем у транзисторных и цифровых аналогов, но на удивление эти искажения благотворно влияют на звук, делая его более “мягким” и “тёплым”. Для многих “ламповый звук” является эталонным, мы не будем спорить о вкусах.

  • В транзисторном усилителе по такой же логике в качестве усилительных элементов используются транзисторы. Данный тип компонентов обладает более детальным звучанием, большей мощностью и динамикой. У транзисторных усилителей есть свои особенности звучания — линейность, насыщенность, динамика и прозрачность. Совершенно иная подача звука по сравнению с мягкостью, “теплотой” и медлительностью ламповых моделей.

  • Гибридный усилитель объединяет в себе лампы и транзисторы, совмещая их лучшие особенности. Например, за басовую секцию отвечают транзисторы с их быстрой атакой, детальностью и прозрачностью, а за верхи отвечают лампы с их обволакивающей, приятной слуху теплотой.

  • Цифровой усилитель (класс D) — это устройство, работающее с аналоговым сигналом, который преобразуется в импульсный, затем усиливается, а перед подачей на колонки преобразуется обратно в аналоговый. На данный момент цифровые усилители являются самыми точными и бережливыми по отношению к сигналу и потребляемой мощности. В них добились лучшего соотношения сигнал/шум. Полностью цифровые усилители не так часто встречаются на рынке, как транзисторные в классе AB.

Интересные гибридные и ламповые усилители

Источники

На сегодняшний день источников звука множество. Все их можно разделить на два больших класса:

Аналоговые источники

Проигрыватель виниловых пластинок

При записи виниловых пластинок звуковая волна преобразуется в электрический импульс разной частоты. Так получается определенный “рисунок”, который наносят на матрицу. С неё потом делают множество копий — тех самые пластинок, к которым мы привыкли. Проигрыватель винила считывает этот “рисунок”, преобразуя его обратно в электрический импульс, и передает его в предусилитель-фонокорректор и усилитель.

Подробнее о том, как выбрать проигрыватель винила, читайте в нашем материале. Кстати, мы заботливо разобрали, из каких узлов состоит проигрыватель, здесь. Статьи помогут вам “войти в тему винила” и заговорить с нами на одном языке.

Сейчас мы остановимся только на нескольких особенностях, которые помогут определить качественный проигрыватель:

  • Возможность замены картриджа звукоснимателя позволит вам поддерживать качество звука на высоком уровне — просто замените износившийся звукосниматель на новый.

  • Доступность регулировки тонарма и наличие микролифта. На качественных тонармах пользователь может регулировать прижимную силу, антискейтинг, высоту и другие параметры (об этом мы тоже рассказываем в упомянутых выше материалах). Микролифт поможет вам точно устанавливать иглу на проигрыватель без риска повредить звукосниматель или винил.

  • Качественные материалы и виброразвязка. Игла проигрывателя очень чувствительна к вибрациям, и для того, чтобы их минимизировать, проигрыватели устанавливают на демпфирующие ножки. Материалы также важны, так как от их свойств в том числе зависит покой пластинки во время воспроизведения — увесистый опорный диск из алюминия или стекла вкупе со столом из ДСП, камня или плотного полимера станут отличным решением. Пластик — не лучшее, из чего может быть сделан проигрыватель.

Актуальные проигрыватели винила

Кассетные магнитофоны (кассетные деки)

Записи на компактных кассетах “восстали из пепла”, и теперь для пользователя доступны совершенно новые “кассетники” от известных аудиобрендов. Продажи кассет в США уже четыре года подряд бьют все рекорды, хотя до недавнего времени считалось, что форма умерла безвозвратно.

Старожилы помнят легендарные кассетники от таких гигантов как Philips, Sony или Nakamichi. Магнитофон читает звук, записанный на магнитную ленту внутри кассеты, и передаёт его дальше в усилитель. Подробно останавливаться на “кассетниках” мы не будем, но как один из самых красивых видов прослушивания музыки их отметим. В Dr.Head можно увидеть и послушать современные “кассетники” TEAC.

Новые “кассетники”

Катушечные магнитофоны

“Катушечники” всегда были предметом поклонения энтузиастов качественного звука, так как они обладают “первозданным” качеством аналогового звука с неповторимым характером. О принципе работы катушечного магнитофона и о том, зачем он нужен в XXI веке, расскажет эксперт Dr.Head. 

Наши катушечные магнитофоны

Цифровые источники

CD-проигрыватель

Последние годы для компакт-дисков стали не самыми удачными, так как у меломанов пропал к данному формату живой интерес. Представив миру первый CD, Philips в свое время совершили революцию в индустрии и фактически начали новую эру цифрового звука.

В 1999 году Sony совместно с Philips представили новый формат, который по своим показателям опережает компакт-диск, — SACD (Super Audio CD). При записи на SACD используется однобитный формат DSD, частота дискретизации которого намного больше, чем у обычного диска. Однако, пока далеко не все видят его потенциал. Если у вас есть коллекция дисков, а проигрыватель уже морально устарел, то вот несколько особенностей, с которыми нужно считаться при выборе нового:

  1. Вторичный рынок стоит избегать, так как на нём много недобросовестных продавцов. Далеко не факт, что под крышкой вашего проигрывателя будут фирменные компоненты.

  2. Обратите внимание на модели, которые имеют цифровой вход. Это расширит возможности CD-плеера — его можно будет использовать в качестве внешнего ЦАП-а для других девайсов.

  3. Проигрыватель с балансным подключением позволит избежать даже малейших помех при соединении с усилителем. Всё чаще можно встретить XLR-соединение в бытовой аппаратуре, хотя раньше им пользовались только в студийной и концертной работе.

  4. Самое важное для качественного воспроизведения дисков — это ЦАП. Перед покупкой изучите, что у плеера под защитной крышкой.

  5. Минимализм приветствуется. Если плеер зачем-то ещё может работать с Blue-Ray, DVD и т.д., то не факт, что компакт-диски в приоритете. Это может негативно сказаться на качестве.

Ваша коллекция CD заслуживает

Сетевой музыкальный плеер (стример)

Сетевой проигрыватель воспроизводит сигнал, поступающий на него с внешних устройств по Bluetooth и Wi-Fi, а также работает с сервисами Spotify и Tidal и многими другими. Теперь продвинутые пользователи требуют от проигрывателей и поддержку протоколов AirPlay и Chromecast. По традиции мы выделили несколько важных моментов:

  1. Поддержка качественных кодеков, таких как aptX HD, приветствуется, если речь идет о передаче через Bluetooth.

  2. Работа с Hi-Res-аудио. Современные потоковые плееры воспроизводят качественный аудиоконтент, разрешение которого может варьироваться от 24 бит/96 кГц PCM до 32 бит/768 кГц — соответственно, их цена будет отличаться. Исходите из своего бюджета.

  3. Качество приложений для управления вашим плеером. Намного удобнее управлять воспроизведением и подключением со смартфона. Здесь софт имеет главное значение, поэтому его интуитивность и дружелюбность очень важна.

  4. Позаботьтесь о качественной сети Интернет у вас дома, так как от её стабильности и скорости будет зависеть качество воспроизведения.

  5. Подключение через Ethernet обеспечивает надежное соединение и стабильную работу, подгружая контент из сети.

Будущее уже с нами

Кабели

В рамках этой статьи мы обойдём стороной тему соединительных кабелей, так как подробно мы её уже разобрали — читайте здесь.

Главная задача, которую мы старались воплотить, — ввести читателя в тему Hi-Fi-аудио, чтобы он смог ориентироваться в этом удивительном мире. Надеемся, у нас получилось.

Приходите в Dr.Head — наши эксперты помогут вам создать домашнюю систему на основе качественных компонентов: акустических систем, усилителей и источников.

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE Exposure
Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Hisense Honor House of Marley HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO In-ear
Inakustik inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Loewe Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev Magnat Mail.Ru
Manley Maono Marantz Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation Numark OEAudio
Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Pelican Perfect sound Phiaton Philips Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix RME
Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland ROLI Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices Soundcraft
Soundking SoundLink Spear Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultrasone Unipads
Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ