Уценка

Фонокорректор: что это, для чего и как работает. Рассматриваем на примере TEAC PE-505.

Когда меломан открывает для себя Hi-Fi (аудио “высокой точности”), одно их первых понятий, которое он будет слышать отовсюду — это фонокорректор. Идёшь по выставке Hi-Fi и Hi-End компонентов, и со всех сторон раздаётся: “Если подключить внешний фонокорректор, то заиграет лучше” и т.д. Давайте разберемся, для чего же нужны фонокорректоры в домашней системе. 

Фонокорректор всегда выступает в роли предусилителя. Опять же, мы часто слышим это слово и не всегда понимаем, о чём речь.

Что такое предусилитель?

В общем смысле предусилитель (предварительный усилитель) — это аудиокомпонент, задача которого — “подготовить” сигнал с вашего источника (CD-плеера, проигрывателя винила, портативного плеера, “кассетника”) к передаче непосредственно на усилитель мощности. Как он это делает? Предусилитель повышает мощность слабого сигнала, поступающего, например, с CD-плеера, и регулирует его уровень на выходе. Сигнал после такого “пит-стопа” отправляется непосредственно в усилитель мощности, и там его уровень увеличивается в десятки раз. Именно такой сигнал мы слышим через свою акустическую систему. Для проигрывателей винила тоже есть специфические предусилители. Их-то и называют фонокорректорами.

Для чего нужен фонокорректор?

Как мы уже сказали, фонокорректор (phono stage) — это, грубо говоря, специальный предусилитель для проигрывателя винила. Если подключить вертушку “в линию” к усилителю без фонокорректора, звука не будет. Сигнал от головки звукоснимателя очень слабый, поэтому его следует сначала усилить — этим и занимается фонокорректор. Он придает сигналу линейную АЧХ — это важная деталь, так как звук с пластинки первоначально имеет множество тональных искажений. Задача фонокорректора — “причесать” сигнал под линейку, усилить его и передать дальше (в усилитель). Разобраться детальнее нам поможет конкретный пример — TEAC PE-505.

Какой сигнал обрабатывает фонокорректор?

На виниловую пластинку записан электрический сигнал, который необходимо передать в усилитель. Мы уже говорили, что первоначально сигнал нелинейный и имеет серьезные тональные искажения. Пластинки, произведенные после 1954 года, имеют общий стандарт сигнала RIAA (Recording Industry Association of America). Однако лейблы звукозаписи, такие как Columbia, Decca или Victor, производили пластинки со своими специфическими стандартами сигнала, что непосредственно отражалось на звуке не в лучшую сторону. В чём преимущество внешнего фонокорректора TEAC PE-505? На его передней панели пользователь может выбрать пресет под конкретный тип сигнала: RIAA, Decca, Columbia. В каждом из них заложена подобранная АЧХ. Кроме того, продвинутые пользователи c обширной коллекцией винила оценят функцию EQ Curves. Все эти возможности указывают на высокий класс фонокорректора.

Сложно? У нас родилась аналогия: сомелье, проводя дегустацию вин, использует различные бокалы, чтобы по-максимуму раскрыть характер вина. Например, для вин из красных сортов винограда берут объемные, “пузатые” бокалы, в которых вино “дышит” и передает все свои свойства. Однако, кто-то может выпить вино и из стакана для воды — и важные ноты улетучатся. Не уверены, что стоит “переводить” вино таким образом. С сигналом так же: можно скорректировать сигнал с винтажных пластинок, учитывая их специфику, а можно просто выдать усредненное качество. Точная подстройка под конкретный тип сигнала на фонокорректоре раскроет все возможности пластинки, а TEAC PE-505 будет для этого точным инструментом.

С какими типами головок звукоснимателей работает фонокорректор?

На проигрыватель винила устанавливают либо MM-головку (звукосниматель с подвижным магнитом) либо MC-головку (звукосниматель с подвижной катушкой). Для этих двух типов звукоснимателей нужно определенное усиление. Поэтому на рынке существуют три типа фонокорректоров: для ММ-головок, для МС-головок и с переключением MM/MC. Наш подопечный — TEAC PE-505 — может работать с любым типом звукоснимателей, так как в его корпусе есть сразу несколько каскадов коррекции и усиления. Вся тонкая настройка под конкретный тип картриджа доступна на передней панели. Кратко скажем об особенностях работы фонокорректора с MM и MC.


Работа с MM-картриджем

Головки с подвижным магнитом больше всего распространены на рынке и используются в проигрывателях различных ценовых сегментов. Фонокорректор для MM-звукоснимателя имеет средний уровень усиления от 36 до 46 дБ. MM-головка имеет высокий уровень сопротивления и индуктивности, поэтому MM-фонокорректор имеет на входе внушительное сопротивление в 47000 Ом (47 кОм). Однако этот показатель может меняться в зависимости от картриджа — для этого необходимым является показатель ёмкости. О чём речь?


Однин из важных параметров, который регулируется в MM-фонокорректорах, — это ёмкость, которая измеряется в пФ (пикофарад). Она изменяется в зависимости от картриджа и значительно влияет на характер звучания высоких частот. Не будем уходить далеко в физику, пока скажем, что ёмкость — это способность накапливать электрический заряд. У всех картриджей он разный, а значит регулировка емкости позволяет точно сбалансировать фонокорректор и конкретный звукосниматель. Опять же, сравнение с бокалами уместно. Так что, если увидите на лицевой панели обозначение pF, не пугайтесь. Данная регулировка, скажем прямо, для эстетов-виниловодов, и она доступна на TEAC PE-505. Если говорить о звуке, то регулировка влияет в том числе на уровень спада в высоких частотах.

Работа с MC-картриджем

Головки с подвижной катушкой обеспечивают высочайшее качество звука, но уровень сигнала с MC-картриджа слабейший: от 0.15 мВ до 0.5 мВ (у ММ, для сравнения, 2 или 3 мВ). Именно поэтому фонокорректор должен иметь высокий уровень усиления — от 60 дБ и выше. У TEAC PE-505 есть регулировка сопротивления под конкретные картриджи. Уровень сопротивления можно протестировать — для этого на передней панели есть специальная кнопка и аналоговая стрелка. Для пользователя доступно балансное соединение проигрывателя и фонокорректора — раньше оно было только в студийных системах. Оптимальным проигрывателем для TEAC PE-505 будет проигрыватель TEAC TN-5BB — его подробный обзор в нашем материале. Вместе они образуют единую экосистему, поскольку у этого проигрывателя тоже есть балансное подключение.


Одной из важных особенностей фонокорректора TEAC PE-505 является очень низкий уровень шума при работе с MM и MC-звукоснимателями, а также множество параметров тонкой настройки, о части из которых мы поговорили выше. Есть ещё одна особенность — в модели реализовано двойное моно, чтобы свести перекрестные помехи к минимуму. В предусилитель “переехало” множество технических решений, которые раньше были доступны только для профессионалов в студийной работе. Можно по праву считать модель референсной.

Нам часто задают вопрос: покупать ли отдельный блок фонокорректора или использовать уже встроенные в интегральный усилитель?

К сожалению, далеко не всякий интегральный усилитель может “похвастаться” хорошим встроенным фонокорректором. Часто его устанавливают по остаточному принципу. Конечно, с увеличением нулей в чеке, качество предусилителя повышается, но даже тогда точные регулировки для пользователя чаще всего недоступны. Блок фонокорректора в корпусе интегрального усилителя занимает очень небольшое пространство — логично, что ему сложно составить конкуренцию отдельному устройству. “Всё в одном” — это удобно, но есть оговорки по качеству.

Отдельный блок фонокорректора будет выигрывать у встроенного практически всегда, так как он создавался для единственной задачи — передавать очищенный и усиленный сигнал от звукоснимателя дальше в усилитель мощности. На примере TEAC PE-505 мы показали возможности современного “заряженного” в профессиональном плане предусилителя, который может регулировать сигнал со всех сторон. Давайте теперь поговорим о его звуке.

Что слышно?

Некоторые в своих обзорах называют эту модель “предусилителем-фонокорректором для перфекционистов”. Такой вердикт относится к внутреннему устройству “преда” и его звуку. Мы использовали фонокорректор в связке с проигрывателем TEAC TN-5BB и усилителем TEAC AX-505. И сразу обратили внимание на ясность и прозрачность звучания. На слух ощущаешь, насколько низко соотношение сигнал/шум — ставишь иглу на пластинку, и нет даже намека на фон или шорох. Хочется подойти к колонке и прислушаться: точно ли началось воспроизведение? Только по легкому характерному трепету можно это понять.


Встроенный фонокорректор стороннего усилителя в сравнении с TEAC PE-505 сразу звучит “проще”. Складывается ощущение, что акустику накрыли “одеялом”.

Особенности TEAC PE-505

  • полностью балансная схема;

  • переключаемая коррекция RIAA, Decca, Columbia;

  • функция размагничивания MC-картриджей;

  • вход: XLR, RCA;

  • выход: XLR, RCA;

  • поддержка картриджей: MM и MC;

  • соотношение сигнал/шум: 106 дБ;

  • диапазон частот: 20 - 20000 Гц;

  • Переключаемая емкостная нагрузка для MM картриджей (0, 100, 220, 330pF);

  • Переключаемый импеданс MC картриджей (10, 22, 47, 100, 220, 470, 1 кОм).

Вердикт


Безусловно, отдельный блок фонокорректора (в частности, TEAC PE-505) — это устройство для продвинутых любителей винила, которые хотят перейти на новый уровень в контроле качества воспроизведения. Описанная модель является референсной: проводя звук через неё, можно быть уверенным, что на усилитель подается качественный сигнал, прошедший через несколько каскадов подготовки и усиления.


Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Comply Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE
Exposure Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Honor HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO In-ear Inakustik
inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LAudio LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev Magnat Mail.Ru Manley
Maono Marantz Marley Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation OEAudio Oehlbach
Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Pelican Perfect sound Phiaton Philips Phonon Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix RME Rock
Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL SOL Republic Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices Soundcraft
Soundking SoundLink SPEAR Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultrasone Unipads
Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ Яндекс