Уценка

«Пламенный мотор‎» вашей Hi-Fi-системы — поговорим об усилителях

Вы помните те времена, когда у многих дома можно было встретить пару советских колонок, «подпоясанных‎» стареньким усилителем? Ностальгия пробирает, когда вспоминаешь эти многочисленные регулировки всего и вся на передней панели, а ты, будучи ребенком, крутил их, чтобы посмотреть, что же будет. Многие так и начали свой путь к Hi-Fi, сами того не подозревая.

В нашем материале:

  • Зачем нужен усилитель?
  • Из каких общих элементов он состоит?
  • На какие характеристики усилителя обращают внимание?
  • Какие виды усилителей бывают?
  • На каких элементах работают усилители?
  • Что такое классы усилителей?
  • На что обратить внимание при выборе?
  • Времена меняются, но усилитель, как центр домашней системы, по-прежнему актуален, хотя его функционал и звуковые возможности стали значительно шире. Мы собрались здесь, чтобы поговорить о том, что сегодня из себя представляют Hi-Fi-усилители, какие они бывают, и на что стоит обратить внимание при выборе. Начнем с главного вопроса — что такое усилитель звука?

    Усилитель — это аудиокомпонент, главная задача которого — усилить слабый сигнал, поступающий от источника звука, например, от проигрывателя винила или сетевого стриминга. Внутри усилителя аудиосигнал многократно усиливается и преобразовывается, а после подаётся в акустическую систему, и мы наслаждаемся музыкой.

    Зачем нужен усилитель (очень коротко):

    • Сигнал после усилителя становится мощнее.

    • Звук становится более качественным с меньшим количеством помех и искажений, чем был первоначально.

    Основываясь на собственных наблюдениях, можем сказать, что многие, когда первый раз слышат об усилителе, представляют себе колонки (в активных акустических системах есть усилитель, но сегодня рассматривать этот вопрос не будем).

    Из каких общих элементов состоит усилитель?

    Когда речь идёт об отдельном усилителе, то чаще всего в нём есть следующие элементы:

    • Входной каскад, к которому непосредственно подсоединяют разнообразные проигрыватели и другие источники звука.

    • Блок питания, который увеличивает количество входящего тока до необходимых значений. Основной элемент в данном случае — это трансформатор. Именно он, кстати, придаёт вес усилителю.

    • Выходной каскад с транзисторами, которые придают уже насыщенному током сигналу необходимую форму и передают его непосредственно на колонки.

    • Блок регулировки и управления усилителем, который чаще всего располагается на передней панели. На нём пользователь может корректировать эквалайзер и выбирать источники сигнала, переключая входы усилителя.

    На какие характеристики усилителя обращают внимание?

    • Выходная мощность. Существует номинальная мощность, при которой параметры нелинейных искажений не превышают определенных стандартом значений. Если упрощать, то это «рабочая‎» для усилителя мощность, при которой он чувствует себя комфортно с акустикой и не выдаёт слышимых помех и искажений. Максимальная мощность усилителя — это показатель с ненормированным уровнем искажений сигнала, то есть усилитель на максимальной мощности будет работать «‎на износ», и вряд ли вы в этом случае получите удовольствие от прослушивания.

      Какой должна быть мощность у усилителя звука? На этот вопрос нет однозначного ответа, всё зависит от возможностей акустических систем и размера пространства, в котором усилителю предстоит работать. Например, для небольшой комнаты может хватить и 40 ватт, а для большого зала или приемной и 100 ватт может быть недостаточно.

    • Коэффициент усиления. Это непосредственное отношение выходного уровня сигнала к входному, то есть насколько звуковой сигнал усилили по отношению к первоначальному.

    • Частотный диапазон. Он определяет, с каким спектром частот может работать усилитель. Как правило, большинство усилителей уже давно вышли за классические рамки Hi-Fi в 20 – 20 000 Гц. Не думаем, что этот показатель определяет качество звука.

    • Отношение сигнал/шум. Оно показывает, насколько собственный шум усилителя слабее, чем полезный музыкальный сигнал.

    После краткого экскурса по характеристикам перейдём к тому, какие бывают усилители.

    Можно выделить четыре основных вида:

    Предварительный усилитель (часто его называют «‎пред»). В продвинутых аудиосистемах предварительный усилитель часто выносят отдельным блоком. Его задача — подготавливать‎ сигнал от источника к дальнейшему усилению. Именно с помощью «преда‎» пользователь может отрегулировать множество показателей сигнала перед подачей непосредственно на усилитель мощности, например, поработать с частотной характеристикой с помощью эквалайзера и фильтров. На задней панели «преда‎» располагается множество цифровых и аналоговых входов для источников (CD-плеера, проигрывателя винила, магнитофона, телевизора).

    Достоинства:

    • Отдельный компонент имеет широкий функционал;

    • Хорошая изоляция и защита от наводок;

    • Высокое качество звука.

    Недостатки:

    • Высокая стоимость;

    • Необходимость в усилителе мощности;

    • Большие габариты.

    Оконечный усилитель (его также называют усилителем мощности или «‎мощником»). Он служит одной цели — усилить уровень сигнала (фактически дать больше тока и напряжения). Как правило, на «‎мощнике» нет никаких подробных регулировок, так как они все располагаются на предусилителе‎. К усилителю мощности подсоединяют акустическую систему, а на задней панели — полнейший минимализм, может быть пара входов и клеммы для акустики.

    Достоинства:

    • Максимально качественный усилительный тракт;

    • Высокая мощность;

    • Хорошая защита от наводок и помех.

    Недостатки:

    • Большие габариты;

    • Внушительный ценник;

    • Необходимость в предусилителе.

    Интегрированный усилитель (или интегральный усилитель). Он объединяет в одном корпусе «пред‎» и «мощник‎», тем самым давая пользователю универсальное решение.

    Достоинства:

    • Обширный функционал в одном корпусе;

    • Высокое качество воспроизведения;

    • Сравнительно небольшие габариты.

    Недостатки:

    • Из-за многофункциональности может страдать‎ качество отдельных элементов.

    Моноблоки. Моноблочный усилитель имеет на борту только один канал усиления, следовательно, чтобы подключить стереопару, вам необходимо два таких компонента. Данное решение имеет свои преимущества, например, самый короткий путь каскада и только один канал, что сводит все искажения к минимуму. Моноблоки бывают как транзисторными, так и ламповыми. Чаще всего к такому сложному решению прибегают уже искушенные пользователи, которые перепробовали большой спектр «интегральников‎», и теперь готовы к полному «аудиофильскому прозрению‎». Моноблоки подключаются к предварительному усилителю. Можно расположить их в непосредственной близости с акустической системой и использовать минимальную длину кабеля, чтобы избежать негативного влияния на звук. Использование моноблоков — это, пожалуй, верх скрупулезного подхода к звуку вашей системы. 

    Достоинства:

    • Максимально короткий усилительный тракт;

    • Защита от помех и наводок;

    • Весь потенциал на усиление одного канала.

    Недостатки:

    • Необходимость пары моноблоков;

    • Большие габариты;

    • Усложнение системы, необходимость в предусилителе.

    Вы сами для себя определяетесь, выбрать один интегральный усилитель или использовать два отдельных блока. Нельзя сказать, что интегральные решения проигрывают отдельным компонентам по качеству звучания, но в премиальном сегменте чаще встречаются именно раздельные «мощник‎» и «пред‎». На каком варианте остановиться, зависит лишь от вашего опыта прослушивания и финансовых возможностей.

    Переходим к тому, на каких элементах работают усилители:

    Ламповые усилители. Такие устройства в качестве усилительного элемента используют радиолампы. Хотя пик использования ламп пришёлся на 1960-е годы, и в наше время такие решения имеют свою армию поклонников. Технически ламповые усилители имеют низкий КПД и довольно много нелинейных звуковых искажений, но парадокс в том, что именно они очень приятны на слух (тот самый «тёплый ламповый звук»). Мощность таких усилителей, как правило, небольшая и составляет 15-20 ватт, но больше и не требуется — под такие аппараты вечеринки не устраивают, у них совершенно другой характер. На данный момент на рынке представлено большое количество современных ламповых решений, даже с удивительной (по меркам этого элемента) динамикой и проработанностью звука на всём спектре.

    Достоинства:

    • мягкий и теплый звук;

    • большой акцент на средних частотах;

    • эстетика.

    Недостатки:

    • низкий КПД;

    • большое энергопотребление.

    Транзисторные усилители. В них используются, как ни странно, транзисторы. По сравнению с лампой, это революция — то же самое, что пересесть с телеги на Mercedes (в техническом плане). Усилитель, построенный на быстрых полупроводниках, способен выдать большую мощность, и звук такого аппарата отличается детальностью и динамикой, скоростью атаки. Мощность аппаратов такого типа может составлять сотни ватт, и это у бытовых решений! Для начинающего слушателя такой тип усилителя более приемлем, так как он даст универсальный звуковой образ, который не надоест со временем. Через «транзисторы‎» уместно слушать любые музыкальные жанры, и все они будут звучать живо и энергично.

    Достоинства:

    • динамика и детальность звучания;

    • высокие КПД и мощность;

    • универсальность звучания.

    Недостатки:

    • с нашей точки зрения, только субъективные.

      Гибридные усилители. Это модели, в которых объединили транзисторную и ламповую схемотехнику для решения разных звуковых задач. Например, за середину и верхи отвечает «‎лампа» с её теплотой и неторопливым звуком, а за низы — «‎транзистор» с его динамикой, скоростью и точностью. Гибридные усилители встречаются реже, но их качество всегда на высоте.

      Достоинства:

      • Характер звучания, объединяющий лучшее от транзистора и лампы;

      • Несколько вариантов звучания.

      Недостатки:

      • Большое энергопотребление.

      Что такое классы усилителя? A, AB, C, D и другие

      Усилители делят на классы в зависимости от режима работы активных элементов. От класса зависит качество звучания данного компонента. Именно класс усилителя влияет на качество звуковой волны и на то, как она будет усилена.

      • Класс А. В чистом виде встретить класс А можно не так часто. У него есть положительные стороны — качество и точность воспроизведения, но при этом устройство, играющее в классе A, имеет низкий КПД (большая часть энергии уходит в тепло в прямом смысле этого слова). Если перед вами горячий усилитель, играющий на малой громкости, то можно с уверенностью сказать, что он «‎пыхтит» в данном классе. Подобные решения распространены в Hi-End. В данном пуле может играть как ламповый, так и транзисторный усилитель. За высокую точность приходится платить малой мощностью и большим энергопотреблением.

      • Класс B. Мы не будем рассматривать этот класс отдельно, так как в чистом виде его практически нельзя встретить в бытовых моделях.

      • Класс AB. Настоящая «рабочая лошадка‎» — в данном классе построено большинство того, чтобы видим в залах прослушивания. Он включает в себя достоинства класса A и при этом обладает достаточной мощностью и энергобережливостью. Множество интегральных усилителей, «предов‎» и «мощников‎» играют в классе AB. Звучание подобных моделей максимально сбалансировано и универсально, и этого удаётся добиться при сравнительно небольших затратах, поэтому класс AB любят производители.

      • Класс D. Новое слово в создании компонентов — усилитель, который обладает невообразимой точностью (выше 90%). Многие называют этот класс цифровым, но это не так, поскольку в его основе лежит работа с аналоговым сигналом. Пока в чистом виде встретить подобный компонент довольно сложно из-за его особенностей звучания, не всегда «‎идеальность» приятна для уха слушателя. Некоторые считают, что класс D звучит очень сухо и безжизненно, но это субъективная оценка.

      На что обратить внимание при выборе усилителя:

      • Наличие на борту ЦАП-а будет хорошим подспорьем в наш цифровой век, так как вы сможете значительно расширить спектр подключаемых устройств.

      • Фонокорректор в одном корпусе с усилителем сможет облегчить подключение проигрывателя винила и прослушивание любимых записей. Подробно о фонокорректорах читайте в нашем материале.

      • Две пары клемм для акустических систем позволят вам использовать бивайринг (соединение усилителя и колонок с помощью двух пар кабелей), если акустике тоже есть две пары клемм. Также можно слушать две пары колонок в разных помещениях, используя один усилитель.

      • Каждый аудиокомпонент перед покупкой необходимо слушать, не полагаясь на сухие цифры из мануала. Усилитель покупают, как правило, на долгий срок, вам с ним жить‎ потом. Если в звуке что-то не устраивает, нужно продолжать поиск.

      Мы сделали подробный гид о том, как собрать домашнюю аудиосистему, в нём вы найдете информацию об акустике, источниках и всём, что понадобится для вашей системы.

      Для нас нет сомнений, что усилитель‎ является сердцем системы, и от того, каким оно будет, непосредственно зависит звучание всех компонентов. Мы постарались раскрыть все основные вопросы, которые часто могут возникнуть при выборе.

      Однако, наши консультанты всегда будут рады помочь и сориентируют вас среди огромного многообразия предложений. Ждём вас в Dr.Head на прослушивание!

      Мы подобрали для вас несколько удачных комплектов аудиокомпонентов (усилитель, акустика и источник):

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Comply Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE
Exposure Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Honor HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO In-ear Inakustik
inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LAudio LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev Magnat Mail.Ru Manley
Maono Marantz Marley Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation OEAudio Oehlbach
Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Pelican Perfect sound Phiaton Philips Phonon Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix RME
Rock Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL SOL Republic Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink SPEAR Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultrasone
Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ Яндекс