Как записать звук: 5 правил хорошей студийной записи
Дата публикации
Примерное время прочтения
Количество просмотров
Количество комментариев
Статья понравилась
Статья не понравилась

Мы подготовили пять универсальных советов, которые помогут сделать запись звука качественнее. Если после долгих студийных сессий вам не нравится звучание трека, посмотрите — может, вы упустили какую-то важную деталь? К этому материалу можно обращаться как при создании своей первой студии, так и при техническом апгрейде уже существующей. Поехали!
1. Акустически подготовленное помещение
Многие мировые хиты были записаны «где придётся»: английские группы часто снимали дома за городом, пригоняли туда передвижную студию-фургон и работали. Но в этом была творческая идея — например, запись барабанной установки с насыщенным ревербом в «When The Levee Breaks» группы Led Zeppelin. Но если речь идет о качественной записи, хорошие условия играют важнейшую роль.
Позаботьтесь об изоляции комнаты от внешних шумов, доносящихся с улицы. Нужно снизить ранние отражения от стен и других поверхностей, и для этого используют не «волшебный» пупырчатый поролон, а специальные звукопоглощающие панели. Тут важно знать меру и не «пересушить» комнату — не нужно стремиться к эффекту безэховой камеры. В обработке помещения ориентируйтесь на собственный слух, акустические измерения и жанр музыки, с которым работаете. Нужно создать такую комнату, где не будет возникать гулких звуков и других отзвуков, которые бы «лезли» в микрофон.
При записи вокала также следует отталкиваться от музыкального жанра: вам нужен объём или, наоборот, максимально «стерильная» запись? Универсального решения нет, но для поп-музыки может лучше подойти маленькое помещение с хорошей акустикой, а для записи, например, оперной партии подойдёт большой тон-зал — в нём она будет звучать открыто и масштабно. Большое помещение может также подойти для записи барабанов — в нём вы получите более объёмное звучание перкуссии.
Однако подготовленные студии с разными тон-залами есть далеко не у всех. В домашних условиях спасительным решением, которое сгладит огрехи комнаты, может стать звукопоглощающий экран — например, SE Electronics RF SPACE. Он оградит микрофон от значительной части отражений в комнате и поможет чище и натуральнее записать вокал.
2. Качественный микрофон, подходящий под конкретную задачу
В большой студии звукозаписи, как правило, есть парк разных микрофонов, которые используют для разных сценариев записи. При том, что микрофон — довольно универсальный прибор, разные модели обладают разными студийными амплуа. Для записи вокала часто используют широкомембранные конденсаторные микрофоны — как транзисторные, так и ламповые. От схемотехники микрофона будет зависеть тембральный окрас его звучания. Одна из самых функциональных моделей, способных передать вокал во всей его красоте, — Lewitt LCT540 Subzero. Одна из его особенностей — это низкий уровень собственного шума, находящийся за пределами слышимого спектра.
Для записи акустической гитары, перкуссии, рояля и других музыкальных инструментов может пригодиться узкомембранный конденсаторный микрофон или стереопара таких микрофонов. Такие модели отличаются натуральным звучанием и хорошо передают характер инструментов с их насыщенным сустейном и обертонами. В качестве отличной стереопары для записи акустических инструментов рекомендуем Союз 013 FET-M-B — несмотря на компактные корпуса, микрофоны передают полновесное звучание.
Если мы работаем с яркими по звучанию музыкальными инструментами (медными духовыми, струнными, перкуссией или с гитарными комбиками), нам могут понадобиться ленточные микрофоны. У них мягкий и немного «тёмный» верх, позволяющий сбалансировать даже самые «режущие» звуки. В Dr.Head есть парк ленточных микрофонов, один из ярких представителей — HUM Audio Devices ARM-1S. Он отлично подойдёт в том числе для записи вокала: вы получите чуть томный и мягкий голос — очень интересный эффект для джазовых и блюзовых композиций. О классических динамических микрофонах также не забываем, они нам пригодятся как в студии, так и на сцене. Присмотритесь к AKG D7 — динамический микрофон, который одинаково хорошо справится с записью голоса и инструментов.
Следите за исправностью микрофонов, они не должны создавать помехи и шумы. Коннекторы должны надежно фиксировать кабель, чтобы сигнал не пропадал. Если есть проблема с микрофоном, обратитесь в сервис Dr.Head, мы постараемся ее исправить.
3. Микрофонные предусилители, раскрывающие потенциал микрофонов
Сочетание преампа и микрофонов — это большое поле для экспериментов и творческой свободы, в котором можно найти «тот самый» звук. Практически во всех аудиоинтерфейсах есть встроенные преампы, которые хорошо справляются со своей задачей записи микрофона. Однако можно значительно повысить качество записи с использованием отдельного блока предусилителя для микрофонов. Во внешнем преампе более сложная схемотехника усиления микрофонов и больший функционал, он сможет раскрыть характер даже коллекционного винтажного конденсаторного микрофона. Здесь следует внимательно слушать и подбирать устройства друг к другу. Учитывайте особенности микрофонов, их тембр и характер.
Если вы имеете дело с ярким и открытым микрофоном, отличную пару ему может составить чуть более «тёмный» и спокойный ламповый преамп. И наоборот — растормошить «мягкий» ленточный микрофон можно с помощью яркого транзисторного предусилителя. Есть также гибридные преампы, в которых друг с другом взаимодействуют две схемотехники. Например, SimpleWay Audio Vacuum. Его особенность — в широкой пропускной способности сигнала, которая необходима для передачи даже самого насыщенного и динамичного звука, чтобы отражать тон и характер музыкального инструмента. Если добавить к этому внушительное усиление и необыкновенно низкие искажения, то мы получим ламповый прибор практически без недостатков. Мы тестировали Vacuum с электрогитарой и вокалом и были впечатлены его насыщенным и открытым звучанием.
Ещё один интересный преамп — Neumann V 402. Он сочетает в себе глубокий, но при этом очень чистый звук. Его увесистая и быстрая подача хорошо покажет себя на записи вокала, когда следует подчеркнуть тончайшую микродинамику.
4. Надёжный дибокс для записи гитары и баса в линию
На сцене и в студии часто возникает необходимость получить линейный сигнал от электрогитары, баса или синтезатора, чтобы подать его в интерфейс. Однако при конфигурации «интерфейс (или пульт) + инструмент» очень часто теряется важная составляющая звука из-за плохой согласованности между ними. Звук становится тусклым и теряет динамику. Исправить положение может дибокс, сохранив натуральный тон звучания инструмента и превратив гитарный небалансный сигнал в балансный для его дальнейшей передачи без потерь в пульт на концертной площадке или в интерфейс.
SimpleWay Audio прославились своими дибоксами, в частности D1 Mini с полностью транзисторной схемой усиления, благодаря которой звучание бас-гитары или синтезатора дойдёт до пульта во всей красе без снижения детальности и динамики. D1 Mini легко взять с собой в тур, так как он очень лёгкий и не займёт много места в педалборде. Также полезная возможность дибокса D1 Mini — функция Ground Lift, которая убирает фон от заземления. Звук становится чище и прозрачнее — актуально как для студии, так и для сцены. У SimpleWay Audio скоро появится новое поколение дибоксов серии J — с нетерпением ждём их на тест.
5. Кабели
Следует внимательно относиться ко всем звеньям аудиотракта, не забывая и про коммутацию между всеми приборами. Именно она способна в конечном итоге испортить процесс записи. Важно, чтобы у кабелей были надёжные разъёмы и хорошая изоляция. Не стоит использовать тонкие провода с пластиковыми коннекторами — велика вероятность, что они будут «фонить» и ловить наводки от окружающего оборудования. Кабель в профессиональном аудио пока незаменим, но он всегда стремится выступить антенной, способной поймать множество помех, которые затем придут в ваш предусилитель звука и мониторы.
Раскрутите разъём и посмотрите, как спаяны контакты, есть ли изоляция. Вам станет понятно, хороший ли перед вами кабель. При соединении обратите внимание: кабель не должен болтаться, не должен пропадать сигнал. Не бросайте кабели на полу, так как их легко перебить, проехавшись по ним ящиком с аппаратурой или чем-то тяжёлым. Лучше отвести для них отдельное место, где они будут аккуратно ждать своего часа в скрученном виде.
У Dr.Head есть кабели собственного производства HeadMade, в которых используются качественные разъёмы Neutrik и проводники из чистой меди, хорошо изолированные от внешних наводок. Ещё одна их фишка — разные цвета. Благодаря этому удобно быстро ориентироваться в студийной коммутации, переключать устройства и находить неисправности.
Наша пятёрка правил поможет сделать вашу домашнюю запись более качественной и профессиональной. В Dr.Head вы можете протестировать любое оборудование в студийных условиях. Мы вас ждём!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Понравилась статья?
![]() | ||||
Классный материал, доходчиво написано. Спасибо. | ||||
|
![]() | ||||
Спасибо за полезный материал! Было бы интересно, если бы вы рассмотрели какой-то готовый сетап для студии дома. Типа купил - и вот тебе готовая домашняя студия | ||||
|
![]() | ||||
Мне почему-то кажется, что летночный микрофон - это анахронизм. Ну как одна из красок если только, а использовать его на постоянной основе как? Очень специфический | ||||
|
![]() | ||||
Без дибокса не жизнь, это ответсвенно заявляю. У меня теперь гитара даже на домашней записи идёт через дибокс в карточку. У меня J1 | ||||
|
![]() | ||||
Что значит «ранние отражения» в первом пункте? | ||||
|