Домашняя студия с нуля: как построить, какие плюсы и возможности?

Работа со звуком — это чистое творчество, которое ограничивается только техническими возможностями и воображением. Нужно ли сразу мчаться в профессиональную студию звукозаписи со своим материалом или стоит вкладывать время в создание собственной творческой мастерской? Данный вопрос остаётся открытым. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для создания домашней студии звукозаписи с нуля. Не будем терять время, поехали!

Студия у себя дома — это компромисс?

Пойдём от обратного. Профессиональная студия звукозаписи, построенная в отдельном помещении, конечно, по своим качествам часто превосходит домашние решения, тут не стоит кривить душой. Всё дело в ресурсах, которые затрачиваются на создание такой студии (архитектурные проекты, технические задачи, коммуникации и т.д. — всё это обходится в очень крупные суммы, которые могут исчисляться сотнями тысяч долларов и выше). Домашняя студия потребует от её создателя намного меньше ресурсов и при этом сможет обеспечить качественный процесс работы со звуком. При правильном подборе студийного оборудования вам не придется идти на компромиссы. Если большие студии ориентируются на коммерческую работу, то логически возникает следующий вопрос.

Можно ли в домашней студии создавать коммерчески успешный музыкальный продукт?

Ответ очевиден. Очень важно понимать, что слушателю всё равно, в какой микрофон и через какой предусилитель был записан материал — важна идея! Если вы как автор или продюсер можете дать публике новое звучание, которое станет узнаваемым и по-хорошему «‎навязчивым», то ваш продукт будет успешным без привязки к конкретному месту записи. За примерами далеко ходить не нужно: 2019 год прошёл под мягкий голос Billie Eilish с её дебютным альбомом «‎When We All Fall Asleep, Where Do We Go?». Лонгплей был записан в домашней студии, которая не изобиловала дорогим «‎железом», но какой фурор он произвел! Без преувеличения можем сказать, что певице можно было статуэтки Грэмми на тележке вывозить — так много их было. Кстати, в числе номинаций была и «Лучшая запись года» (не классическая). Вспомним, что премию даёт Академия искусств и науки звукозаписи — это ли не признание? Таких примеров достаточно и в прошлом веке, когда под рукой у автора не было интернета: многие легендарные ныне группы писали свои альбомы в снятых в аренду домах или отелях, используя переносную студию (фургончик со студийным «железом‎») — например, Deep Purple c альбомом «Machine Head‎».

К счастью, сейчас лейблы звукозаписи не имеют такого огромного влияния, как раньше, а значит продвижение и создание записи целиком и полностью находится в ведении создателей. Будет ваша запись со щитом или на щите‎ — решат в сети.

Какие преимущества есть у домашней студии?

  • Время — деньги. В домашней студии звукозаписи вас никто не будет ограничивать временем одной сессии. Её, конечно, можно продлить, но это деньги.

  • Не упусти идею. Идея нового трека может подкрасться незаметно и стремительно, и в домашних условиях у вас будет возможность сразу сделать первые музыкальные наброски для дальнейшей работы.

  • Учимся на своем. Домашняя студия даёт возможность прокачать скиллы по работе с программным обеспечением и оборудованием, которое у вас есть. Подзвучить гитарный усилитель — это тоже искусство, которое требует навыка. Это поможет в работе на профессиональной площадке. Оказавшись в стенах условной «Abbey Road», вы не ослепнете от окружающего разнообразия.

  • Работа на дом. Если у вас есть доступ к отдельной профессиональной студии, то определённые этапы работы со звуком вы можете забирать домой. Например, мастеринг, который занимает много времени. Отметим, что звучание материала в студии и дома может сильно различаться из-за разного мониторинга, софта и особенностей помещения.

Какие есть недостатки?

  • «Играющая‎» комната. В плохо подготовленном помещении трудно добиться высокого качества звучания вокала и инструментов, так как комната «‎вмешается» в запись и будет отдельным негативным фактором.

  • Технические возможности. Профессиональная студия имеет больший технический потенциал для решения студийных задач. Парк микрофонов, преампов, мониторов в отдельной студии намного больше — есть где развернуться.

  • Отвлекающие факторы. Если вы построили студию у себя дома, будьте готовы, что у соседей может начаться ремонт, который вы точно услышите через «‎картонные» стены. Вся работа на время может быть отложена, так как записывать инструменты под звук перфоратора — не вариант.

Пора переходить к списку студийного оборудования. Берем корзинку и идём разбираться, что понадобится приобрести для студии на дому.

Что должно быть в вашей домашней студии?

Компьютер. В домашней студии всё пишется и хранится в цифровом виде, если у вас, конечно, не завалялся плёночный Studer. Для работы вы сами выбираете удобную для себя платформу — многие сейчас отдают предпочтение «‎яблочным» лэптопам, но PC тоже будет прекрасной рабочей лошадкой. Для компьютера важна высокая тактовая частота процессора — это даст вам возможность работать со звуком в реальном времени без задержек. Также не забывайте об «‎оперативке» и её скорости, так как ваша библиотека сэмплов будет поглощать её в первую очередь.

Несколько советов:

  • На PC должно быть минимум 8 ГБ ОЗУ — это даст возможность работать со звуком в различных программах одновременно.
  • Отдавайте предпочтение компьютерам с SSD, так как они имеют большую производительность.
  • Используйте операционную систему, к которой вы привыкли, при этом следите за обновлениями.

DAW. Цифровая рабочая станция заменяет сейчас море аналоговых студийных примочек (большие и дорогие контроллеры в домашних условиях неуместны). Мы не будем говорить о конкретном ПО, но их функционал во многом схож, нужно выбирать DAW исходя из своего удобства или предпочтений. Начните с демоверсий, на них можно попробовать функционал и «‎поюзать» интерфейс, пусть и в неполном виде. Хотим напомнить, что покупка DAW — это единственный цивилизованный путь. Часто программы могут прилагаться к внешней звуковой карте, о которой мы будем говорить ниже.

Несколько советов:

  • Набор плагинов вместе с DAW будет хорошим подспорьем для работы.

  • Скачивайте и покупайте только лицензионное программное обеспечение.

  • Используйте тот софт, который удобен вам, и следите за его обновлениями.

Аудиоинтерфейс. Внешняя звуковая карта будет сердцем вашей домашней студии, в которое по разнообразным кабелям будет идти сигнал от микрофонов, инструментов, сэмплеров и так далее. Мы не советуем экономить на этом компоненте, так как от его качества и возможностей будет зависеть очень многое. При выборе внешнего интерфейса подумайте, что вы планируете к нему подключать и в каком количестве. Например, кому-то будет достаточно двух линейных входов (один с фантомным питанием для микрофона и инструментальный), а кто-то хочет записывать параллельно несколько инструментов и микрофонов.

Несколько советов:

  • Убедитесь, что звуковая карта совместима с вашим компьютером.

  • Обходите стороной вторичный рынок, так как внешняя карта — не самый простой девайс, с подержанной моделью могут быть накладки.

  • Обратите внимание на количество входов на интерфейсе: чем их будет больше, тем больше возможностей для одновременной записи. Исходите из собственных задач.

Студийные мониторы. Один из самых важных элементов студии — это мониторы, так как от их качества будет зависеть то, насколько информативно вы будете слышать ваш микс. Мониторы должны показывать вам все «‎неровности» и огрехи вашего материала, чтобы вы могли доработать их в процессе сведения и на других этапах. Подробный гайд о том, как выбрать мониторы читайте в нашем материале.

Несколько советов:

  • Обратите внимание, где у мониторов фазоинвертор (ссылка на статью находится выше). Фазоинвертор на тыловой части корпуса может усложнить установку динамиков вблизи стен.

  • Используйте только балансный способ подключения мониторов.

  • Не покупайте крупные мониторы для маленького помещения — они не смогут в нём раскрыть свои возможности.

Мониторные наушники. Использование в работе со звуком наушников значительно расширяет картину восприятия и позволит более точно работать над миксами. Наушники могут дать большое количество звуковой информации. Мы рекомендуем использовать для мониторинга материала как можно больше источников (мониторы, наушники, смартфоны, портативные колонки), так как это даст вам более полную картину. Непосредственно для процесса записи мы рекомендуем использовать закрытые модели студийных наушников, так как микрофон не будет улавливать их звук. Также хорошо подойдут внутриканальные мониторы.

Несколько советов:

  • Для процесса записи отдавайте предпочтение закрытым моделям наушников.

  • Уделите особое внимание удобству посадки наушников, так как от этого зависит комфорт многочасовой работы.

  • Пользовательские полноразмерные наушники в большей части не подойдут в качестве мониторных, так как они не имеют ровную АЧХ.

Динамические и конденсаторные микрофоны. В студии вам понадобятся оба типа микрофонов, так как они дополняют возможности друг друга. Конденсаторные микрофоны имеют высокую чувствительность и позволят передать мельчайшие детали вокала или звучания акустических инструментов. Динамические микрофоны более универсальны и могут также пригодиться при записи инструментов и вокала. Подробнее об особенностях микрофонов и о том, какие из них являются любимцами звезд, читайте в нашем материале.

Несколько советов:

  • При записи на конденсаторный микрофон обязательно используйте демпфирующий «‎паук», чтобы избежать попадания на капсюль внешних вибраций.

  • При выборе конденсаторного микрофона отдавайте предпочтение моделям с возможностью смены диаграммы направленности (подробности в статье выше).

  • Храните микрофоны в специальных кейсах.

  • При записи вокала используйте поп-фильтр.

MIDI-контроллер. Если вы планируете работать с электронной музыкой и использовать сэмплы цифровых инструментов, то MIDI будет попросту незаменим, так как на него можно ‎подать необходимый звук, а потом записать его на цифровой интерфейс. Например, далеко не у всех дома стоит барабанная установка, и тут на помощь приходит MIDI-контроллер.

Несколько советов:

  • Выбирайте клавиатуру, чувствительную к скорости нажатия, она очень многофункциональна.

  • При выборе MIDI обращайте внимание на количество клавиш (две и более октавы — это оптимально).

Кабели. Для коммутации (соединения) всего того, о чём мы писали выше, нужна целая «‎россыпь» кабелей. Для микрофонов, мониторов и других аналоговых устройств вам понадобятся кабели с разъемами XLR и Jack. USB-кабель будет идти в комплекте со звуковой картой. Также в студии должна быть хотя бы пара инструментальных кабелей на случай, если вам нужно будет подключить к интерфейсу электрогитару или «акустику‎» со звукоснимателем.

Несколько советов:

  • Для подключения микрофонов и мониторов используйте балансные кабели.

  • Не пользуйтесь инструментальными кабелями большой длины (больше 5 метров), так как от них возникает много помех.

Как выбрать место для студии и подготовить помещение?

Сразу скажем, что комната в квартире и тон-зал в студии — это две большие разницы. Значение имеют подготовка помещения и выбор места для вашего рабочего стола. Речь тут не идёт о том, чтобы оклеить стены кассетами от яиц — сразу скажем, что это неэффективный способ, так же как и «‎чудодейственный» пирамидальный поролон.

Намного важнее выбрать удачное место в пространстве для вашего рабочего стола. «Как это сделать?» — спросите вы. Нужно экспериментировать! Задача — найти в комнате место с нейтральной акустикой, где не будет гула, ярких отражений от поверхностей. Нужно будет применить весь творческий талант: хлопайте в ладоши, пойте, цокайте, слушайте мониторы в разных локациях. Как узнать, что место удачное? Если у вас нет измерительных микрофонов, то только по собственным ощущениям: должно быть минимум эха и достаточно «‎воздуха».

В идеале перед выбором рабочего места нужно освободить комнату от всех вещей, чтобы избежать лишних отражений. Мы советуем устанавливать мониторы на специальные стойки или настольные подставки, чтобы ваше рабочее место «не играло‎» вместе с динамиками. Иначе на поверку может оказаться, что «‎жирный саунд» из мониторов — всего лишь приятная иллюзия.

У нас есть готовые студийные сетапы (комплекты), которые станут основой вашей домашней студии. Мы подобрали мониторы, звуковые интерфейсы, микрофоны и аксессуары, оптимально подходящие друг другу.

Сетап №1

Audient iD14 MKII + Focal Alpha 50 + Beyerdynamic DT 770 PRO / 32 ohm + AKG P120

Универсальное решение для записи вокала и акустических инструментов в домашних условиях. В качестве аксессуаров советуем:


Сетап №2

Focusrite Scarlett 2i2 3rd Gen + JBL 306P MKII + SE Electronics X1 A + Thronmax Zoom

Отлично подойдет для записи вокала и работы над стримами. На рабочем столе будет сосредоточено всё, что нужно для качественной записи.

Сетап №3

PreSonus Studio 24C + IK Multimedia iLoud Micro Monitor + Audio-Technica ATH-M50X + SE Electronics X1 S Vocal

Многофункциональный вариант для тех, кто ограничен пространством. Компактные мониторы имеют полновесное звучание, которое трудно ожидать от такого форм-фактора (комплект хорошо впишется в работу с сэмплером и синтезаторами).

Сетап №4

Native Instruments Komplete Audio 2 + ADAM AUDIO T5V + AKG K240 Studio + Lewitt LCT240 PRO VP + Rode PSA1

Если вы планируете создавать и записывать электронную музыку, мы советуем вам обратить внимание на комплект, в котором «‎играют» мониторы ADAM (обратите внимание, что фазоинвертор у них на тыльной стороне, не стоит ставить колонки близко к стене).

Для коммутации комплектов подойдут:

Аксессуары для сетапов:

В студии Dr.Head вы можете протестировать всё доступное студийное оборудование, а наши эксперты помогут вам собрать сетапы под ваши задачи. Для вашего удобства мы открыли запись на тестирование студийного оборудования. Ждём вас в нашем шоуруме! 

Комментарии (5):
А что упаковки для яиц вышли из моды? Чем теперь облеивать стены и стоит ли? У меня комната звенит как колокол. Мониторы бъют в заднюю стену, это проблема. СТоячии волны от стала тоже доканали. Есть идеи как это все побороть?
ОтветитьЦитировать
Скажу вам так, исходя из своего личного опыта.. Зависит конечно от направления музыки.. Дома можно очень качественно прописать вокал(сделав небольшую кабинку), оттачивать мастерство написания музыки и в целом разбираться в сведение для опыта. НО! На конечное сведение и мастеринг я рекомендую отдавать в проф студии. Сейчас по такому принципу и работаю над своим материалом
ОтветитьЦитировать
Цитата
Гость пишет:
Скажу вам так, исходя из своего личного опыта.. Зависит конечно от направления музыки.. Дома можно очень качественно прописать вокал(сделав небольшую кабинку), оттачивать мастерство написания музыки и в целом разбираться в сведение для опыта. НО! На конечное сведение и мастеринг я рекомендую отдавать в проф студии. Сейчас по такому принципу и работаю над своим материалом
привет  
ОтветитьЦитировать
Дорого получается, может легче в студию зайти? К советам тоже есть вопросы, чем комнату оббивать?
ОтветитьЦитировать
Спасибо за такую крутую подачу материала! простым и понятным способом объяснили многие нюансы, я давно хожу вокруг да около темы создания своей домашней студии, но пока не могу никак решиться, кажеться муторное дело это и соседы не будут счастливы.
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено