Домашняя студия звукозаписи: что нужно для начала работы со звуком?

Человек, который делает первые шаги в работе со звуком часто сталкивается с дилеммой: из каких компонентов должна состоять домашняя студия?

Вариаций может быть великое множество, однако, мы хотим предложить универсальную модель рабочего места для процесса аудиопроизводства. Какой набор инструментов должен быть в арсенале начинающего звукорежиссёра?

1. Компьютер

В первую очередь, выберите ту платформу на которой вам удобно работать.

  • Для аудиопроизводства большую роль играет тактовая частота процессора. Выбирайте процессор с максимальной тактовой частотой — это даст вам возможность работать с аудио в настоящем времени с минимальной временной задержке.
  • Если вы планируете заниматься написанием музыки, уделите особое внимание объёму и скорости оперативной памяти. Работа с сэмплами поглощает большой объём оперативной памяти. Для написания музыки не стоит рассматривать компьютер с ОЗУ меньше 32 Гб, начинать лучше с 64 Гб.

2. Рабочая программа DAW (digital audio workstation)

Цифровая рабочая станция. Программа сама по себе не сможет дать хороший результат, она является инструментом. Важно то, как вы умеете использовать потенциал ПО. Обращайте внимание на удобство интерфейса и функционал. Выбирайте программу исходя из задач, которые вы перед собой ставите, например:

  • Если вы хотите создавать музыку или выступать перед публикой, то вам подойдут Ableton Live, Steinderg Cubase, Steinderg Nuendo, Avid Pro Tools или Cockos Reaper.
  • Начинающие звукорежиссёры часто предпочитают FL Studio.
  • Если вы работаете на платформе Apple, то обратите внимание на Apple Logic Pro.

3. Аудиоинтерфейс

Для начального сэтапа можно обратиться к внешнему аудиоинтерфейсу. Экономить на интерфейсе не стоит, так как это основной рабочий инструмент в вашей студии.

  • Количество входов и выходов в аудиоинтерфейсе подбирается исходя из целей работы, если вам необходима параллельная запись большого количества инструментов, то интерфейс должен соответствовать этим запросам.
  • Не стоит покупать на вторичном рынке старые интерфейсы, так как их драйверы могут не поддерживаться современными устройствами. Это значительно усложнит процесс работы или сделает его вовсе невозможным.
  • Убедитесь в совместимости параметров компьютера и аудиоинтерфейса — простое и важное правило.

    Какие аудиоинтерфейсы мы можем посоветовать для начала работы со звуком?

4. Коммутация (соединие)

 

Выбор коммутации зависит от возможностей и предпочтений пользователя, однако, на что обратить внимание?

  • На качество экранирования кабелей (защита от внешних наводок и помех);
  • На качество изоляции кабелей (хороший кабель находиться в плотном виброизолирующем материале).

5. Студийные мониторы

Качественные мониторы позволят вам в полной мере детально услышать результат вашей работы. Студийные мониторы должны выявлять проблемы в записи, чтобы вы имели возможность устранить их на начальном этапе работы.
Мониторы делятся на две основных типа:

  • Пассивные мониторы (требуют подключения к внешнему усилителю).
  • Активные мониторы (мониторы со встроенным усилителем) — на первом этапе они предпочтительнее.
  • На что обратить внимание?

  • Не стоит устанавливать большие мониторы в маленькое неподготовленное помещение. Необходимо соблюдать соразмерность.
  • Мониторы нужно подбирать по личным предпочтениям. Нужно, чтобы качество их звучания устраивало именно вас.

Мониторные наушники

Наушники позволяют более филигранно работать над нюансами записи. Используя в работе мониторы и наушники вы сможете услышать более полную звуковую картину, так как восприятие будет различаться.
В мониторных наушниках, помимо прочего, стоит обратить внимание на их звуковое оформление:

  • Полноразмерные открытые наушники подойдут для написания музыки и свидения записей.
  • Закрытые полноразмерные наушники и внутриканальные наушники хорошо подойдут непосредственно для записи, так как микрофон не будет улавливать их звук.

Лучше иметь в своём арсенале несколько пар наушников с разным звуковым оформлением (открытым и закрытым).

6. MIDI контроллер

Использование MIDI-клавиатуры при записи партий цифровых инструментов — незаменимо. Кроме того, MIDI даёт возможность управлять любыми функциями программы, которую вы используете. На неё можно назначить функции вашего софта — это экономит время и делает процесс работы удобнее.

8. Динамические и конденсаторные микрофоны

Для студийной работы используют как конденсаторные, так и динамические микрофоны. Следует исходить из того, для какой записи будет использоваться микрофон, например:

  • Для записи акустических инструментов можно использовать узкомембранный конденсаторный микрофон. Со своей стороны, он позволит сделать максимально чистую запись, так как частота «вредных» резонансов микрофонов такого типа находятся вне слышимого спектра.
  • Для записи вокала используют конденсаторные или динамические микрофоны. В этом пункте очень многое зависит от личных предпочтений вокалиста и звукорежиссёра. У каждого типа микрофонов есть свои преимущества, например, динамические микрофоны снимают более естественное звучание и менее чувствительны к вибрациям. Конденсаторные микрофоны, часто, способны дать более детальное звучание вокала.

Мы можем посоветовать следующие модели микрофонов для сэтапа начального уровня:

Какие краткие рекомендации можно дать по вопросу организации пространства домашней студии?

Рабочее место

Сразу нужно отметить, что акустически неподготовленное помещение очень редко может служить хорошим стартовым рабочим местом. Акустическому оформлению студии мы посвятим отдельную статью, а пока хотим лишь развеять один устоявшийся миф о «чудодейственном» пирамидальном поролоне.

  • Отделка помещения пирамидальным поролоном — это не эффективный способ подготовки помещения, так как эти панели поглощают очень незначительный частотный спектр.

В организации рабочего пространства одно из ключевых мест занимает установка мониторов, попробуем кратко затронуть этот аспект:

Где и как устанавливать мониторы?

  • В помещении нужно найти место в котором мониторы будут передавать оптимальную и точную звуковую картину. В процессе выбора рабочего места помещение должно быть абсолютно пустым, чтобы избежать посторонних звуковых отражений. Конечно, здесь нужно полагаться на собственный слух и ощущения. Вокруг выбранной вами оптимальной точки будет строиться ваша студия.
  • Лучше устанавливать мониторы на стойках. Стойки сокращают вибрации, передающиеся от мониторов на рабочее место. Мониторы на стойках звучат более нейтрально и передают действительную звуковую картину.

Какие стойки мы можем посоветовать?

  • Очень важно чтобы между вами и мониторами не было больших отражающих поверхностей. Компактное рабочее место будет идеальным решением с хорошей стереобазой.

Мы представляем вашему вниманию видео, в котором профессионал своего дела - студийный звукорежиссёр Илья Лукашев рассказывает об основах построения домашней студии.

Перед покупкой оборудования для вашей домашней студии необходимо в живую его послушать, так как никакие форумы не смогут заменить личные ощущения. В отделе PRO-Audio Dr.Head у вас есть возможность послушать и сравнить оборудование, для создания оптимальной концепции звука вашей домашней студии.

Ознакомиться с вариантами сетапов для работы со звуком.

Комментарии (1):
Отличная статья! Так и есть как сказано)
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено