Микрофонный предусилитель: для чего нужен и как выбрать?

Подбор микрофонов для студии — увлекательное и затягивающее занятие. Однако нельзя забывать, что они нуждаются в усилении, от которого во многом будет зависеть исходное звучание. Предусилитель (он же преамп) способен как подчеркнуть достоинства микрофона, так и свести их на нет. Поэтому сегодня поговорим о выборе микрофонного предусилителя и его особенностях. Гид адресован тем, кто только начинает работать со звуком и создаёт или планирует свою студию звукозаписи. Поехали!

Что такое микрофонный предусилитель?

Это устройство, которое усиливает слабый сигнал, поступающий на него от микрофона, до линейного уровня для дальнейшей его передачи на усилитель мощности и мониторы. Большинство аудиоустройств работает именно с линейным (аналоговым) сигналом. Преамп — это своего рода посредник между микрофоном и другим оборудованием. Представим эту схему так: микрофон + предусилитель + записывающее устройство.

Помимо основной задачи усиления, многие преампы также регулируют и другие параметры микрофонного сигнала. Для небольших студий такие приборы будут удобнее, но сложнее для подключения к другому оборудованию.

Чем отличается преамп от аудиоусилителя?

У этих двух устройств есть общая задача — усиление звука, но на этом сходства заканчиваются. Преамп усиливает слабый микрофонный сигнал на входе и доводит его до линейного уровня, а Hi-Fi-усилитель берёт линейный сигнал и повышает его мощность на выходе для передачи на акустическую систему.

Форм-фактор

Преамп может быть как встроенным в аудиоинтерфейс, так и отдельным устройством. Условно мы разделили их на три группы по форм-фактору.

Для рэковой стойки

Преамп, созданный специально для размещения в стандартной рэковой стойке шириной 482,6 мм по соседству с другим студийным оборудованием. Преимущество такого варианта в том, что вся коммутация приборов выходит на тыльную сторону стойки и не мешает звукоинженеру в работе. Рэковая стойка даёт быстрый доступ к настройке преампа вкупе с другим оборудованием. Чаще всего такой стационарный форм-фактор встречается в профессиональных студиях звукозаписи.

Настольный

Более компактное решение, чем модель для рэковой стойки. Его устанавливают в непосредственной близости от микрофона или в любом удобном рабочем месте. Такой форм-фактор позволяет использовать преамп на выезде — как правило, у таких моделей даже есть ручка для переноски. Один из примеров настольных приборов — бустер — дополнительный преамп для очень требовательных к усилению микрофонов, которым мало мощности аудиоинтерфейса. Бустер соединяется с основным преампом или аудиоинтерфейсом, добавляя звучанию микрофона нужный окрас‎, например, делая акцент на средних частотах. 

СОЮЗ Launcher Deluxe — двухканальный бустер, который передаёт микрофонный или инструментальный сигнал, добавляя в него дополнительный драйв и динамику.

Серия 500

Это компактные модульные преампы, которые встраиваются в студийные консоли. У таких моделей может не быть входов и выходов, так как они есть непосредственно в консоли. Основное преимущество платформы серии 500 — это цена. Такие модели стоят дешевле стандартных рэковых предусилителей, а значит примерно за те же деньги можно поставить несколько преампов с разным характером звука.

Кроме того, этот формат сэкономит место, так как преамп серии 500 в несколько раз меньше рэковых аналогов (но для его установки понадобится студийный пульт или специальное шасси). Для небольших студий такие приборы будут удобнее, но сложнее для подключения к другому оборудованию.

Входы и выходы

У любого преампа есть микрофонный вход и линейный выход — как правило, с балансными коннекторами XLR, которые часто объединяют с 6.3 мм для большей универсальности подключения. Также у этих устройств встречаются Hi-Z и линейные входы для подключения и записи музыкальных инструментов: электро- или бас-гитары, синтезатора и других.

Количество микрофонных входов у предусилителей различается, но чаще встречаются одноканальные и двухканальные модели для подключения одного или пары микрофонов. Есть также четырёхканальные, восьмиканальные и ещё более «‎вместительные» преампы. Обычно количество входов соответствует количеству выходов, но есть и другие варианты. Например, когда у одноканального преампа два выхода, которые позволяют разделить сигнал: один отправить прямиком на записывающее устройство, а второй пропустить через компрессор, эквалайзер и другое оборудование.

У некоторых преампов, например, у Audient ASP880 есть возможность вывода не только аналогового, но и цифрового сигнала для его отправки по специальным протоколам в аудиоинтерфейс. Передача сигнала в цифровом виде может уберечь его от наводок и искажений, которые характерны для аналогового.

Универсального совета о том, сколько каналов должно быть у преампа, нет — исходите из студийных задач. Если вы планируете записывать фортепиано или барабанную установку, то одним микрофоном не обойтись, соответственно, нужен многоканальный преамп. Одноканальные или двухканальные модели отлично подойдут для домашней студии, у которой нет задачи записывать звук с нескольких микрофонов одновременно.

Типы микрофонных предусилителей

На рынке параллельно развиваются и производятся преампы с разными схемотехниками: ламповой, транзисторной и гибридной. Конструкция преампа напрямую влияет на его звучание, и мы остановимся именно на нём, не уходя с головой в тонкости электроники.

Ламповые

За усиление сигнала в этих устройствах отвечают вакуумные лампы — такая конструкция появилась на заре звукозаписи и используется по сей день. Как ни странно, ламповые приборы любят за их несовершенства. Лампа добавляет в звучание больше нелинейных искажений, которые человеческое ухо воспринимает как «‎теплоту» и мягкость. Часто у таких преампов очень выраженные средние частоты, слегка компрессированный верх и бас. Однако, очень многое будет зависеть от используемых ламп и особенностей усилительного каскада. Приборы с такой конструкцией дадут микрофону винтажную звуковую краску, которая будет уместна при записи вокала или музыкальных инструментов, когда нужно добиться мягкого и плавного звука.

Транзисторные

Более совершенная по сравнению с ламповой конструкция. Твердотельные (транзисторные) приборы обладают более точным и чистым звучанием — у них низкий уровень нелинейных искажений. Такие преампы выдерживают высокое звуковое давление и отлично передают широкий динамический диапазон без компрессии и искажений.

Отметим двухканальный Lake People Mic-Amp F355 с очень «стерильным‎» усилительным трактом, который передаёт звучание микрофона практически без примеси своего характера. У преампа чрезвычайно малый уровень собственного шума в -129 дБ.

Гибридные

В таких преампах используются транзисторные и ламповые усилительные каскады. Это конструкция, объединяющая сильные стороны ламповых и транзисторных приборов — мягкость и отличную динамику звука. Пример гибридного преампа — SimpleWay Audio Vacuum Stereo. У него минимальный уровень нелинейных искажений (всего 0.002%) и пропускная способность сигнала до 100 кГц для записи широкого динамического диапазона музыкальных инструментов.

Функции преампа

Помимо регулировки усиления, у микрофонных предусилителей бывают дополнительные элементы управления и функции, полезные во время записи. На рынке есть устройства типа «Channel Strip», объединяющие в себе преамп, компрессор, эквалайзер, аттенюатор и другие приборы. Одно такое устройство позволяет точно регулировать параметры звука ещё до его попадания в рабочую программу и способно заменить целую рэковую стойку с аппаратурой. Однако отдельные блоки студийного оборудования (компрессоры, эквалайзеры и т.д.) часто лучше по качеству. 

Возможности «‎классического» преампа в обработке звука скромнее, но и у него есть полезный функционал, который поможет улучшить качество записи.

  • Фильтр низких частот. Встречается практически у всех преампов. Фильтр срезает низкие частоты чаще всего от 150 Гц и ниже — это отличный способ избавиться от низкочастотного гула при записи вокала и акустических инструментов. Функция особенно актуальна для микрофонов, у которых нет встроенного фильтра.

  • Фантомное питание. Функция, включающая питание 48 В для работы с конденсаторными микрофонами.

  • Pad. Снижение уровня звукового сигнала, как правило, на 10 или 20 дБ. Эта функция потребуется в работе с громкими источниками звука: бас-бочкой, гитарным кабинетом или медными духовыми.

  • Встроенный усилитель для наушников. Функция, встречающаяся далеко не во всех преампах, которая позволяет контролировать звучание микрофонного сигнала до его прохождения через другое студийное оборудование (компрессоры, эквалайзеры и интерфейс). Встроенный усилитель для наушников у Neumann V 402 даёт возможность подстроить уровень и параметры звука до того, как он попадёт в другое оборудование.

  • Переключатель фазы/полярности. Понадобится при записи звука с нескольких микрофонов (например, с помощью стереопары), или когда в один преамп идёт сигнал с микрофона и музыкального инструмента. Функция согласует временные показатели сигнала, и звук становится синхронным. Изменение фазы также оказывает влияние на звук, добавляя ему некую краску‎, поэтому функцию используют для создания нужного звукового колорита.

  • Включение/выключение трансформатора. Некоторые преампы позволяют добавлять и исключать трансформатор на пути микрофонного сигнала, что сказывается на характере звука. С включенным трансформатором преамп получит небольшой винтажный звуковой окрас (с примесью нелинейных искажений), без него звучание будет более «стерильным‎» и прозрачным.

  • Моно-/стереорежимы. Функция актуальна для двухканальных преампов — она позволяет делать запись в стерео с помощью пары микрофонов. Чаще всего стерео создается в DAW, но есть преампы, которые позволяют сделать это сразу при записи, например, HUM Audio Devices RP-2 c дистанционным управлением. При нажатии кнопки M/S Decoder пара подключенных микрофонов начнёт работать сообща, записывая правый и левый каналы.

Вывод

Выбор отдельного микрофонного предусилителя непрост, так как на рынке множество вариантов с разным функционалом. Исходите из своих студийных задач: одному звукорежиссеру может хватить двухканального преампа, а другому и восьми каналов будет мало. В профессиональных коммерческих студиях, как правило, есть парк преампов, которые звукорежиссёр подбирает непосредственно под артиста — его голос, манеру исполнения, характер. Поэтому, как и любое другое аудио, преампы обязательно нужно слушать перед покупкой. Помните: хороший предусилитель — это инвестиция. Он будет служить долгие годы, расширит возможности записи и поможет найти собственное звучание.

Приходите тестировать преампы в магазины Dr.Head! Вы можете сделать это в студийных условиях — просто запишитесь на прослушивание, и мы соберём интересующий сетап до вашего прихода.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (6):
Д
Здравствуйте! СОЮЗ Launcher работает только с динамическими микрофонами и их подвидом - ленточными моделями. СОЮЗ Launcher Deluxe совместим с конденсаторными микрофонами, так как у него есть "сквозной" режим работы. Launcher будет подкрашивать звучание и передавать фантомное питание от аудиоинтерфейса.  
ОтветитьЦитировать
Здравствуйте! Конденсаторный микрофон требует фантомное питание 48, лончер союз тоже требует фантомное питание 48.
Если в одну цепь включить лончер и конд.микро— ничего не работает. Не подскажете как можно сделать так, чтобы работало?  
ОтветитьЦитировать
Что посоветуете для SM7B?  
ОтветитьЦитировать
Цитата
Гость пишет:
Что посоветуете для SM7B?  
Cloud Microphones CL-2 хорошо подойдёт. При желании через него можно два микрофона подключить  
ОтветитьЦитировать
Что делать если при записи гитарный сигнал клипует?  
ОтветитьЦитировать
Цитата
Гость пишет:
Что делать если при записи гитарный сигнал клипует?  
Включите пад в рабочей программе или в преампе  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено