Как записать звук: 5 правил хорошей студийной записи

Мы подготовили пять универсальных советов, которые помогут сделать запись звука качественнее. Если после долгих студийных сессий вам не нравится звучание трека, посмотрите — может, вы упустили какую-то важную деталь? К этому материалу можно обращаться как при создании своей первой студии, так и при техническом апгрейде уже существующей. Поехали!

1. Акустически подготовленное помещение

Многие мировые хиты были записаны «‎где придётся»: английские группы часто снимали дома за городом, пригоняли туда передвижную студию-фургон и работали. Но в этом была творческая идея — например, запись барабанной установки с насыщенным ревербом в «When The Levee Breaks‎» группы Led Zeppelin. Но если речь идет о качественной записи, хорошие условия играют важнейшую роль.

Позаботьтесь об изоляции комнаты от внешних шумов, доносящихся с улицы. Нужно снизить ранние отражения от стен и других поверхностей, и для этого используют не «волшебный‎» пупырчатый поролон, а специальные звукопоглощающие панели. Тут важно знать меру и не «‎пересушить» комнату — не нужно стремиться к эффекту безэховой камеры. В обработке помещения ориентируйтесь на собственный слух, акустические измерения и жанр музыки, с которым работаете. Нужно создать такую комнату, где не будет возникать гулких звуков и других отзвуков, которые бы «‎лезли» в микрофон.

При записи вокала также следует отталкиваться от музыкального жанра: вам нужен объём или, наоборот, максимально «‎стерильная» запись? Универсального решения нет, но для поп-музыки может лучше подойти маленькое помещение с хорошей акустикой, а для записи, например, оперной партии подойдёт большой тон-зал — в нём она будет звучать открыто и масштабно. Большое помещение может также подойти для записи барабанов — в нём вы получите более объёмное звучание перкуссии.

Однако подготовленные студии с разными тон-залами есть далеко не у всех. В домашних условиях спасительным решением, которое сгладит огрехи комнаты, может стать звукопоглощающий экран — например, SE Electronics RF SPACE. Он оградит микрофон от значительной части отражений в комнате и поможет чище и натуральнее записать вокал.

2. Качественный микрофон, подходящий под конкретную задачу

В большой студии звукозаписи, как правило, есть парк разных микрофонов, которые используют для разных сценариев записи. При том, что микрофон — довольно универсальный прибор, разные модели обладают разными студийными амплуа. Для записи вокала часто используют широкомембранные конденсаторные микрофоны — как транзисторные, так и ламповые. От схемотехники микрофона будет зависеть тембральный окрас его звучания. Одна из самых функциональных моделей, способных передать вокал во всей его красоте, — Lewitt LCT540 Subzero. Одна из его особенностей — это низкий уровень собственного шума, находящийся за пределами слышимого спектра.

Для записи акустической гитары, перкуссии, рояля и других музыкальных инструментов может пригодиться узкомембранный конденсаторный микрофон или стереопара таких микрофонов. Такие модели отличаются натуральным звучанием и хорошо передают характер инструментов с их насыщенным сустейном и обертонами. В качестве отличной стереопары для записи акустических инструментов рекомендуем Союз 013 FET-M-B — несмотря на компактные корпуса, микрофоны передают полновесное звучание.

Если мы работаем с яркими по звучанию музыкальными инструментами (медными духовыми, струнными, перкуссией или с гитарными комбиками), нам могут понадобиться ленточные микрофоны. У них мягкий и немного «‎тёмный» верх, позволяющий сбалансировать даже самые «‎режущие» звуки. В Dr.Head есть парк ленточных микрофонов, один из ярких представителей — HUM Audio Devices ARM-1S. Он отлично подойдёт в том числе для записи вокала: вы получите чуть томный и мягкий голос — очень интересный эффект для джазовых и блюзовых композиций. О классических динамических микрофонах также не забываем, они нам пригодятся как в студии, так и на сцене. Присмотритесь к AKG D7 — динамический микрофон, который одинаково хорошо справится с записью голоса и инструментов.

Следите за исправностью микрофонов, они не должны создавать помехи и шумы. Коннекторы должны надежно фиксировать кабель, чтобы сигнал не пропадал. Если есть проблема с микрофоном, обратитесь в сервис Dr.Head, мы постараемся ее исправить.

3. Микрофонные предусилители, раскрывающие потенциал микрофонов

Сочетание преампа и микрофонов — это большое поле для экспериментов и творческой свободы, в котором можно найти «тот самый‎» звук. Практически во всех аудиоинтерфейсах есть встроенные преампы, которые хорошо справляются со своей задачей записи микрофона. Однако можно значительно повысить качество записи с использованием отдельного блока предусилителя для микрофонов. Во внешнем преампе более сложная схемотехника усиления микрофонов и больший функционал, он сможет раскрыть характер даже коллекционного винтажного конденсаторного микрофона. Здесь следует внимательно слушать и подбирать устройства друг к другу. Учитывайте особенности микрофонов, их тембр и характер.

Если вы имеете дело с ярким и открытым микрофоном, отличную пару ему может составить чуть более «‎тёмный» и спокойный ламповый преамп. И наоборот — растормошить «мягкий‎» ленточный микрофон можно с помощью яркого транзисторного предусилителя. Есть также гибридные преампы, в которых друг с другом взаимодействуют две схемотехники. Например, SimpleWay Audio Vacuum. Его особенность — в широкой пропускной способности сигнала, которая необходима для передачи даже самого насыщенного и динамичного звука, чтобы отражать тон и характер музыкального инструмента. Если добавить к этому внушительное усиление и необыкновенно низкие искажения, то мы получим ламповый прибор практически без недостатков. Мы тестировали Vacuum с электрогитарой и вокалом и были впечатлены его насыщенным и открытым звучанием.

Ещё один интересный преамп — Neumann V 402. Он сочетает в себе глубокий, но при этом очень чистый звук. Его увесистая и быстрая подача хорошо покажет себя на записи вокала, когда следует подчеркнуть тончайшую микродинамику.

4. Надёжный дибокс для записи гитары и баса в линию

На сцене и в студии часто возникает необходимость получить линейный сигнал от электрогитары, баса или синтезатора, чтобы подать его в интерфейс. Однако при конфигурации «интерфейс (или пульт) + инструмент» очень часто теряется важная составляющая звука из-за плохой согласованности между ними. Звук становится тусклым и теряет динамику. Исправить положение может дибокс, сохранив натуральный тон звучания инструмента и превратив гитарный небалансный сигнал в балансный для его дальнейшей передачи без потерь в пульт на концертной площадке или в интерфейс. 

SimpleWay Audio прославились своими дибоксами, в частности D1 Mini с полностью транзисторной схемой усиления, благодаря которой звучание бас-гитары или синтезатора дойдёт до пульта во всей красе без снижения детальности и динамики. D1 Mini легко взять с собой в тур, так как он очень лёгкий и не займёт много места в педалборде. Также полезная возможность дибокса D1 Mini — функция Ground Lift, которая убирает фон от заземления. Звук становится чище и прозрачнее — актуально как для студии, так и для сцены. У SimpleWay Audio скоро появится новое поколение дибоксов серии J — с нетерпением ждём их на тест.

5. Кабели

Следует внимательно относиться ко всем звеньям аудиотракта, не забывая и про коммутацию между всеми приборами. Именно она способна в конечном итоге испортить процесс записи. Важно, чтобы у кабелей были надёжные разъёмы и хорошая изоляция. Не стоит использовать тонкие провода с пластиковыми коннекторами — велика вероятность, что они будут «фонить‎» и ловить наводки от окружающего оборудования. Кабель в профессиональном аудио пока незаменим, но он всегда стремится выступить антенной, способной поймать множество помех, которые затем придут в ваш предусилитель звука и мониторы.

Раскрутите разъём и посмотрите, как спаяны контакты, есть ли изоляция. Вам станет понятно, хороший ли перед вами кабель. При соединении обратите внимание: кабель не должен болтаться, не должен пропадать сигнал. Не бросайте кабели на полу, так как их легко перебить, проехавшись по ним ящиком с аппаратурой или чем-то тяжёлым. Лучше отвести для них отдельное место, где они будут аккуратно ждать своего часа в скрученном виде.

У Dr.Head есть кабели собственного производства HeadMade, в которых используются качественные разъёмы Neutrik и проводники из чистой меди, хорошо изолированные от внешних наводок. Ещё одна их фишка — разные цвета. Благодаря этому удобно быстро ориентироваться в студийной коммутации, переключать устройства и находить неисправности.

Наша пятёрка правил поможет сделать вашу домашнюю запись более качественной и профессиональной. В Dr.Head вы можете протестировать любое оборудование в студийных условиях. Мы вас ждём!

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (10):
Классный материал, доходчиво написано. Спасибо.
ОтветитьЦитировать
БВ
Гость, спасибо, что читаете! :)  
ОтветитьЦитировать
Спасибо за полезный материал! Было бы интересно, если бы вы рассмотрели какой-то готовый сетап для студии дома. Типа купил - и вот тебе готовая домашняя студия
ОтветитьЦитировать
БВ
Гость, спасибо, что читаете! По вашему запросу у нас есть несколько материалов — вот здесь готовый сетап для домашней студии; в этой статье мы разобрали, как построить студию дома; а здесь — какое нужно оборудование для домашней студии.
ОтветитьЦитировать
Мне почему-то кажется, что летночный микрофон - это анахронизм. Ну как одна из красок если только, а использовать его на постоянной основе как? Очень специфический
ОтветитьЦитировать
Д
Игорь, мы в студии Dr.Head часто используем ленточные микрофоны для записи гитарных кабинетов, акустической гитары и рояля. Также ленточный микрофон отлично себя показал на записи духовых инструментов.  
ОтветитьЦитировать
Без дибокса не жизнь, это ответсвенно заявляю. У меня теперь гитара даже на домашней записи идёт через дибокс в карточку. У меня J1
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, спасибо за ваш пользовательский опыт!
ОтветитьЦитировать
Что значит «ранние отражения» в первом пункте?
ОтветитьЦитировать
Д
Наталья, здравствуйте! Обычно путь звука в среде описывается просто — источник воспроизводит звуковую волну, которая по воздуху доходит до наших ушей и вызывает колебания барабанной перепонки. Но в реальности все сложнее.
Звуковая волна распространяется от источника во все стороны и достигает не только наших ушей, но и разных поверхностей в помещении. Да и наше ухо слышит не только «прямой» сигнал из источника, но и все отражения.
Сильнее всего на восприятие звука влияют ранние, или первичные отражения. Это — волны, которые были один раз отражены от ближайших поверхностей и достигли уха раньше остальных. При сложении с основным звуком они сильно искажают звуковую картину.
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено