Hi-Fi: в чём смысл «‎высокой точности»?

Вы удивитесь, когда узнаете, что Hi-Fi на Западе в 1980-е был практически в каждом доме. Да-да: портативные девайсы только набирали обороты, а в качестве источников люди использовали либо винил, либо ленту. В то же время рождались ипращуры современных AV-ресиверов (ресивер отличался от усилителя тем, что у него на борту, помимо прочего, был радиоприёмник). В XXI веке Hi-Fi стал нишевой историей для ценителей. Мы же хотим, чтобы качественный звук распространялся как можно шире, поэтому сегодня поговорим о «‎высокой точности».

Когда всех начало интересовать качество звука?

В сороковые годы публику перестал устраивать звук из радиоприёмников, людям захотелось большего — слышать музыку так, будто оркестр или бенд переехали прямиком в их квартиры. И Кулибины по всему миру начали ломать голову, как можно улучшить качество записи и воспроизведения. Всё началось с одного гениального инженера Гарри Ф. Олсона, который работал в RCA. Изобретатель решил провести эксперимент, ставший классикой жанра: люди слушали музыку с записи, а ученый следил за их реакцией. Олсон понял, что вся загвоздка, которая мешает хорошему восприятию музыки слушателем, кроется в шумах (в разнообразных щелчках и треске). 

Как проходил эксперимент: публику посадили в большой зал, разделив его на две части акустически прозрачной тканью. За занавесом играл оркестр, а учёный опускал и поднимал специальный фильтр, который убирал из звука часть диапазона. Слушатели единогласно высказывались, что полный звуковой спектр лучше, чем урезанный, но всё изменилось, когда вместо оркестра за занавесом заиграла музыкальная система с громкоговорителями. Если из громкоговорителей доносились серьезные помехи и треск, то публика просила опустить фильтр, но, если качество воспроизведения было на уровне, то все предпочитали слушать музыку без ограничений. Тогда был сделан логичный для нас сейчас вывод — качество аудио определяет качество звука и восприятия (на тот момент такое заключение было революционным).

Стремительное развитие

Эксперимент дал толчок к исследованиям в области звукозаписи и воспроизведения, а вместе с тем в эту область потекли инвестиции — так зарождалась индустрия Hi-Fi, хотя эту аббревиатуру ещё не использовали.

Как из рога изобилия посыпались изобретения, повысившие качество звука: аудиозапись на магнитной ленте, долгоиграющая виниловая пластинка со скоростью вращения 33,3 оборота (намного долговечнее и качественнее, чем грампластинки прошлых лет), FM-радио с частотным диапазоном шире, чем у AM-радио. В динамиках акустических систем начали использовать подвесы, что значительно улучшило звучания баса (заслуга двух инженеров — Эдгара Виллчура и Генри Клосса).

В 1950-х в маркетинге появляется категория «‎High Fidelity» (с анг. «‎высокая точность»). Покупатель воспринял маркетинговый ход двояко: одни бросились покупать Hi-Fi, так как это модно, а другие впрямь услышали разницу между AM и FM-радио и новыми и старыми пластинками. Энтузиасты звука побежали скупать отдельные компоненты с высокой точностью воспроизведения (усилители, вертушки, динамики), например, под брендом New Orthosiphonis.

1960-е: звук устремляется в стерео

С использованием стереозаписи, то есть отдельной записи правого и левого каналов, произошла революция в музыке. Уход от моно — это стремительное явление, уже на записях ливерпульской четверки можно встретить стереомиксы (хотя у коллекционеров больше ценится именно моно — вспомним «Белый альбом» тех же The Beatles). Стерео смогло изменить музыкальное восприятие, подарив слушателю более реалистичный звук. Два канала создали объёмное звучание, которое можно было напрямую сравнивать с живым выступлением. Наверное, поэтому музыка в стерео и сейчас так же правит балом, как тогда. Многоканальное воспроизведение в большей части используют в озвучке фильмов, а музыку сводят и мастерят именно для стереосистем (трифоники с сабвуферами — популярное решение, которое условно можно приравнять к стерео).

Именно в это золотое время для Hi-Fi Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission) совместно с производителями аудио указали технические требования, которые должны выделять аппаратуру «‎высокой точности». Здесь рождаются многим знакомые числа 20 Гц — 20 кГц, которые с тех пор часто красуются в технических описаниях домашнего аудио.

С тем, откуда «‎есть пошла высокая точность», мы разобрались, теперь поговорим о самых насущных вопросах.

Зачем современному человеку Hi-Fi?

Мы живём в век потребления: идя в магазин, внимательно читаем состав, смотрим сроки, чтобы приобрести самый свежий и качественный продукт. Так же внимательно мы выбираем смартфоны: важно, чтобы на задней панели была россыпь камер для разных сюжетов, огромный объём памяти и атомный реактор в качестве «‎аккума». С нашей точки зрения, подбор домашнего аудио должен быть столь же скрупулезным.

Особенность Hi-Fi — в том, что он может перенести вас на несколько ступеней выше в качестве прослушивания. Это возможно благодаря сложным техническим решениям, которые применяют в усилителях, проигрывателях, акустике, кабелях и так далее. У нас родилась аналогия с индустрией моды: есть масс-маркет, который мы можем встретить в любом торговом центре, он приемлем по качеству, удобен, неприхотлив. В рубашке за 3000 рублей вполне можно выйти в свет. Но когда перед вами (а лучше на вас) будет рубашка, сшитая, например, в Неаполе, то вы сразу это почувствуете: рукава вшиты вручную, нет ни единой прямой линии швов, всё анатомически просчитано, даже пуговицы сделаны не из пластика, а из натурального перламутра. И мы ещё не дошли до материала. Как человек будет ощущать себя в таких рубашках, надевая их в офис или на вечерние встречи? Мы уверены, что превосходно!

Hi-Fi — та самая итальянская рубашка, так как в высококлассном аудио используют технологии, позволяющие передать весь звуковой цвет записи с его насыщенностью, комфортомом, осязаемостью и множеством деталей, которые проявляются в мелочах. Например, высокочастотный купол итальянской акустики Sonus Faber — элегантное сочетание эстетики и технологий. Слушая аппаратуру высокого уровня, вы создадите некую планку ощущений, ниже которой не захотите больше опускаться. Звук из «‎утюга» вас больше точно не устроит, так как он не информативен: мало деталей, мало динамики, мало жизни. Сразу возникает следующий вопрос.

Может ли Hi-Fi быть бюджетным?

Да, большинство производителей имеет в своих линейках модели начального уровня, доступные по цене. Можно начать знакомство с Hi-Fi именно с таких моделей. Мы уверены, что со временем пользователю захочется большего, и он продолжит искать свой звук. В области аудио «‎потолка» нет.

Есть мнение, что винил — это очень дорогое хобби. Многие закатывают глаза, когда речь заходит об аналоговом звуке (недосягаемо и для аудиофилов). А ведь с популярностью винила такие бренды как TEAC, Pro-Ject, Audio-Technica и другие представили проигрыватели в доступном сегменте. Такой же подход распространяется и на усилители — как правило, каждый уважающий себя бренд имеет по одной самой бюджетной модели, будь то Denon, Yamaha или NAD.

Из чего берутся такие высокие цены на аудио? Тут множество факторов — это и стоимость разработок, и технологическая сложность производства, и материалы и, конечно, как по Марксу, труд. Ни для кого не секрет, что сейчас большую часть бытовой техники делают в Поднебесной, но это не оказывает негативного влияния на качество, как принято считать. Каждое производство имеет свою экспертизу, которую контролирует головная компания. Например, у английского производителя акустики Bowers & Wilkins есть фабрика в Китае, но контроль «сверху» осуществляется на каждой стадии производства. И, кстати, стоимость труда в Китае не самая низкая, хотя и меньше, чем в Европе. Кстати, большинство производственных линий уже давно автоматизировано, а это положительно сказывается на ценообразовании.

Как правило, только флагманские линейки изготавливают на главном производстве — отсюда и их высокая стоимость.

Может быть, проще покупать винтажный Hi-Fi?

Сразу нужно оговориться, что понятие «‎винтажный» подразумевает аппаратуру, которая в своё время являлась флагманской, находилась вверху модельного ряда и стоила дорого. Нужно сказать, что такой Hi-Fi и сейчас не потерял в цене. Всё остальное — это просто ‎старая аппаратура. Как мы написали в начале материала, рынок аудио в 1980-е был практически бездонным, а значит, ‎проходных моделей было очень много. Сейчас такие модели можно купить за бесценок, но только вот высокого качества звука вы не услышите, так как у всего есть свой ресурс, и у них он точно исчерпан. Усилители и проигрыватели — сложные компоненты, там есть чему ломаться (удивительно, да?): будьте готовы менять все конденсаторы, выходные транзисторы и т.д. У акустических систем тоже есть слабые места, например, подвесы, которые со временем дряхлеют (их не делали из таких долговечных материалов, как сейчас).

Если вы не в ладах с паяльником, мы не советуем вам обращаться к вторичному рынку, там слишком много подводных камней. Как говорится: «‎хороший автомобиль — это новый автомобиль», с Hi-Fi работает такой же принцип. Также есть мнение, что звук раньше был чище и честнее, но здесь нет рацио, только ностальгия.

Представляем вам комплекты аудио из разных ценовых сегментов, которые наполнят ваш дом качественным саундом.

Комплекты аудио из разных ценовых сегментов

Комплект для прослушивания CD

Если у вас обширная коллекция дисков, то мы предлагаем вам комплект начального уровня из компонентов английского бренда Cambridge Audio и датской акустики DALI. Колонки Oberon 1 имеют естественное звучание благодаря динамику из запатентованного целлюлозного материала. С нашей точки зрения, акустика оптимально сыграется с усилителем Cambridge Audio AXA25.

Несмотря на невысокую мощность, усилитель выдаёт достаточно динамики, чтобы «‎раскачать» чувствительную полочную акустику. В качестве источника мы подобрали CD-проигрыватель Cambridge Audio AXC35, в который установили качественные «‎транспорт» и ЦАП.

Комплект с напольной акустикой и проигрывателем винила

Прослушивание винила требует внимательно подобранных компонентов. Мы представили своё решение, которое проведет пользователя в мир качественного звука. В качестве усилителя взята модель английского бренда NAD, который обладает впечатляющей энерговооруженностью и породистым, узнаваемым звуком, несмотря на бюджетный сегмент.

Проигрыватель Audio-Technica AT-LPW50PB сможет одним своим присутствием в сетапе закрыть все вопросы по аналоговому звуку. Он точно не будет слабым звеном, даже если подвести к нему компоненты рангом выше (усилитель и акустику за 100 тысяч и более), у вертушки хороший запас возможностей. Многие думают, что напольная акустика — это очень дорого, однако мы предлагаем начать с датского бренда, в линейке которого есть подходящая модель — DALI Spektor 6.

Сетап для искушенных любителей стриминга

Если вам хочется соединить классический Hi-Fi с потоковым воспроизведением музыки, мы советуем вам усилитель Magnat MR780 с ламповым предусилительным каскадом, целым набором цифровых входов и Bluetooth c aptX. Усилитель играет в «Высшей лиге» и является оптимальным для плеера Magnat MMS 730. Плеер принимает сигнал по «‎беспроводу» через Wi-Fi и Bluetooth. Популярные стриминговые сервисы, такие как Spotify и Tidal (с высоким качеством звука), удобно интегрированы и доступны для пользователя.

В качестве акустики мы привлекли новые ‎полочники Dynaudio Emit M20 New Satin — в линейку Emit вложили много решений от старших колонок Dynaudio. Как и всё, что делает датский бренд, эта акустика подарит динамичный и точный звук, который раскроется с хорошим усилителем (именно такой мы предложили выше).

Мы поговорили о том, с чего начинался Hi-Fi, и для чего он нужен современному пользователю. Как собрать домашнюю аудиосистему и на что стоит обращать внимание при выборе? Читайте в нашем материале.

Мы ждём вас в Dr.Head — у нас вы можете послушать всю доступную линейку аудио в специальных музыкальных залах. Для вашего удобства мы открыли запись на прослушивание. До встречи!

Комментарии (1):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE Exposure
Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Funtastique Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Hisense Honor House of Marley HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO
In-ear Inakustik inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Loewe Logitech Lotoo Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev
Magnat Mail.Ru Manley Maono Marantz Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation
Numark OEAudio Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Perfect sound Phiaton Philips Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix
RME Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland ROLI Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink Spear Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Transrotor Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate
Ultimate Ears Ultrasone Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ