История домашних аудиосистем

На чем вы слушаете музыку дома? На чем ее слушали ваши родители? А дедушки и бабушки? Форматы приходят и уходят… Иногда возвращаются. Сегодня мы поговорим о более чем столетней истории звукозаписи с позиции домашней аудиотехники — что и на чем слушали во всем мире и в нашей стране с конца XIX века, и как эти практики изменились к началу XXI.

Фонограф 

1880-е — 1920-е

В 1877 году Томас Эдисон изобрел фонограф — первое устройство для записи и воспроизведения звука. Изобретение произвело фурор. На первых демонстрациях многие не верили своим глазам и ушам, считая происходящее магией или мошенничеством. Например, в Парижской Академии один из профессоров обвинил физиков в чревовещании, отказываясь верить в «способность презренного металла издавать благородный человеческий голос». Фонографы попали и в Россию — один из первых экземпляров Эдисон отправил в подарок Льву Николаевичу Толстому, благодаря чему до нас дошла запись его голоса. 

В фонографе звуковые колебания, полученные при помощи мембраны-микрофона, передавались на иглу, которая выдавливала соответствующие им углубления по вращающемуся звуконосителю — цилиндру, покрытому фольгой. Для воспроизведения нужно было снова поворачивать цилиндр, чтобы игла, следуя по записанной спиральной канавке, передавала вибрации обратно на мембрану, из которой слабый звук усиливался через расширяющийся рупор или передавался в уши с помощью стетоскопа.

Первые записи по сегодняшним меркам были ужасного качества, не отличались долговечностью и не поддавались тиражированию. С годами устройство совершенствовалось: вместо фольги стали использовать слой воска, появилась возможность создавать копии. Покупателям впервые в истории стали доступны музыкальные записи. Однако уже в 1904 году продажи музыкальных цилиндров начали падать, т.к. появились менее хрупкие и более долгоиграющие двухсторонние пластинки…

Граммофон / патефон (механические проигрыватели пластинок)

1880-е — 1950-е

Первым по-настоящему популярным домашним аудиоустройством стал запатентованный в 1887 году немецко-американским изобретателем Эмилем Берлинером граммофон. Принцип действия был по сути тот же, что и у фонографа, но вместо цилиндра использовался диск — пластинка (но виниловой она станет еще не скоро). 

Первые граммофоны с ручным приводом изготавливал немецкий производитель игрушек Kämmer & Reinhardt — они проигрывали 5-дюймовые пластинки из целлулоида. В 1894 Берлинер уезжает в Соединенные Штаты, основывает Gramophone Company и начинает собственное производство граммофонов и пластинок. Сначала это были односторонние 7-дюймовые диски из твердой резины, которую затем заменили на шеллак. Они вмещали до 2 минут записи — как и цилиндры для фонографа того времени. Но в первые годы XX века появились 10- и 12-дюймовые пластинки (около 3 и 5 минут соответственно), а затем запись начали делать на обе стороны. К 1912 году компания Берлинера установила стандартную скорость вращения пластинок — 78 оборотов в минуту, а уже к 1925 году на этот стандарт перешла вся индустрия. Примечательно, что именно размером пластинки обусловлена средняя длительность популярных песен в три минуты, сохранившаяся на десятилетия, несмотря на появление более вместительных форматов.

В 1914 в Британии появился Dulcephone — первый портативный граммофон-чемоданчик, рупор в котором был спрятан в корпусе. В России устоялось название «патефон», образованное от названия французской фирмы-производителя — «Патэ», которая первой начала поставки таких устройств в нашу страну. 

Граммофон был широко распространён в первой половине XX века, однако уже в 20-е годы ему пришлось «подвинуться», так как у публики появился новый интерес и источник звука. 

Радиоприемник

1920-е — настоящее время

Первый радиоприемник был создан немецким физиком Генрихом Герцем в том же 1887, что и граммофон Берлинера, но на становление технологии потребовалось некоторое время. К началу 1920-х годов развитие радиоламп достигло уровня, достаточного для появления радиовещания во многих странах, в том числе и в Советской России.  

17 сентября 1922 года в 15 часов со слов диктора: «Алло, алло! Внимание! Говорит Москва!» началась трансляция радиоконцерта, первой в России музыкальной радиопередачи. 

Радио произвело революцию, ускорив распространение информации и новостей, а также стало центром домашних развлечений — семьи собирались в гостиной у массивных (на тот момент) радиоприемников, чтобы послушать новости, музыку и другие передачи. Что отличало радио от проигрывателей пластинок и появившихся позднее форматов — не нужно было обладать собственной фонотекой и покупать записи, достаточно просто включить приемник, и звук наполнит комнату.  

Радио стало популярным не только дома, но и как часть зародившейся индустрии «автозвука». И если в гостиных радиоприемники постепенно уступили свое место телевизору и другой аудиотехнике, то в автомобилях радио сохранило свою популярность до сих пор.  

Проигрыватель винила (электропроигрыватель)

1940-е — настоящее время

Первые проигрыватели с электрическим приводом появились еще в конце 1920-х годов. По качеству звучания они превосходили современные им граммофоны и патефоны за счёт использования электронных усилителей сигнала, а их головки звукоснимателей были легче, что меньше изнашивало пластинки. Однако такие проигрыватели требовали электричества, внешнего усилителя и громкоговорителя, а также были значительно дороже механических и поэтому стали популярными только в 40-е. Примерно тогда же в английском языке переходят от слова граммофон к «проигрывателю записей» (record player). 

Важное событие происходит в 1948 году — крупнейшая на тот момент фирма грамзаписи Columbia выпустила первую «долгоиграющую пластинку» — LP (Long Play), рассчитанную на скорость вращения 33⅓ об/мин. Пластинки начали делать из нового материала — винилата, благодаря чему они стали не только более объемными по времени, но и менее хрупкими, а частотный диапазон расширился до 50 – 16 000 Гц.

Новые виниловые пластинки были несовместимы с механическими граммофонами. Именно появление электрических звукоснимателей, работавших с усилителем, позволило значительно уменьшить прижимную силу иглы. Последняя стала более тонкой, ширина канавки на пластинке снизилась, а вместе с этим и скорость вращения, и износ пластинки.

Золотой век винила пришелся на 60-е и 70-е годы. Мир перешёл от монофонической записи к стерео, и проигрыватели с акустическими стереосистемами стали появляться в каждой квартире, а пластинки продавались миллионными тиражами. Потом пришли другие форматы, и к началу 1990-х винил стал нишевым продуктом для диджеев, независимых музыкальных сцен, коллекционеров. Однако меньше чем через два десятилетия продажи пластинок в Британии и Соединенных Штатах снова начали расти, а потом случился «виниловый ренессанс». По отчету RIAA (США) за первое полугодие 2020 года, выручка от продаж пластинок впервые с 1980-х превысила выручку от продажи музыкальных CD.

Радиола (Radiogram)

1940-е — 1970-е

Гибрид радио и проигрывателя пластинок стал первым устройством «всё в одном». В России устоялось название «радиола» — вслед за одноименным брендом американской компании RCA, под которым она выпускала радиоаппаратуру. В английском используется термин Radiogram, составленный из «радио» и «граммофона».  

Первые радиолы появились в 30-х и были сделаны из полированного дерева, чтобы сочетаться с мебелью. Это было массивное и дорогое устройство — первый домашний развлекательный центр с динамиком гораздо большего размера, чем у обычного радиоприемника. Рост популярности пришелся на 40-е и связан с появлением виниловых LP. Также выпускались модели и с встроенным телевизором — телерадиолы.

К середине 1970-х годов массивные радиолы уступают место компактным транзисторным радиоприёмникам и компонентным Hi-Fi-аудиосистемам. Но устройства «всё в одном» еще не раз вернутся на рынок в других формах и с новыми форматами. 

Катушечный магнитофон («Бобинник»)

1950-е — 1980-е / 2010-е — настоящее время

История магнитной звукозаписи связана с фонографом. В 1878 году американский инженер Оберлин Смит под впечатлением от устройства Томаса Эдисона предлагает использовать для записи звука магнетизм. В дальнейшем другие инженеры экспериментируют с записью на проволоку из стали, но таким, какими мы их знаем, магнитофон и магнитная лента появляются только в 1935 году в Германии. Причем до окончания Второй Мировой войны технология остается внутри страны. Первые американские и британские магнитофоны разрабатывались на основе «трофейных» и появились в 1947, а в 1949 вышел первый советский бобинник «Днепр-1».

В 50-х разрабатывается многодорожечная запись на пленку, которая в 60-х (с приходом стерео) становится студийным стандартом на долгие годы до появления цифровой записи. Домашние магнитофоны набирают популярность, но в 70-х с распространением компакт-кассет становятся нишевым устройством для энтузиастов. В 80-е большинство производителей перестает выпускать бобинники, но в новом тысячелетии интерес к ним проснулся вслед за винилом. Появляются новые магнитофоны, записываются новые ленты. Стоит все это недешево, но позволяет максимально приблизиться по качеству к студийным ленточным мастер-записям, которые потом тиражируют на пластинки.

Кассетный магнитофон (для компакт-кассет)

1970-е — настоящее время

Как только появились бобины, производители пытались сделать технологию более компактной и разрабатывали свои кассетные форматы, например, в США выпускались не набравшие популярности RCA tape cartridge (1958-1964) и более успешные кассеты 8-track (1964-1990). Однако постепенно весь мир покорил формат компакт-кассет, предложенный в 1963 году бельгийской компанией Philips. 

Изначально кассеты предназначались для диктофонов и записи речи, но технология была улучшена, и в 70-х компакт-кассета становится музыкальным носителем. Маленькая, недорогая, с большей длительностью, чем у винила, и возможностью перезаписи, к середине 1980-х в Америке она стала более популярным носителем, чем винил. Свою роль сыграло в этом и появление различной аппаратуры для воспроизведения — кассетных дек для Hi-Fi-систем, отдельных магнитофонов, в том числе и портативных бумбоксов, автомобильных дек, а затем и первого портативного плеера Sony Walkman. 

В США уже в 1991 году место самого популярного формата заняли компакт-диски. В России же на это время пришелся пик популярности кассет. К середине 2000-х формат, казалось, канул в небытие по обе стороны океана. Но на самом деле кассеты никуда не пропали, и сегодня интерес к ним снова растет.

Компонентное стерео / Hi-Fi-системы

1970-е — настоящее время

С появлением Hi-Fi в 50-х и стерео в 60-х производители начали предлагать модульный подход как более качественную альтернативу устройствам «все в одном» — можно было подбирать акустику, усилитель и проигрыватели различных форматов по своему вкусу, при желании заменяя отдельные компоненты. 

По-настоящему популярным такой подход стал в 70-х, но уже с конца 80-х массы начали отдавать предпочтение более компактным и бюджетным устройствам. Тем не менее, компонентный Hi-Fi никуда не пропал — и по сей день появляются модули с поддержкой новых форматов и технологий. Если вы хотите получить максимальное качество, широчайший выбор и возможности для апгрейда — смотрите в сторону сборки своей компонентной аудиосистемы

CD-плеер

1980-е — настоящее время

В 1980 году Philips совместно с Sony представила компакт-диск, начав цифровую аудиореволюцию. Первый музыкальный диск был выпущен в 1982 году, формат встретили с энтузиазмом. По мере того, как цены на проигрыватели начали снижаться, появился портативный Discman и автомобильные CD-магнитолы, формат начал вытеснять все остальные, обогнав по продажам винил в конце 80-х и кассеты в начале 90-х. На Западе CD достиг пиковой доли рынка в 95.7% в 2002 году. 

Первоначально CD разрабатывался как преемник виниловых пластинок, но достиг даже большего, в конечном итоге став стандартом не только для домашнего и автомобильного аудио, но и для хранения компьютерных данных. В 1999 был представлен Super Audio CD, способный нести многоканальную запись высокого разрешения в DSD-формате, но широкой популярности не приобрел. В 2000-е большинство слушателей было занято скачиванием сжатых файлов, время для Hi-Res Audio еще не наступило. SACD, как и другие физические носители, стал нишевым продуктом. Обычные CD уступили в популярности в 2012 году сначала скачиваемой музыке, а еще через два года — стримингу, который и сегодня занимает самую большую долю музыкального рынка. 

Музыкальный центр

1980-е — настоящее время

Термин появился в 1970 году для устройств, объединяющих в себе ресивер, проигрыватель винила и компакт-кассет, последовавших на рынок вслед за утратившими актуальность радиолами. К концу 80-х место проигрывателя винила занял CD, и музыкальные центры стали гораздо компактнее. Их начали также называть полочным стерео (shelf stereo), миди- или мини-системами. Несмотря на то, что, как правило, их качество звучания уступает компонентным Hi-Fi-системам и акустике, в силу более доступной цены и компактности музыкальные центры в 90-е стали невероятно популярными. 

Мини-системы существуют и сегодня, но современные образцы — совершенно другие звери. Сегодня это может быть устройство без поддержки каких-либо физических форматов, но с сетевыми возможностями и колонками, что приводит нас к следующей странице в истории домашнего аудио.

Беспроводное аудио

2000-е — настоящее время

В новом тысячелетии Bluetooth и Wi-Fi стали повсеместным явлением вместе с распространением смартфонов и потоковых сервисов — это дало толчок развитию беспроводного аудио. Сегодня это отдельная категория разных по возможностям и бюджету устройств.

Портативные Bluetooth-колонки стали невероятно популярными, многие используют их и для домашнего прослушивания, хотя по качеству они далеки от домашнего Hi-Fi-стерео.

Однако домашний беспроводной звук может быть и более высокого качества. Параллельно существуют описанные ранее домашние беспроводные мини-системы, а также отдельные Hi-Fi-модули для компонентных стереосистем — сетевые проигрыватели (стримеры), мультирум-ресиверы и акустические системы.

Отдельно стоит сказать про мультирум — теперь невероятно легко расположить по всему дому беспроводные колонки и управлять тем, что они играют, из приложения для смартфона!

Умные колонки

Настоящее время

C ростом популярности голосовых ассистентов в гостиных стало появляться новое аудиоустройство, в очередной раз изменившее наше взаимодействие с музыкой. Не нужно искать альбом ни в своей фонотеке, ни в каталоге стриминга — просто попросите Алису, Siri или своего любимого виртуального помощника поставить нужный трек. Умные колонки доступны как в виде небольших портативных устройств, так и в формате мини-систем с несколькими динамиками, а некоторые можно подключить к вашей стерео- или мультирум-акустике. 

Кроме того, в мире растет популярность нового типа данного устройства — умного экрана — мини-системы с микрофонами, сенсорным дисплеем и камерой. В России первое такое устройство — SberPortal с семейством голосовых ассистентов Сбер Салют.

Разумеется, мы затронули далеко не все возможные устройства и форматы — в разное время существовало множество конкурирующих форм пластинок и кассет и дисков, не добившихся такого широкого распространения. Пишите в комментариях, какую технику и форматы застали вы и чем пользуетесь сегодня? И не забывайте, что в магазинах Dr.Head вы можете послушать и протестировать любую технику — у нас есть все актуальные устройства, а также музыка на физических носителях — виниле, CD, SACD, бобинах и компакт-кассетах.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено