Студийные мониторы vs домашняя акустика: что выбрать?

Часто мы сталкиваемся с такими вопросами: «‎У меня дома есть Hi-Fi акустика, она подходит для работы со звуком?» или «‎Студийные мониторы подойдут для дома?». Несмотря на то что профессиональная и домашняя акустика — это «родные ‎братья», характер у них сильно отличается, будто их разлучили в детстве и воспитывали отдельно. Мы представим аргументы, чтобы помочь вам определиться: мониторы или Hi-Fi?

Содержание

Определения

Студийные мониторы — это профессиональная акустическая система для работы со звуком в студии. Её применяет звукорежиссёр во время сведения и мастеринга в специально акустически подготовленных контрольных комнатах. Бывают активные и пассивные мониторы. Для работы первых не требуются внешние усилители, так как они уже установлены в корпус акустики.

Hi-Fi акустика — это аудио, рассчитанное на домашнее использование. О том, что такое Hi-Fi («‎высокая точность»), мы рассказывали в материале. Главная задача домашних колонок — доставить пользователю удовольствие и эмоции от любимой музыки или просмотра фильмов с качественным звуком. В Hi-Fi акустике также есть как активные, так и пассивные модели.

Кто дороже?

Вилка цен на профессиональную и домашнюю акустику часто схожа, так как есть модели в бюджетном, среднем и премиальном сегментах. Считается, что профессиональное аудио дороже, чем бытовое, однако модели класса High End могут значительно превзойти по цене студийные мониторы.

Однако различается подход к покупке: цена у студийных мониторов чаще всего указана за одну штуку, в то время как Hi-Fi продается стереопарами (или многоканальными системами).

Какое пространство озвучивают?

Процесс прослушивания музыки дома и работа со звуком в студии сильно различаются. В том числе положением слушателя и акустики в помещении.

Ближнее поле

Большинство студийных мониторов рассчитаны на работу в "ближнем поле" — это термин, обозначающий, что точка прослушивания находится очень близко к акустической системе (между мониторами и слушателем около 1-1,5 метра). На таком расстоянии от мониторов звукорежиссёр получает максимум нужной звуковой информации и может комфортно работать рядом со студийными приборами. Ближнее поле частично позволяет звукорежиссеру «перехватить‎» звук до того, как на нём отразится влияние помещения (например, естественная реверберация), чтобы сделать микс точнее. Как правило, мониторы ближнего поля довольно требовательны к точке прослушивания: стоит вам сместиться в сторону или отдалиться, как высокие частоты и «‎середина» поблекнут и уже не будут столь разборчивы. Однако, находясь в равностороннем треугольнике между мониторами, вы полностью погружаетесь в звук, чтобы анализировать все его составляющие. В студиях с большим помещением применяют мониторы среднего и дальнего полей, они крупнее и мощнее.

Домашнее прослушивание

Hi-Fi призван работать в неподготовленных помещениях, хотя, безусловно, это отрицательно скажется на звуке. Домашнее аудио не так категорично к точке прослушивания. Колонки, как правило, играют в среднем поле, где между ними и слушателем больше трёх метров. Hi-Fi призван наполнить всю комнату красивым звучанием музыки. Для этого производители применяют разные технические решение, например, рупорное оформление ВЧ-динамиков или коаксиальные драйверы — взгляните на Klipsch или KEF. То есть домашние колонки подстраиваются под слушателя, чтобы он мог расслабиться под любимую музыку.

Возможности для подключения

Сейчас возможности в подключении бытовой и профессиональной акустики слегка смешались. Расскажем подробнее.

Мониторы

Посмотрим на заднюю панель студийной акустики, например, активных ADAM Audio T5V. Такая конфигурация подключения распространена повсеместно в мониторах начального уровня. Балансный XLR-вход для подключения аудиоинтерфейса, одиночный RCA, вход для сетевого кабеля и… всё! Пользователь проводит первичную настройку T5V с помощью аттенюаторов на задней панели, регулируя отклик высоких и средних частот, а также общий уровень громкости и усиления. В мониторах более высокого класса, таких как IK Multimedia iLoud Precision 5, добавляется подключение по USB, так как внутри у акустики есть ЦАП и DSP для более тонкой настройки под помещение.

Hi-Fi акустика

Другой набор входов мы видим у бытовых систем. Посмотрите на заднюю панель Magnat Transpuls 800A: на ней находятся аналоговые и цифровые входы и выходы для подключения ПК, проигрывателей, телевизора и активного сабвуфера. Прибавьте к этому беспроводное подключение по Bluetooth. Производитель использует актуальные для пользователя возможности соединения, чтобы легко интегрировать Transpuls 800A в домашнюю мультимедиа систему. Отметим, что есть модели, такие как Edifier AirPulse A300Pro, которые находятся «‎на стыке» между домашней и профессиональной акустикой, поэтому они одинаково хорошо впишутся как в домашний, так и в студийный сетап.

Итог: У студийных мониторов есть несколько вариантов проводного подключения для соединения с аудиоинтерфейсом — этого достаточно для работы со звуком. У активных домашних моделей другая стратегия — охватить как можно больше вариантов проводного и беспроводного соединения, включая Bluetooth, HDMI ARC и XLR. Мы видим активное заимствование балансного соединения у мониторов и использование его в домашних моделях.

Технические различия

Между студийными мониторами и обычными колонками есть несколько технических различий. Вот некоторые из них.

  • Активные и пассивные. В профессиональном сегменте большинство мониторов активные, так как это позволяет получить цельную систему, готовую к работе без подбора внешних усилителей. Однако, есть отдельные производители, такие как Amphion, отдающие предпочтения классическим пассивным мониторам. В Hi-Fi по-прежнему пассивная акустика занимает существенную нишу, хотя популярность активных решений «всё в одном‎» возрастает.

  • Конфигурация усилителей. Внутри мониторов, как правило, у каждого динамика есть отдельный усилитель и система защиты от перегрузки. Дело в том, что профессиональная акустика работает с «‎сырым» музыкальным материалом, поэтому есть риск резких скачков громкости и звукового давления. В бытовых моделях такая защита нужна в меньшей мере. Также в домашних активных моделях распространено такое решение — одна колонка ведущая, так как у неё внутри находятся усилители, ЦАП, АЦП, все входы и выходы, а вторая — пассивная, она только получает «‎готовый» звуковой сигнал от активной колонки. Такой подход реализован в Klipsch The Sevens и The Nines. В мониторах иной подход: каждая колонка самодостаточна, оснащена усилителями, собственным набором входов и регулировок, чтобы максимально сократить путь звукового сигнала и уменьшить влияние на него других компонентов. В случае поломки пользователь может быстро и без лишних затрат заменить одну колонку, или построить многоканальную систему мониторинга.

< Итог: в домашних акустических системах делается ставка на универсальность и функциональность, слегка снижая требования к уровню собственного шума и искажений (если мы говорим об активных моделях). В мониторах производители стремятся максимально точно передать звук, использую для этого отдельные усилители для каждого излучателя и балансное подключение. Также ресурс направлен на защиту мониторов от перегрузок.

Какими качествами обладают?

Как мы говорили во введении, у мониторов и домашней акустики чаще всего разный характер звучания. Сейчас мы крупными штрихами опишем эти различия.

  • Мониторы. Задача профессиональной акустики — показать все нюансы записи и не привносить в исходный сигнал ничего своего. То есть акустика выступает в роли точного микроскопа, для которого правдивость звукового изображения на первом месте. В мониторах ценятся линейность и нейтральность во всем частотном диапазоне, то есть те качества, которые позволяют слушать музыку в исходном виде без прикрас. Суть в том, что если через мониторы микс будет звучать хорошо, то он будет звучать хорошо на большинстве других акустических систем.

  • Домашняя акустика. От домашней аппаратуры не требуется профессиональная «‎стерильность» и полная линейность в передаче звука. Напротив, многие бренды, создавая собственную акустику, стремятся наделить её звук характером. Чтобы слушатель мог сказать: «‎Это играет Klipsch, с его драйвом, насыщенностью и напором на высоких частотах!» В данном случае индивидуальный почерк в звуке — это достоинство. Как мы говорили выше, Hi-Fi должен доставлять удовольствие, а не раскладывать трек «по косточкам‎», заставляя слушателя напрягать слух от переизбытка звуковой информации и аналитичности. Если мониторы — это точный прибор, то Hi-Fi акустика — это функциональное и удобное для пользователя устройство, вместе с которым он может расслабиться и погрузиться в музыку.

< Итог: у мониторов и Hi-Fi разные задачи, поэтому достоинства одних станут недостатком других и наоборот. В мониторах ценят аналитичность и нейтральность, благодаря которым звучание трека доводится до нужного вида. В Hi-Fi ценят характер и индивидуальность, которые помогут показать музыку с другой точки зрения, с определенным «‎окрасом».

Материалы и дизайн

Когда речь идёт об излучателях и начинке, материалы и технологии в профессиональной и бытовой акустике используются те же. Производитель распространяет технические наработки на разные серии колонок: посмотрите на мониторы и Hi-Fi французского бренда Focal и вы увидите одинаковые материалы диффузоров и твитеров.

А вот подход в дизайне различается сильнее. При создании мониторов используют утилитарный дизайн и материалы отделки. Ценятся прежде всего износостойкость, надежность и практичность. Сложно найти мониторы с отделкой натуральным шпоном дорогого дерева под слоем рояльного лака — эти изыски не требуются в студийной работе. В Hi-Fi картина иная, визуальный образ колонок дополняет их звучание, поэтому домашняя акустика часто выглядит безупречно: дерево, хромированные элементы, лак, ткани. Посмотрите на Bowers & Wilkins 705 S3 — это произведение современного дизайнерского искусства.

Можно ли использовать Hi-Fi в студии, а мониторы — дома?

Сложно однозначно ответить на этот вопрос, так как есть домашняя акустика, не уступающая по нейтральности и аналитичности студийным мониторам. Например, линейка полочных моделей Amphion, в которую производитель перенёс студийную «непредвзятость» пассивных мониторов. Также хрестоматийным пример — Bowers & Wilkins 800-й серии в студии Abbey Road. Однако это скорее исключение, подтверждающее правило.

У большинства Hi-Fi систем слишком выраженный характер звучания, который навредит миксу. Например, работая над треком на домашней акустике, пользователю будет казаться, что всё звучит сбалансировано и точно. Однако стоит включить его на другой паре колонок, как проявится совершенно другое звучание и недостатки, которые раньше были скрыты. В Hi-Fi отсутствует та самая повторяемость микса, присущая мониторам.

Профессиональная акустика — это интересное решение для домашнего прослушивания. Особенно, если пользователь хочет погрузиться в музыкальные нюансы. Пара мониторов способна занять место Hi-Fi акустики, если вас устроит характер звучания. Помните, что без внимательной организации места прослушивания мониторы «‎растеряют» свою точность и беспристрастность.

Вердикт

Бытовая и профессиональная акустика — это инструменты, созданные для разных задач, однако финальное решение всегда принимает слушатель. Исходите из своих вкусов, особенностей помещения и вашей аппаратуры. А главное, постарайтесь послушать интересующие вас модели перед покупкой. Сделать это можно в магазинах Dr.Head в Москве и Санкт-Петербурге, у нас представлен широкий выбор как Hi-Fi, так и профессиональной акустики.

Дорогой читатель! Мы рады, что тебя не пугают лонгриды, и ты читаешь наши статьи и оставляешь комментарии. В благодарность мы дарим тебе промокод BLOG, который даст скидку 3% на всё, кроме акционных позиций и товаров определенных брендов.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (2):
У меня для домашнего прослушивания Focal Alpha 50. Я очень доволен звуком этих мониторов. Кстати, не знаю смогут ли какие-то другие колонки по этой цене дать такой же выхлоп. Сомневаюсь. Единственное, да, думаю теперь как подключить к ним СD-деку и проигрыватель.  
ОтветитьЦитировать
Д
Цитата
Гость пишет:
У меня для домашнего прослушивания Focal Alpha 50. Я очень доволен звуком этих мониторов. Кстати, не знаю смогут ли какие-то другие колонки по этой цене дать такой же выхлоп. Сомневаюсь. Единственное, да, думаю теперь как подключить к ним СD-деку и проигрыватель.  
Здравствуйте, для соединения и аналоговыми источниками можно использовать внешний предусилитель, например, https://doctorhead.ru/product/violectric_pre_v630_remote_black/. Тогда никаких сложностей с прослушиванием не будет
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено