Гид по стойкам для акустики: какие бывают и как влияют на звук?

На то, что вы услышите из своей аудиосистемы, влияет множество факторов — от физиологических и психоакустических особенностей вашего восприятия до технических ограничений каждого элемента системы. Огромную роль в конечном качестве звука играет и комната, и то, как в ней расположена акустика. Часто этому моменту уделяется меньше всего внимания, но даже самая дорогая и технически продвинутая Hi-Fi-система может звучать откровенно посредственно из-за неудачного размещения. 

Если вашей музыке не хватает магии, стоит задуматься о специализированных стойках или подставках. В этой статье мы расскажем, как этот, казалось бы, простой и часто упускаемый из вида элемент может помочь вам в достижении аудионирваны.

Как стойки для акустики влияют на звучание?

Несмотря на то, что небольшие колонки в противовес напольным называются полочными (bookshelf speaker), установка на полку — далеко не идеальный вариант с точки зрения максимизации качества звучания. Аналогично этому, не рекомендуется устанавливать Hi-Fi-акустику или студийные мониторы прямо на стол. Почему специализированные стойки для акустики будут лучшим решением и какие выбрать в вашей ситуации? 

Акустические стойки разработаны специально для того, чтобы максимально раскрыть возможности колонок, подавляя нежелательные вибрации, уменьшая ранние отражения и обеспечивая необходимую направленность звука. 

Отражения

Возможно, вам нравится, как колонки вписываются в комнату, стоя в шкафу, на тумбе для ТВ или рабочем столе. Но у всех этих предметов интерьера есть один общий недостаток — близкие к динамикам поверхности, которые станут источником ранних отражений. Последние могут сильно окрасить и исказить звуковой образ, особенно в области низких частот. Поэтому большинство акустических систем рекомендуется ставить подальше от стен, углов и других поверхностей на пути звука. Таким образом, стойки и подставки — это эффективный способ борьбы с ранними отражениями.

Направленность («золотая середина»)

У всех у нас разный рост и музыку мы слушаем в разных положениях — сидя за столом, с дивана или стоя. И если низкие частоты звучат всенаправленно, то для восприятия средних и особенно высоких частот направление звуковой волны имеет критическое значение. У любой акустической системы есть так называемый sweet spot — «золотая середина» или зона наилучшего восприятия, то есть оптимальное положение для прослушивания. У какой-то акустики она шире, у другой уже, но общих правила два:

  • Твитеры (высокочастотные излучатели) должны находиться на уровне ваших ушей.

  • Между колонками и вами должен образоваться равносторонний или равнобедренный треугольник, чтобы звук из обоих каналов достигал ваших ушей одновременно.

Конечно, вы можете поставить колонку на пол под наклоном к вашим ушам — таким образом вы получите нужное количество высоких частот, но звуки все еще будут ощущаться неестественно — исходя от пола. Размещение акустики на адаптированных к нужной для вас высоте и наклону стойках или подставках позволяет добиться широкой звуковой сцены с правильным расположением инструментов.

Вибрации / развязка с полом

Еще одна важная функция стоек — так называемая развязка между колонками и полом или механическая изоляция. Развязка нужна для минимизации воздействия вибраций от движения динамиков в самих колонках и любых вибраций окружения, передаваемых на колонки по полу. Стойки призваны поглощать эти нежелательные вибрации, ведь все они также могут серьезно смазать четкость звучания или добавить дребезжание стоящих в комнате предметов.  

Типы стоек 

Два самых распространенных и простых в использовании типа — это напольные стойки для акустики и настольные подставки. Также существуют различные площадки и крепления к стенам или потолку. В любом случае выбранная стойка должна соответствовать весу и размерам вашей акустики.

Настольные подставки для акустики

Этот вариант чаще встречается в профессиональной сфере, как решение для студийных мониторов, но отлично подойдет и для домашнего Hi-Fi, если вы хотите установить колонки на поверхности, отличные от пола.

Настольные подставки могут представлять собой как простые площадки из вспененного материала, обеспечивающие минимальную виброразвязку и небольшой наклон, так и более сложные конструкции с усиленной виброизоляцией и возможностью настройки высоты и угла наклона колонки. Примером последних можно назвать решения от канадского бренда IsoAcoustics с запатентованными технологиями демпфирования, отмеченные рядом наград от тематических изданий со всего мира. 

Напольные стойки для акустики

Более бюджетные напольные стойки для студийных мониторов обычно предусматривают регулировку по высоте. В напольных Hi-Fi-стойках высота чаще всего фиксированная. Кроме того, в стойках могут быть специальные отсеки для песка и кабелей. Примером качественных, но доступных Hi-Fi-стоек можно назвать продукцию французской компании NorStone.

В общем виде напольная стойка представляет собой опорную плиту, установленную на ножках, затем идет сама вертикальная стойки и верхняя платформа для установки колонки. Каждая часть конструкции играет важную роль в управлении вибрациями: либо соединяет, либо разъединяет стойку с землей, а верхняя пластина делает то же самое с акустикой.

Стойки для сабвуфера

Отдельно рассмотрим сабвуферы. Как мы отметили в начале, низкие частоты по своей природе звучат всенаправленно. Получается, местоположение сабвуфера не играет важной роли? И да, и нет. Ваше восприятие направления звука не изменится, а вот количество басов и вибраций в зависимости от места установки может сильно измениться. Акустические подставки для сабвуфера помогут развязать его от пола, избавив от нежелательных вибраций вас и ваших соседей.

Выбор ножек зависит от типа пола

В случае с напольными стойками важно учесть тип покрытия в комнате. Для твердых полов рекомендуются шипы, а для деревянных — ножки с резиновыми накладками. Звуковое давление от акустики может «расшевелить» деревянный пол, поэтому стойки должны препятствовать возврату этих вибраций и быть развязанными от пола. Бетонный пол, напротив, отлично гасит вибрации, поэтому можно связать с ним стойки как можно плотнее. 

Отдельной сложностью может стать ковер. Если пол под ковром бетонный и протыкать ковер шипами стойки вам не жалко — все будет в порядке. Однако с деревянными полами сложнее — шипы проткнут ковер и будут передавать вибрации в пол. В идеале лучше передвинуть или убрать ковер вовсе. Если эта опция недоступна, то стоит выбрать резиновые ножки и максимально увеличить вес конструкции, чтобы она лучше соединялась с полом под ковром, а не просто «плавала» по его поверхности.

Если у вас стойки с шипами, а поверхность требует виброразвязки, можно использовать дополнительные ножки-амортизаторы.

Зачем акустике песок?

Увеличение веса акустики и стойки — один из простых и эффективных способов борьбы с нежелательными вибрациями, возникающими из-за движения динамиков. Поэтому многие Hi-Fi-стойки оснащены отсеком для песка или других тяжелых и хорошо амортизирующих наполнителей. Сколько песка засыпать? В общем случае — чем больше веса, тем лучше. Однако вы можете изменить центр тяжести конструкции, что сделает ее более склонной к падению, поэтому «отраслевым стандартом» считается заполнение стойки на две трети.

Итоги

Чтобы ваша акустика заиграла в полную силу, необходимо обеспечить оптимальные условия и установить ее в соответствии с вашей зоной прослушивания. Неудачное расположение колонок может стать «бутылочным горлышком» вашей системы, внося наибольшие искажения и окрас в то, что вы слышите. Качественные акустические стойки эффективно борются с отражениями и вибрациями, а также обеспечивают правильно выстроенную звуковую сцену, поэтому рекомендуются для любой акустической системы.

Приглашаем в магазины Dr.Head в Москве и Санкт-Петербурге, где всю технику можно послушать и протестировать!

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (3):
Блин, сколько же всяких примочек надо чтобы просто слушать музыку! Я до такого еще не дошел))
ОтветитьЦитировать
В идеале все компоненты между собой развязывать. У меня, например, проигрыватель винила стоит на полке, которая закреплена на стене. Чтобы от акустики не шла вибрация с пола. У меня полочная акустика тоже на стойках, правда я не использую шипы, так как с ними много мороки - просто мягкие резиновые ножки. С песком тема сложная, если он друг мокрый, то будет большая проблема, поэтому не советую засыпать писком уже готовые стойки, так как это там не предусмотрено.  
ОтветитьЦитировать
Д
Цитата
Гость пишет:
В идеале все компоненты между собой развязывать. У меня, например, проигрыватель винила стоит на полке, которая закреплена на стене. Чтобы от акустики не шла вибрация с пола. У меня полочная акустика тоже на стойках, правда я не использую шипы, так как с ними много мороки - просто мягкие резиновые ножки. С песком тема сложная, если он друг мокрый, то будет большая проблема, поэтому не советую засыпать писком уже готовые стойки, так как это там не предусмотрено.  
Здравствуйте, спасибо за ваш опыт! Мы согласны с тем, что аудиокомпоненты нуждаются в качественном демпфировании.  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено