Студийные мониторы vs домашняя акустика: что выбрать?
Часто мы сталкиваемся с такими вопросами: «У меня дома есть Hi-Fi акустика, она подходит для работы со звуком?» или «Студийные мониторы подойдут для дома?». Несмотря на то что профессиональная и домашняя акустика — это «родные братья», характер у них сильно отличается, будто их разлучили в детстве и воспитывали отдельно. Мы представим аргументы, чтобы помочь вам определиться: мониторы или Hi-Fi?
Содержание
Определения
Студийные мониторы — это профессиональная акустическая система для работы со звуком в студии. Её применяет звукорежиссёр во время сведения и мастеринга в специально акустически подготовленных контрольных комнатах. Бывают активные и пассивные мониторы. Для работы первых не требуются внешние усилители, так как они уже установлены в корпус акустики.
Hi-Fi акустика — это аудио, рассчитанное на домашнее использование. О том, что такое Hi-Fi («высокая точность»), мы рассказывали в материале. Главная задача домашних колонок — доставить пользователю удовольствие и эмоции от любимой музыки или просмотра фильмов с качественным звуком. В Hi-Fi акустике также есть как активные, так и пассивные модели.
Кто дороже?
Вилка цен на профессиональную и домашнюю акустику часто схожа, так как есть модели в бюджетном, среднем и премиальном сегментах. Считается, что профессиональное аудио дороже, чем бытовое, однако модели класса High End могут значительно превзойти по цене студийные мониторы.
Однако различается подход к покупке: цена у студийных мониторов чаще всего указана за одну штуку, в то время как Hi-Fi продается стереопарами (или многоканальными системами).
Какое пространство озвучивают?
Процесс прослушивания музыки дома и работа со звуком в студии сильно различаются. В том числе положением слушателя и акустики в помещении.
Ближнее поле
Большинство студийных мониторов рассчитаны на работу в "ближнем поле" — это термин, обозначающий, что точка прослушивания находится очень близко к акустической системе (между мониторами и слушателем около 1-1,5 метра). На таком расстоянии от мониторов звукорежиссёр получает максимум нужной звуковой информации и может комфортно работать рядом со студийными приборами. Ближнее поле частично позволяет звукорежиссеру «перехватить» звук до того, как на нём отразится влияние помещения (например, естественная реверберация), чтобы сделать микс точнее. Как правило, мониторы ближнего поля довольно требовательны к точке прослушивания: стоит вам сместиться в сторону или отдалиться, как высокие частоты и «середина» поблекнут и уже не будут столь разборчивы. Однако, находясь в равностороннем треугольнике между мониторами, вы полностью погружаетесь в звук, чтобы анализировать все его составляющие. В студиях с большим помещением применяют мониторы среднего и дальнего полей, они крупнее и мощнее.
Домашнее прослушивание
Hi-Fi призван работать в неподготовленных помещениях, хотя, безусловно, это отрицательно скажется на звуке. Домашнее аудио не так категорично к точке прослушивания. Колонки, как правило, играют в среднем поле, где между ними и слушателем больше трёх метров. Hi-Fi призван наполнить всю комнату красивым звучанием музыки. Для этого производители применяют разные технические решение, например, рупорное оформление ВЧ-динамиков или коаксиальные драйверы — взгляните на Klipsch или KEF. То есть домашние колонки подстраиваются под слушателя, чтобы он мог расслабиться под любимую музыку.
Возможности для подключения
Сейчас возможности в подключении бытовой и профессиональной акустики слегка смешались. Расскажем подробнее.
Мониторы
Посмотрим на заднюю панель студийной акустики, например, активных ADAM Audio T5V. Такая конфигурация подключения распространена повсеместно в мониторах начального уровня. Балансный XLR-вход для подключения аудиоинтерфейса, одиночный RCA, вход для сетевого кабеля и… всё! Пользователь проводит первичную настройку T5V с помощью аттенюаторов на задней панели, регулируя отклик высоких и средних частот, а также общий уровень громкости и усиления. В мониторах более высокого класса, таких как IK Multimedia iLoud Precision 5, добавляется подключение по USB, так как внутри у акустики есть ЦАП и DSP для более тонкой настройки под помещение.
Hi-Fi акустика
Другой набор входов мы видим у бытовых систем. Посмотрите на заднюю панель Magnat Transpuls 800A: на ней находятся аналоговые и цифровые входы и выходы для подключения ПК, проигрывателей, телевизора и активного сабвуфера. Прибавьте к этому беспроводное подключение по Bluetooth. Производитель использует актуальные для пользователя возможности соединения, чтобы легко интегрировать Transpuls 800A в домашнюю мультимедиа систему. Отметим, что есть модели, такие как Edifier AirPulse A300Pro, которые находятся «на стыке» между домашней и профессиональной акустикой, поэтому они одинаково хорошо впишутся как в домашний, так и в студийный сетап.
Итог: У студийных мониторов есть несколько вариантов проводного подключения для соединения с аудиоинтерфейсом — этого достаточно для работы со звуком. У активных домашних моделей другая стратегия — охватить как можно больше вариантов проводного и беспроводного соединения, включая Bluetooth, HDMI ARC и XLR. Мы видим активное заимствование балансного соединения у мониторов и использование его в домашних моделях.
Технические различия
Между студийными мониторами и обычными колонками есть несколько технических различий. Вот некоторые из них.
Активные и пассивные. В профессиональном сегменте большинство мониторов активные, так как это позволяет получить цельную систему, готовую к работе без подбора внешних усилителей. Однако, есть отдельные производители, такие как Amphion, отдающие предпочтения классическим пассивным мониторам. В Hi-Fi по-прежнему пассивная акустика занимает существенную нишу, хотя популярность активных решений «всё в одном» возрастает.
Конфигурация усилителей. Внутри мониторов, как правило, у каждого динамика есть отдельный усилитель и система защиты от перегрузки. Дело в том, что профессиональная акустика работает с «сырым» музыкальным материалом, поэтому есть риск резких скачков громкости и звукового давления. В бытовых моделях такая защита нужна в меньшей мере. Также в домашних активных моделях распространено такое решение — одна колонка ведущая, так как у неё внутри находятся усилители, ЦАП, АЦП, все входы и выходы, а вторая — пассивная, она только получает «готовый» звуковой сигнал от активной колонки. Такой подход реализован в Klipsch The Sevens и The Nines. В мониторах иной подход: каждая колонка самодостаточна, оснащена усилителями, собственным набором входов и регулировок, чтобы максимально сократить путь звукового сигнала и уменьшить влияние на него других компонентов. В случае поломки пользователь может быстро и без лишних затрат заменить одну колонку, или построить многоканальную систему мониторинга.
< Итог: в домашних акустических системах делается ставка на универсальность и функциональность, слегка снижая требования к уровню собственного шума и искажений (если мы говорим об активных моделях). В мониторах производители стремятся максимально точно передать звук, использую для этого отдельные усилители для каждого излучателя и балансное подключение. Также ресурс направлен на защиту мониторов от перегрузок.
Какими качествами обладают?
Как мы говорили во введении, у мониторов и домашней акустики чаще всего разный характер звучания. Сейчас мы крупными штрихами опишем эти различия.
Мониторы. Задача профессиональной акустики — показать все нюансы записи и не привносить в исходный сигнал ничего своего. То есть акустика выступает в роли точного микроскопа, для которого правдивость звукового изображения на первом месте. В мониторах ценятся линейность и нейтральность во всем частотном диапазоне, то есть те качества, которые позволяют слушать музыку в исходном виде без прикрас. Суть в том, что если через мониторы микс будет звучать хорошо, то он будет звучать хорошо на большинстве других акустических систем.
Домашняя акустика. От домашней аппаратуры не требуется профессиональная «стерильность» и полная линейность в передаче звука. Напротив, многие бренды, создавая собственную акустику, стремятся наделить её звук характером. Чтобы слушатель мог сказать: «Это играет Klipsch, с его драйвом, насыщенностью и напором на высоких частотах!» В данном случае индивидуальный почерк в звуке — это достоинство. Как мы говорили выше, Hi-Fi должен доставлять удовольствие, а не раскладывать трек «по косточкам», заставляя слушателя напрягать слух от переизбытка звуковой информации и аналитичности. Если мониторы — это точный прибор, то Hi-Fi акустика — это функциональное и удобное для пользователя устройство, вместе с которым он может расслабиться и погрузиться в музыку.
< Итог: у мониторов и Hi-Fi разные задачи, поэтому достоинства одних станут недостатком других и наоборот. В мониторах ценят аналитичность и нейтральность, благодаря которым звучание трека доводится до нужного вида. В Hi-Fi ценят характер и индивидуальность, которые помогут показать музыку с другой точки зрения, с определенным «окрасом».
Материалы и дизайн
Когда речь идёт об излучателях и начинке, материалы и технологии в профессиональной и бытовой акустике используются те же. Производитель распространяет технические наработки на разные серии колонок: посмотрите на мониторы и Hi-Fi французского бренда Focal и вы увидите одинаковые материалы диффузоров и твитеров.
А вот подход в дизайне различается сильнее. При создании мониторов используют утилитарный дизайн и материалы отделки. Ценятся прежде всего износостойкость, надежность и практичность. Сложно найти мониторы с отделкой натуральным шпоном дорогого дерева под слоем рояльного лака — эти изыски не требуются в студийной работе. В Hi-Fi картина иная, визуальный образ колонок дополняет их звучание, поэтому домашняя акустика часто выглядит безупречно: дерево, хромированные элементы, лак, ткани. Посмотрите на Bowers & Wilkins 705 S3 — это произведение современного дизайнерского искусства.
Можно ли использовать Hi-Fi в студии, а мониторы — дома?
Сложно однозначно ответить на этот вопрос, так как есть домашняя акустика, не уступающая по нейтральности и аналитичности студийным мониторам. Например, линейка полочных моделей Amphion, в которую производитель перенёс студийную «непредвзятость» пассивных мониторов. Также хрестоматийным пример — Bowers & Wilkins 800-й серии в студии Abbey Road. Однако это скорее исключение, подтверждающее правило.
У большинства Hi-Fi систем слишком выраженный характер звучания, который навредит миксу. Например, работая над треком на домашней акустике, пользователю будет казаться, что всё звучит сбалансировано и точно. Однако стоит включить его на другой паре колонок, как проявится совершенно другое звучание и недостатки, которые раньше были скрыты. В Hi-Fi отсутствует та самая повторяемость микса, присущая мониторам.
Профессиональная акустика — это интересное решение для домашнего прослушивания. Особенно, если пользователь хочет погрузиться в музыкальные нюансы. Пара мониторов способна занять место Hi-Fi акустики, если вас устроит характер звучания. Помните, что без внимательной организации места прослушивания мониторы «растеряют» свою точность и беспристрастность.
Вердикт
Бытовая и профессиональная акустика — это инструменты, созданные для разных задач, однако финальное решение всегда принимает слушатель. Исходите из своих вкусов, особенностей помещения и вашей аппаратуры. А главное, постарайтесь послушать интересующие вас модели перед покупкой. Сделать это можно в магазинах Dr.Head в Москве и Санкт-Петербурге, у нас представлен широкий выбор как Hi-Fi, так и профессиональной акустики.
Дорогой читатель! Мы рады, что тебя не пугают лонгриды, и ты читаешь наши статьи и оставляешь комментарии. В благодарность мы дарим тебе промокод BLOG, который даст скидку 3% на всё, кроме акционных позиций и товаров определенных брендов.
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Добрый день! Сейчас для прослушивания музыки используется сочетание студийные активные мониторы KRK мощность на канал 90 ватт, аналоговый микшер для комммутации следующих источников: звуковая карта внешняя echo на аналоговый микшер (подключениек через кабель 2 x 6,3 Jack- 2 x 6,3 Jack mono) далее есть два источника винил technics mk5 и cd проигрыватель denon, оба этих источника подключенны к dj mixer от numark по RCA кабелям, чтобы вывести звук на мониторы использует мастер выход dj mixer на аналоговый микшер через коммутацию кабель для аудиооборудования 2 x RCA(M)-2 x 6,3 Jack mono. Студийные мониторы устраивают, их менять не планировал, также Хочется заменить dj mixer на какой-нибудь предусилитель хороший с фонокорректором, в дальнейшем чтобы была возможность подключить внешний фонокорректор? Посоветуйте несколько вариантов в бюджете до 150 000 и что можно присмотреть? | ||||||
|
У меня для домашнего прослушивания Focal Alpha 50. Я очень доволен звуком этих мониторов. Кстати, не знаю смогут ли какие-то другие колонки по этой цене дать такой же выхлоп. Сомневаюсь. Единственное, да, думаю теперь как подключить к ним СD-деку и проигрыватель. | ||||||
|