10 советов при выборе студийных мониторов от Dr.Head

Если читатель задумается над тем, что же необходимо для работы со звуком, то у него в голове возникнет образ студийных мониторов. Можно задать логичный вопрос:

Почему нельзя воспользоваться своей бытовой Hi-Fi системой, в ней ведь также заложена "высокая точность"? 

Однако не всё так поверхностно. Дело в том, что домашняя аппаратура старается "улучшить" исходное качество звучания. Главная задача Hi-Fi — создать приятный звуковой образ, сгладить все "острые углы" и шероховатости записи. Часто такой эффект называют "звуковым окрасом", так как звучание действительно получается более ярким и приятным. У профессионального оборудования совершенно другая задача - оно призвано помочь звукорежиссёру при работе с музыкальной композицией. В процессе сведения, мастеринга очень важна точность воспроизведения. Звук должен быть максимально чистым и, что называется, без прикрас. Каждая деталь звукового полотна должна быть "препарирована": только в этом случае мастер может довести её до нужного результата. Если домашняя акустика призвана сгладить огрехи записи, то профессиональное оборудование, наоборот, должно обнажить их как можно чётче.

Мониторы ADAM и FOCAL

Так почему же такую акустику называют "мониторами"? Слушатель мониторит исходную запись без окраса. Качественные профессиональные акустические системы буквально "растворяются" в музыке, и продюсер работает непосредственно с первозданным материалом и отслеживает любые частотные изменения.

Мы показали идейную разницу межу Hi-Fi и профессиональным инструментом, коим является студийное оборудование.

Перейдём непосредственно к особенностям мониторов.

Создание студийных мониторов - это сложный технический процесс. Аппаратура производится из специальных материалов, обеспечивающих хорошее звукопоглощение. Очень важно исключить даже малейшие резонансы. Динамики должны выдавать максимально линейные амплитудно-частотные характеристики без "завалов" и "провалов". Для создания диффузоров используют прочные и лёгкие материалы, такие как кевлар, титан, алюминий, бериллий или бумагу с пропиткой. Вариантов много.

Дизайн профессиональной акустики, как правило, лаконичный, без прикрас. Он подчинён законам физики, где самое главное — это технические свойства.

Активные и пассивные студийные мониторы

Первое различие среди мониторов, на которое стоит обратить внимание - это то, что они бывают пассивные и активные.

Пассивные мониторы требуют подключения дополнительного усилителя. Поскольку для них необходимо вспомогательное оборудование, их не часто можно встретить в недорогих сетапах. Такой вид акустики по большей части встречается в высоком ценовом сегменте.

Активные мониторы имеют на своём борту уже встроенный усилитель (как правило, цифровой усилитель в классе D). Чаще всего каждый динамик (ВЧ и мидбасовый) имеет свой усилитель, который "раскачивает" только этот динамик. Обычно на системах такого типа имеются все популярные аналоговые входы, а у более дорогих представителей имеются ещё и цифровые входы.

ADAM

Можно ли сказать, что пассивное решение хуже, чем активное? Вовсе нет, это два самодостаточных представителя акустических систем. Однако в нашей статье мы всё же подробнее остановимся именно на активных моделях.

Достоинства активных мониторов:

  • Универсальность и простота подключения;
  • Нет необходимости во внешнем усилителе;
  • Настройка параметров под конкретное помещение;
  • Оптимально подобранная производителем схемотехника.

Недостатки активных мониторов:

  • Необходимость подключения к акустике нескольких кабелей (даже в самом минимальном варианте необходимы кабель от источника и кабель питания);
  • Сложная конструкция, трудная в ремонте;
  • Пользователь не имеет возможности изменить громкость активной акустики с рабочего места (этот недостаток с лёгкостью компенсируется контроллером).

    Чаще всего мониторы — это акустические системы фазоинверторного типа. Фазоинвертор передаёт и усиливает низкочастотный диапазон в музыкальной композиции. Он представляет собой отверстие с трубкой, через которое выводится давление от работы НЧ-динамика. Каждый производитель представляет своё техническое воплощение фазоинвертора. Как правило, он выходит либо на лицевую, либо на тыльную часть корпуса. Есть хитрость, связанная с установкой акустики, у которой фазоинвертор находится на тыльной стороне корпуса: такую акустику не следует ставить вплотную к стене, т.к. вы получите нежелательных эффект резонанса от стены. Стена станет большим экраном, отражающим низкие частоты, и всё помещение буквально "заиграет". К сожалению, такой эффект не даст звукорежиссёру возможность услышать настоящую, оригинальную звуковую картину.

    Порты фазоинвертора на мониторах Focal

    Специфика мониторов по назначению

    В студиях вы можете встретить мониторы ближнего, среднего и дальнего поля.

    Мониторы ближнего поля больше всего распространены в студийной работе. Чаще всего это полочные акустические системы, которые устанавливаются на стойках на рабочем столе. Модели данного типа оптимально подходят для сведения и монтажа фонограммы, т.к. они лучше всего отыгрывают "верха" и "середину". Однако не стоит думать, что с низкими частотами у мониторов ближнего поля проблемы, это отнюдь не так. Некоторые из них играют от 40 Гц и ниже.

    Мониторы ближнего поля

    У мониторов среднего поля задача состоит в следующем: выстроить звуковую сцену, чтобы продюсер смог услышать и запечатлеть звуковые образы в пространстве.

    Мониторы дальнего поля позволяют оценить одновременно все составляющие музыкальной композиции. Но следует сказать, что с этой задачей также может справиться и качественная акустика ближнего поля.

    10 важных рекомендаций при выборе мониторов

    1. При выборе профессиональной акустики стоит доверять только своим ушам. При прослушивании сделайте акцент на тех жанрах, с которыми вы планируете работать.

    2. Продумайте и выберете вид мониторов и место их установки в вашей студии. Постарайтесь воссоздать подобные условия в магазине при прослушивании.

    3. Обратите особое внимание на расположение фазоинвертора. Если вы будете устанавливать акустические системы "впритык" к стене, то подойдёт акустика, у которой фазоинвертор находится на передней панели. Если помещение даёт возможность устанавливать мониторы на расстояние 30-40 см и более от стены, то модели с фазоинвертором с тыльной стороны также подойдут.

    4. Не стоит сосредотачивать всё своё внимание на мощности. Профессиональная акустика имеет высокую чувствительность и точно прорабатывают звуковой материал даже с мощностью в 40 или 50 Вт (оптимальная мощность для небольшого помещения).

    5. Не следует делать выводы об аппаратуре исходя только из её технических характеристик, так как они были получены в идеальных условиях. Рабочий диапазон, который будет доступен слушателю, может отличаться от паспортных данных. Самое важное – ваши личные ощущения.

    6. Если работа с музыкальным материалом занимает много времени, то обратите внимание на оформление высокочастотного твитера. В профессиональной среде существует точка зрения, что ленточный твитер меньше утомляет слух при прослушивании. Данный момент сугубо индивидуален.

    Ленточный твиттер монитора ADAM

    7. Вес имеет значение. В мониторах должны соблюдаться пропорции размера и веса. Не стоит брать объёмные "ящики", которые при этом имеют подозрительно маленький вес. Дело в том, что внутри корпуса много увесистых компонентов: динамики, усилители, панель управления и т.д. Качественные компоненты имеют вес.

    8. Студийные мониторы известных производителей чаще всего отличаются высокой культурой производства и качеством звучания. Если компания производит профессиональное студийного оборудование и имеет богатую историю, то каждый её продукт, как правило, заслуживает внимания.

    9. Обратите внимание на количество регулировок на активном мониторе. Если у вас есть возможность более точно подстроить параметры звучания с помощью эквалайзера или мобильного приложения, то это, безусловно, является преимуществом. Точная настройка аппаратуры позволит получить точную звуковую картину.

    Панель управления

    10. Какие средние показатели можно выделить для полочного монитора, опять же с оглядкой на пункт 5? Условные полочные мониторы должны иметь внутри усилители суммарной мощностью около 70-100 Вт и частотный диапазон от 50 до 20000 Гц. Размер НЧ-динамика - в районе 6-8 дюймов. Данное правило не является непреложным, выбор всегда должен оставаться за слушателем. Напоминаем, что важна соразмерность акустических систем и помещения.

    Где и как устанавливать мониторы?

    • В помещении нужно найти место, в котором мониторы будут передавать оптимальную и точную звуковую картину. В процессе выбора рабочего места помещение должно быть абсолютно пустым, чтобы избежать посторонних звуковых отражений. Конечно, здесь нужно полагаться на собственный слух и ощущения или на измерительную аппаратуру. Вокруг выбранной вами оптимальной точки и будет строиться ваша студия.

    • Лучше устанавливать мониторы на стойках. Стойки сокращают вибрации, передающиеся от колонок на рабочее место. Акустика на стойках звучит более нейтрально и передает действительную звуковую картину.

    Lемпфирующая стойка
      • Важно, чтобы между вами и мониторами не было больших отражающих поверхностей. Компактное рабочее место с хорошей стереобазой будет идеальным решением.

      Итак, мы представили некоторые рекомендации к подбору студийных мониторов. Данная тема слишком обширна, чтобы отразить её в пределах одного материала, поэтому мы крупными мазками обозначили нюансы, которые посчитали важными.

      Самое главное правило в выборе мониторов, которое следует писать золотыми буквами – это всегда слушать акустические системы лично, так как работать с ними именно вам, а у каждого человека возможности слуха сугубо индивидуальны.

      Представляем вашему вниманию видео, в котором звукорежиссёр Илья Лукашев подробно рассказывает об особенностях студийных мониторов.

      В магазинах Dr.Head вы можете послушать весь спектр профессионального оборудования, которым мы располагаем.

      Комментарии (0):
      Текст сообщения*
      Перетащите файлы
      Ничего не найдено