Record Store Day: как виниловая пластинка становится коллекционной
Друзья, 20 апреля мы в Dr.Head будем отмечать международный День музыкального магазина.
А сейчас расскажем, как виниловые пластинки становятся коллекционными.
Одни пластинки можно найти на барахолке за смешные деньги, тогда как за другие коллекционеры готовы отдать тысячи или даже сотни тысяч долларов. В чем секрет? Сегодня мы разберемся, какие пластинки и почему становятся коллекционными.
Возраст пластинки
Многие считают, что старые пластинки должны быть дороже новых. Хотя возраст может влиять на стоимость пластинки, сам по себе — это один из наименее важных факторов.
Например, ранние записи известного артиста могут иметь большую ценность, чем более поздние — особенно, если он не сразу стал знаменитым. Хорошим примером могут быть пластинки Элвиса Пресли. Его первые пять релизов для лейбла Sun из Мемфиса продавались достаточно неплохо для своего времени, но их показатели были ничтожными по сравнению с его более поздними релизами на RCA, что сделало версии Sun довольно ценными. Резюмируем: старые записи могут иметь более высокую ценность, но, как правило, не потому, что они старые, а из-за других факторов.
Популярность артиста
На первый взгляд, все просто. Записи более популярных исполнителей будут стоить дороже, чем малоизвестных. Но есть нюансы.
Некоторые исполнители остаются популярными даже после конца карьеры или смерти, тогда как к другим публика и коллекционеры со временем охладевают. Например, в конце 1970-х Тодд Рандгрен и The Cars были предметом коллекционирования, но в наши дни их записи не вызывают столько интереса. С другой стороны, записи The Beatles стабильно продаются по самым высоким ценам даже спустя полвека после выпуска их последнего альбома.
Случается и обратная ситуация. Например, Роберт Джонсон, The Velvet Underground или The Stooges. Они не были безумно популярными, их записи плохо продавались в момент выхода, однако они оказали огромное влияние на других музыкантов. В результате сегодня их пластинки продаются по удивительно высоким ценам.
Лейбл/этикетка
Важным фактором при определении стоимости винила является этикетка («яблоко») в центре пластинки.
Альбом или сингл может быть выпущен с разными вариантами лейбла на пластинке — даже в рамках релиза одной и той же звукозаписывающей компании. Хотя в последние десятилетия это происходило реже, изменения в оформлении этикеток и внешнем виде были довольно обычным явлением среди крупных лейблов в 1960-х и 1970-х годах.
Запись The Beatles «Yesterday and Today», например, была выпущена Capitol Records с черной этикеткой с радужным периметром, затем она часто менялась: была зеленой, красной, с изображением яблока, оранжевой, фиолетовой и новой версией оригинальной черной — все это всего за 20 лет.
Как правило, коллекционеры предпочитают оригинальные издания, поэтому обычно дороже будет стоить вариант с лейблом, который использовался в день начала продаж пластинки. Однако из этого правила есть исключения. Упомянутая выше красная этикетка Capitol обычно использовалась в начале 1970-х для ряда пластинок, но никогда не предназначалась для записей The Beatles. Несколько копий альбомов группы «Revolver» и «Yesterday and Today» были случайно выпущены с таким «яблоком», и, несмотря на то, что они не являются «оригинальными», эти пластинки продаются на коллекционном рынке за довольно приличные деньги.
Иногда небольшие отличия на этикетках также могут иметь значение. Первые экземпляры «Meet the Beatles!» для Америки были отправлены в магазины без части информации. В то время как в более поздних копиях после названия каждой песни была информация о правообладателях — «BMI» или «ASCAP». В самых первых выпусках альбома этот текст отсутствовал. Хотя это может показаться незначительным фактором, разница в стоимости между этими вариантами может составлять более 1000 долларов в зависимости от остальных условий и состояния пластинки.
Общая распространенность/редкость записи
Здесь все довольно просто и логично: записи, которые хорошо продаются и являются распространенными, будут менее ценны, чем записи, которые трудно найти. Многие альбомы, проданные в 1970-х и начале 1980-х годов, разошлись миллионами копий, поэтому нетрудно найти пластинку в хорошем, пригодном для воспроизведения состоянии.
С другой стороны, даже релизы, которые хорошо продавались, со временем могут стать редкими, особенно, если принять во внимание состояние записи. Альбомы Элвиса Пресли и The Beatles продавались миллионными тиражами, когда они были впервые выпущены, но найти хорошие оригинальные копии этих записей сейчас может быть сложно — многие из них были выброшены или повреждены за годы использования или неправильного хранения.
В последние десятилетия люди стали больше заботиться о своих пластинках, поэтому найти хорошую копию альбома Брюса Спрингстина 1980-х годов намного проще, чем, например, хорошо сохранившийся альбом The Rolling Stones 1960-х.
Есть интересная особенность: наиболее ценной записью конкретного исполнителя может быть не самый известный альбом, а скорее тот, что не был принят публикой и критиками в момент выхода, поэтому такая пластинка спустя годы или десятилетия становится более редкой. Хороший пример: «Music from "The Elder"» группы Kiss, выпущенная в 1981 году. Пластинка звучала иначе, чем их предыдущие релизы-бестселлеры, не содержала хитов, которые бы попали в регулярную ротацию на радио. В результате альбом плохо продавался и вскоре вышел из печати. Группа вернулась к созданию записей, похожих на их предыдущие работы, продажи сново подскочили, а труднодоступная пластинка «Music from "The Elder"» стала предметом коллекционирования.
Запечатанные пластинки
При определении ценности виниловой пластинки ее состояние играет немалую роль. Идеальной для коллекционеров становится пластинка, которая вообще никогда не воспроизводилась. Из-за этого за запечатанный винил заплатят гораздо больше.
Появившиеся в конце 1940-х годов виниловые пластинки продавались без какой-либо внешней упаковки. Покупатели в магазинах звукозаписи могли вынуть их из конверта с обложкой, а часто записи даже разрешали проигрывать, чтобы помочь принять решение о покупке. Это привело к проблемам с кражами и повреждениями, и к началу 1960-х крупные розничные магазины начали запечатывать альбомы в полиэтиленовые пакеты. В конце концов, эту практику переняли крупные звукозаписывающие компании, которые начали защищать свои обложки термоусадочной пленкой.
В общем, копия альбома, который все еще находится в оригинальной неоткрытой термоусадочной пленке, будет продаваться гораздо дороже, чем тот, что в открытом состоянии, даже если открытая копия не воспроизводилась. Разница в цене может варьироваться от скромной до весьма значительной в зависимости от исполнителя, альбома, года выпуска. Например, запечатанные копии старых альбомов тех же The Beatles могут продаваться в десять раз дороже, чем открытый экземпляр. Это тот случай, когда возраст может повлиять на стоимость виниловых пластинок — чем старше альбом, тем сложнее найти копию, которая никогда не открывалась и не воспроизводилась.
Записи с автографом
Значительно повлиять на стоимость пластинок может также наличие на них автографа исполнителя. Хотя альбомы с автографами и синглы не особенно распространены (в то время как их подделки встречаются чаще), они обычно имеют более высокий приоритет по сравнению с обычными экземплярами записей без подписи.
Пластинки с автографом, который носят индивидуальный характер, например «С наилучшими пожеланиями для Анны…», как правило, продаются за меньшие деньги, чем просто с подписью артиста. Что касается музыкальных групп, то альбомы с автографами всей группы будут продаваться по значительно более высоким ценам, чем альбомы с подписями неполного состава участников.
Конечно, на рынок попадает множество подделок. Иногда подлинность подтверждают специальными сертификатами (но и тут все не так прозрачно). Происхождение автографа также может подтверждать фотография артиста, подписывающего пластинку.
Промокопии
Рекламные копии пластинок обычно прессуются перед розничной продажей, чтобы обеспечить их попадание на радиостанции до коммерческого выпуска пластинки. Они также выпускаются в относительно небольших количествах по сравнению со стандартными копиями тех же записей. Хотя альбом может продаваться миллионами, с той же записи может быть сделано всего несколько сотен рекламных копий, что делает их предметами коллекционирования.
Промокопии записи часто имеют специальные пометки, указывающие на то, что конкретная запись была сделана для рекламы или использования на радиостанции. В то время как этикетки на большинстве пластинок цветные, у многих промокопий они белые, поэтому среди коллекционеров их называют «белый лейбл» (white label).
Иногда промокопии конкретной записи могут отличаться от стандартных. Рекламные версии сингла The Beatles «Penny Lane» имели концовку, отличающуюся от версии песни на серийных копиях, что делало эти редкие копии весьма ценными по сравнению с продажным вариантом, который разошелся миллионными тиражами.
Иногда запись может быть выпущена только в качестве промоматериала. Такие альбомы могут быть концертными записями, сделанными для радиопередач, или сборником хитов для ротации на радио. Такие проморелизы обычно востребованы коллекционерами, хотя интерес к ним будет напрямую связан с интересом к артисту/группе.
Как правило, промокопия любой записи будет иметь более высокие цены на рынке коллекционера, чем ее серийный аналог.
Цветные пластинки и picture disc (винил с изображением)
Обычно цветные пластинки или пластинки с напечатанными на них изображениями выпускаются ограниченным тиражом, и их гораздо труднее найти, чем стандартные черные виниловые аналоги.
Но, как всегда, из правила бывают исключения. Последним альбомом Элвиса Пресли, выпущенным при его жизни, был «Moody Blue», который изначально напечатали на синем виниле. Пару месяцев спустя RCA Records начала печатать альбом на обычном черном виниле с целью сокращения затрат. Но вскоре после того, как это решение было принято, Элвис скончался, и лейбл вернулся к синему винилу. Таким образом, в случае с «Moody Blue» именно черный винил стал коллекционной редкостью.
Ацетаты и тестовые прессы
Ацетаты или лаковые диски представляют собой пластинки, которые вырезаются на токарном станке звукорежиссером. Они вырезаны на металлических пластинах, покрытых специальным лаком. Ацетаты — это первый шаг в процессе изготовления пластинки, с помощью них изготавливаются штампы для печати магазинных копий.
Лакеры также можно воспроизводить на проигрывателе, и они часто используются для оценки звучания песни или альбома перед запуском производства. Хотя их можно проиграть так же, как и обычную пластинку, они быстро изнашиваются и становятся довольно шумными уже после нескольких прослушиваний.
Поскольку ацетаты нарезают по одному, они редки и имеют высокую стоимость на рынке.
Пробные штамповки (тест-пресс) более распространены, чем ацетаты, и делаются для тестирования штампов перед запуском серийного производства. Обычно это первые оттиски, и их можно распознать по этикеткам, которые будут отличаться от тех, что используются на стандартных штампах. Пробные оттиски могут иметь пустые белые этикетки или на них могут быть специальные ярлыки, указывающие, что это тест. На них обычно печатаются пустые строки, чтобы люди, работающие с пластинкой, могли вручную написать название и исполнителя.
Как и в случае с ацетатами, тест-пресс обычно используют для оценки лейблом и артистом, хотя иногда их рассылают по радиостанциям. Поскольку они довольно необычны и выпускаются всего несколькими экземплярами, пробные оттиски высоко ценятся и востребованы коллекционерами. Иногда они могут содержать разные версии одной или нескольких песен. Это также может повысить их ценность.
Пробные тиражи альбома Брюса Спрингстина 1975 года «Born to Run» были разосланы радиостанциям в обложке, название которой было написано другим шрифтом, нежели на коммерческих релизах. Эти копии альбома с «рукописным шрифтом» были проданы более чем за 1000 долларов.
Отозванные релизы
Иногда звукозаписывающие компании отменяют выпуск альбома или сингла. Это может произойти по ряду причин, начиная от корпоративного решения, заканчивая желанием артиста изменить продукт после выпуска или даже заявлением розничных торговцев о том, что они отказываются продавать альбом в том виде, в котором он был выпущен.
Независимо от причины изъятия пластинки из продажи, такие копии, естественно, будут редкими и востребованными для коллекционеров. Вот лишь пара примеров.
В 1987 году Prince намеревался выпустить безымянный альбом с полностью черной обложкой без текста и обозначений. Так называемый «Черный альбом» был отозван перед выпуском самим артистом по причинам, которые остаются неизвестными и по сей день. Несколько копий просочились на рынок за эти годы и были проданы за 25 000 долларов.
Когда розница пожаловалась на оригинальную обложку альбома The Beatles 1966 года «Yesterday and Today», на которой была изображена группа, сидящая на скамейке со сломанными куклами и сырым мясом, Capitol Records отозвала все копии из магазинов и радиостанций. Обложка была заменена изображением битлов, сидящих вокруг чемодана. А так называемая «обложка мясника» — пожалуй, самая известная коллекционная пластинка, копии которой разошлись за тысячи долларов.
Лимитированное издание
Издание альбомов ограниченным тиражом — явление относительно новое, но сейчас оно довольно распространено, и звукозаписывающие компании намеренно ограничивают выпуск несколькими сотнями или несколькими тысячами копий.
В прошлые десятилетия, когда пластинки были основным форматом продажи музыки, звукозаписывающие компании старались напечатать и продать как можно больше экземпляров. Когда пластинки стали более нишевым продуктом, звукозаписывающие компании потеряли желание тратить деньги на их мастеринг, печать и распространение. Выпуская ограниченное количество экземпляров и публично заявляя, что производство будет лимитированным, звукозаписывающие компании имеют больше шансов, что конкретное издание будет быстро распродано, и не залежится на полках.
Иногда лимитированное издание выпускается вместе с обычным, например, большинство копий делают на черном виниле, а несколько сотен — на цветном.
Этот случай касается и специальных изданий для Record Store Day — все они лимитируются определенным тиражом (который можно посмотреть на сайте мероприятия).
Заключение
Как видите, на коллекционную ценность каждой пластинки влияет множество самых разных факторов. Оценить ее можно с помощью каталогов для коллекционеров или на специальных сайтах. Охота за коллекционным винилом может стать захватывающим хобби или даже способом инвестирования.
А начать можно с ряда лимитированных изданий, выпущенных к RSD 2024, которые совсем скоро будут доступны в магазинах Dr.Head!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Любому винилу нужен свой Слава! Смотрю ютуб-канал только из-за Славы, мой респект! | ||||
|