Обзор RAAL-requisite SR1а: что будет, если скрестить акустическую систему и наушники?
Что получится, если объединить в одном девайсе наушники и классическую акустическую систему? Мы как раз решили найти ответ — в нашем обзоре модель RAAL-requisite SR1а. Производители объявили SR1a первыми в мире мониторами Earfield. Разберемся, о чём идёт речь.
SR1a — это совместное творение Александра Радисавлевича из RAAL Advanced Loudspeakers и Дэнни МакКинни из Requisite Audio. Компания RAAL, основанная в 1995 году в Сербии, производит ленточные твитеры. В этом же году в Калифорнии появилась компания Requisite, которая занимается проектированием и производством профессионального звукового оборудования. Два бренда решили объединить усилия, чтобы создать профессиональные мониторы с характером звучания акустической системы, но без её главного недостатка — влияния комнаты. Их новый продукт был выпущен под брендом RAAL-requisite в Сербии.
Куда пропали амбушюры?
Первое, что бросается в глаза, — отсутствие амбушюров на SR1а. Перед нами открытая конструкция, в которой излучатели находятся рядом с ушами, но не изолируют их. Ленточные широкополосные драйверы находятся на небольшом расстоянии от ушей, и это положение можно регулировать, чтобы менять дисперсию звука. Драйверы «свисают» с упругой, но легкой и гибкой ленты из пружинной стали и могут поворачиваться на небольшой угол. Меняя угол наклона драйверов, можно приблизиться к звучанию акустической системы благодаря так называемой перекрестной подаче (crossfeed). Когда мы слушаем акустическую систему, происходит смешивание левого и правого каналов: правым ухом мы слышим левый канал и наоборот. Прослушивание музыки в наушниках лишено этого эффекта, что сказывается на натуральности звука. В SR1a эффект перекрестной подачи действует благодаря открытой конструкции без амбушюров и приближает звучание наушников к акустической системе.
Ленточные драйверы
Недавно мы писали, как «лента» возвращается в мир микрофонов, а теперь расскажем, как ленточный излучатель работает в наушниках SR1а. Он представляет из себя тонкую алюминиевую диафрагму, подвешенную между двумя очень мощными магнитами. Мощность с усилителя подается на ленту, и так образуется магнитное поле. В нем лента движется, создавая звуковые волны. Небольшая масса и свободное движение ленты — ключевые факторы в работе ленточных драйверов, именно это позволяет им реагировать на малейшие изменения сигнала. Они очень отзывчивы и передают звук детально и динамично. В SR1а конструкция полностью модульная — можно легко заменить картриджи с ленточными драйверами, кабель, оголовье и другие элементы.
Материалы и посадка
Чтобы добиться от этой модели хорошей посадки, нужно потрудиться. Но после того, как оголовье отрегулировано, можно забыть, что на голове довольно массивные наушники. Оно сделано из стали и натуральной кожи и регулируется с помощью «пряжки» (конструкция очень напоминает ремень). Есть также небольшой ремешок, который обхватывает затылок и надёжно фиксирует SR1а на голове. При весе 425 г наушники не давят на голову и шею, так как их масса хорошо распределена.
RAAL-requisite предлагает руководство по размещению SR1a на голове, так как регулировать чашки наушников можно как по высоте относительно уха, так и по расстоянию от него. Для первого знакомства производитель рекомендует оставлять между излучателем и ухом 35 мм. Такое положение подходит для прослушивания большинства записей. Для акустической и оркестровой музыки рекомендуется поэкспериментировать с более широким горизонтальным расположением, чтобы расширить сцену и добавить баса.
Также есть рекомендации, где именно должен располагаться излучатель относительно уха. Можно ориентироваться по хордам на чашках наушников — ухо должно быть по центру относительно них. Наушники требуют тщательной «подгонки», чтобы выдать нужное звучание. Когда речь пойдёт о звуке, мы ещё скажем пару слов о посадке.
На внутренней стороне чашек наушников установили мягкие валики с эффектом памяти — это один из немногих элементов, прилегающих к голове. Видно, что особое внимание уделили физическим возможностям и звуку, а не обработке материалов: сетка на внешней стороне довольно грубая — нужно быть аккуратнее, чтобы не порезаться. Множество острых углов на корпусе создаёт ощущение индустриального дизайна в духе начала космической эры человечества.
Не всяк усилитель справится
У RAAL-requisite SR1а очень низкий импеданс (всего 0.2 Ом), что значительно усложняет подбор усилителя. Традиционные модели усилителей для наушников не справятся с таким сопротивлением, да и подключить SR1а к ним не получится — на кабеле нестандартный четырехпиновый XLR. Если у вас уже есть усилитель для наушников, то потребуется дополнительный прибор, повышающий сопротивление — тернистый путь. Проще воспользоваться усилителем HSA-1b, который разработан специально для этих наушников, но также может работать с магнепланарными, динамическими наушниками и даже с парой акустических систем. Особенность HSA-1b в том, что у него максимально короткий тракт усиления и точная настройка громкости с полностью дискретным аттенюатором с шагом всего 2 дБ.
Производитель отмечает, что к наушникам можно подводить усилители мощностью до 500 Вт, но стоит быть осторожным, чтобы не перегрузить ленту.
Звучание
Опыт прослушивания SR1а по-своему уникален, так как подача звука больше напоминает классическую акустику, только с большей детализацией, скоростью и разрешением. Не зря SR1a позиционируются как мониторы. У них линейная звуковая подача, особенно похожая на типичный студийный монитор ближнего поля.
Некоторым покажется, что модель выдаёт недостаточно баса и суббаса, есть явный спад после 33 Гц. Порции низких частот будут сильно различаться в зависимости от расположения наушников относительно ушей. На тесте мы убедились, что оптимальное расстояние от ленточного драйвера до мочки уха — это 10 мм. Так получается максимально сбалансированный звук с достаточным количеством баса, объёмной сценой и хорошим позиционированием. Если отвести излучатель дальше, то сцена становится шире, но плотность низких частот рассеивается.
SR1а звучат очень натурально — они практически полностью лишены окраса. По объёму и естественности звука они напоминают классические открытые наушники, только с ещё большим реализмом. Модель понравится тем, кто любит рассматривать музыку под микроскопом — деталей здесь предостаточно. Это абсолютно беспощадные в требованиях к качеству сигнала наушники, но результат впечатляет: они звучат разборчивее большинства динамических, планарных и даже электростатических наушников. Все артефакты и недостатки в мастеринге сразу проявятся перед слушателем — напоминаем, что SR1а изначально позиционировались как полноценный, но компактный вариант для мониторинга. Модель по количеству звуковой информации может посоревноваться с Focal Utopia и STAX SR-009S.
Натуральная сцена — это одна из выдающихся особенностей SR1a по сравнению с другими наушниками. Модель может передавать звуковые образы подобно акустической системе: слушатель воспринимает цельную звуковую картину, в которой он может локализовать акустические образы, объём и глубину.
Вывод
При первом знакомстве наушники не впечатлили из-за специфической посадки, но после индивидуальной настройки SR1а полностью захватили внимание. Хочется переслушать в них всю свою музыкальную библиотеку, так как даже в любимых и хорошо знакомых треках открываются детали, которые раньше ускользали от слуха.
Эта модель создана для осознанного прослушивания в домашних условиях. SR1а не потерпят плохого качества записи и превратят прослушивания музыки в интересный процесс, подобный взаимодействию с винилом, где есть свои «ритуалы». Но как только у вас получится их «объездить», вы получите удивительное звучание, услышите симбиоз акустический системы и наушников. Приходите в Dr.Head и послушайте RAAL-requisite SR1а сами, и вы точно не останетесь равнодушными. Ждём в гости!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!