Обзор iBasso DX 100
Введение
DX100 можно назвать третьим дорогим Hi-End плеером после C4 Pro и HM-801. Правда за счет того, что 801 снят с производства, а HM 901 пока еще на готов, конкуренцию DX 100 будет составлять в первую очередь C4 Pro. Основной изюминкой плеера является сенсорный экран и ОС на база Android. Начинка используется на сопоставимом для своего класса уровня, в качестве ЦАП используется ES9018, а для наушников используется мощный усилитель.
Последнее время iBasso смогли достичь хороших успехов на рынке компактного аудио, среди которых есть как портативные усилители, так и портативные ЦАП-ы, по качеству спокойно конкурирующие со стационарной аппаратурой. Недавно в iBasso стали применять новый ЦАП ES9018 семейства SABRE и постепенно переводить на него топовую линейку, заменяя тем самым ранее использовавшийся WM8740.
C одной стороны такое решение хорошее, т.к. ES9018 один из последних выпущенных ЦАП-ов и пока что редко где встречается, чем и привлекает к себе повышенное внимание. Но есть и опасения, на WM8740 уже вылизали все схемы и обошли подводные камни (портативные ЦАП PB и PB2 показывают великолепные результаты), а ES9018 – это новая микросхема, которую «приготовить» с первого раза может и не получится. Удалось ли раскрыть потенциал, мы узнаем из статьи, сравнивая звучание плеера в составе Hi-End трактов, а так же проведя подробные технические исследования в лаборатории.
Внешний вид и эргономика
На лицевой панели расположен сенсорный экран и три стандартные кнопки сенсорного типа.
На верхней панели расположены цифровые выходы, коаксиальный и оптический, usb вход и разъем под зарядный блок питания.
На правой панели расположена кнопка, отвечающая за регулировку громкости, а рядом с ней – гнездо под микро SD карты. Поддерживаются карты до 32 Гб, что вместе с 64 Гб внутренней памяти позволяют получить около 100 Гб.
На левой панели расположена кнопка включения и блокировки. Дополнительно есть отверстие под кнопку перезагрузки плеера.
На нижней панели – аналоговые выходы, два под наушники, отдельно линейный выход и регулятор усиления (не влияющий на линейный выход). Выходы под наушники одинаковые, параллельные между собой. Такое решение означает, что усилитель один, а за счет разного форм-фактора разъемов облегчается подключение, не требующее переходников. Gain имеет три положения, различия в усилении от меньшего к большему составляют около 3 и 5.5 дБ соответственно (по данным измерений в нашей лаборатории).
Эргономика у DX100 ниже, чем у Colorfly C4 Pro из-за большей угловатости, плюс у C4 Pro деревянный корпус, более надежно располагаемый в руке. Второй плюс C4 Pro, за счет дерева и массивной верхней панели, плеер редко бывает горячим, в то время как DX100 по этому параметру сопоставим с HiFiMAN HM-801. Для тех, кто использует чехлы, это не актуальный момент, а вот в кармане в тонкой одежде без чехла DX 100 будет горячим.
Но вот что в DX100 компенсирует его внешнюю эргономику – это сенсорный экран с возможностью мгновенной перемотки трека и использование операционной системы на андроиде с большой гибкостью в используемых приложениях. При желании можно поставить другой плеер или использовать DX100 как коммуникатор. Громкость, регулируемая предположительно через ЦАП работает как для выхода на наушники, так и линейного выхода. На форумах иногда встречается мнение, что линейный выход это тот, который не имеет регулировки громкости вообще и тем самым отличается от выхода для наушников, что в корне неверно. Линейный выход предназначен для подключения высокоомной нагрузки, как правило не менее 1 кОм и может быть как нерегулируемым, так и с регулировкой громкости. Выход же для наушников рассчитан на низкоомную нагрузку и лишь в большинстве случаев имеет регулятор громкости или дискретный выбор коэффициента усиления. Особенности Что же примечательного в DX 100? Прежде всего, это использование ES9018, который на сегодняшний день является одной из последних разработок с высокими параметрами. Основной упор сделан на возможность работы с 32-битными данными, в то время как остальные продвинутые ЦАП-ы других компаний пока что работают лишь с 24-мя битами. С учетом реальных способностей, фактически все показывают качество 21-23 битных ЦАП-ов, и запас в 32 бита выглядит излишним. Тем не менее, перевод данных из 24-х в 32 бит никаких искажений не должно вносить, в то время как перевод из 32 бит в 24 бита уже может вызвать незначительные искажения. Поток в 32 бита сейчас встречается в основном в профессиональных интерфейсах и звуковых картах, где в специализированных ПО идет обработка звука как минимум в 32 бита. Формат DVD-Audio ограничен 24 битами и записи в 32 бит можно встретить крайне редко, т.к. это будут лишь мастер-копии от музыкантов или любительские оцифровки. С одной стороны можно поаплодировать использованию 32-битного ЦАП-а, а с другой стороны не ожидать существенного преимущества перед линейкой ЦАП-ов остальных производителей. Паспортные характеристики ESS ES9018
-
Сигнал/шум и Динамический диапазон:
- Моно: 135 дБ
- Стерео 133 дБ
- 8 каналов: 129 дБ
- Гармонические искажения: -120 дБ
Разобрать плеер, не нарушив его товарный вид не удалось. Помимо болтов, плеер крепко держится на внутренних защелках. При желании, разобранный плеер DX 100 можно найти в интернете. На основе найденных фотографий плеер собран аккуратно, без каких-либо замечаний.
Комплектация
Как и принято среди подобных плееров, в комплекте есть только сам плеер, зарядное устройство, переходник для цифрового выхода и USB кабель. К некоторой досаде стоит отметить, что инструкция к плееру отсутствует, и если вы не знакомы с Android, то некоторое время уйдет на изучение «методом тыка». Благодаря тому, что ОС имеет поддержку русского языка, освоить управление не сложно.
Экран (Меню, Музыкальный проигрыватель)
У плеера стандартное Android меню. Основным дополнением является софтовый плеер собственной разработки. Плеер поддерживает большинство стандартных функций, легок в управлении. Приложение плеера имеет два виждета – самого плеера и плей-листа. Если в виджете плеера нажать на основную иконку (в данном случае – на компакт диск с нотой), то оказываемся уже в самом приложении.
Для того, что бы зайти в свойства плеера, нужно нажать крайнюю левую сенсорную кнопку, после чего будет доступ к информации о файле, эквалайзеру и другим настройкам.
В самом приложении есть доступ к особым настройкам, а именно, переключению аппаратных режимов ЦАП-а цифровой фильтрации slow с sharp и SRC функции.
Sharp обеспечивает фильтрацию алиасинга с чуть большей крутизной, но в противовес АЧХ чуть менее равномерна в сравнении со Slow режимом. Функция SRC отвечает за альтернативную фильтрацию сигнала – определяя промежуточные отсчеты в более высокой частоте дискретизации. SRC в iBasso работает исключительно в кратном режиме, что позволяет добиться наилучших результатов, нежели когда пересчет не кратный, вроде 44.1 кГц >> 192 кГц. SRC судя по всему является программный решением в плеере, т.к. специальные тестовые сигналы показали полное отсутствие работы SRC из под сторонних софтовых плееров.
Громкость у софтового плеера по умолчанию всегда максимальна, в то время как громкость приложений регулируется дополнительно в общем меню.
Аппаратные кнопки громкости управляют уже общей громкостью плеера и приложений. После нажатия на кнопку громкости появляется окно с регулировкой громкости и можно дальше регулировать как кнопками, так и через сенсорный экран.
При установке живых обоев, можно подстроить внешний фон по своему вкусу. Благодаря Wi-Fi, после создания аккаунта в google можно накачать и установить в плеер большое количество различных обоев и других приложений.
Досадным моментом кому-то может показаться отсутствие аппаратных клавиш переключения треков. В iBasso с одной стороны не хотят делать настройку управления переключением треков с помощью кнопки громкости, но с другой стороны, другого варианта предложить не могут и обещают исправить ситуацию, но пока неизвестно как.
Благодаря тому, что Android поддерживает разные программные плеера, ничто не мешает найти плеер с настройкой переключения треков через кнопки громкости. Однако со сторонними плеерами надо быть осторожным, многие могут выводить звуковой поток в своей частоте дискретизации и использовать далеко не самые лучшие кодеки. В Windows существуют специальные плагины для вывода звука в ASIO (при соответствующей поддержке у звуковых карт) или другие способы выводы звука из приложения, минуя микшер операционной системы, порой убивающий все качество или делая даунсемплинг.
Отдельным материалом планируется сделать сравнение основных программных плееров под Android на iBasso DX100. Благодаря цифровому выходу есть возможность сравнить оригинальный звуковой поток с тем, что поступает на ЦАП и сделать соответствующие выводы без долговременных прослушиваний, где при малой разнице в звучания оценка может оказаться не точной из-за разной степени внушаемости у слушателя.
Любители обработки звука могут установить себе различные эквалайзеры, правда звук на них будет поступать только со сторонних софтовых плееров.
Качество звучания Оценка уровня качества ЦАП в тракте с акустическими системами iBasso DX 100 vs ASUS Essence STX vs 1616m
В тракте использовался высококачественный усилитель Technics SE-A5, относящийся к Hi-End моделям, с измеренным уровнем искажений не выше 0,001 % на средней мощности. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твитер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на «качество = цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Стоимость усилителя на поправку инфляции - $1500. Импеданс АС составляет 6 Ом. Дополнительно задействовались пассивные Microlab Pure 1 (стоимость на момент активных продаж — $700).
Прослушивание проводилось в режиме слепого теста. Все источники были приведены к единому уровню с разбросом не более сотой доли децибела. За переключение источников отвечал отдельный коммутатор на галетном переключателе с подстройкой громкостей.
Когда тест проводится зрячим методом, и более того, с неотрегулированными уровнями, то большую погрешность в результат вносит как разное психоакустическое восприятие звука на разных громкостях, так и самовнушение (зачастую от вида ценника или предпочтений от марок).
Сравнение звучания DX100 с Colorfly C4 Pro и HiFiMan HM-801 будет проведено в отдельном материале >>
Ожидалось, что DX100 будет едва заметно отличатся от STX и 1616m, однако DX100 удивил тем, что оказался не столь похожим на их звучание. Если STX и 1616m передают атаку как звонкий щелчок, то DX100 как плотный удар. Звучание чуть компрессионное, что вероятно и сказалось на другой подаче атаки. Сцена у DX100 масштабнее в глубину и если образно взять два источника, то у STX они будут расположены в 2 и 5 метрах от слушателя в глубину, а на DX 100 это уже будет 1 и 8 метров. Таким образом, DX100 по глубине строит сцену не только за акустические системы, но и перед ними. Послезвучия у DX100 прослушиваются в меньшей степени, чем у STX. Если у STX каждый источник – это точка, то у DX100 каждый источник занимает больше пространства, делая звучание более плотным. По стереопанораме в ширину DX100 находится на уровне STX. C эмоциональной точки зрения, STX и 1616m играют ровно и «спокойно», в то время как DX100 дает больше эмоционального напора.
1616m и DX100 – это хороший пример в разной подаче звука для студии и дома, где в студии надо слышать детали с ясным умом, не поддаваясь на эмоции, а дома надо расслабится и погрузится в музыку. С точки зрения домашнего использования DX100 себя отлично показал.
Качество звучания усилителя для наушников
DX100 можно отнести к одним из самых мощных плееров. Уровень громкости достаточен даже для высокоомных моделей, не говоря уже о низкоомных вроде Beyrdynamic T5P. Звучание совершенно не окрашенное и с отличным разделением каналов в виде проработанной панорамы. Возможно, кому-то звучание покажется скучным, из-за отсутствия искажений.
В звучании не наблюдается искажении в частотном балансе, нет провалов или подъемов на низких частотах, нет искривления частотных характеристик многодрайверных арматурных моделей. На громкости выше средней отсутствуют искажения. В случае с портативными наушниками, в искажения скорее уходят наушники, а не усилитель DX100.
Качество панорамы великолепное и оно не ухудшается (не сужается) даже при подключении низкоомных моделей наушников. Детальность высокая, с низкоомными полноразмерными наушниками на максимальной громкости можно отметить лишь появляющуюся резкость в звучании.
Sony XBA-4 не смотря на сопротивление в 8 Ом не вызвали нареканий, усилитель хорошо справился со столь низкой нагрузкой.
M-Audio IE-40 – одна из сложных нагрузок для большинства плееров. В районе высоких частот сопротивление составляет 5 Ом, вводя в искажения многие усилители, либо искажая свою АЧХ, занижая высокочастотный диапазон с усилителями с не нулевым сопротивлением. С DX 100 по этим двум критериям полный порядок.
Выводы
Плеер получился высоко функциональным и с отменным качеством звучания. iBasso DX100 обеспечивает комфортное живое звучание, с большой масштабностью по глубине. В DX 100 встроен мощный усилитель для наушников, с точным тональным балансом и широкой стереопанорамой, не зависящих от нагрузки. Плеер способен раскачать даже полноразмерные наушники в условиях высокой зашумленности. Благодаря ОС на Android, доступно большое количество различных приложений, включая сторонние программы-плеера и возможность обработки звука. DX100 полноценно поддерживает форматы высоких разрешений 192 кГц 24 бит.
PersonalAudio.ru 25.05.2012