Обзор флагманских внутриканальных мониторов Clear Tune Monitors Da Vinci IX и Da Vinci X
Не так давно мы рассказывали вам про достаточно молодого, но амбициозного производителя кастомных и универсальных внутриканальных наушников — Clear Tune Monitors (CTM). Продукцию компании уже успели по достоинству оценить многие музыканты и аудиофилы. Мы тоже не остались в стороне и предлагаем вам обзор двух топовых универсальных моделей бренда из серии Da Vinci: IX и X.
Технологии
Обе флагманские модели основаны на драйверах с уравновешенным якорем, римские числа в названии указывают на их количество — 9 и 10 соответственно.
“Девятки” используют по 4 драйвера для низких и средних частот и один драйвер для высоких, кроссовер 4-полосный. “Десятки” добавляют еще один драйвер для высоких частот и имеют уже 5-полосный кроссовер.
Обе модели поставляются с двумя дополнительными парами съемных акустических фильтров, позволяющих добавить низких или убавить высоких частот. По умолчанию установлены референсные фильтры с более линейной АЧХ.
В наушниках реализована новая технология W.I.S.E. — система специально рассчитанной внутренней акустической камеры и звуководов. Помимо флагманов, она используется только в модели AS-7.
W.I.S.E. (Wave Integrating Sonic Element) — технология, разработанная CTM для решения нетривиальной задачи: сохранить фирменное звучание кастомных мониторов в формате универсальных наушников. Сложная трехмерная конструкция W.I.S.E. рассчитывается для каждой модели / конфигурации драйверов отдельно, чтобы обеспечить идеальный путь для звуковой волны от драйверов до ушей слушателя.
Дизайн и комплектация
Корпуса моделей идентичны, за исключением фейсплейтов (лицевых панелей), на которых выточен номер модели. Корпуса полностью металлические — они выполнены из анодированного алюминия. Качество сборки на очень высоком уровне, все подогнано идеально. Наушники выглядят брутально и футуристично.
Лицевые панели “посажены” на три винта, что вкупе с визуально крупным корпусом немного напоминает дизайн Campfire Audio – например, популярную модель Andromeda. Однако, эта похожесть обманчива и не распространяется дальше лицевой стороны — с изнанки корпус гладкий и гораздо более удобный, никаких острых краев, видно использование наработок при проектировании кастомных корпусов.
Большая часть корпуса расположена вдали от более чувствительных выступов внешнего уха, что вместе с заушным расположением кабеля обеспечивает одну из самых комфортных посадок. Удобнее, пожалуй, только кастомы. В любом случае, наушники Da Vinci, несмотря на строгий индустриальный дизайн, оказались очень “мягкими” и комфортными в посадке, особенно с пенными амбушюрами.
Для соединения с кабелем в Da Vinci используется 2-контактный разъем 0.78 мм. И X, и IX комплектуются двумя одинаковыми кабелями — стандартным несимметричным и балансным с разъемом 2.5 мм.
Первый кабель в стандартной черной ПВХ оплетке выполнен из бескислородной меди, он 4-жильный с разъемом 3.5 мм. Неплохой кабель, но полностью потенциал наушников ему не раскрыть. Зато он легкий, гибкий и удобный. Сформированных заушин нет, но штекеры расположены под наклоном, из-за чего кабель изгибается вокруг уха легче, чем кабели с прямым разъемом.
Второй кабель премиальный — Juba 4 (180 долларов). Это 4-жильный гибридный кабель из меди и серебра, который придает более четкое и пространственное звучание обеим моделям. Этот кабель немного толще и тяжелее, но тоже весьма удобен и имеет очень красивую прозрачную оплетку с контрастным переплетением медных и серебряных проводников.
Насадок в комплекте с наушниками 7 пар: пенные и силиконовые трех размеров (S, M, L), а также одна пара силиконовых с двумя фланцами. И “пена”, и двойной фланец изолируют одинаково хорошо. Силиконовые насадки обеспечивают более слабую пассивную изоляцию по сравнению с ними, но кому-то могут приглянуться больше по комфорту или звучанию.
Кейс для переноски жесткий и крупный. В карман такой не поместится, но зато он имеет несколько отсеков для хранения всего необходимого, а также стержень для намотки кабеля.
Как мы уже упоминали, наушники комплектуются сменными звуковыми фильтрами, которые накручиваются на звуковод. Синие обозначаются как 150 Ом, а красные — 300 Ом, что само по себе ни о чем не говорит. По какой-то причине производитель не добавил описание их работы на упаковку или в инструкцию, однако в интернете разъяснил, что синие фильтры смягчают высокие частоты (до 3 дБ), а красные добавляют низких (до 3 дБ). Приятное дополнение, если вы слишком чувствительны к верхам или хотите немного усилить басы.
Помимо всего перечисленного, в комплекте с наушниками также есть переходник с мини-джека на джек, адаптер для самолета и инструмент для очистки.
Звучание
Для прослушивания использовались как флагманский Astell&Kern SP2000, так и более простые потребительские устройства — смартфоны на Android и портативный ЦАП Centrance DACport HD. Мощности и запаса громкости хватило во всех случаях, но только Astell&Kern SP2000 “выжал” из пары максимум возможностей. В сравнении с Da Vinci также участвовали наушники Campfire Audio Solaris 2020, но об этом мы поговорим немного позднее. Сначала о частотах.
Средние и низкие частоты обе модели отыгрывают очень похоже. Басы полные, насыщенные и детализированные с отличной скоростью и контролем. Их ровно столько, сколько и должно быть. Обе модели отыгрывают саб-басы, бочки и абразивный басовый синтезатор в треке Tyler, The Creator — Igor’s Theme эталонно.
Воспроизведение средних частот остается приятным на всем протяжении этого диапазона, без акцентов или слабостей в какой-либо части частотной характеристики. Поэтому Da Vinci прекрасно справляются с любой музыкой, будь то мужской или женский вокал, электроника, струнные в оркестре или группе, концертная или студийная запись.
В некотором смысле писать о низких и высоких частотах Da Vinci сложно — они просто звучат максимально правильно! Переливы и фидбэки двух гитар в Big Brave — Lull такие густые и насыщенные, что буквально “прорезают” воздух, а вокал одной из гитаристок, переходящий с шепота на вскрики, звучит предельно живым и близким.
Верхние частоты — это то, что действительно разделяет Da Vinci IX и X. В случае с IX верха продолжают заданный вектор. Они детальные, не грубые, не чрезмерные, с отличным разрешением, отлично дополняют общую картину, создавая честное мониторное звучание и оправдывая название компании — Clear Tune Monitors. Шумные оркестровые записи Альфреда Шнитке оживают: можно расслышать каждый шорох и самые тихие ноты. Общий баланс Da Vinci IX, опять-таки, эталонный.
Что же происходит с верхами у Da Vinci X? Вот где скрывается “вау-эффект” от флагмана CTM. Дополнительный драйвер и более продвинутый кроссовер расширяют детализацию этого сегмента частот и придают небольшую, но заметную искринку общему звучанию. Высокие частоты “Десятки” никогда не звучат преувеличенными, не имеют ни намека на сибилянты, однако тут явно скрывается небольшой подъем. Хай-хэты и другое “железо” становятся более заметным в миксе — это вносит ясность в любую запись, попутно расширяя звуковую сцену (см. далее). Любые другие наушники (включая Da Vinci IX) рядом звучат немного зажато.
И IX, и X выдают впечатляющий уровень макро- и микродетализации, наращивая ее в зависимости от источника и качества файлов. При этом они весьма дружелюбны и к обычным MP3 или стримингу, но дайте им Lossless или Hi-Res, и они раскроют все мельчайшие нюансы качественной записи.
Разделение инструментов — это одна из сильных сторон обеих моделей. В тяжелых записях с пониженным строем гитар бывает сложно разобрать отдельные ноты бас-гитары, которая сливается с остальными струнными в единое звуковое тело. Ничего подобного не происходит с наушниками Da Vinci. Black Sheep Wall — Ambient Ambitions — прекрасный тому пример, автор наконец-то смог полностью разобрать партию баса в давно знакомом треке.
Звуковая сцена в наушниках превосходная. Малютки вполне могут конкурировать с открытыми полноразмерными наушниками! Особенно это касается X, звуковая сцена которых становится действительно голографической за счет дополнительного высокочастотного заряда с отличным разрешением не только в глубину и ширину, но и в высоту. Музыка остается цельной, но распределяется на почти осязаемые слои. Можно просто наслаждаться общим хорошо собранным звучанием, но при этом в любой момент сконцентрироваться на какой-либо отдельной детали, будто с увеличительным стеклом.
Звучание пары достаточно аналитическое, но при этом не стерильное, а предельно живое. Так, например, концертная запись Live At Roadburn 2016 группы Full of Hell, выступления которой в России второй год подряд отменяются из-за пандемии, в Da Vinci X действительно создает эффект присутствия. Кажется, что слушаешь настоящие многоваттные гитарные стеки; скоростные барабаны сохраняют отчетливую читаемость каждого отдельного удара, а шумовые эффекты и нечеловеческий вокал “раздирают” пространство в клочья. Погружение колоссальное! После этого хочется чего-то доброго и светлого — включаем The Orielles — Space Samba (Disco Volador Theme) и наслаждаемся тем, как приятный женский вокал, дилеи и прочие космические эффекты аккуратно заполняют пространство под прыгучий басовый грув.
Мы настоятельно рекомендуем при возможности слушать эти невероятно способные наушники с балансным кабелем. Переход с небаланса на баланс — это будто в тесной комнате распахнули окна, добавив пространства, света и воздуха. И не забывайте про сменные фильтры — они не превратят одни наушники в другие, но могут немного подкорректировать звучание под ваши потребности.
Что касается обещанного сравнения с Campfire Audio Solaris 2020, последние наушники весьма неплохи в отрыве от Da Vinci. Их звучание более теплое с немного превалирующим басом и не таким ярким верхом. Кому-то это может быть ближе, но, по мнению автора, Solaris однозначно проигрывают Da Vinci IX по детализации и открытости звуковой сцены. Баса чуть больше, но он не такой резвый; середина в Solaris при сравнении ощущается немного “задавленной”, верха менее детализированные, гитары звучат более “жидко”, а голоса не такие живые. Про сравнение с Da Vinci X и говорить нечего — это просто другой класс. Кроме того, если на вид Solaris собраны на том же уровне, то при ношении периодически можно услышать шорох корпуса — видимо, подгонка деталей у Campfire Audio не так хороша.
Вердикт
Обе модели — настоящие флагманы, устанавливающие планку звучания современных мониторных наушников. При всём этом им удается избежать чрезмерной мониторной сухости и "отстраненности”. Какую из двух моделей выбрать — зависит и от вашего бюджета, и от того, что вы хотите получить. IX — это правильное референсное звучание на каждый день и более доступная цена. За повышенную детализацию и расширенную сцену X придется доплатить. Слушать их фоном, кажется, не получится — звучание наушников просто хватает вас за уши и бросает в самый центр звукового поля. Ощущения неповторимые!
Весь модельный ряд Clear Tune Monitors, включая наушники серии Da Vinci, доступен в Dr.Head. Приходите слушать и сравнивать собственными ушами!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!