Андрей Макаревич и Михаил Борзенков в прямом эфире Dr.Head — разговор о Bowers & Wilkins и работе на Abbey Road
Dr.Head уже два года подряд отмечает день рождения британского бренда Bowers & Wilkins. В 2021 году производитель отмечает юбилей — 55 лет на рынке. Этот год для команды Bowers & Wilkins выдался насыщенным: вышло новое поколение флагманской 800-й серии акустики, первые TWS-наушники в истории бренда и новое поколение знаменитой системы Zeppelin.
21 декабря во флагманском магазине Dr.Head прошел прямой эфир, посвященный юбилею британского бренда. Ведущим стал аудиоэксперт Михаил Борзенков, о продуктах Bowers & Wilkins рассказал представитель компании Евгений Яковлев, а в гости пришел Андрей Макаревич. Уже второй год на праздник Bowers & Wilkins к нам в гости приходят легендарные «машинисты»: в 2020 году своим опытом работы c Bowers & Wilkins 800-й серии на студии Abbey Road делился Александр Кутиков. Флагманская линейка акустики была в центре разгова и в этот раз. Андрей Макаревич не только работает с ней в своей «мастерской», но и использует для домашнего прослушивания (Bowers & Wilkins 805).
Чем примечателен 2021 год для Bowers & Wilkins?
Самое главное событие этого года — компания представила новую флагманскую 800-ую серию, которая получила индекс D4. Удивительно, как бренд умудряется превзойти сам себя, ведь предыдущее поколение многими экспертами и так признавалось одной из лучших линеек акустики в мире. Четвертое поколение 800-й серии Bowers & Wilkins принципиально отличается от предшественников, изменены самые важные узлы — подвес среднечастотных динамиков, конструкция твитера и внутреннее устройство корпуса. Обо всех инженерных изысках читайте в нашем материале.
Компания вошла в новую для себя нишу, выпустив сразу две модели TWS-наушников — PI5 и PI7. Bowers & Wilkins удалось вложить в звучание пользовательских наушников свой подход к звуку, который так любим ценителями их акустики. Читайте подробный обзор «первенцев» здесь.
Возвращение легенды — беспроводная колонка Zeppelin снова с нами. Производитель заявляет, что в ней изменено буквально всё. Первое поколение Zeppelin вышло в 2007 году и стало первопроходцем в целом направлении аудио. Обновленная версия стала проводником музыки со стриминга, о его возможностях и дизайне читайте в материале.
Прямой эфир с Андреем Макаревичем и Михаилом Борзенковым
Хотим поделиться своими наблюдениями: часто Александра Кутикова и Андрея Макаревича сравнивают с Джоном Ленноном и Полом Маккартни — в этом что-то есть… Два талантливых человека с разными характерами, которые долгие годы сочиняют вместе. Тем интереснее быть свидетелем, как основатели «Машины времени» рассказывают о работе в английской студии на самой знаменитой улице Лондона. Делали они это абсолютно по-разному: Александра Кутикова, как опытного звукорежиссёра, больше интересовала техническая сторона Bowers & Wilkins, а Андрея Макаревича — эмоции от увиденного и услышанного на Abbey Road.
Я не технарь, в вопросе звукозаписи я доверяю Саше Кутикову, который в этом вопросе разбирается лучше.— Андрей Макаревич
Однако двух музыкантов объединяет общий «вкус на звук» — после стольких лет работы им не приходится друг другу объяснять, как должен звучать каждый инструмент и общий микс.
Чем Андрею Макаревичу нравятся Bowers & Wilkins?
Когда музыканты пишут альбом вместе с продюсером, очень важно слышать материал в первозданном, неискаженном виде — именно такой звук даёт английская акустика старшей 800-й серии.
Большинство слушателей такое звучание могут не оценить, так как они привыкли, чтобы были задраны басы и верха с проваленной серединой. Особенность Bowers & Wilkins в том, что они звучат так, как записано.— Андрей Макаревич
С каким источником Bowers & Wilkins лучше раскрываются?
Андрей Макаревич рассказал, что, когда на качественной аппаратуре ему дали послушать сначала винил, а потом плёнку (студийную ленту), то разница была колоссальной. Такой же разительной, как между CD и пластинкой. По выражению поэта: «Я услышал, как эти колонки дышат, играя с лентой». Интересное наблюдение, что «честность» в звуке может быть очень приятной: Андрей Макаревич привёл в пример джаз-бэнды, которые записывались всего парой микрофонов, но зато сколько в них было «воздуха». Звукорежиссеры стремились передать атмосферу момента такой, какой она была во время записи.
Когда речь зашла о разных носителях, гости отметили, что мастеринг для ленты, винила и компакт-диска производится по-разному, поэтому и звучание одного и того же альбома на разных носителях будет различаться. Bowers & Wilkins лучше всего звучат с аналоговыми носителями — акустика создаёт ощущение, что слушатель находится среди музыкантов.
На прямом эфире гости слушали переизданную первую ленту «Машины времени», которая была записана в 1976 году для программы Элеоноры Беляевой «Музыкальный киоск». Лента выпущена тиражом всего 250 экземпляров.
Переизданный винил — зло?
По мнению Андрея Макаревича, всё зависит от качества релиза. Музыкант рассказал, что покупает современные пластинки, ведь самое главное — это то, что на них записано. Конечно, лучше брать тяжёлый (180 г) винил, а если он ещё и «не перемастерен», то это находка. Как отметил Михаил Борзенков, не нужно делать из старого альбома новый оригинальный. Однако, есть и отличные ремастеры: гости вспомнили перевыпущенный «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», где после микширования проявилось множество партий, которые раньше были затеряны в общем миксе.
Что важно для усилителя в работе с Bowers & Wilkins?
По мнению Андрея Макаревича, который дома слушает 800-ую серию в связке с японским усилителем Rotel, очень важно, чтобы «усилитель и предусилитель как можно меньше на себя брали». Главное, чтобы усилитель корректно усиливал, а всё остальное уже лишнее — музыкант не пользуется темброблоком, для него важно слышать первостепенную задумку авторов. Полагаем, что Rotel удовлетворяет этому требованию — он способен раствориться в музыке и не навязывать «своё восприятие».
Разговор об Abbey Road
Конечно, музыканту из Советского Союза, живущему под плотным «железным занавесом», казалось, что английская студия недосягаема и существует в другом мире. Но после падения «занавеса» работа на Abbey Road стала только вопросом финансов.
Музыкант вспоминает, что по своему устройству и внешнему облику студия ортодоксальная и «старенькая», чем-то напоминающая ГДРЗ (Государственный дом радиовещания и звукозаписи). У автора данного текста сложилось ощущение, что в этой студии время поставили на паузу, так как для музыкантов доступны абсолютно бесценные инструменты и оборудование, которые в своё время использовали «Битлы», Pink Floyd, Стиви Уандер, Элтон Джон и бесчисленное множество легендарных исполнителей.
В чём разница между подходом к записи в некоторых отечественных студиях и на Abbey Road?
Андрей Макаревич вспоминает, что в России в студии тебе могут сказать: «Чувак, ты облажался, перепой строчку», а на Abbey Road так никто не делает: «Им не придёт в голову переписывать строчку, так как у песни есть настроение». Звукорежиссеры уделяют много времени именно настроению, на которое у нас часто не обращают внимания. Музыкант отметил, что такой подход превращает студию в дом, в котором комфортно и уютно работать.
Abbey Road — это не только здание и оборудование, Abbey Road — это потрясающие звукорежиссеры и инженеры, которые делают свою работу тихо и быстро.— Андрей Макаревич
Эфир получился ярким и по-настоящему праздничным: мы немного окунулись в воспоминания о прошлом, поговорили о новинках и, конечно, не оставили наших зрителей без подарков. Спасибо, что были с нами и задавали интересные вопросы гостям! А всех, кто не смог к нам присоединиться онлайн, приглашаем на наш YouTube-канал — там мы сохранили эфир в записи.
Встреча очень хороша, Виктор очень увлёкся темой, что чуть не забыл, что день B&W на дворе. Очень интересная встреча, смотрели его сразу |
Смотрела эфир, очень душевная часть получилась именно с Андреем. Жаль только, что в розыгрыше не повезло. |