Джаз в России — с чего все началось?
Алексей Козлов: «Джаз неподвластен никакой идеологии и непредсказуем».
Ни для кого не секрет, что джаз в России появился гораздо позже, чем в США и подвергался критике со стороны власти, а вскоре и вовсе стал под запретом. Вспомнить только знаменитую фразу «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!».
Первый, кто познакомил Россию с джазом и дал рывок к новой форме большинству музыкантов, был театральный деятель Валентин Парнах, который в 1922 году впервые выступил со своим смелым джаз-бэндом. За ним пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. И вслед за музыкантами пришёл «ТЕА-джаз» легендарного Леонида Утёсова.
С наступлением «оттепели» давление на музыкантов было уже не столь ожесточенное. Очень вовремя Московский фестиваль молодежи и студентов дал новый старт и огласку настоящей джазовой музыке в советской России, вскоре вышедшей на международную сцену в лице таких выдающихся музыкантов, как Георгий Гаранян, Леонид Чижик, Виктор Фридман, Алексей Козлов, Игорь Бриль, Николай Левиновский и другие.
Сейчас проходит период очень активного культурного обмена российских и зарубежных музыкантов. Можно учиться, обмениваться опытом, делать совместные проекты. Сегодня джаз неимоверно популярен среди разного контингента, но в особенности, у молодежи. И ведь неспроста. Такие музыканты, как Алексей Козлов — основатель отечественного джаз-рока, имеющий ряд почётных званий в России; Игорь Бутман, который проводит международные фестивали, руководит двумя джазовыми клубами в Москве и звукозаписывающим лейблом Butman Music, дают возможность познакомиться с этой музыкой и ещё с рядом музыкантов, таких как Вадим Эйленкриг, Алина Ростоцкая, Саша Машин, Анна Королёва, Татьяна Балакирская, LRK trio (Игнат Кравцов, Евгений Лебедев, Антон Ревнюк), Анастасия Лютова, Кристина Ковалёва. Клубы легендарных музыкантов можно и даже нужно посещать и получать колоссальное удовольствие.
Помимо вышеперечисленных клубов, есть также множество не менее интересных мест. Джаз-клуб «Эссе», «Джем» Андрея Макаревича, Powerhouse на Таганке — современная площадка с очень модным джазом, парк «Зарядье» со своей джазовой программой. И, конечно, фестивали и конкурсы для тех, кто жаждет попробовать себя в качестве артистов и получить оценку от именитых мастеров — «Усадьба Jazz», «Джаз в саду Эрмитаж», Jazz Seasons в Ленинских Горках, «Город Джаз» в Аптекарском огороде.
Самое главное, что приковывает ухо — это джазовая импровизация. Она остается для многих слушателей чем-то недоступным, несмотря на то, что именно импровизация лежит в основе человеческого общения. Вы приходите вечером на концерт и осознаёте, что не знаете, чего ожидать, так как мелодия и ритм рождаются здесь и сейчас. Вы слышите перекличку саксофона и контрабаса и вдруг понимаете, что именно такой диалог случился с вами сегодня на работе с коллегой или в магазине с продавцом. Вы можете слушать «My funny Valentine» 15 раз, и каждый раз будет звучать для вас совершенно по-другому. Когда я впервые побывала на джем-сейшене, я не могла отойти от этого вечера долгое время. Меня поразило абсолютно всё. Свобода, смелость, энергия. Складывалось полное ощущение, что музыканты родились с инструментами в руках. Они ведут диалог не только между собой, но и со зрителем. Ты не можешь оторвать взгляд от сцены, потому что твоё внимание тотально приковано.
Если говорить о любимых джазовых композициях, то это:
I am Fool to Want You — Tony Bennett (1951)
Написали Фрэнк Синатра, Джек Вольф и Джоэл Херрон. Я люблю эту балладу в исполнении Тони Беннета. Сколько красок тембра и попадания в самую глубину. Абсолютно по-новому и с другим настроением поёт этот стандарт Билли Холидей. Нужно послушать обе версии.
My Funny Valentine — Chet Baker (1953)
В исполнении Чета Бейкера, который не может оставить вас равнодушными и бесконечно можно слушать её в исполнении моей любимой певицы Мариам Мерабовой.
So What — Miles Davis (1959)
Главный авторский хит Майлса Дейвиса из альбома «Kind of Blue» (1959), да и впрочем сам альбом заслуживает внимания. Все музыканты, участвовавшие в записи альбома, входят в пятерку лучших в мире исполнителей. Это стоит услышать.
Body and Soul — Coleman Hawkins (1939)
Обязательно к прослушиванию! Соло Коулмена Хокинса признано одним из самых ярких примеров спонтанного творчества в истории джаза – Хокинс импровизирует на протяжении практически всей пьесы.
Сейчас, чтобы услышать настоящий джаз, можно обращаться не только к западным музыкантам, но и к российским, что не может не радовать. Тем более, интернет-платформы в этом только помогают. С каждым днём в России джаз процветает, обретает свободу самовыражения и звука. Слушателей становится больше, а музыканты — ярче и самобытнее. И всё благодаря отечественным личностям, познакомившим наших зрителей с музыкой, услышав которую, уже не разлюбишь, если даже сильно этого захочешь. Любите джаз, слушайте джаз и ждите новых рекомендаций на нашем сайте.
Очень интересный материал |
Спасибо ✨ | ||||||
|