Чёрная пятница! Самые большие скидки года уже здесь ->>>

Пьезо наушники TakeT H2+

Введение

При первом взгляде на наушники кажется, что в твоих руках некий старинный винтажный экземпляр Необычная конструкция, много острых углов и прямых линий. Более твердые амбушюры, нежели в современных моделях. А стоит увидеть драйвер, светло-бежевого цвета, как возникает ассоциация с пергаментом, из которого будто бы сделан излучатель. А вес наушников настолько мал, что закрадывается сомнение, что эти наушники вообще рабочие, а не только пустой корпус. В противовес легкости наушников на глаза попадается небольшой, но увесистый сундучок.

0ae3f7f86296ef3e185cd7b910c35771.jpg

О типах излучателей в наушниках

Тем, кто не очень хорошо разбирается в типах излучателей, может показаться, что перед нами излучатель Хейла, однако есть одно существенное отличие – в TakeT отсутствуют магниты. Для того, что бы лучше понять, что из себя представляет ТАТ драйвер, использующийся в TakeT H2+, вспомним, какие бывают излучатели у наушников, и почему на сегодняшний день самым распространенным являются динамические, относительно редкие – изодинамические (выпускают Fostex, Audez’e и Hi-FiMan) и совсем редкие – электростатические (выпускает STAX). В качестве редкого экземпляра можно наблюдать и Preside Ergo AMT – единственные наушники с излучателем Хейла. А пару-тройку десятков лет назад еще были ортодинамические, электретные и пьезодинамические наушники.

Помимо звучания, от наушников требуется эргономика, универсальность, а также немаловажна их стоимость. Эргономика зависит от веса, и чем легче излучатель, тем более удобные наушники могут получиться. Самые тяжелые излучатели – это излучатели Хейла, требующие большое количество магнитов. В то время, когда был пик развития ленточных излучателей, магниты стали серьезным ограничением, ведь увеличение габаритов излучателя приводило к большой массе и высокой стоимости. Излучатели Хейла у Precide фактически единственное решение, с оригинальной конструкцией и довольно жесткими требованиями к усилителю, который аналогичен усилителю для акустических систем, т.к. драйвер там изначально от акустической системы с низким сопротивлением.

2_16.jpg

Обычные изодинамические наушники были дешевле в производстве (проще делать мембрану), но так же обладали большим весом, чем динамические излучатели.

3_11.jpg

В нашей стране это были популярные модели ТДС-5, ТДС-7 и ТДС-15 (обзор по которым в планах). Из современных, это Audez’e LCD-2, несколько моделей от Hi-Fi Man. В недорогом секторе, это Fostex T20 RP, T40 RP и T50 RP.

4_10.jpg

Своего роду революцию в развитии изодинамических наушников сделал Fostex, придумав эффективную магнитную систему, за счет которой существенно снижена масса излучателя.

5_7.jpg

Электретные и пьезодинамические излучатели максимально близки к электростатическим, однако имеют такой минус, как низкую чувствительность, и как следствие, наличие повышающего трансформатора, зачастую весьма увесистого и подключаемого к выходам усилителя для акустики. Это сильно снижает универсальность таких наушников. К слову, до того, как STAX стал производить электростатические наушники (а сама марка STAX дает ассоциацию с электростатами), изначально компания производила электретные наушники. C одной из их моделей в виде SR 40 мы познакомимся в одном из обзоров в разделе винтажных наушников. И, кстати, электретные и пьезодинамические излучатели самые легкие по весу из всех типов излучателей.

6_4.jpg

Электростатические наушники при всех их преимуществах требуют отдельный специализированный усилитель (причем не дешевый), что, в свою очередь, не позволяет так просто собрать комплект из наушников и усилителя или превратить наушники в мобильный вариант, подключая наушники, например, к портативному плееру.

Современный же динамический излучатель (преимущественно из лавсана, а не из бумаги) отличается относительно малым весом, а при массовом производстве и финансовой поддержке в развитии со стороны большинства компаний отличаются достаточно хорошими характеристиками и удачным соотношением цена/качество. Однако, когда нам нужны максимально высокие показатели качества звучания, как выясняется, что нужен или довольно дорогой динамический излучатель, или совершенно другой тип излучателя. Так, плоские излучатели, к которым относятся ортодинамические, изодинамичесике, хейла, электретные, пьезодинамические и электростатические, обладают лучшей импульсной характеристикой (мембрана начинает движение вся одновременно), оставляя позади динамические излучатели (где движение мембраны начинается от катушки). Однако в секторе Hi-End эта разница далеко не так очевидна.

TakeT H2+ совмещают в себе технологию Хейла и пьезодинамику. Посмотрим как схематически движется мембрана обычного ленточного излучателя, где токоповодящая дорожка нанесена прямо на мембрану.

7_5.jpg

В ленточном излучателе Хейла токопроводящая дорожка так же нанесена на мембрану. Но мембрана сложена в гармошку, где соседние стенки гармошки взаимно отталкиваются или притягиваются, засасывая или выталкивая воздух. Данная конструкция позволяет при том же объеме площади, в который излучает излучатель, использовать большую площадь самого излучателя.

8_3.jpg

Вместо токопроводящих дорожек, TAT драйвер использует полоски от пьезодинамического излучателя. В плюсах такого решения – отпадает надобность в магнитах, т.к. пьезодинамический излучатель работает без магнитов.

Благодаря использованию пьезоэлементов, наушники не имеют магнитной системы, и там, где Ultrasone предлагает эффективную систему экранирования от магнитного излучения, TakeT не нуждается в таковой, т.к. TAT драйвер не дает магнитного излучения в принципе. Так же, отсутствие магнитов, сказывается на массе излучателя, TAT драйвер очень легкий. Если к такому драйверу добавить удобную конструкцию, то наушники будут казаться практически невесомыми.

Надо отметить, что динамические наушники в качестве своего основного преимущества имеют малый вес и могут работать с относительно низким напряжением, до 5 Вольт. Электретные, электростатические и пьезодинамические имеют самую лучшую импульсную характеристику (меньшая интертность), но требуют для работы высокого напряжения или, в случае с электростатическими – дополнительного напряжения, что сильно влияет на совместимость с окружающим оборудованием. Изодинамические и ортодинамические находятся посередине между динамическими и электростатическими, электретными и пьезодинамическими.

На сайте производителя описывается конструкция драйвера, но настолько кривым английским языком, что нет никакой уверенности, что дальнейший перевод точно отражает суть. Так к примеру можно предположить, что гармошка сделана из двух лент, а пьезоэлементы располагаются не только на параллельных складках, но и на вершинах и впадинах, что еще больше увеличивает эффективность работы. Для того, что бы это проверить точно, надо полностью разорать наушники, а такой возможности не было.

Комплектация и внешний вид

996f08f4c173a1fa4267f6332131c653.jpg

В комплекте идут наушники и H2+ и трансформатор TR2.

7cd303d2acbd8079eb6adcec6501368b.jpg

Если наушники довольно легкие, то трансформатор представляет собой компактный, но тяжелый кусок железа весом в 3.6 кг.

bd5d692ba8613aa59cc2cbea06415f5d.jpg

TR2 подключается к усилителю с помощью проводов для акустических систем. В качестве разъемов используются винтовые зажимы. На выходе повышающий трансформатор может выдать напряжение до 1500 В. Теоретически H2+ совместимы с повышающими трансформаторами от электретных STAX.

db4ef5933e46429e8123934f198d4fbd.jpg

Наушники имеют трехполосную систему.

cec6b9faf13e365f35291640afe30647.jpg

f89cb7a1e803fbc2bbf498802542ada1.jpg

Основной драйвер имеет форму гармошки, где поперечные складки имеют разную глубину, и форма чашки в профиль повторяет эту глубину.

15_1.jpg

a2c0a2e16631d7a204e6f3a0bbcc26be.jpg

основная часть драйвера (фото взято с headfi.org)

Логично, что наиболее глубокие складки отвечают за низкочастотный диапазон.

Посередине располагается узкий не глубокий драйвер, отвечающий за воспроизведение уже более высокочастотного диапазона. Полоска с высокочастотным драйвером так же имеет участки с разной глубиной и шагом гармошки.

В целом, если учесть, что сборка драйвера наверняка ручная, то перед нами результат довольно кропотливого труда.

de347093770d1c068c16448a55ffae9d.jpg

На передней панели чашек располагается дополнительный супер твиттер TakeT Batpure с акустическими зеркалами.

18.jpg

Благодаря этому супер твиттеру можно регулировать объем звучания наушников. К слову супертвиттер TakeT Batpure можно приобрести отдельно, и его рекомендуется дополнительно подключать к уже имеющимся наушникам. У TakeT Batpure заявлен воспроизводимый частотный диапазон в 20 кГц – 150 кГц, в то время как у самих наушников в 10 Гц – 100 кГц.

Идея с супертивиттром заключается в том, что по мнению разработчика, восприятие ультравысоких частот производится не столько ушами, сколько кожей на лице. Разработчик предлагет простую проверку (в случае с отдельным супер-твиттером), это подключить супертвиттер одновременно с наушниками, расположив его перед лицом на расстоянии около полуметра. Дальше, закрыть лицо руками, и если звучание изменилось, то соответственно восприятие есть и уже стоит самому решать, нужен супер-твиттер или нет. В H2+ же используется два таких супертивиттера. Не исключается вероятность, что у всех разное восприятие и кто-то возможно ничего не услышит.

be234027f3d957f5d746c8cb8a3fb7fc.jpg

Наушники подключаются к повышающему трансформатору TR2 специальным штекером. Трансформатор же должен подключаться уже акустическим кабелем к выходам усилителя для колонок. В спецификации указано, что максимальный уровень тока на входе равен 1 А. Сопротивление повышающего трансформатора, как нагрузки, согласно нашим измерениям составляет 18 Ом. При этом в районе 180 Гц сопротивление достигает 43 Ом, а на самых низких частотах снижается до 7 Ом.

Эргономика

Наушники сидят достаточно удобно, хотя и непривычно, при их конструкции, которая не фиксируется слишком жестко на голове. Так же не очень привычно сидеть в довольно легких и объемных наушниках. Если сравнивать наушники с линейкой от Precide Ergo, то H2+ сидят более надежно. Кабель немного жестковат, и то же намекает на ретро стиль. В целом, размер по глубине у амбушюров без отверстий маловат. Регулировка ширины производится отдельно на верхней дужке, и такой способ относится бы не назвал бы максимально удобным или привычным. В целом, наушники производят впечатление продукта сделанного с нуля, который разработчик создавал не оглядываясь на то, как делают наушники остальные. В итоге получилась довольно оригинальная конструкция. Так же видно, что разработчик ориентировался в первую очередь на звук. Однако, в целом особых нареканий по эргономике нет.

Звучание

Для оценки звучания TakeT H2+ использовались

Источники:  Asus Xonar Essence STX, E-MU1616m, Meier Audio Corda Stagedac

Усилители:  Technics SE-A5, Laconic Night Blues NB-2A

Оппоненты из наушников:  Sennheiser HD 800, Sennheiser HD 650, Audez’e LCD-2, с использованием усилителя SPL Phonitor 2731. STAX SR-507 с SRM 006tS.

Дополнительно:  FieryOne,  Microlab Pure 1 с Technics SE-A5.

Усилитель от Technics относится к винтажному классу и к тому времени, когда то, что сейчас относится к дорогому малосерийному Hi-End, было более массово и имело соответственно более низкую стоимость. После бума развития в аудиоиндустрии, усилители, колонки и наушники уже не имели такого существенного развития, и дальше стал активно развиваться более бюджетный сектор, а высококачественные устройства с тех пор улучшаются без серьезных прорывов вперед, и, как водится, имеют более высокую стоимость. По этому, цена усилителя хоть и эквивалентна $2000 на по нынешнему курсу, тем не менее усилитель может конкурировать с более дорогими современными устройствами. В данном случае важно то, что TakeT H2+ подключались к усилителю высокого класса и была возможность оценить качество звучания именно наушников, а не усилителя, и тем самым оценить их потенциал.

Laсonic Night Blues NB 2A – это ламповый усилитель невысокой мощности. По заявлению производителя, обеспечивает около 3 Вт. К сожалению, его мощности оказалось достаточно лишь для уровня громкости ниже среднего, поэтому основное знакомство было проведено совместно с Technics SE-A5, имеющего высокий запас по мощности. Надо отметить, хоть производитель и рекомендует 10 Вт на канал, лучше обзавестись усилителем с небольшим запасом. С усилителем, имеющим 120 Вт на канал, проблем с недостатком мощности не возникло.

Звучание TakeT H2+ можно охарактеризовать как очень объемное, с очень реалистичной панорамой, словно помимо наушников рядом играют колонки или задействована очень качественная система объемного звучания. Частотный же баланс хоть и зависит от посадки наушников, но все же во всех положениях у TakeT H2+ довольно сильно выделяются высокие и низкие частоты. В полуоткрытых амбушюрах, бас специфичен, резко убывает с определенной частоты с подчеркиванием верхних низких частот, что роднит наушники с характером звучания акустических систем. В закрытых низкие частоты более сбалансированы, однако из-за малой глубины эти амбушюры не всем обеспечат плотный контакт, а уши не будут себя свободно чувствовать, упираясь в защитную сеточку.

Насколько реалистичный объем у TakeT H2+? Тут предлагаю небольшую историю об их прослушивании. Для оценки звучания, наушники подключались к Technics SE-A5. У усилителя возможен выход на две пары АС, каждая из которых активируется отдельной кнопкой, и при желании можно одновременно пустить звук на обе пары (параллельное включение). После пары переключений между АС и наушниками для более точной оценки частотной характеристики, при прослушивании музыки в TakeT H2+ вдруг начинает казаться, что колонки не отключены и их надо обязательно отключить! Но не тут то было, т.к. колонки и так отключены… При этом, пока перед глазами были колонки, все время было сомнение, а точно ли играют лишь наушники.  Еще веселее стало, когда ради забавы решил немного исправить частотный баланс в эквалайзере, а потом шутя активировал и выключил  алгоритм объемного звучания. После этого, помимо сомнения, что колонки сами по себе включаются и играют параллельно, было сомнение, что не отключился и режим объемного звучания у StageDac, STX или Phonitor. Это забавно и смешно, но заставляет задуматься над тем, что наушники не просто академично строят сцену, которую мозг должен обработать и дать понять, где что находится аналитическим путем. Где все равно не будет ощущения, что звук идет не от наушников, а издалека (исключения тут – бинауральные записи), в то время как с TakeT H2+ это происходит автоматически.

Сравнивая TakeT H2+ с Sennheiser HD800, известных многим, как наушникам с очень объемным звучанием против большинства наушников, стоит отметить, что TakeT H2+ их обгоняют по этому параметру. Если сперва к примеру послушать HD800, а потом одеть HD650, то возникнет ощущение что весь объем стал плоским. То же самое происходит и с переходом с TakeT H2+ на HD800. При этом, обратный переход улавливается не столь контрастно, аналогично тому, как перед с лучшего на худшее ощущается сильнее, чем наоборот.

Вместе с тем, у TakeT H2+ есть и слабые стороны, которые очевидны в прямом сравнении с HD 800 и STAX 507. У TakeT H2+ в большей степени приподняты высокие и низкие частоты, на фоне которых хорошо ощущается некоторый провал средних и отдельно провал в районе 2 кГц. Это приводит к тому, что без внешней эквализации наушники излишне яркие, и те, кто ищет максимально «прямые честные» наушники, предпочтет HD800, что-то из STAX  или LCD-2, пожертвовав тем объемом, который выдают TakeT H2+. Однако, если вы подключите TakeT H2+ к усилителю, имеющему регулировку тембров, то вы можете вполне удачно снизить уровень высоких и низких частот.

C открытыми амбушюрами низкие частоты у TakeT H2+ сопоставимы с характером воспроизведения у STAX, верхние низкие частоты приподняты, нижние практически отсутствуют. В этом причина конструкции открытых амбушюр (у STAX хоть амбушюры и цельные кожаные, но имеются отдельные отверстия между драйвером и амбушюром.) Для того, чтобы у наушников не было заметного недостатка низких частот начиная с верхнего диапазона, они искусственно увеличены, и в итоге при громкости выше средней драйвер начинает работать с перегрузкой. Вследствие конструкции драйверов, звучание низких частот принимает компрессионный оттенок (такой оттенок характерен ламповым усилителям, с высоким уровнем гармоник низших порядков). Для того, что бы низкие частоты были более ровными и сбалансированными, нужно использовать закрытые амбушюры. В целом, если сделать отдельно более высокие амбушюры, то особых нареканий наушники не получат. С плоскими амбушюрами низкие частоты выделяются не сильно, а с более высокими амбушюрами они должны стать еще ровнее (за счет увеличения закрытого объема). Для тех, кто излишне придирчив к басу, стоит обратить внимание на LCD-2, HD 800, T1.

Так же можно предположить, что некоторые особенности звучание H2+ – это не что иное, как попытка сделать наушники из драйвера, изначально разработанного как динамик для акустической системы. Если бы TAT драйвер разрабатывался как драйвер наушника, то скорее всего, мы бы получили более сбалансированное звучание. Разработка подобных драйверов у небольшой частной компании требует большого времени или значительных финансовых затрат. Для крупного же производителя, разработка подобных наушников нерентабельна, т.к. при их высокой выходной стоимости, малый тираж не вернет потраченные деньги, а наличие отдельного адаптера еще больше сужает количество покупателей, т.к. это снижает мобильность и совместимость наушников с внешним оборудованием. Аналогично тому, как не все стремятся к STAX из-за необходимости использовать отдельный усилитель. Taket H2+ в отличии от LCD или HD800 не возьмешь с собой в дорогу с портативным плеером, вроде HiFiMan 801 или Colorfly C4 Pro. К примеру, тот же Sennheiser не развивает и не производит модель Orfeus из-за низкой рентабельности.

Отдельные компании не имеют больших финансовых ресурсов, и многое делают, «как умеют», а шлифовка занимает слишком много времени. Возможно, в будущем мы увидим от TakeT наушники с более сбалансированным звучанием, а сейчас стоит быть готовым к небольшой коррекции АЧХ отдельными средствами в виде тембр блока у усилителя или внешнего эквалайзера. Не исключено, что кому-то понравится и нынешняя АЧХ, аналогично тому, как довольно мало владельцев STAX, жалующихся на их подачу низких и высоких частот (которые там правда приподняты в меньшей степени, но характер низких частот схож).

Из предпочтительных жанров, стоит отметить все, что подразумевает объем. Это живые акустические записи, это эмбиент, это электронная музыка со спец. эффектами. Это мелодии с различными вставками звуков природы. Замечательно передается вокал, пусть не всегда тембрально верно, но с великолепным ощущением присутствия. Из жанров, которые наушникам даются хуже всего – это безусловно рок, требуются мощные запилы (где у TakeT H2+ провал) и мощный бас в широком диапазоне, (где у TakeT H2+ компрессировано акцентирован узкий диапазон, а накладываясь на излишне компрессированные рок записи, еще больше подчеркивает перегруженное звучание).

Какие можно дать рекомендации для тех, у кого будет возможность послушать TakeT H2+?

Не оценивайте с помощью краткого прослушивания, по десятку секунд на наушники, так вы будете улавливать лишь разницу АЧХ, и скорее всего не в пользу TakeT H2+. Старайтесь послушать каждые из наушников подольше, дав адаптироваться слуху к АЧХ конкретных наушников. Далее обратите внимание, что именно отчетливо слышно в тех или иных наушниках. Более широкий и глубокий объем у TakeT H2+ играет злую шутку с детальностью наушников. Если перейти с HD 800 на TakeT H2+, то возникает ощущение меньшей детальности, но лишь за счет того, что с одной стороны средние частоты у TakeT H2+ тише, а с другой, мозг банально не находит на своем месте то, что слышал в HD800. Однако потом оказывается, что потерянные инструменты просто напросто находятся не рядом, а вдалеке. Потом при обратном переходе с Н2+ на HD 800 инструменты оказываются в общем небольшом пространстве в голове или около головы слушателя. Возникает ощущение, словно сначала смотрели в 3D очках объемную картинку, а потом сняли очки и посмотрели на плоскую версию. Инертность обработки получаемой информации у мозга здесь проявляется в полной мере.

Технические измерения

232439251188ef8e528833c6962e13d0.png

На АЧХ можно видеть подъем высоких и низких частот. При использовании открытых амбушюров, низкие частоты более акцентированы и убывают довольно резко начиная с 80 Гц. С закрытыми амбушюрами низкие частоты начинают убывать с 30-40 Гц. Вид АЧХ довольно зависит от посадки наушников, по этому к конкретному виду АЧХ стоит относится как приблизительной.

Импеданс входного трансформатора имеет подъем в области 180 Гц, и при подключении TR2 к ламповому усилителю с высоким выходным сопротивлением, можно ожидать повышение отдачи в этом частотном диапазоне. Усилитель лучше подбирать тот, который хорошо работает от 8 Ом и выше.

Подробные технические измерения можно посмотреть в оригинале статьи на сайте PersonalAudio.ru

Итог

Для кого TakeT H2+ интересны? Они интересны, в первую очередь, для двух категорий слушателей. Первая – это те, у кого есть хороший тракт с акустическими системами, и кому нужна альтернатива в виде наушников, без потери того объема, что дают АС. Вторая категория, это те, у кого уже есть «ровные» наушники и кто хочет объемного звука, готовый пожертвовать ровностью воспроизведения. TakeT H2+ дают самое объемное звучание из топовых наушников, значительно обходя Sennheiser HD 800. По характеру звучания близки к STAX 507, но с более выраженными высокими и низкими частотами. TakeT H2+ требуют достаточно мощный усилитель для акустики. TakeT H2+ произвели впечатление как уникальных и удачных наушников, которые были бы не лишними в коллекции любого аудиофила, т.к. по объемности воспроизведения им пока нет аналогов, которые могли бы их заменить.

 

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено