Обзор HUM Audio Devices RS-2: активный ленточный микрофон с дистанционным управлением

В истории звукозаписи очень многое циклично: ещё тридцать лет назад большинство стремилось уйти от аналоговой записи к цифровой и не могло «наиграться‎» всеми возможностями DAW на компьютере, а сегодня многие артисты снова ищут студии с аналоговым трактом.

Ленточные микрофоны в 1930-е переживали волну популярности, а затем их сняли со стоек, положили в кейсы и убрали «до востребования‎», так как пришли более практичные конденсаторные модели. Однако в наше время интерес к ленточному микрофону очень велик, и мы разобрались, почему его звучание и характер снова популярны. Сегодня в обзоре Dr.Head — активный ленточный микрофон HUM Audio Devices RS-2. Начнём!

Польская компания HUM Audio Devices появилась в 1999 году и создает впечатление бутикового бренда, который не работает на поток. Крупные корпуса микрофонов на подвесах, преампы с винтажным дизайном, кабели с тканевой оплеткой лишь подкрепляют эту мысль. Мы заметили одну общую особенность: все микрофоны и предусилители HUM Audio Devices снабжены внешними блоками управления. У микрофона RS-2 он тоже есть.

Комплектация и подключение

Как правило, активным ленточным микрофонам достаточно фантомного питания от пульта или интерфейса, но в корпус RS-2 поместили полноценный преамп, поэтому вместе с микрофоном идёт отдельный блок питания. Все элементы управления находятся на массивном контроллере, который тоже положили в комплект. То есть перед нами не отдельный микрофон, а целая микрофонная система.

Модель подключается к блоку питания с помощью прочного кабеля с тканевой оплёткой и довольно сложными 14-контактными разъемами. Контроллер и блок питания соединяются стандартным кабелем XLR, который уже есть в комплекте. HUM Audio RS-2 — это стационарное решение для студии, на его подключение и настройку потребуется время. Микрофон довольно тяжёлый — 2,2 кг, поэтому нужно позаботиться о надежной стойке, которая выдержит такой вес.

Что внутри?

Внушительные габариты RS-2 объясняются тем, что внутри работает полноценный микрофонный преамп в классе А. Эта задумка призвана сократить расстояние от предусилителя до капсюля — когда эти элементы работают по соседству, им удаётся снизить потерю важной динамической составляющей сигнала. По задумке инженеров вся работа со звуком должна проходить локально, без привлечения длинных микрофонных кабелей, переходников и так далее. Внутри микрофона стоят высококлассные трансформаторы Lundahl и операционные усилители Jensen JE990, обеспечивающие очень низкий уровень собственного шума микрофона.

За защитной решеткой — две алюминиевые ленты (одна над другой) толщиной 1,8 микрона, закрепленные под углом 90 градусов друг к другу. Всю головку микрофона также можно вращать на 45 градусов — очень хорошая идея, так как не нужно менять положение микрофонной стойки, чтобы захватить другую область пространства для записи.

Режимы работы

  • Пассивный. HUM Audio Devices RS-2 может работать без питания как классический стереофонический ленточный микрофон, принимая сигналы для усиления с двух разъемов XLR в нижней части корпуса. При таком режиме внешний блок питания не нужен. Даже если микрофон подключен к контроллеру и блоку питания, его все равно можно использовать пассивно, просто отключив 14-жильный кабель от корпуса микрофона. При этом никаких щелчков и ударов не произойдёт, так как есть специальная защита. Пассивный режим позволяет упростить настройку микрофона, убрав внешний блок питания и контроллер. Однако производитель настаивает на том, что лучше использовать систему целиком.

  • Активный. В этом режиме блок питания подаёт на микрофон и контроллер ток для их совместной работы и активирует внутренний предусилитель микрофона. RS-2 вместе с блоком питания находятся в тон-зале, а сигнал контролируется из аппаратной с помощью блока управления. Когда микрофон работает с контроллером, то его легко использовать для записи стереосигнала. Для этого нужно повернуть головку микрофона в положение Mid/Side и настроить звучание двумя крупными потенциометрами на пульте (лево/право).

Возможности контроллера

Блок управления даёт возможность регулировать все параметры записи микрофона удалённо из контрольной комнаты.

  • Два регулятора (лево/право). Позволяют настроить уровень усиления двух лент в микрофоне для записи стерео. Уровень может меняться от 20 дБ до 60 дБ. Два потенциометра построены на оптических элементах для точной и плавной регулировки мощности звука и полного разделения между звуковым сигналом и сигналом для управления, чтобы исключить помехи.

  • DIMM. Регулятор, дополнительно снижающий громкость сигнала с обоих каналов (правого и левого) микрофона. Это полезная функция, когда нужно переставить включенный микрофон со стойкой в другое место. Она не даёт ленте передать на предусилитель мощные взрывные звуки с искажениями. Также рекомендуется включать DIMM, когда нужно повернуть головку микрофона.

  • Phase Inv. Инверсия фазы обоих каналов может понадобиться, когда RS-2 работает вместе с другими микрофонами. Она позволяет согласовать сигнал, например, при записи оверхедов на барабанной установке.

  • Low Cut Filter. Регулятор позволяет выбрать частоту среза низких частот: 50, 80 и 120 Гц. Фильтр поможет подстроить микрофон для разных источников звука, чтобы убрать лишнюю басовую составляющую.

  • Air Boost. Режим усиления высоких частот, которых порой не хватает в звучании ленточных микрофонов. Air Boost добавляет динамику и воздушность в верхнечастотный диапазон — это особенно важно при работе с вокалом и барабанами.

  • M/S Decoder. Регулировка моно- и стереорежимов записи. При активации M/S Decoder микрофон начинает записывать сигнал в стерео, снимая звук с обеих лент для правого и левого каналов. Подобная функция, как правило, есть в рабочей программе DAW, но производитель заверяет, что схема аналогового разделения каналов справляется намного точнее.

Звучание

Ни один выпуск Dr.Head Live не обходится без использования HUM Audio Devices RS-2. Он отлично себя проявил при записи струнных, гитарных кабинетов и рояля. Микрофон передаёт невероятно эмоциональное и при этом мягкое звучание инструмента. Например, студийных записях инди-группы Hospital очень выразительный гитарный саунд: воздушный, с добавлением хоруса и эха. На живом выступлении ребята подключили Fender Stratocaster к VOX AC30 — очень яркая по звучанию связка благодаря синглам на гитаре и харизме английского усилителя. HUM Audio Devices RS-2 смог сделать звук более округлым и глубоким, чуть «затемнив» верх диапазона, но сохранив тот самый «стратовский‎‎» характер, когда верхние ноты высекаются со стеклянной искринкой.

Лента RS-2 звучала великолепно на акустике Sigma в руках Nash Albert, передавая богатство инструмента с его обертонами и глубоким сустейном. Микрофон добавил в запись жизни, заставив открытые аккорды звучать ещё более насыщенно и энергично. Это яркий пример того, как современный ленточный микрофон может передавать натуральное и насыщенное гитарное звучание.

Также HUM Audio Devices RS-2 будет прекрасным выбором для записи оркестра или хора, когда требуется уловить красивое окружающее пространство. Он будет себя отлично чувствовать в больших тон-залах с богатой реверберацией. Однако и в небольшом пространстве RS-2 тоже будет к месту, передавая насыщенное и естественное звучание инструмента.

Вывод

HUM Audio Devices RS-2 — это уникальная ленточная микрофонная система для стереозаписи. Она даёт возможность экспериментировать с характером звука и настраивать его для множества студийных задач. На примере RS-2 мы убедились, что в профессиональном аудио есть собственный класс High End, для которого характерно внимание к качеству даже самых маленьких элементов. HUM Audio Devices RS-2 подойдёт звукорежиссёрам, пресытились классическими винтажными микрофонами и ищут новое звучание.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (10):
Классное решение для студии. И по деньгам сопоставимо со многими микрофонами, которые такого простора в звуке не дадут  
ОтветитьЦитировать
БВ
Гость, HUM Devices действительно достойные игроки на рынке, в нашей студии почти ни одна запись без их микрофонов не обходится.
ОтветитьЦитировать
Какие у этой модели есть альтернативы? Не помню что-то больше активных ленточных микрофонов.
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, этот микрофон уникален в техническом плане, хотя на рынке есть активные ленточные модели. Тут очень важно качество сборки и возможности настройки и управления во время работы. HUM Audio опережает практически всех.  
ОтветитьЦитировать
Активная лента, подумать только. Ну теперь можно не боятся включать фантомное питание, не сгорит. Или сгорит?
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, не сгорит! Вообще ленточные микрофоны в наше время стали намного надёжнее моделей прошлого. Теперь это долговечное устройство.
ОтветитьЦитировать
Спасибо за интересную статью. Давно смотрю на ленточные микрофоны, но ничего конкретного не мог для себя выделить. Эта модель очень заинтересовала
ОтветитьЦитировать
БВ
Гость, спасибо, что читаете! Приходите к нам в Dr.Head — микрофон можно протестировать в студийных условиях, а консультанты ответят на любые вопросы.
ОтветитьЦитировать
Я правильно понимаю, что это такой универсальный инструмент для студии? Можно писать и вокал, и инструменты, и даже целый оркестр. Выбор микрофонов огромен, сложно определиться, что именно взять в качестве универсального солдата
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, да! Сейчас ленточный микрофон может решать большое количество студийных задач, включая те, что Вы перечислили. Приходите тестировать микрофоны в Dr.Head! У нас большой модельный парк. Желательно, чтобы в студии были разные микрофоны: ленточные, конденсаторные, динамические.  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено