Ленточный микрофон — почему он снова популярен?

О существовании конденсаторных и динамических микрофонов знают все, кто хотя бы немного интересуется звукозаписью. Не так узнаваемы ленточные модели, хотя они составляют «‎золотую» коллекцию во многих студиях, и охотятся за ними не меньше, чем за легендарным Neumann U47. Предлагаем рассмотреть ленточный микрофон с разных сторон и понять, в чём его притягательность и сила.

К какому семейству относится и как работает?

Ленточные модели относятся к динамическим микрофонам — это их уникальная разновидность. Мы привыкли, что в динамическом микрофоне звуковые волны попадают на диафрагму и приводят её в движение, переводя звук в электрический сигнал. Ленточный микрофон принимает звуковые волны на гофрированную диафрагму в виде ленты, подвешенной внутри магнитного поля — так звук голоса или инструментов переходит в электрический сигнал и «‎бежит» дальше по кабелям в преамп или рекордер. В ленточных моделях работает тот же принцип магнитной индукции, что и в динамических, поэтому эти две разновидности технически очень близки.

Тонкую ленту чаще всего изготавливают из алюминия, который хорошо держит гофрированную форму и обладает большой прочностью. Лёгкость очень важна, так как диафрагма должна отзываться даже на самое минимальное воздействие, чтобы переводить колебания в микрофонный сигнал.

Немного истории

Первый ленточный микрофон был изобретен на родине микрофоностроения — в Германии. Два учёных, Вальтер Ханс Шоттки и Эрвин Герлах, представили первую модель в 1924 году, но только в 1930-е годы технология их производства была отлажена, и микрофоны хлынули в зарождающуюся индустрию звукозаписи. Первым коммерчески успешным стал RCA PB-31 — его можно считать «‎дедушкой» всех ленточных моделей. Маленький тираж выпуска PB-31 сделал модель сокровищем, которое практически невозможно встретить в наших широтах. 

После него были легендарные RCA PB-44A и 44-BX, по принципу которых ленточные микрофоны строят и сегодня. В 1930-е годы данный тип микрофонов звучал более качественно, чем конденсаторные аналоги: лучшая частотная характеристика, реалистичность звучания и точность.

Лента — самый важный элемент

Не просто так микрофоны называются ленточными. Тонкая гофрированная пластина принимает звуковые волны с обеих сторон от себя. Волны заставляют диафрагму двигаться вперёд и назад, выводя её из положения покоя. Чаще всего микрофоны этого типа двунаправленные и имеют диаграмму направленности типа «восьмёрка».

Особенность ленты — в её свободе. Если в конденсаторных и динамических микрофонах диафрагма закреплена по кругу и натянута, то алюминиевая плёнка в ленточных моделях закреплена только сверху и снизу, что делает её очень отзывчивой даже к малейшему внешнему воздействию — то, что нужно для подробной и точной передачи звука. Напрашивается аналогия с развевающимся парусом. У такой конструкции есть недостаток — она очень хрупкая, так как лента тоньше человеческого волоса. Если хранить микрофон неправильно, может произойти провисание ленты, и качественного звука мы уже не получим. Если мы имеем дело с активным микрофоном, то один скачок напряжения способен вывести ленту из строя, поэтому к защите сетей в студиях относятся особенно серьёзно.

Большинство ленточных микрофонов пассивны — им не требуется отдельный блок питания, а схема их работы очень проста. Однако на рынке есть и активные модели с другой топологией схемы (первая такая модель была представлена в 2002 году — Royer Labs R-122, у него фантомное питание).

Почему ленточные микрофоны снова популярны?

Как это ни странно, помог недостаток: лента имеет спад высоких частот из-за своей формы и малого веса, поэтому её чувствительность к ним ослаблена (сложно создать необходимое количество энергии). Из-за этого на заре звукозаписи модели с такой схемотехникой были вытеснены конденсаторными микрофонами. Дело в том, что аналоговая запись в 50-е была довольно «‎тёмной» на верхах, а яркий звук конденсаторных микрофонов это компенсировал и смягчал.

Сегодня большинство записей делают с помощью цифровых интерфейсов, поэтому «‎накручивать» яркость звука больше не требуется: у него сразу высокое разрешение и широкий частотный диапазон. Поэтому многие мастера ищут ленточные микрофоны, чтобы получить естественное и натуральное звучание без лишней цифровой резкости. Теперь в студиях ленточные и конденсаторные микрофоны работают сообща.

Кроме того, у ленточных моделей медленные переходные характеристики. Переходный процесс — это быстрый пик амплитуды звука, который лучше всего описывается как начальный удар барабана. Переходная характеристика — это то, насколько быстро или медленно микрофон реагирует на переходные процессы. У ленточных микрофонов достаточно медленные переходные характеристики, что делает их звучание живым и окрашенным, так как даже после затухания звука диафрагма продолжает колебаться. Такой эффект добавляет приятные нашему слуху транзиенты и сустейн. Для чего лучше всего подойдет ленточный микрофон?

Чаще всего его можно встретить в «‎стерильных» студийных условиях, но случается видеть его и на живых выступлениях, особенно, если речь идёт об академической музыке и озвучке оркестра. Иногда ленточными моделями пользуются для создания неповторимого образа — вспомним выступления Мэрилина Мэнсона с ленточной «Октавой‎».

Что записывать на ленточный микрофон?

  • Акустические инструменты. Хрупкие ленточные микрофоны облюбовали в студиях, где работают с оркестровой музыкой. Их часто можно встретить подвешенными на стойках над оркестром наравне с конденсаторными. Когда в студии большой парк микрофонов, каждого музыканта может записывать отдельным микрофоном. Звучание контрабаса и виолончели через ленту считается одним из эталонных.

  • Вокал. Ленточные модели ценят за естественное звучание. Конечно, за пределы студии их выносят довольно редко, так как «‎восьмёрка» будет ловить обратную связь от сценической подзвучки и усилителей. Лента отлично подходит для сольного вокала, так как запись будет наполнена жизнью и трепетом. Только помните, что нужно обязательно использовать поп-фильтр, чтобы не повредить диафрагму. Также можно чуть наклонить микрофон от оси, чтобы смягчить попадание звуковой волны на ленту.

  • Духовые. Ленточные микрофоны улавливают звучание духовых инструментов с яркостью и динамикой. Их точный, естественный и слегка мрачноватый характер замечательно подчеркивают яркость медных духовых, оживляя и балансируя их на записи.

  • Гитарные усилители. Лента очень хорошо передает тонкости звучания ламповой или транзисторной «головы‎» и кабинета. Если вы хотите записать драйвовую электрогитару с захватом пространства, то направленность «‎восьмёрка» вам в этом поможет. Например, усилитель Marshall с его глубоким и искристым звуком звучит через ленточный микрофон превосходно.

  • Барабанная установка. Конечно, для этого лучше всего подходят конденсаторные и динамические модели, но бывают сценарии, когда нужно записать всю барабанную установку с помощью стереопары ленточных микрофонов на небольшом удалении — это интересный способ, но нужно быть аккуратным.

Внимание и уход

В студии трудно найти что-то более капризное, чем этот тип микрофонов, но результат на записи того стоит. Чтобы ленточный микрофон прослужил долго, нужно придерживаться некоторых правил:

  • Обязательно использовать поп-фильтр при записи вокала.

  • Использовать ветрозащиту при работе вне студии в ветренную погоду.

  • Располагайте микрофон вне оси при записи источников звука с высоким звуковым давлением.

  • Применять качественные кабели с хорошей развязкой.

  • Хранить микрофон вертикально, когда он не используется.

  • Ни в коем случае не подключать пассивный ленточный микрофон к фантомному питанию (так пало много микрофонов).

Подборка ленточных микрофонов Dr.Head

HUM Audio Devices RS-2

Первый в мире стереофонический ленточный микрофон с дистанционным управлением и встроенным дискретным преампом. Это полноценная система для записи звука с функционалом, которого раньше у ленточных моделей не было. Микрофон может похвастаться двумя поворотными головками, которые можно установить в режим стерео LR (Blumlein) или в Mid/Side. Каждая головка изготовлена из алюминия толщиной 1,8 микрон, она приводится в действие мощными магнитами.

Пользователь может выбирать между пассивной и активной схемой, а также управлять фильтром низких частот, полярностью и другими параметрами удалённо через пульт.

HUM Audio Devices ARM-1S и HUM Audio Devices ARM-1L

ARM-1L и ARM-1S — активные монофонические ленточные микрофоны, унаследовавшие конструкцию и качество звука от флагманского RS-2. Уникальная 1,8-микронная ленточная диафрагма из алюминия соединена со схемой ручной работы и помещена в корпус, созданный на станках с ЧПУ.

Есть две механически похожие модели с отличным звуком, которые дают свободу выбора: у ARM-1L тот же 2-дюймовый ленточный двигатель, что и у флагманского RS-2, и чуть более «характерный» и окрашенный звук, в то время как АРМ-1С оснащен однодюймовой лентой и имеет более чистое и нейтральное звучание.

Audio-Technica AT4080

Один из самых устойчивых к высокому звуковому давлению микрофонов от японского бренда, обладающий мягким и натуральным звучанием. Модель AT4080 хорошо подойдёт для записи вокала, духовых, струнных и других акустических инструментов, а также оркестров, ансамблей и гитарных кабинетов.

При производстве лент для AT4080 используется новая технология компании Audio-Technica — MicroLinear — которая сводит к минимуму искривление ленты. Это позволяет предотвратить искажения и снижение точности передачи звука. Кроме того, используется тончайшая внутренняя сетка, защищающая ленты от задувания.

У ленточных микрофонов не только богатое прошлое, но и интересное настоящее и, мы уверены, насыщенное будущее. Они перестают быть коллекционной редкостью и всё чаще встречаются в рабочем процессе. Пора расчехлять винтажные и новые микрофоны и творить, сочинять, записывать! А мы по традиции ждем вас в гости в наших магазинах, где можно протестировать любую технику.

Все новости, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (2):
Очень изысканные аппараты! Выглядят очень футуристично, интресно было бы послушать их с роялем или гитарным стеком. Там лента не вылетит от таких нагрузок, а то мало ли? Вот мне не понятно, там больше плюсов или минусов, честно говоря
ОтветитьЦитировать
Д
С ленточными микрофонами нужно работать аккуратно - это факт! Однако, лента отлично снимает гитарное усиление и акустические инструменты, даже такие сложные, как рояль. Приходите в Dr.Head послушать наш парк микрофонов!
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено