Обзор HUM Audio Devices RS-2: активный ленточный микрофон с дистанционным управлением
В истории звукозаписи очень многое циклично: ещё тридцать лет назад большинство стремилось уйти от аналоговой записи к цифровой и не могло «наиграться» всеми возможностями DAW на компьютере, а сегодня многие артисты снова ищут студии с аналоговым трактом.
Ленточные микрофоны в 1930-е переживали волну популярности, а затем их сняли со стоек, положили в кейсы и убрали «до востребования», так как пришли более практичные конденсаторные модели. Однако в наше время интерес к ленточному микрофону очень велик, и мы разобрались, почему его звучание и характер снова популярны. Сегодня в обзоре Dr.Head — активный ленточный микрофон HUM Audio Devices RS-2. Начнём!
Польская компания HUM Audio Devices появилась в 1999 году и создает впечатление бутикового бренда, который не работает на поток. Крупные корпуса микрофонов на подвесах, преампы с винтажным дизайном, кабели с тканевой оплеткой лишь подкрепляют эту мысль. Мы заметили одну общую особенность: все микрофоны и предусилители HUM Audio Devices снабжены внешними блоками управления. У микрофона RS-2 он тоже есть.
Комплектация и подключение
Как правило, активным ленточным микрофонам достаточно фантомного питания от пульта или интерфейса, но в корпус RS-2 поместили полноценный преамп, поэтому вместе с микрофоном идёт отдельный блок питания. Все элементы управления находятся на массивном контроллере, который тоже положили в комплект. То есть перед нами не отдельный микрофон, а целая микрофонная система.
Модель подключается к блоку питания с помощью прочного кабеля с тканевой оплёткой и довольно сложными 14-контактными разъемами. Контроллер и блок питания соединяются стандартным кабелем XLR, который уже есть в комплекте. HUM Audio RS-2 — это стационарное решение для студии, на его подключение и настройку потребуется время. Микрофон довольно тяжёлый — 2,2 кг, поэтому нужно позаботиться о надежной стойке, которая выдержит такой вес.
Что внутри?
Внушительные габариты RS-2 объясняются тем, что внутри работает полноценный микрофонный преамп в классе А. Эта задумка призвана сократить расстояние от предусилителя до капсюля — когда эти элементы работают по соседству, им удаётся снизить потерю важной динамической составляющей сигнала. По задумке инженеров вся работа со звуком должна проходить локально, без привлечения длинных микрофонных кабелей, переходников и так далее. Внутри микрофона стоят высококлассные трансформаторы Lundahl и операционные усилители Jensen JE990, обеспечивающие очень низкий уровень собственного шума микрофона.
За защитной решеткой — две алюминиевые ленты (одна над другой) толщиной 1,8 микрона, закрепленные под углом 90 градусов друг к другу. Всю головку микрофона также можно вращать на 45 градусов — очень хорошая идея, так как не нужно менять положение микрофонной стойки, чтобы захватить другую область пространства для записи.
Режимы работы
Пассивный. HUM Audio Devices RS-2 может работать без питания как классический стереофонический ленточный микрофон, принимая сигналы для усиления с двух разъемов XLR в нижней части корпуса. При таком режиме внешний блок питания не нужен. Даже если микрофон подключен к контроллеру и блоку питания, его все равно можно использовать пассивно, просто отключив 14-жильный кабель от корпуса микрофона. При этом никаких щелчков и ударов не произойдёт, так как есть специальная защита. Пассивный режим позволяет упростить настройку микрофона, убрав внешний блок питания и контроллер. Однако производитель настаивает на том, что лучше использовать систему целиком.
Активный. В этом режиме блок питания подаёт на микрофон и контроллер ток для их совместной работы и активирует внутренний предусилитель микрофона. RS-2 вместе с блоком питания находятся в тон-зале, а сигнал контролируется из аппаратной с помощью блока управления. Когда микрофон работает с контроллером, то его легко использовать для записи стереосигнала. Для этого нужно повернуть головку микрофона в положение Mid/Side и настроить звучание двумя крупными потенциометрами на пульте (лево/право).
Возможности контроллера
Блок управления даёт возможность регулировать все параметры записи микрофона удалённо из контрольной комнаты.
Два регулятора (лево/право). Позволяют настроить уровень усиления двух лент в микрофоне для записи стерео. Уровень может меняться от 20 дБ до 60 дБ. Два потенциометра построены на оптических элементах для точной и плавной регулировки мощности звука и полного разделения между звуковым сигналом и сигналом для управления, чтобы исключить помехи.
DIMM. Регулятор, дополнительно снижающий громкость сигнала с обоих каналов (правого и левого) микрофона. Это полезная функция, когда нужно переставить включенный микрофон со стойкой в другое место. Она не даёт ленте передать на предусилитель мощные взрывные звуки с искажениями. Также рекомендуется включать DIMM, когда нужно повернуть головку микрофона.
Phase Inv. Инверсия фазы обоих каналов может понадобиться, когда RS-2 работает вместе с другими микрофонами. Она позволяет согласовать сигнал, например, при записи оверхедов на барабанной установке.
Low Cut Filter. Регулятор позволяет выбрать частоту среза низких частот: 50, 80 и 120 Гц. Фильтр поможет подстроить микрофон для разных источников звука, чтобы убрать лишнюю басовую составляющую.
Air Boost. Режим усиления высоких частот, которых порой не хватает в звучании ленточных микрофонов. Air Boost добавляет динамику и воздушность в верхнечастотный диапазон — это особенно важно при работе с вокалом и барабанами.
M/S Decoder. Регулировка моно- и стереорежимов записи. При активации M/S Decoder микрофон начинает записывать сигнал в стерео, снимая звук с обеих лент для правого и левого каналов. Подобная функция, как правило, есть в рабочей программе DAW, но производитель заверяет, что схема аналогового разделения каналов справляется намного точнее.
Звучание
Ни один выпуск Dr.Head Live не обходится без использования HUM Audio Devices RS-2. Он отлично себя проявил при записи струнных, гитарных кабинетов и рояля. Микрофон передаёт невероятно эмоциональное и при этом мягкое звучание инструмента. Например, студийных записях инди-группы Hospital очень выразительный гитарный саунд: воздушный, с добавлением хоруса и эха. На живом выступлении ребята подключили Fender Stratocaster к VOX AC30 — очень яркая по звучанию связка благодаря синглам на гитаре и харизме английского усилителя. HUM Audio Devices RS-2 смог сделать звук более округлым и глубоким, чуть «затемнив» верх диапазона, но сохранив тот самый «стратовский» характер, когда верхние ноты высекаются со стеклянной искринкой.
Лента RS-2 звучала великолепно на акустике Sigma в руках Nash Albert, передавая богатство инструмента с его обертонами и глубоким сустейном. Микрофон добавил в запись жизни, заставив открытые аккорды звучать ещё более насыщенно и энергично. Это яркий пример того, как современный ленточный микрофон может передавать натуральное и насыщенное гитарное звучание.
Также HUM Audio Devices RS-2 будет прекрасным выбором для записи оркестра или хора, когда требуется уловить красивое окружающее пространство. Он будет себя отлично чувствовать в больших тон-залах с богатой реверберацией. Однако и в небольшом пространстве RS-2 тоже будет к месту, передавая насыщенное и естественное звучание инструмента.
Вывод
HUM Audio Devices RS-2 — это уникальная ленточная микрофонная система для стереозаписи. Она даёт возможность экспериментировать с характером звука и настраивать его для множества студийных задач. На примере RS-2 мы убедились, что в профессиональном аудио есть собственный класс High End, для которого характерно внимание к качеству даже самых маленьких элементов. HUM Audio Devices RS-2 подойдёт звукорежиссёрам, пресытились классическими винтажными микрофонами и ищут новое звучание.
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Классное решение для студии. И по деньгам сопоставимо со многими микрофонами, которые такого простора в звуке не дадут | ||||
|
Какие у этой модели есть альтернативы? Не помню что-то больше активных ленточных микрофонов. | ||||
|
Активная лента, подумать только. Ну теперь можно не боятся включать фантомное питание, не сгорит. Или сгорит? | ||||
|
Спасибо за интересную статью. Давно смотрю на ленточные микрофоны, но ничего конкретного не мог для себя выделить. Эта модель очень заинтересовала | ||||
|
Я правильно понимаю, что это такой универсальный инструмент для студии? Можно писать и вокал, и инструменты, и даже целый оркестр. Выбор микрофонов огромен, сложно определиться, что именно взять в качестве универсального солдата | ||||
|