Обзор Focal Trio11 Be: мониторы с бериллиевым твитером и поворотной секцией динамиков

Французская компания Focal знакома не только любителям Hi-Fi, но и звукорежиссёрам, так как бренд уже больше десяти лет разрабатывает и выпускает студийное оборудование — прежде всего мониторы и наушники. Сегодня в обзоре Dr.Head — мониторы Focal Trio11 Be из флагманской линейки студийной акустики SM6. В одной модели компания объединила двух- и трехполосную акустическую системы — получается, этих исполинов можно использовать в небольшой контрольной комнате? Не всё так очевидно — давайте разбираться по порядку.

Дизайн и форм-фактор

Focal славятся эстетикой своего аудио даже в профессиональном сегменте, где, казалось бы, это не требуется. Боковые стороны мониторов прикрыты двумя массивными деревянными панелями из ясеня, окрашенного в бордовый цвет. В нижнюю часть корпуса спереди вывели порт фазоинвертора, который сделали прямоугольным и расположили вдоль передней панели. Крупный фазоинвертор позволяет сохранить постоянный тональный баланс — даже когда Trio11 Be работают с большим звуковым давлением, сводится к минимуму эффект компрессии, что положительно сказывается на аналитичности и контроле НЧ-диапазона. Над портом установлен большой 10-дюймовый НЧ-динамик, а над последним — секция со среднечастотным излучателем и твитером. Габариты у монитора очень внушительные — перед нами колонка больше полуметра высотой и весом 37 кг, поэтому над установкой нужно будет подумать заранее.

На задней панели — трехполосный эквалайзер. Фильтром низких частот можно подкорректировать диапазон от 35 Гц до 250 Гц, фильтром верхних — от 450 Гц до 40 кГц. Отдельно есть регулировка середины на частоте 160 Гц. Там же вход XLR (с переключателем +4 дБ или -10 дБ) и вход и выход для соединения мониторов между собой и подключения футсвитча (для чего он нужен, расскажем ниже).

Горизонтальная и вертикальная установка

Среднечастотный и высокочастотный излучатели помещены в специальный поворотный модуль. Меняя его положение, можно ставить мониторы горизонтально или вертикально (во всех конфигурациях твитер должен быть над СЧ-динамиком). Процесс поворота займёт пару минут: нужно открутить четыре винта, чуть выдвинуть секцию, держа её пальцами за два небольших порта по бокам, повернуть в нужную конфигурацию и снова закрутить. 

Затем останется самое сложное — поставить тяжелые корпуса вертикально или положить их горизонтально. Focal Trio11 Be универсальны в установке, несмотря на свои габариты.

Динамики

В студийной акустике Trio11 Be компания сделала акцент на передаче высокого звукового давления (118 дБ), чтобы одна пара эффективно работала в ближнем и среднем полях. Отметим, что Focal одни из немногих среди производителей студийных мониторов, кто проектирует и производит собственные излучатели. Для самой большой акустики в семействе бренд специально провёл дополнительную настройку излучателей.

Твитер

«Be» в названии модели указывает на материал ВЧ-купола — бериллий. Он известен своей жесткостью, легкостью и хорошим демпфированием, но вместе с тем он очень сложен в обработке. Focal понадобилось два года, чтобы создать первый в мире вогнутый (перевернутый) диффузор из чистого бериллия. Он позволяет сместить верхнюю частотную границу на внушительные 40 кГц, чтобы увеличить микродинамику звука и улучшить его переходные характеристики. Если верить замерам Focal, то из-за бериллиевого купола звуковая волна распространяется в три раза быстрее, чем в аналогах из титана, и в два с половиной раза быстрее, чем в алюминиевых твитерах. В теории у Trio11 Be должен быть самый прозрачный и линейный верх из всех возможных, но мы верим практике — о ней чуть позже.

При всех своих плюсах бериллий токсичен, поэтому Focal закрыли купол решёткой, чтобы защитить его от прикосновений. В твёрдом виде он не вызовет проблем, главное, избежать соприкосновения с абразивным материалом и кислотами. У компании есть отдельная памятка со всеми правилами эксплуатации.

СЧ-динамик и сабвуфер

Неодимовые магниты приводят в движение диффузоры «W‎», которые представляют собой «‎сэндвич» из слоёв стекловолокна и скрепляющей пенной прослойки. Нить стекловолокна намного тоньше и легче, чем, например, у кевлара, и её молекулярные соединения намного крепче и однороднее — ровный по структуре и лёгкий диффузор эффективно отрабатывает даже мельчайшие колебания, которые проходят через него с большой скоростью. Среднечастотный динамик снабдили двумя портами фазоинвертора. Расскажем о паре инженерных тонкостей в конструкции динамиков:

  • Технология TMD (Tuned Mass Damper). Как улучшить демпфирование подвеса, не утяжеляя его? Focal вдохновились сейсмостойкими небоскребами и подвесками суперкаров. Инженеры снабдили подвес динамика двумя трубчатыми кольцами, которые движутся против резонансной частоты колебания диффузора и улучшают контроль поведения динамика. TMD позволяет улучшить линейность отклика акустики на частотах между одним и двумя килогерцами, что хорошо видно на замерах Focal. Красный график показывает нелинейные искажения обычного излучателя, а синий — излучателя с TMD. Пик искажений динамика с TMD значительно понижается в районе 1800 Гц.


  • Технология NIC (Neutral Inductance Circuit). У СЧ и НЧ-динамиков Trio11 Be была усовершенствована магнитная система. В неё поместили «кольцо Фарадея», которое помогает создать стабильное магнитное поле, не зависящее от положения подвижной катушки, частоты и силы тока. Благодаря NIC уровень общих гармонических и интермодуляционных искажений в вуфере снизился на 70%.

Итак, у Focal Trio11 Be самые совершенные излучатели бренда на сегодняшний день, которые должны обеспечивать максимально аналитическое и линейное звучание по всему широкому диапазону. Кстати, он может меняться.

Мониторы в фокусе

Focal предусмотрели в Trio11 Be режим работы Focus, при котором у акустики из тракта выключается десятидюймовый сабвуфер — это делается с помощью футсвитча, который можно положить под рабочее место. Интересно, что в комплекте его нет, но любой гитарный футсвитч переключения между двумя каналами вполне подойдёт. Чтобы воспользоваться режимом Focus, нужно соединить мониторы между собой кабелем с моноразъёмами 6,3 мм, а к свободному входу одного из мониторов подключить педаль. Теперь нажатие футсвича будет менять конфигурацию мониторов, добавляя или убирая НЧ-динамик. В режиме Focus на передней панели будет гореть зелёный светодиод.

В трёхполосном режиме мониторы играют от 30 Гц до 40 кГц (+/- 3 дБ). При активации функции Focus будут задействованы только два излучателя, и диапазон мониторов станет уже: от 90 Гц до 20 кГц (+/- 3 дБ). Как видим, «‎срез» произошёл не только в низкочастотном, но и в высокочастотном диапазоне. Двухполосный режим нужен для контроля передачи миксов на бытовых гаджетах, чтобы звукорежиссёр лучше понимал, как трек будет звучать с ноутбука, телевизора или смартфона. Постоянно использовать мониторы в двухполосном режиме вряд ли возможно — да и какой в этом смысл? У Focal есть двухполосные Solo6 из серии ST6. Однако, как инструмент для определённых студийных задач вполне подойдет.

Усиление

За низкие и средние частоты отвечают два усилителя в классе G мощностью 300 Вт и 150 Вт, а с твитером работает усилитель в классе AB мощностью 100 Вт. Усиление класса G с технологией BASH — это более эффективная реализация усиления класса AB, которая даёт более высокую мощность при сохранении отличного отношения сигнал/шум. Этот класс усилителей имеет более высокий КПД. Благодаря этому меньше энергии уходит в нагрев, и мониторы не нужно охлаждать с помощью радиаторов. Это очень круто — 550 Вт суммарной мощности и никаких проблем с охлаждением.

Слушаем

Перед тестом Focal Trio11 Be поработали более 20 часов для «‎разогрева», как советует производитель. Акустика феноменально контролирует весь диапазон частот: к какой бы полосе вы ни обратились, мониторы дадут о ней полную информацию. Уровень аналитичности практически не зависит от громкости. При увеличении последней в сигнале не проявляется и малейших признаков надрыва, что особенно важно на низких частотах. Такой сгруппированный и быстрый бас не ожидаешь услышать из огромных динамиков. Они двигаются синхронно и точно, будто перед тобой пятидюймовые излучатели. Только количество и расширение низких частот выдают реальные масштабы.

У мониторов прозрачные и линейные средние и высокие частоты. Благодаря «‎вогнутому» куполу твитера у Focal Trio11 Be довольно широкое стереофоническое поле, поэтому даже если сместить точку прослушивания, оно не смазывается и не теряет ясности. Конечно, такие крупные мониторы будто просят добавить мощности, но самое приятное — работать через них на низком, комфортном для ушей и не утомляющем уровне звукового давления. Так Trio11 Be не теряют аналитичности и не блекнут, так как динамики очень отзывчивы к мельчайшим изменениям сигнала.

Мониторы дают возможность точно позиционировать звуковые образы в пространстве во время сведения и мастеринга. У Trio11 Be отличная повторяемость микса — после работы на них трек будет звучать примерно одинаково на разных мониторах. В режиме Focus отсекаются НЧ, и звуковая панорама и правда будто фокусируется — это пригождается для работы со средними и высокими частотами, так их можно лучше рассмотреть.

Вердикт

Focal Trio11 Be — это студийные мониторы профессионального уровня, которые сочетают в себе мощность, точность и контроль звука. В них компания показала свои технические возможности: от фирменного производства динамиков до поворотной секции с СЧ и ВЧ-динамиками для разных вариантов установки.

Студийный монитор Focal TRIO11 BE
Студийный монитор Focal TRIO11 BE
Студийный монитор Focal TRIO11 BE
Студийный монитор Focal TRIO11 BE
Студийный монитор Focal TRIO11 BE
Студийный мониторFocal TRIO11 BE

Бренд: Focal

Диаметр ВЧ-динамика, мм: 25

Диаметр НЧ-динамика, мм: 250

В избранное
К сравнению
479 890 руб.
В наличии
  • Частотный диапазон: 30 Гц – 40 кГц (3-полосный режим); 90 Гц – 20 кГц (2-полосный режим)
  • Максимальное звуковое давление: 118 дБ (3-полосный режим); 105 дБ (2-полосный режим)
  • Усиление: НЧ — 300 Вт (класс G), СЧ — 150 Вт (класс G), ВЧ — 100 Вт (класс AB)
  • Вес одного монитора: 37 кг

Исполинские мониторы требуют много пространства, поэтому Focal Trio11 Be подойдут для большой контрольной комнаты. Нужно также позаботиться о качественных подставках, так как вес у модели немалый. Однако после установки вы получите референсную мониторную линию для вашей студии. Приходите тестировать Focal Trio11 Be в студию Dr.Head на Новом Арбате, 15. У нас скоммутировано несколько мониторных линий, чтобы вы могли сравнивать разные модели.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (6):
Скажите, пожалуйста, есть ли у мониторов на борту встроенный DSP?
ОтветитьЦитировать
Д
Цитата
Виктор пишет:
Скажите, пожалуйста, есть ли у мониторов на борту встроенный DSP?
Здравствуйте, нет, у мониторов нет встроенного процессора.  
ОтветитьЦитировать
Где ставить такую махину?) Внушает конечно, но мне больше по душе двухполосники.
ОтветитьЦитировать
Д
Гость, в крупные контрольных комнатах, однозначно) В Dr.Head есть множество двухполосных систем, например, Focal Solo6 ST6 с похожей на TRIO11 BE технологической базой.  
ОтветитьЦитировать
Focal прям любят бериллий :D  Надо заглянуть к вам в студию, экспонат интересный...
ОтветитьЦитировать
Д
Цитата
Гость пишет:
Focal прям любят бериллий    Надо заглянуть к вам в студию, экспонат интересный...
Они умеют с ним работать - это впечатляет! Ждём в гости)
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено