Кешбэк 5% баллами при оплате Яндекс Пэй. Подробнее ->>>

Настройка сабвуфера в домашней акустической системе: пошаговая инструкция

Не зря говорят, что качественный звук невозможен без насыщенных и тугих басов. Дорогая напольная акустика с этим в принципе справляется, а вот в доступных домашних кинотеатрах нормальные низкочастотные динамики просто невозможно впихнуть в узкие пеналы штатных колонок. Поэтому в комплект всегда добавляется сабвуфер – помещенный в отдельный корпус низкочастотник большого диаметра. При этом сабвуферы бывают активные и пассивные. Последние стоят заметно дешевле, но и эффективностью отнюдь не блещут – особенно на малой и средней громкости. И только на максимуме способны выдавать мало-мальски приемлемые и сочные басы. Ведь по большому счету пассивный «саб» – это всего лишь крупный НЧ-динамик в отдельном корпусе.

Гораздо большей отдачей обладает активный сабвуфер с встроенным усилителем, который изначально настроен на установленный в нем динамик, а мощность его звучания можно регулировать. Именно поэтому активные «сабы» получили заведомо большее распространение. Однако и проблем с их установкой и калибровкой отнюдь немало.

Содержание

Где лучше разместить сабвуфер

Прежде чем бежать в ближайший аудио-магазин или заказывать сабвуфер в маркетплейсе, следует узнать метраж комнаты или помещения, где будет работать устройство, а также мощность и размеры акустической системы домашнего кинотеатра или стереоустановки, с которой ему предстоит работать. Только после этого можно выбирать подходящий по параметрам, размерам и производительности сабвуфер.

Правда, остается еще открытым вопрос – где установить этот «черный ящик»? Ведь если его поставить в любом свободном месте вашей комнаты, то далеко не факт, что звучание будет приемлемым. Многие даже ползают на четвереньках по залу, от стены к стене, и вдоль них, в сторону угла и от угла, прислушиваясь, где сабвуфер будет звучать лучше всего. В то место, где он выдает глубокие, четкие и плотные басы, как раз и нужно установить сабвуфер. Это будет гарантия того, что вы выбрали лучшее место в комнате.

Впрочем, есть и полезные рекомендации от производителей, где установить нижне-частотный динамик. Как правило, его советуют устанавливать между центральной и передней левой или передней правой колонкой. Такое расположение часто указано как оптимальное в инструкции к акустической системе. Однако стоит учесть еще и несколько деталей:

  • Не устанавливайте сабвуфер слишком близко к стенам или в углах комнаты. Это ухудшает качество звучания.

  • Не рекомендуется устанавливать сабвуфер в центре комнаты во избежание возникновения стоячей волны. Он должен находился в точке, удаленной от стены примерно на одну четверть ширины или длины комнаты.

  • Для поиска идеального места для «саба», попеременно установите его в разных местах под музыку с характерными басами. Где они звучат лучше, там и будет оптимальная локация.

Подключение сабвуфера к AV-ресиверу или стереосистеме

В домашних кинотеатрах сабвуфер – неотъемлемая часть акустической системы. Нередко в мощных топовых версиях ДК применяется по два таких НЧ-излучателя для более достоверной полноты и объемности звучания. В аудиосистемах басовики в отдельном корпусе встречаются реже – как правило, хватает штатной напольной акустики с достаточно мощными низкочастотными динамиками. Хотя большинство Hi-Fi и Hi-End-систем не обходятся без активного сабвуфера, а иногда и двух.

Подключение сабвуфера к AV-ресиверу домашнего кинотеатра

Самым простым и предпочтительным способом является подключение сабвуфера через выход SUB OUT или SUB 1, если их больше одного. Находим его на вашем AV-ресивере и посредством кабеля LFE, специально предназначенного для качественной передачи низкочастотных сигналов, соединяем другой его конец со входом LFE в сабвуфере. Такое подключение наиболее распространено, поскольку почти все ресиверы и процессоры для домашних кинотеатров имеют этот тип выхода на саб.

Нередко бывает, что AV-ресивер или усилитель не имеют LFE-выхода на сабвуфер. Вместо этого он может иметь правый и левый (R и L) стерео-разъемы RCA или пружинные зажимы, как на задней панели стандартных акустических систем. Да и сам сабвуфер может быть оборудован входами RCA. Поэтому если линейный вход сабвуфера и выход из ресивера/усилителя использует кабели RCA, то можно подключить и с помощью этих проводов. Правда, этот кабель может быть разделенным на одном конце (y-образный кабель для правого и левого каналов). Тогда подключите его к соответствующим портам R и L сабвуфера. Если ресивер/усилитель также оснащен левым и правым разъемами RCA для выхода на сабвуфер, обязательно подключите оба разъема к ресиверу.

Подключение сабвуфера к стереосистеме

Если на вашем стерео-усилителе есть специальный выход Subwoofer OUT, считайте, что вам повезло. Останется только вооружиться кабелем RCA и соединить выход с усилителя с соответствующим входом LFE сабвуфера. В противном случае роль сабвуферных выходов могут взять на себя обычные выходы предварительного усилителя. Однако, если в первом случае сабвуфер получит уже подготовленный низкочастотный сигнал, то во втором случае – сигнал будет широкополосным. Поэтому здесь необходимо задействовать разделительный фильтр, встроенный в «саб».

Если же у компонентов вашей стереосистемы нет ни сабвуферного выхода, ни выхода с предварительного усилителя, единственным решением проблемы остается высокоуровневое или акустическое подключение. Для этого понадобится один или два акустических кабеля, с помощью которых сабвуфер включается в стереосистему параллельно штатным колонкам.

Как правильно настроить сабвуфер

С установкой и подключением «саба» мы разобрались. Теперь настал черёд его настроек – как сделать так, чтобы этот ящик выдавал по максимуму своих возможностей, но без лишнего резонанса, амплитудных наводок и хрипа. Другими словами, настройки заключаются в согласовании сабвуфера с остальной акустикой по громкости и по частоте – «саб» должен воспроизводить только ту часть баса, с которой не справляются основные колонки, причем на одинаковом уровне громкости.

Кроссовер

Для этого при подключении активного сабвуфера с управлением на корпусе к А/V-ресиверу с выходом SUB OUT, достаточно использовать две основные настройки – громкости Level и частоты среза (Crossover). Кстати, CROSSOVER означает определенный тип фильтров, отсекающий «лишние» частоты и оставляющий «нужные». Для настройки «саба» в первую очередь следует установить частоту среза регулятором на задней стенке сабвуфера. Для оценки звучания в точке прослушивания необходим шумомер и набор тестовых сигналов. Если ничего из перечисленных девайсов у вас нет, можно положиться на собственный слух, используя тестовую запись или диск с композицией, где солирует ударник или контрабас.

Величину частоты среза можно найти в технических характеристиках акустики, а нужное значение – нижняя граница воспроизводимого диапазона частот. Например, если колонки выдают звук от 40 до 25000 Гц, то ручкой громкости Level устанавливаем значение 40. Далее нужно уровень громкости сабвуферы выровнять с уровнем громкости основной акустики.

При настройке на слух, надо плавно повышать громкость сабвуфера и в момент, когда его звучание начнет преобладать, немного повернуть ручку громкости «саба» обратно, против часовой стрелки. После установки громкости нужно еще раз проконтролировать точность настройки частоты среза. В зоне перехода частот от сабвуфера до штатных колонок не должно быть слышно излишне громких нот и заметных провалов. При выявлении подобных недочетов, необходимо чуть понизить или повысить частоту среза чтобы выровнять частотную характеристику. Для этого поворачиваем ручку Crossover вправо или влево, добиваясь нужного результата.

Правильно настроенный сабвуфер существенно добавляет звучанию басов, но при этом и сильно не выделяется из общего звукового потока. Пользуясь этим руководством, можно настроить довольно точно настроить «саб» в своём домашнем кинотеатре или стереосистеме:

  • Установить частоту раздела по нижней границе амплитудно-частотной характеристики

  • Выровнять громкость сабвуфера и основной акустики

  • Проверить и по необходимости отрегулировать частоту среза

Настройка фазы сабвуфера

После всех этих манипуляций кажется, что настройки сабвуфера уже исчерпаны. Однако для его идеального звучания может также потребоваться регулировка фазы. Дело в том, что звуковые волны, излучаемые одновременно динамиками основных колонок и сабом, доходят до вас в разное время из-за того, что находятся на разном расстоянии от слушателя. Поэтому звук может быть не согласованным, а явление это называется фазовым сдвигом.

Большинство сабовых усилителей имеют регулятор фазы, который и дает возможность управлять задержкой звуковой волны, для синхронизации сабвуфера с другими динамиками системы. Это явление называется синфазность. Отсутствие задержки волны соответствует значению 0 градусов, а максимальная – соответственно 180. Если все звуковые волны синфазны, вы слышите согласованный, собранный и качественный звук.

Фазу можно изменять с помощью тумблера, переключателя или ручки-регулятора на задней стенке активного сабфвуфера. Настройку лучше производить во время прослушивания музыки с басовыми партиями. Для этого устроитесь в том месте, где будет смотреть кино и слушать музыку. Одновременно попросите кого-нибудь переключать или поворачивать регулятор фазы, пока не найдете положение, при котором басы увеличатся и станут более плотными и ровными. Если не заметите никакой разницы между положениями «0» и «180» у регулятора фазы, оставьте его в положение «0».

Есть и более точный способ настройки. Для этого надо изменить полярность подключения акустики. Поменяйте провода акустических колонок АС местами – плюс к минусу, а минус к плюсу. Таким образом, все динамики будут работать в противофазе. Затем включите синус или тон с частотой равной верхнему срезу сабвуфера LPE/ФНЧ, сидя в кресле, попросите кого-то вращать фазовый регулятор до тех пор, пока громкость звука не станет минимальной. Это значит, что динамики и саб находятся в противофазе и положение регулятора точное. Восстановите нормальное полюсное подключение акустики – и ваша акустика с фазой сабвуфера будут точно согласованы.

Уровень басов сабвуфера

Громкость активного саба можно регулировать ручкой на его панели управления. Причем очень важен правильный баланс между уровнями громкости сабвуфера, центральной, фронтальных и тыловых колонок. Хотя при этом громкость басов более субъективна. Одни любят постоянно долбящие «низы», а другие предпочитают вмешательство сабвуфера лишь в моменты спецэффектов при просмотре фильмов или интенсивного прослушивания джазовой и рок-музыки.

Измеритель уровня звука может оказать большую помощь при установке уровня громкости колонок, но он почти бесполезен для определения верного уровня громкости сабвуфера. В данном случае лучше всего работает метод «на слух». Басовая составляющая звука, как правило, достаточно постоянна при прослушивании дисков формата DVD, но у CD-дисков басы варьируются в более значительном диапазоне. Прослушав несколько дисков, установите нужную громкость непосредственно на сабвуфере или на ресивере.

Автоматические системы настройки звука A/V-ресиверов могут хорошо выполнить свою работу с обычными колонками, но большинство из них менее искусны при настройке сабвуфера. На самом деле у большинства ресиверов автоматическая настройка сабвуфера, мягко говоря, не впечатляет. Попробуйте изменить настройки кроссовера, проверьте настройку фазы и уровня громкости. Если изменения вам не понравятся, запустите автоматическую настройку, чтобы вернуться к исходным значениям.

Проверка и корректировка звучания сабвуфера

По сути мы уже дали полный расклад по настройке и корректировке звучания сабвуфера. Если со временем выбранные настройки перестанут удовлетворять, всегда можно их изменить и скорректировать еще раз. Проверить настройку фазы и уровня громкости, поиграть с кроссовером или запустить автоматическую настройку вы сможете всегда, когда будет желание и возможности.

Ведь большое количество басов через некоторое время может просто надоесть. Обычно это не совсем тот звук, который задумывался исполнителем – создатели записей стараются сбалансировать басы с остальным звуковым спектром, и ваша аудиосистема должна воспроизводить их как можно точнее. Выполнив описанные выше шаги, вы сможете достичь этой цели и получить максимальное удовольствие от любой записи. Вы забудете об акустических системах и сабвуферах и просто погрузитесь в атмосферу высококачественного звука.

Таким образом, в пользе сабвуфера для домашнего кинотеатра и стереосистемы сомневаться не приходится. Вот только и внимания к себе он потребует немалого – от правильности размещения до тонких настроек и корректировки. Но с этими процедурами вы уже ознакомились.

Комментарии (5):
Вопрос, у меня имеется старый интегральный усилитель с 2я парами выходов (можно сразу два включить)
как лучше подключить саб активный на канал или мостом?
ОтветитьЦитировать
Статья полезная и толковая. Однако позволю несколько замечаний:

При «ползании на четвереньках по залу» необходимо установить сабвуфер в то место где будет располагаться слушатель.

Кабель LFE так же имеет разъемы RCA.

Высокоуровневый вход есть далеко не на всех сабвуферах.

Не понятен термин «амплитудные наводки» в данном контексте. Видимо имеется в виду «амплитудные искажения».

Значение 40 необходимо установить на регуляторе «Crossover”.

ОтветитьЦитировать
Добрый вечер! У меня после прочитанной статьи остались вопросы. По факту в комнате стоит звуковой проектор YSP-1600 со встроенным сабвуфером с частотной характеристикой 50 Гц - 500 Гц. Я подключил к нему сабвуфер NS-SW200 монофоническим кабелем. На сабвуфер есть регулировка частоты среза 50Гц - 150 Гц. Если я правильно понял написанное мне в идеале надо поставить на сабвуфере срез на 50 Гц, чтобы все частоты что ниже 50 Гц  шли на отдельный саб, а все что в диапазоне выше отыгрывали встроенные сабы в звуковом проекторе?
Тогда остается неясным так же как нужно отрегулировать громкость сабвуфера встроенного и отдельно стоящего. Уровни громкости должны совпадать у обоих? Но если они разной мощности, то как понять что они на одном уровне громкости.  
ОтветитьЦитировать
ДК
Цитата
Сергей пишет:
Добрый вечер! У меня после прочитанной статьи остались вопросы. По факту в комнате стоит звуковой проектор YSP-1600 со встроенным сабвуфером с частотной характеристикой 50 Гц - 500 Гц. Я подключил к нему сабвуфер NS-SW200 монофоническим кабелем. На сабвуфер есть регулировка частоты среза 50Гц - 150 Гц. Если я правильно понял написанное мне в идеале надо поставить на сабвуфере срез на 50 Гц, чтобы все частоты что ниже 50 Гц  шли на отдельный саб, а все что в диапазоне выше отыгрывали встроенные сабы в звуковом проекторе?
Тогда остается неясным так же как нужно отрегулировать громкость сабвуфера встроенного и отдельно стоящего. Уровни громкости должны совпадать у обоих? Но если они разной мощности, то как понять что они на одном уровне громкости.  
Здравствуйте, в настройке громкости нужно пологаться на собственный слуховой опыт. Нет универсального пресета, который подойдёт для всех музыкальных жанров и фильмов. Поэтому рекомендуем проводить регулировку, исходя из звукового материала.  
ОтветитьЦитировать
ДК
Цитата
Сергей пишет:
Добрый вечер! У меня после прочитанной статьи остались вопросы. По факту в комнате стоит звуковой проектор YSP-1600 со встроенным сабвуфером с частотной характеристикой 50 Гц - 500 Гц. Я подключил к нему сабвуфер NS-SW200 монофоническим кабелем. На сабвуфер есть регулировка частоты среза 50Гц - 150 Гц. Если я правильно понял написанное мне в идеале надо поставить на сабвуфере срез на 50 Гц, чтобы все частоты что ниже 50 Гц  шли на отдельный саб, а все что в диапазоне выше отыгрывали встроенные сабы в звуковом проекторе?
Тогда остается неясным так же как нужно отрегулировать громкость сабвуфера встроенного и отдельно стоящего. Уровни громкости должны совпадать у обоих? Но если они разной мощности, то как понять что они на одном уровне громкости.  
Здравствуйте, в настройке громкости нужно пологаться на собственный слуховой опыт. Нет универсального пресета, который подойдёт для всех музыкальных жанров и фильмов. Поэтому рекомендуем проводить регулировку, исходя из звукового материала.  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено