Магия саундтрека: как музыка влияет на восприятие кино

Пару музыки и кино всегда хочется сравнить с Орфеем и Эвридикой: он совершенно играет на лире, она — потрясающе красива, и любовь их не знает границ. С тех пор как кино стало сопровождаться звуковой дорожкой, прошло немало лет, и сегодня их союз неразделим, а саундтрек часто можно по праву считать полноценным героем фильма. В чем же его магия? Почему саундтрек напрямую влияет на наше впечатление от кино? Давайте разбираться вместе.

Звук в кино: с чего все начиналось

Как только появились первые киноленты, они сами по себе казались чем-то невероятным, ведь картинка на экране менялась! Но уже спустя недолгое время пионеры кинематографа — братья Люмьер, Томас Эдисон и Жорж Мельес — поняли, что без звука никуда. Громкие проекторы мешают смотреть даже немые фильмы, а растущая популярность кинематографа требовала новых решений, чтобы режиссер мог донести свою мысль зрителю. Нужен звук!

Поначалу синхронизация картинки и звука очень хромала — проблема скрывалась в раздельных носителях изображения и звука, низкой громкости звуковых дорожек и их неразборчивости. Появились тапёры — музыканты (чаще пианисты), которые «озвучивали» происходящее на экране в реальном времени. Почему их привлечение было плохой идеей? Музыканты импровизировали, сами подбирали мелодии. Более того, на разных показах одного фильма работали разные тапёры, и музыка менялась. Получается, что у нас есть один фильм и десятки вариаций его звукового сопровождения. Это противоречило авторской задумке и не нравилось режиссерам.

Когда необходимость музыки в кино уже не отрицалась, кинематографисты начали составлять списки рекомендаций к фильму, которые состояли из популярных мелодий того времени. Этот список передавали тапёрам, и они исполняли подготовленную музыку в нужных эпизодах, как задумал автор. Хоть и редко, но бывало, что над саундтреком работал композитор, сочиняя мелодии по задумке режиссера.

К середине 1920-х технологии продвинулись вперед, и стало возможным записать изображение и музыку на один носитель — кинопленку. Синхронизация диалогов все еще страдала, да и качество звука в целом оставляло желать лучшего. И тут появился «Певец джаза». Этот фильм, выпущенный студией Warner Bros. (которая была уже в шаге от банкротства), был первой полнометражной звуковой картиной. Фильм взорвал прокат и популяризировал звуковое кино. А заодно и известную студию от банкротства спас.

Дальше последовала череда экспериментов с музыкой в кадре, и на арену вышли мюзиклы. Культовый трек «Over the rainbow» (который наверняка многие из вас разучивали на укулеле) из экранизации «Волшебника из страны Оз» 1939 года стал символом американской мечты, подарив людям надежду на новую жизнь общества. Технологии продвигались вперед, композиторы стали сочинять полное сопровождение для фильмов, а эксперименты с музыкой вышли на новый уровень, и сегодня мы пришли к тому, что без саундтрека ни один фильм представить себе не можем.

С появлением звука в кино, кажется, разобрались. Давайте поговорим о влиянии саундтрека на наши эмоции и восприятие происходящего.

Как звучит страх: музыка в хоррорах

Конечно, звуковая дорожка играет огромную роль в фильмах ужасов. Например, Альфред Хичкок признался когда-то, что треть успеха его фильма «Психо» принадлежит композитору Бернарду Херрману. Бюджет картины был небольшим, и вместо симфонического оркестра для работы над саундтреком наняли струнный. Но какой это дало эффект!

Помните сцену в душе? Даже от одной мысли мурашки. Пережить наступающий всепоглощающий ужас гораздо пронзительнее помогла именно музыка. Долго считали, что эта мелодия подверглась электронной обработке, но нет — это скрипка. Удивительно, но при определённой манере игры она может звучать и так.

Почему для хоррора так важен звук? Помимо всего прочего, это связано с анатомическими особенностями человека. Когда нам страшно, мы хотим зажмуриться. И, если от картинки мы можем спрятаться, закрыв глаза, то от звука никуда не денешься. Уши так легко не закроешь, да и полной изоляции от звука не произойдет. Музыка — гарант того, что зрителю будет страшно.

Банально, но саундтрек действительно помогает режиссерам вызвать нужную эмоцию у зрителя и усилить эффект от визуальной сцены. Например, Стивен Спилберг в «Челюстях» каждое появление акулы сопровождал, уверены, известной всем мелодией Джона Уильямса, и, как только мы слышали знакомые нотки, тут же ощущали страх и приближение опасности на себе.

Мелодия в качестве лейтмотива

Еще одна важная роль мелодии в кино — лейтмотив героя или обстоятельств. Очень ярко это представлено в «Звёздных войнах» Джорджа Лукаса, где в количестве событий и героев чёрт ногу сломит. Помогает музыка: для каждой из сторон силы предусмотрена своя мелодия, повстанцам тоже сочинили свой лейтмотив. Восприятие сюжета стало гораздо проще, а сама музыка впоследствии стала культовой.

То же происходит и в недавно вышедшей картине «Душа» студий Disney и Pixar. Главный герой мультфильма — джазовый пианист, и именно джазовую музыку взяли в качестве лейтмотива его реальной жизни и шумного, суетливого Нью-Йорка. Ее создал Джон Батист — талантливый музыкант, композитор и номинант «Грэмми». Для другого мира — абстрактного и иллюзорного — написали мелодии совсем иного характера. Это где-то умиротворённая и тягучая, где-то совершенно неземная, захватывающая электронная музыка, которая сразу же даёт понять, что мы вместе с героями перенеслись из реальной жизни в какой-то другой мир. Для ее создания привлекли Аттикуса Росса и Трента Резнора — электронщиков из Nine Inch Nails, которые писали музыку к фильмам Финчера.

Дон Дэвис, который создал саундтрек киберпанк-трилогии «Матрица», тоже смог создать отдельный музыкальный мир. Напряжённый, динамичный, местами тревожный — написанные композитором мелодии очень органично вписываются в визуальный ряд фильма.

Уверены: стоит вам услышать любой отрывок саундтрека, и вы тут же проведете ассоциацию с «Матрицей». Это тоже весьма важная роль музыки в кино — она помогает закрепить новые ассоциативные ряды и вписать фильм в ваше сознание крупным почерком. Кстати, полное издание саундтреков на тройном цветном виниле было выпущено специально к Record Store Day 2021 — уникальный релиз, который вряд ли повторится.

Великие фигуры в мире саундтреков: Эннио Морриконе

Говоря о саундтреках, нельзя обойти стороной Эннио Морриконе. Вы наверняка не раз слышали созданные им мелодии. В чём величие итальянского композитора?

Вряд ли в рамках одной статьи можно очень подробно и детально рассказать о творчестве маэстро. Эннио Морриконе — это практически синоним самому понятию музыки в кино, его имя стало нарицательным еще при жизни композитора. В резюме мастера — более 500 работ для кино и телевидения, и едва ли возможно ограничиться лишь одной стороной его творчества. Морриконе был королём «спагетти-вестернов», он озвучивал экспериментальное кино, писал музыку для хорроров, играл в импровизационном ансамбле Gruppo Di Improvvisazione Nuova Consonanza, с ним работали Бертолуччи, Полански, Ардженто, Малика, Тарантино (и это было удачей именно для режиссеров, а не наоборот). Морриконе стал классиком любого жанра и, говоря без прикрас, изменил музыку и кино.

Одной из его самых известных мелодий — «Chi Mai» — звонили все первые мобильные телефоны с полифонией. Её композитор сочинил для фильма «Маддалена», но известна она стала, пожалуй, после выхода «Профессионала». В финальной сцене почти невозможно сдержать слёз, но дело не столько в происходящем на экране, сколько в мелодии. Если нужно погрустить — включайте «Chi Mai». Кстати, если захотите разрыва шаблона, просто посмотрите фрагмент фильма «Маддалена», где звучит эта песня. Только уберите от экранов детей, там 18+.

Морриконе был экспериментатором, и результаты своих поисков часто использовал в кино. Например, для культового итальянского криминального фильма с Франко Неро «Голубоглазый бандит» Морриконе неожиданно избрал джаз. Вы можете представить себе преступника, который грабит банк под джаз? А, собственно, зачем представлять, когда можно послушать.

О влиянии его музыки на своё творчество говорили Muse, Portishead, Radiohead и Metallica, а сэмплы из его произведений можно найти в треках десятков музыкантов. Творчество Морриконе — вне времени и пространства. Под него мы плачем, смеёмся, боимся, испытываем оцепенение и невероятную лёгкость, смущаемся и переживаем за жизнь героев. Изучать его творчество и «бродить» по улочкам его экспериментов — увлекательное занятие потому, что оно было таковым и для самого композитора.

Сборные саундтреки

Очень часто музыку для фильмов пишут специально, но не меньшей популярностью у режиссеров пользуются и песенные сборные саундтреки. Ярким приверженцем такого стиля является Квентин Тарантино.

Были случаи, когда и он заказывал композитору музыку — «Омерзительную восьмерку» полностью озвучивал уже упомянутый Эннио Морриконе. Однако чаще режиссёр делал так: откапывал на задворках своей большой коллекции винила малоизвестный трек и превращал его в хит, используя в своём кино.

Например, песня «Girl, You'll Be a Woman Soon» из «Криминального чтива», которую героиня Умы Турман включает на «катушках», до выхода фильма не была хитом. Песню написал Нил Даймонд, но в фильме Тарантино использует кавер-версию, исполненную группой Urge Overkill. Группа признавалась, что ничего не ждала от этой песни и записала ее из рук вон плохо — ритм «плавает», инструменты ужасно настроены. Но именно плохое качество записи, как полагают участники группы, было кстати: в песне всё катится к чертям, но ведь и в сцене, где она использовалась, тоже.

Музыка может быть и полноценным участником действия, как в фильмах Тарантино. Она присутствует в жизни персонажей и чаще всего возникает в результате того или иного экранного действия: героиня Умы Турман сама включает магнитофон с песней, а герой фильма «Джеки Браун» запускает в машине кассету с треком «Strawberry Letter 23» перед тем, как совершить убийство. Кстати, в оригинале эта песня вышла в 1977 году на красном виниле, который пах клубникой. Интересно, пахнет ли ей экземпляр из коллекции Тарантино?

Песенные саундтреки отлично работают по нескольким причинам. Первая — очевидная параллель между текстом песни и происходящим на экране заставляет проникнуться сценой гораздо сильнее. Это происходит на бессознательном уровне. Вторая — песни облегчают восприятие. Например, у того же Тарантино в кадре всегда происходит «мясо» и очень часто — под беззаботную звуковую дорожку. Такой контрапункт призван не только облегчить нам жизнь, но и манипулировать нами, как было в «Бешеных псах», например. Звучит мажорная бойкая мелодия, мы невольно начинаем приплясывать или даже подпевать, будто просто включили себе песенку для домашней уборки. Вместе с нами пританцовывает и герой фильма — опасный психопат — и начинает пытать полицейского. Когда очнетесь, будет поздно — вы уже заодно с преступником.

Резюме

Есть ощущение, что статью о музыке в кино можно продолжать просто бесконечно. Невозможно упомянуть всех гениальных саундтреков или музыкантов и режиссеров, которые филигранно выбирают сопровождение для разных сцен. Так что мы наверняка будем часто обращаться к этой теме.

Одно ясно точно: без музыки даже многообещающий фильм может стать провалом. Она может успокоить или испугать, рассмешить или расстроить до слёз, сделать из зрителя преступника или спасителя. Если представить, что фильм — это дом, то фундаментом будет сценарий, стенами и перегородками — операторская работа, а музыка станет крышей, таким завершающим штрихом, без которого, тем не менее, ни один дом не будет пригодным для жизни.

Слушайте саундтреки на виниле — аналоговое звучание создает особенное впечатление. Мы рекомендуем послушать:

Насладиться любимой музыкой можно в Dr.Head — просто запишитесь на прослушивание (кстати, у нас можно и на «катушках» музыку послушать). Ждём в гости!

Комментарии (2):
Татьяна
«Over the rainbow» один из самых любимых саундтреков. Статья отличная, захотелось некоторые произведения переслушать заново. :like:  
Ответить Цитировать
Самарский
Люблю ваши статьи ! Всегда что-то новое узнаешь для себя 👍
Ответить Цитировать
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE Exposure
Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Funtastique Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Hisense Honor House of Marley HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO
In-ear Inakustik inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Loewe Logitech Lotoo Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev
Magnat Mail.Ru Manley Maono Marantz Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation
Numark OEAudio Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Perfect sound Phiaton Philips Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix
RME Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland ROLI Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink Spear Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Transrotor Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate
Ultimate Ears Ultrasone Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ