Микаэлу Таривердиеву — 91. Наследие великого композитора

Музыка Микаэла Таривердиева удивительным образом живет в бессознательном всех наших соотечественников. Не имеет значения, хорошо ли вы знакомы с творчеством композитора и смотрели ли фильмы, к которым он писал саундтреки — его произведения узнаются с первых нот.

Сегодня, 15 августа, Микаэлу Таривердиеву исполнился бы 91 год, и в честь этого праздника мы рассказываем о музыкальном наследии композитора.

Каким был Таривердиев?

Микаэл Таривердиев родился в солнечном Тифлисе (ныне Тбилиси) в армяно-грузинской семье. К музыке он пришел благодаря соседскому роялю — юный Микаэл часто заглядывал в гости, чтобы поиграть, пока родители не купили ему собственный инструмент. В шесть лет будущий композитор пошел в музыкальную школу при Тбилисской консерватории и почти сразу начал писать музыку.

Будучи подростком, Таривердиев написал два балета, которые в течение нескольких лет входили в репертуар Тбилисского театра оперы и балета. Позже он поступил в Институт имени Гнесиных или, по выражению Арама Хачатуряна, «въехал туда на белом коне», представив приемной комиссии несколько своих произведений.

Однако Микаэл был очень увлекающимся человеком, а музыку называл лишь частью своей жизни. Таривердиев занимался конным спортом, боксом, велоспортом, катался на лыжах и даже стал кандидатом в мастера спорта по виндсерфингу. Композитор страстно увлекался фотографией и всегда брал с собой камеру в путешествия. 

Почему кино?

Сегодня Микаэл Таривердиев известен в первую очередь как автор музыки к фильмам, но это не сразу стало его основным амплуа. В послужном списке композитора есть оперы и балеты, концерты для органа, камерные вокальные циклы и хоралы. Однако имя этого человека в первую очередь ассоциируется с советским кинематографом. Как это произошло?

Все началось в ранней молодости Таривердиева, когда он снялся в эпизоде фильма «Юность наших отцов». Его очень захватил съемочный процесс и очаровала атмосфера на площадке, но у композитора возникла мысль, что музыка может помочь более полно раскрыть смыслы и ярче передать эмоции, которые несет видеоряд. Таривердиев не только оказался прав, но и прославился композитором, который умеет писать полифонический текст и озвучивать даже мысли героя.

Это очень наглядно показывает фильм «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, которому мы хотим уделить особое внимание. 

Новый взгляд на музыку шпионских драм

Когда Таривердиеву предложили написать музыку к «Семнадцати мгновениям весны», он сначала отказался. Неудивительно, ведь лирическая музыка композитора совершенно не вписывается в жанр остросюжетного шпионского детектива о разведчике. Однако, почитав сценарий, Микаэл Леонович все-таки согласился. Что же заставило его изменить решение?

Дело в том, что картина не вписывается в привычные рамки жанра — там нет безумных погонь и перестрелок, фильм нельзя назвать остросюжетным. Большую часть времени главный герой Штирлиц просто… думает. И именно это и привлекло Таривердиева — перед ним встала интересная задача озвучить мыслительный процесс.

Помимо напряженных музыкальный партий, которые сопровождали размышления разведчика, Таривердиев создал еще одну нехарактерную для шпионского фильма тему — тему ностальгии. Знаменитого неба с журавлями изначально не было в сценарии — оно стало идеей композитора.

Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя. Что должен чувствовать этот человек? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. А что такое тоска по дому? Может быть, это тоска по небу, по своему небу? Ведь небо везде разное. Вот небо ялтинское — он другое, совершенно другое, чем в Москве. Небо в Берлине — тоже. Небо совершенно другое в Америке, небо другое в Японии, небо другое в Мексике. Я видел это. И не потому, что там жарче или холоднее. Оно другого цвета, оно вызывает другие ощущения. И вот я сделаю эту тоску. Не по березке, а по небу.

Так и появился один из основных образов многосерийного фильма. И главная заслуга этой музыкальной темы в том, что она озвучивает не конкретные воспоминания Штирлица и его тоску, а воспоминания как таковые. У каждого, кто слушает эту мелодию, невольно рождаются ностальгические образы — по родине, по детству, по прошлой жизни и чему угодно еще. И это совершенно не зависит от того, смотрел человек фильм или нет (мы проверяли).

Еще одна культовая сцена — встреча с женой в кафе. В пятиминутной сцене нет слов — лишь музыка. И она рассказывает всё, что нам нужно знать. В кадре нет ничего, кроме взглядов, которыми обмениваются Штирлиц с женой. Весь вихрь их чувств, который доводит зрителей до слез, отражается фортепиано Таривердиева.

Фильм «Семнадцать мгновений весны» принес композитору настоящую славу, причем не только в пределах Советского Союза, но и за рубежом. Известен факт, что солист британской группы The Tuesday Weld, Стивен Коутс, влюбился в музыку Таривердиева, услышав ее в кафе, и даже уговорил сотрудников подарить ему диск.

Народный композитор

Успех «Семнадцати мгновений весны» еще не успел утихнуть, когда на экраны вышла еще одна культовая картина — «Ирония судьбы, или С легким паром!». Ленинградские приключения Жени Лукашина были бы совсем не такими без музыки Микаэла Леоновича. За тему к этому фильму композитор получил Государственную премию СССР, а чуть позже удостоился награды от Американской академии музыки за сюиту к фильму «Ольга Сергеевна».

Всего за свою карьеру Микаэл Таривердиев написал музыку к более чем 130 фильмам и десятку спектаклей. Его музыка продолжает жить и рассказывать истории, и особенно красочно — на виниле.

Бонус: магнитная лента с Симфонией для органа «Чернобыль»

Премьера симфонии состоялась первого января 1988 года в Концертном зале Чайковского. Первым ее исполнителем стал Гарри Гродберг — советский и российский органист. Композитор рассказывал, что не собирался писать ничего о Чернобыле, но эта симфония появилась в нем сама — сразу целиком.

В органной симфонии две части. Первая — «Зона». Тягучая квинта, образ Зоны, появляется в самом начале и незримо, как радиация, проходит через всю симфонию. Это мои впечатления, в нотах довольно много конкретного. Вторую часть я назвал «Quo vadis?» — «Камо грядеши?», «Куда идем?». Это реквием, это дань памяти тем людям, кто закрыл нас собой от беды. Но поможет ли это нам? Вынесем ли мы из этого какие-то уроки?»

Этот материал ранее не выходил ни на каком носителе — по-настоящему уникальное издание с сертификатом подлинности и эксклюзивными материалами.

Ищите хорошую музыку и не забывайте заходить к нам в гости — в наших магазинах в Москве и Санкт-Петербурге большой выбор винила, а любую технику можно послушать и протестировать перед покупкой. Наши эксперты всегда рады ответить на вопросы и помочь подобрать подходящее решение.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (2):
Гениальный композитор, спасибо за статью, нашёл, что переслушать вечерком)
ОтветитьЦитировать
БВ
Цитата
Владимир пишет:
Гениальный композитор, спасибо за статью, нашёл, что переслушать вечерком)
Спасибо. что читаете! Приходите в гости послушать музыку и подобрать себе винил в коллекцию:)
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено