Lossy vs Lossless: принципы сжатия аудиофайлов

В недавней статье о беспроводном звуке мы коснулись темы кодирования цифрового аудиопотока с потерями и без потерь. Сегодня мы остановимся на этой теме поподробнее.
Итак, у нас есть аналоговый звук, который при цифровой звукозаписи и/или для последующего хранения на компьютере и других электронных носителях информации оцифровывается в аудиофайл — электронный документ, состоящий из информации об амплитуде и частоте звука, с помощью которой впоследствии возможно обратное цифро-аналоговое преобразование и воспроизведение содержащегося в файле звука.
Формат звука зависит от способа квантования аналогово-цифровым преобразователем (АЦП), распространение получили два вида квантования:
импульсно-кодовая модуляция (PCM, большинство форматов от MP3 до FLAC)
сигма-дельта-модуляция (Delta-sigma, формат DSD)
Основными параметрами цифрового звука являются разрядность квантования (бит) и частота дискретизации (кГц/МГц), которые указывают для различных устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука, например, 24 бита / 192 кГц.
Существуют аудиоформаты без сжатия (например, WAV, AIFF), но для более удобного хранения/распространения, часто используются кодеки, которые сжимают аудиоданные. Сжатие данных (data compression) производится с целью уменьшения занимаемого файлами объема и основано на устранении избыточности, содержащейся в исходных данных. Есть два типа форматов со сжатием данных:
Lossless — сжатие без потерь (FLAC, ALAC, APE)
Lossy — сжатие с потерями (MP3, Ogg, AAC)
Сжатие без потерь позволяет сделать полное восстановление исходных данных, сжатие с потерями позволяет восстановить данные с определенными искажениями.
Сжатие с потерями обладает значительно большей, чем сжатие без потерь, эффективностью и применяется, когда полное соответствие исходных и восстановленных данных не требуется, а сокращение объема является приоритетным.
Кодированный с потерями файл очень сильно отличаться от оригинала на уровне побайтного сравнения, но для неподготовленного человеческого слуха разница может быть не такой сильной, а иногда даже незаметной. Это достигается за счет того, что методы сжатия с потерями фокусируются на физических особенностях органов чувств человека, например, психоакустическая модель, которая определяет то, как сильно звук может быть сжат без ухудшения воспринимаемого человеком качества. Недостатки, причиненные сжатием с потерями, которые заметны для человеческого слуха, считаются артефактами сжатия.
Примеры распространенных Lossy-форматов:
MP3 — определен спецификацией MPEG-1, пожалуй, все еще самый распространенный формат
Ogg Vorbis — отличается отсутствием патентных ограничений и более высоким качеством при одинаковом с MP3 битрейтом
AAC, AAC+ — существует в нескольких вариантах, определённых спецификациями MPEG-2 и MPEG-4, получил широкое распространение вместе с техникой от Apple
eAAC+ — формат, предлагаемый Sony, как альтернатива AAC и AAC+
WMA — формат, разработанный Microsoft
Dolby AC-3
DTS
Ранее аудиоформаты сжатия без потерь чаще использовались для архивного хранения данных и в случаях, когда искажения недопустимы или нежелательны, а большинство обычных слушателей использовали музыку в сжатых с потерями форматах. Но объемы памяти электронных устройств неуклонно растут, а цены на нее снижаются, поэтому все больше людей переходят на прослушивание Lossless форматов, позволяющих воспринимать музыку в первозданном виде. Кроме того, поддержка Lossless форматов сегодня появилась практически на всех потребительских устройствах, даже отдельные стриминговые сервисы начинают передавать звук в качестве без потерь, например, представленный в России Deezer или отсутствующий у нас официально Tidal.
Примеры распространенных Lossless-форматов:
Free Lossless Audio Codec — FLAC — самый распространенный свободный формат
ALAC — Apple Lossless Audio Codec — вариант от Apple
Audio Lossless Coding — также известен как MPEG-4 ALS
Direct Stream Transfer — DST
Dolby TrueHD
DTS-HD Master Audio
Meridian Lossless Packing — MLP
Monkey's Audio — Monkey’s Audio APE
WavPack — WavPack lossless
WMA Lossless — Windows Media Lossless
Нужен ли вам Lossless или можно продолжать пользоваться классическими MP3 или AAC? Здесь все не так однозначно. Конечное качество сжатого с потерями файла будет зависеть и от битрейта, и от используемого алгоритма/кодека, тогда как Lossless, вне зависимости от формата, будет соответствовать оригиналу. Ну и, конечно, чем лучше техника, на которой воспроизводится музыка, тем очевиднее будет преимущество Lossless над Lossy. А учитывая, что объемы памяти продолжают расти, имеет ли смысл экономить на качестве?
![]() | ||||||
Спасибо за краткое и понятное разъяснение. Возможно, в виде вставок, можно было бы пояснить "битность и частоту" (или дать ссылку на Ваши статьи об этом, т.к. некоторые (ребёнку объяснял отдельно) не сразу понимают о чём речь. Ещё раз - спасибо! | ||||||
|
![]() |
О DSD Написано очень много. Для понимания разницы нужно и хорошее оборудование и записи, которые изначально записаны в этом формате. Иначе различия будут в нюансах. |
![]() |
Расскажите, пожалуйста, о DSD и о его особенностях. Послушал, сравнил с FLAC, не понял чем лучше, а весит больше. |