Культовые микрофоны: во что поют звёзды?
Дата публикации
Примерное время прочтения
Количество просмотров
Количество комментариев
Статья понравилась
Статья не понравилась

Существует ли для артиста разница, какой микрофон использовать на сцене? Некоторые музыканты считают, что настоящий талант нельзя испортить никаким микрофоном, а другие, напротив, на каждое выступление специально привозят собственный, скрупулезно подобранный под них самих, mic.
Часто выбор того или иного микрофона связан с тем, что популярный артист является эндорсером бренда (т.е. с ним заключен договор о том, что он будет использовать определённую модель). Однако, это обстоятельство не умаляет качества и популярности некоторых микрофонов.
Сегодня речь пойдёт о популярных моделях для сцены и студии, которые предпочитают артисты.
Какие микрофоны можно встретить на сцене?
Легендарные Shure cемейства SM
В мире динамических микрофонов есть модель, которая более чем за полвека существования стала точкой отсчета для многих артистов. Речь идёт, конечно, о Shure SM58. Этот вокальный микрофон американской фирмы с аббревиатурой SM (Studio Microphone) полюбился далеко за “стерильными” условиями студии. На сцене также часто можно встретить SM57, который выпускается с 1965 года и оптимально подходит для подзвучки инструментов, гитарных усилителей и даже барабанных установок. Отметим, что за такую долгую жизнь микрофоны перевыпускались неоднократно, при этом практически не меняя технических характеристик. Зачем менять то, что работает безотказно?
Артистов, которые пели и поют в “шуры”, огромное количество. Складывается впечатление, что их в своё время использовали буквально все. Например, сэр Элтон Джон в начале своей карьеры использовал SM57 — это можно увидеть в записях его ранних концертов. Начиная с конца восьмидесятых, он использует суперкардиоидный Shure Beta 58A, который более точно передаёт нюансировку голоса и вообще звучит ярче и насыщеннее. За счёт суперкардиоидной направленности микрофон не ловит сценические наводки от гитарного усиления, мониторинга и т.д.
Музыканты ценят Shure за его “неубиваемость” и неприхотливость. “Уронил. Поднял. Поёшь. Забил гвоздь, торчащий из сцены, поёшь дальше…” — именно так можно охарактеризовать семейство Shure SM. При этом в руках музыканта они становятся точными инструментами, практически первозданно передающими голос во всей его красоте и насыщенности.
SM58 в разных модификациях был рабочим микрофоном у Яна Гиллана, Эрика Клэптона, Пола МакКартни, Дэвида Боуи, Курта Кобейна, Оззи Осборна, Брюса Спрингстина, Джона Бон Джови и многих других.
Shure Super 55
Модель Super 55 стала образом целой музыкальной эпохи, и, конечно, многие из нас видели его на стойке в руках у Элвиса Пресли (собственно, этот микрофон и получил прозвище “Elvisic”). Пожалуй, Super 55 — самый фотогеничный микрофон из всех у бренда, его хромированный корпус сразу обращает на себя внимание.
На Super 55 полагались такие легенды в мире музыки, как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Бадди Холли, а из наших современников его использует Джеймс Хэтфилд (Metallica).
Shure SM7B
Микрофон прославился среди широкой аудитории тем, что большинство хитов Майкла Джексона было записано именно на него. Признание к Shure SM7B, как и к многой другой классике, пришло лишь спустя 40 лет с момента его создания. Shure делает микрофоны с 1925 года, и SM7B в линейке компании можно назвать одной из самых успешных моделей. Он полюбился многим за своё нейтральное, гладкое звучание и за надёжность. В его “генетический код” заложена передача природного голоса. Напомним, что первоначально микрофон был разработан для радиовещания, но позже сфера его применения значительно расширилась. Уникальность SM7B состоит в том, что его очень сложно перегрузить и “забить” даже такими тяжёлыми жанрами, как харш, гроул или скрим.
Среди поклонников: Майкл Джексон, Джеймс Хетфилд, Мик Джаггер, Дейв Гаан (Depeche Mode) и Эд Ширан.
Австрийский “стандарт звука” AKG
Кстати, дядюшка Фрэнк в поздние годы использовал AKG C535EB II в позолоченном корпусе.
AKG D5
Компания AKG стоит у истоков микрофоностроения, и поэтому мы не могли обойти стороной легендарный бренд. AKG D5 создан для работы в экстремальных сценических условиях. Эта модель с суперкардиоидной направленностью призвана “пробиваться” через огромное количество посторонних сценических звуков гитар, ударных, баса, духовых, которые так и норовят проникнуть в вокальный микрофон. AKG D5 часто используют и в студийной работе — например, они есть в микрофонном парке лондонской студии Britannia Row, основанной участниками группы Pink Floyd. D5 способен пройти через окружающий шум любой громкости и при этом сохранить прозрачность и точность в передаче частотного диапазона: можно услышать и яркие высокие, и тёплую середину, и естественные низы.
Микрофон имеет эффективную механическую шумоизоляцию с двойной защитной сеткой.
А если речь идёт о студийных сессиях?
Работа в студии зачастую разительно отличается от живого выступления на сцене. В условиях студии можно в полной мере использовать потенциал не только динамических, но и конденсаторных микрофонов. Последние более капризны, но одновременно с этим и более точны в записи.
Neumann U47
В нашем материале мы не могли обойти микрофон, который сам по себе является образом студийного оборудования. Сложно представить, но U47 увидел свет в 1946 году (до 1950-го года выходил под брендом Telefunken) — практически сразу после Второй мировой войны, в разрушенной Германии! Профессионалы влюбились в него до беспамятства за его надёжность и трудолюбие, если так можно сказать. Neumann U47 — это первый в мире конденсаторный микрофон, у которого можно было выбрать диаграмму направленности.
За свою долгую историю микрофон пережил несколько обновлений и при этом сохранил свой характер звучания. Звукорежиссеров покоряли универсальность и большой охват студийных задач, которые мог выполнять Neumann. Можно сравнить Neumann U47 с одним из автомобилей Rolls-Royce, находящихся в гараже королевы Великобритании. Neumann — это произведение искусства, которое с годами только увеличивает свою культурную ценность. В переиздании U47 используются капсюли М7, разработанные Георгом Нойманом в 1928 году. После 1948 в микрофоне используется капсюль M47. Модификации имеют трансформаторы BV8 и вакуумные лампы VF14k. До сих пор модель представляет собой успешное воплощение идеи конденсаторного микрофона.
Мы слышим Neumann/Telefunken U47 в записях Джона Леннона, Боба Дилана, Джима Моррисона. Если говорить о нашем времени, то выделим Ленни Кравица, Майка Шиноду, Тейлор Свифт и Кендрика Ламара.
Neumann U87
Ещё один легендарный микрофон, который можно встретить в именитых студиях мира — Abbey Road, Sunset Sound, Olympic и т.д. Начиная с 1967 года, U87 определяет звучание целой эры в поп-музыке. Это один из самых успешных конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой. Его дизайн стал вдохновением для большинства продуктов, которые мы видим на рынке сейчас. Даже если показать фотографии Neumann U87 человеку, никогда не работавшему в студии, то у него сразу возникнет ассоциации силы, мощности и профессионализма.
Узнаваемый образ подкрепляется “золотым” стандартом звучания. В своё время микрофоном пользовался Пол МакКартни, Стиви Уандер, Билли Джоэл, Клифф Ричард и многие другие.
AKG С12
Сложно даже представить, сколько статуэток “Грэмми” взяли альбомы, записанные на этот ламповый микрофон. Первый раз модель увидела свет 67 лет назад и с того времени пережила множество реинкарнаций. На вторичном рынке можно найти C12, но о его цене мы даже говорить не будем (точно так же, как и о U47).
Среди современных почитателей отметим Arctic Monkeys, Шерил Кроу, Джастина Тимберлейка, The Cure и многих других. Кстати, поп-король Майкл Джексон также использовал его в студии.
Что делать, если C12 на данный момент — скорее произведение элитарного искусства, но хочется получить похожий саунд? Перед вами современный AKG C414 XLII. В него был установлен доработанный по мат. части капсюль от C12 — производитель заявляет, что по своей частотной отдаче модель точно повторяет легендарный C12. Однако материалы стали надёжнее, а функционал шире (НЧ-фильтры, переключения контуров направленности и т.д.).
Audio-Technica AT2020
AT2020 стал узнаваем после того, как его заметили в домашней студии Билли Айлиш, на полке у которой красуется “Грэмми” за лучшую неклассическую запись. На микрофон записана её “Ocean Eyes” — будет интересно посмотреть, на что певица будет записываться в будущем. Уверены, что её парк микрофонов значительно расширится.
На примере качественного, но не самого дорого конденсаторного микрофона AT2020 можно сделать вывод о том, что слушателю не важно, на что “пишется” его кумир. Самое главное — это эмоции. Артист же выбирает тот микрофон, который ему больше подходит по “голосу”.
Мы посмотрели на некоторые знаменитые микрофоны, многие из которых в строю уже не одно десятилетие, помогая артистам дарить музыке третье измерение. В парке микрофонов Dr.Head вы сможете подобрать подходящую для себя модель и даже протестировать её в студийных условиях. Узнайте о возможностях нашей студии в статье.
Понравилась статья?
![]() |
Rode classi 2 решает! |
![]() | ||||||||||
Ещё на сов. Эстраде были чёрные с серебряной сеткой они чей фирмы были? | ||||||||||
|
![]() | ||
| ||
![]() | ||||
Без легендарных Shure 565SD и AKG 330BT материал, мягко говоря, неполный... А Зеннхайзеров что, вообще не существует, или они не заслуживают внимания?! | ||||
|