Как выбрать синтезатор для развлечения, обучения, работы
Дата публикации
Примерное время прочтения
Количество просмотров
Количество комментариев

Содержание
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, созданный более 60 лет назад (в своём плюс-минус современном виде). Синтезатор призван в одних случаях заменить, в других — дополнить другие музыкальные инструменты.
Существуют много видов синтезаторов — для разных целей и задач. Если вы новичок, вам может быть сложно разобраться в этом многообразии. Однако правильно поставленный вопрос даёт правильный ответ: зачем вам нужен синтезатор?
- Хотите играть на досуге и для удовольствия?
- Хотите обучаться и развиваться как музыкант?
- Хотите создавать и записывать собственную музыку?
В этой статье подробно расскажем, какие синтезаторы бывают и для каких целей они используются, чтобы вы могли сделать правильной выбор.
Виды синтезаторов

Аналоговые
Синтезаторы, которые генерируют звук с помощью осцилляторов, фильтров, усилителей, модуляторов и других элементов, собранных в аналоговые электрические схемы. На подобных инструментах были созданы классические поп- и рок-альбомы, а также большинство саундтреков к фильмам 70–80-х годов. Это то самое тёплое, бархатистое, «космическое» звучание, которое мы слышим в работах Брайана Ино и Жана-Мишеля Жарра, групп Kraftwerk и Tangerine Dream, в фильмах «Чужой» и «Бегущий по лезвию».
- Культовые модели: Moog Minimoog Model D, Roland TB-303, Korg MS-20.
Цифровые
Подавляющее большинство современных синтезаторов — цифровые. В отличие от аналоговых, они наиболее универсальные и «пользовательские». Звук в таких инструментах генерируется цифровым способом — с помощью процессоров, превращая математические модели и алгоритмы в аналоговый сигнал. Отсюда и преимущества цифровых синтезаторов: полифоничность (многоголосие), чистота сигнала, удобство в управлении, компактность. Стали популярны в 80-х годах благодаря массовому использованию электронными и поп-исполнителями, такими как Майкл Джексон, Ultravox, Depeche Mode и др.
- Культовые модели: Yamaha DX7, Korg M1, Roland D-50.
Гибридные
Название говорит само за себя: гибридные синтезаторы совмещают в себе две сущности — аналоговую и цифровую. Используются в основном профессионалами и поклонниками синтезированного звука. Аналоговая часть даёт плотное, насыщенное, «живое» звучание. Цифровая отвечает за семплирование, эффекты, сохранение пресетов.
- Популярные модели: Korg Prologue, Arturia PolyBrute, Roland JD-XA.
Рабочие станции
Профессиональные цифровые синтезаторы, предназначенные для создания аранжировок, студийной работы и живых выступлений. Вполне могут заменить собой компьютерную программу для создания музыки (DAW). Включают в себя несколько высококачественных музыкальных устройств: синтезатор, сэмплер, секвенсор, модулятор эффектов.
- Культовые модели: Korg Kronos, Roland Fantom, Kurzweil K2700.
Модульные и полумодульные

Речь идёт о своеобразном конструкторе для музыкантов, когда из нескольких элементов собирается один рабочий синтезатор. Это гибкое решение, которое позволяет комбинировать различные модули, создавая инструмент «под себя». У модульных синтезаторов нет собственной клавиатуры, а внешне они напоминают, скорее, коробки с ручками или гнёздами, которые соединяются между собой в любой последовательности. Каждый модуль выполняет свою задачу — осцелятора, фильтра, усилителя, секвенсора, эффекта и др. При этом модули могут быть аналоговыми или цифровыми. Полумодуль — это конструкт из нескольких модулей с фиксированной архитектурой, но с возможностью ручного перераспределения сигнала.
- Культовые модели: Moog Modular, Roland 100M, Arturia MiniBrute 2S.
Цифровые пианино
Цифровое пианино — это почти как цифровой синтезатор, только с полноразмерной полновзвешенной клавиатурой, имитирующий игру на акустическом пианино. Функционал этого инструмента ограничен, как правило, десятком-другим сэмплированных тембров с акцентом на их качество и, возможно, небольшим набором эффектов, таких как дилей, хорус, фленджер и т.д. Существуют цифровые пианино с расширенной звуковой и ритмической начинкой, однако назначение инструмента остаётся прежним — имитация «живого» пианино, но в более компактном варианте.
- Популярные модели: Yamaha P-125, Roland FP-30X, Kawai ES110
MIDI-клавиатуры
Не играют сами по себе, но только в синергии с компьютером или другим синтезатором (например, с модульным). Внешне MIDI-клавиатура напоминает синтезатор, а по сути не имеет ни звукового модуля, ни динамиков. Задача инструмента — передавать информацию о нажатии клавиш в источник звука, например, программное обеспечение. MIDI-клавиатура — наиболее удобный инструмент для создания музыки в DAW (Digital Work Station) на компьютере.
- Культовые модели: Akai MPK Mini MKII / MK3, M-Audio Oxygen Pro 25 / 61
Ознакомьтесь с популярными моделями синтезаторов из каталога Dr.Head
Клавиатура: типы и особенности
Размер и тип клавиш
Клавиатура имеет значение! Не все они одинаково удобны для опытных музыкантов и новичков, для обучающих занятий и сценической игры. Клавиатуры различаются как по размеру, так и по типу.
По размеру делятся на:
- Компактные — 25–32 клавиши (2–3 октавы)
- Полупрофессиональные — 49–61 клавиша (4–5 октав)
- Полноразмерные — 76–88 клавиш (6.5–7.5 октав)
По типу делятся на:
- Невзвешенные (синтезаторные)
- Полувзвешенные
- Взвешенные (молоточковые)
Жёсткость и механика

Невзвешенные клавиши можно встретить главным образом в MIDI-клавиатурах и в синтезаторах начального уровня. Клавиши уменьшенного размера не реагируют на силу и скорость нажатия, но отлично пружинят, а поэтому удобны для быстрой игры одиночными нотами. Клавиатуры такого типа хорошо подходят детям и начинающим.

Полувзвешенные клавиатуры используются в MIDI-клавиатурах, полупрофессиональных синтезаторах и в отдельных моделях цифровых пианино. Этот тип клавиатур похож на молоточковую, но всё же является компромиссом с упором на удобство игры. Полувзвешенные клавиши чувствительны к скорости и силе нажатия, однако чуть тяжелее и массивнее. Они хорошо подходят для начального обучения и сценической игры.

Взвешенные клавиатуры имитируют клавиатуры акустических инструментов. Благодаря молоточковому механизму они оказывают высокое сопротивление, а значит позволяют контролировать скорость и силу нажатия, которые влияют на громкость, динамику и другие нюансы при исполнении музыки. Необходимы студентам музыкальных учебных заведений и профессиональным пианистам, чтобы исполнять сложные фортепианные произведения.
Чувствительность и послекасание
Чувствительность — это характеристика, присущая полувзвешенным и взвешенным клавиатурам. Под чувствительностью понимается способность клавиши реагировать на скорость и силу нажатия, что непосредственно влияет на громкость и резкость (атаку) звука. Эти свойства становится критически важными при исполнении самодостаточной инструментальной музыки.
Послекасание — это способность клавиатуры усиливать звучание ноты каким-либо эффектом. После нажатия клавиши на неё осуществляется дополнительное давление, которое приводит к реализации эффекта — например, дилея, реверберации или другой модуляции. Функция используется в основном на полувзвешенных клавиатурах и применяется чаще всего в электронной музыке.
Методы синтеза звука
Как мы говорили ранее, существуют несколько типов синтезаторов, и в каждом из них используется тот или иной метод синтеза звука. Вопреки распространённому мнению, синтезатор не воспроизводит заранее записанный звук (как делают сэмплеры и большинство цифровых пианино), а синтезирует его самостоятельно тем или иным образом. В итоге метод синтеза влияет не только на качество звучания того или иного тембра, но и даёт музыкантам, работающим в жанре электронной музыки, по-настоящему безграничные возможности для творчества. Рассмотрим кратко основные методы.

Субтрактивный
Реализован в аналоговых синтезаторах. Генерация звуковой волны осуществляется с помощью осциллятора, у которого на пути стоят фильтры, отсекающие от исходной волны (синусоидальной, пилообразной и др.) все лишние с точки зрения сочинителя частоты. При этом становится очень важным качество осциллятора и тембральное богатство генерируемой им волны. После получаемый сигнал корректируется огибающей и модулятором, и в итоге музыкант может довольно быстро и интуитивно «нарулить» подходящий звук.
Аддитивный
Аддитивный синтез используется в дорогих рабочих станциях. Он более сложен, чем субтрактивный, и требует от музыканта не только интуиции, но опыта и знаний. Метод заключается в использовании нескольких осцилляторов, которые синтезируют несколько волн одновременно. Эти волны суммируются, корректируются огибающими и модуляцией, и таким образом создаётся один уникальный тембр.
FM-синтез
Работает как синергия осцилляторов, где один является лидирующим (генерирует звук), а другие функциональными (модулируют звук). С помощью этого метода создаются сложные, богатые звуковые фактуры, а от количества осцилляторов, которых в этом случае называют операторами, зависит качество финального тембра.
Волнотабличный
При этом методе тембры создаются с помощью таблицы, в которую предварительно записаны различные типы звуковых волн (сэмплы). Осциллятор считывает волны из таблицы, после чего они проходят фильтрацию и модуляцию — в результате создаются уникальные звуки. Этот метод имеет цифро-аналоговую природу и в настоящее время широко используется в современной электронной музыке.
Физическое моделирование
Метод основан на математическом воспроизведении реального физического процесса — например, колебания струны или движения воздуха в духовом инструменте. С помощью физического моделирования создаются очень реалистичные тембры акустических инструментов, поэтому этот метод чаще всего используется в компьютерных плагинах.
Основные характеристики синтезаторов
Ответив для себя на вопрос, который мы обозначили в начале статьи, вы сможете верно выбрать синтезатор. Напомним его: «Для каких целей вам нужен инструмент — играть для удовольствия, обучаться, создавать музыку?». Здесь опишем основные характеристики, которые важно учитывать при выборе синтезатора, чтобы, во-первых, лучше изучить инструмент, а во-вторых, не переплачивать лишнего.
Полифония
Под полифонией, то есть многоголосием, синтезатора понимается его способность воспроизводить несколько нот (тембров) одновременно. Антоним полифонии — монофония. Например, на некоторых аналоговых синтезаторах можно сыграть лишь одну ноту за одно касание, в то время как на профессиональных цифровых синтезаторах уровень полифонии достигает 256 голосов. Соответственно, чем выше полифоничность, тем дороже инструмент. И если для развлекательной домашней игры достаточно 32-голосного синтезатора, то сценическое исполнение требует многоголосия от 64.
Тембры

Тембры составляют библиотеку тембров синтезатора — от классических фортепианных до «кислотных» электронных. От количества и качества тембров зависит цена инструмента. В цифровых пианино ставка делается на качество, в аналоговых синтах тоже, а библиотеки тембров рабочих станций могут достигать нескольких тысяч единиц. В библиотеках моделей начального и полупрофессионального уровня, как правило, собраны от 200 до 500 тембров. Под мультитембральностью понимается способность синтезатора одновременно воспроизводить несколько тембров — например, фортепиано, бас-гитару, ударные и струнный подклад.
Эффекты и обработка
Хорус, дилей, флэнжер, ревер, фейзер — этот набор, возможно, непонятных для новичка слов хорошо известен каждому профессиональному музыканту. Встроенные в синтезатор эффекты позволяют модифицировать звук, добавляя ему пространственности, динамики, длительности и других параметров. Например, дилей имитирует красивый эхо-эффект, а хорус делает звук более объёмным; эквалайзером можно менять амплитудно-частотную характеристику, а компрессором «уплотнять» звук.
Память и запись
Чем больше собственной памяти в синтезаторе, тем больше данных в нём можно сохранить. Пользователь может создавать собственные пресеты (конфигурации звуков) и при желании их воспроизводить, а также записывать сыгранные мелодии. В некоторых моделях существует возможность загрузки сторонних тембров, сделанных самостоятельно на компьютере или купленных в интернете. Все они хранятся во внутренней памяти, но в определённых моделях есть функция расширения — с помощью флеш-накопителей или SD-карт.
Разъёмы и интерфейсы
В стандартном варианте синтезатор для домашнего использования оснащен аудиовыходом TRS 1/4" для подключения наушников, входом 1/4" для педали сустейна, USB-портом для связи с компьютером, входом на jack 3.5 мм для подключения внешних устройств. В остальных случаях количество разъемов определяется уровнем и назначением синтезатора. Это могут быть MIDI-порты для коммутации синтезатора с другими устройствами и передачи данных, XLR-входы для подключения микрофона, инструментальные входы 1/4", цифровые S/PDIF и AES/EBU.
Ознакомьтесь с популярными моделями синтезаторов из каталога Dr.Head
Дополнительные функции
Синтезатор ценен не только качественным звуком и удобством в использовании, но и дополнительным функционалом, который в одних случаях поможет быстрее научиться играть на клавишных, в других — создавать собственную музыку нажатием одной кнопки (ну почти). При выборе синтезатора обращайте внимание на дополнительные функции, которыми он оснащен, — они могут быть очень полезны как начинающему музыканту, так и профессионалу.
Автоаккомпанемент
Это полноценные предустановленные аранжировки, собранные в единую библиотеку. Из неё музыкант может выбрать автоаккомпанемент в том или ином стиле и, управляя им левой рукой, играть поверх мелодию правой. Эта функция помогает начинающим музыкантам научиться взаимодействовать с ритм-секцией и гармониями. Профессионалам, выступающим на сцене, автоаккомпанемент может заменить целый музыкальный коллектив.
Секвенсор и арпеджиатор
Секвенсор позволяет пошагово или в реальном времени записывать и затем редактировать ноты в определённой последовательности. Из секвенций строятся как отдельные фрагменты, так и целые музыкальные композиции — например, в джазе или электронике.
Арпеджиатор, как и секвенсор, работает с последовательностями нот: он «разбирает» аккорд на отдельные ноты и воспроизводит их в определённом порядке и темпе, разными по длительности и высоте.
Обучающие функции
Как быстрее научиться играть на синтезаторе новичку? Удобнее всего использовать встроенную программу обучения — она позволит освоить азы игры на клавишных и наработать базу пианизма. Обучающие программы могут быть очень простыми, а могут — весьма продвинутыми. Например, на бюджетных моделях можно разучивать композиции с помощью подсвечивающихся клавиш, которые нужно нажимать одновременно со звучащей мелодией. Прокачать чувство ритма поможет работа с метрономом или автоаккомпанементом. Более продвинутые модели предлагают специально разработанные системы обучения — как автономные, так и связанные с приложениями для смартфона или планшета.
Мобильные приложения и беспроводное подключение
Приложения для Android и iOS, как правило, бесплатны для владельцев инструментов и сильно расширяют возможности современного синтезатора. С помощью онлайн-приложения можно не только обучаться, но и загружать новые тембры и пресеты, обновлять прошивку, записывать и редактировать музыку. В некоторых приложениях есть AI-возможности и виртуальные синтезаторы, которыми возможно управлять независимо от основного инструмента. Синхронизация между устройствами производится с помощью USB-порта или по Bluetooth. Кстати, таким же образом можно подключать к синтезатору гаджеты и без фирменных приложений, чтобы, например, записывать свои композиции прямо в телефон или даже слушать музыку через динамики синтезатора.
Как выбрать синтезатор под свои задачи
Итак, если вы определились с целью, для которой вам нужен синтезатор — полдела сделано. Остаётся определиться с бюджетом и выбрать подходящую модель. Ниже порекомендуем несколько инструментов для новичков, продолжающих и профессионалов.
Для детей и новичков
Человеку, который никогда не играл на клавишных, вряд ли стоит засматриваться на дорогой и напичканный функционалом синтезатор. Вполне подойдет добротный инструмент с простым управлением, хорошим звуком и приемлемой ценой. В 2025 году большинство синтезаторов начального уровня стоят в диапазоне от 10 до 30 тысяч рублей.
Например, Yamaha PSR-E283 Black — идеальный инструмент, чтобы начать играть с нуля. Он подойдет как начинающему взрослому, так и ребёнку. Этот синтезатор отлично звучит и имеет 3-шаговую программу обучения в интерактивном режиме. Он позволит не только уверенно начать, но вырасти до музыканта среднего уровня.

- 61 клавиша
- 32-голосная полифония
- 410 высококачественных тембров
- 150 вариантов автоаккомпанемента
- 122 встроенных песни (с возможностью расширения библиотеки)
- Обучающий модуль с викториной
- Функция записи
- Питание от сети или 6 батареек типа AA
Для продолжающих
Если вы уже не новичок в синтезаторных делах и уверенно играете несложные композиции, логичным путём вашего развития как музыканта нам представляется освоение полноценного пианино. Благо в цифровом формате оно не займёт много места, да и качество тонов в цифровых пианино на порядок выше, чем в бюджетных синтезаторах. Хороший инструмент этого класса вам обойдётся в 30–60 тысяч рублей.
Yamaha P-145B Black — это солидное цифровое пианино с 88 полновзвешенными клавишами, в точности имитирующими игру на акустическом инструменте. Звуковой процессор невероятно реалистично эмулирует звучание концертного рояля Yamaha CFIIIS.

- 88 молоточковых клавиш GHC (Graded Hammer Compact)
- Звучит как настоящий концертный рояль Yamaha CFIIIS
- 10 тембров — клавишные, струнные, органы, аккордеон
- 20 предустановленных композиций
- Расширение функционала приложением Smart Pianist
- Объёмный звук с функцией Sound Boost, имитирующей акустический резонанс
Для профессионалов
Профессионалы, как правило, точно знают, какой инструмент и для каких целей им нужен — советовать им что-то нет нужды. Цена топовых аналоговых синтезаторов и рабочих станций начинается от 100 тысяч рублей. Среди них есть культовые и многофункциональные машины, которые позволяют делать музыку студийного качества под ключ. А есть настоящие шедевры инженерии, которые сами по себе вдохновляют на творчество.
Arturia PolyBrute 12 Cream — синтезатор с 12-голосной аналоговой полифонией, множеством пресетов, высококачественными фильтрами и цифровыми эффектами. Модель оборудована удобной клавиатурой с послекасанием, полифоническим секвенсором и уникальным трехмерным тачпадом Morphee XYZ. В отделке использована древесина черного ореха.

- 61 клавиша, чувствительная к силе и скорости нажатия
- Два FM-осциллятор, FM-фильтр, генератор шума
- OLED-дисплей
- Ленточный и сенсорный контроллеры
- Микшер, арпеджиатор, секвенсор
- 480 пресетов и 768 слотов для предустановок
Заключение
В заключение обобщим основные критерии, по которым мы рекомендуем выбирать синтезатор для развлекательного использования, обучения и профессионального создания музыки.
Новичкам:
- цифровой синтезатор в диапазоне от 10 до 30 тысяч рублей;
- клавиатура до 61 клавиши — невзвешенная или полувзвешенная;
- 32-голосная полифония;
- простое управление с понятной навигацией и дисплеем;
- встроенная библиотека из 200-400 тонов;
- функция самостоятельного обучения;
- функция автоаккомпанемента;
- разъём для подключения наушников;
- разъём AUX IN или Bluetooth для подключения гаджетов.
Продолжающим:
- цифровой синтезатор или цифровое пианино от 30 до 60 тысяч рублей;
- клавиатура до 88 клавиш — полувзвешенная или взвешенная (молоточковая);
- расширенная библиотека до 800 тонов или библиотека из 10–20 реалистичных тонов для цифровых пианино;
- полифония 32-64 голоса;
- коммутация с компьютером по USB или MIDI порту;
- возможность дополнительного расширения функционала с помощью мобильного приложения;
- функция автоаккомпанемента;
- функция секвенсора для записи и редактирования мелодий.
Профессионалам:
- аналоговый, гибридный, модульный синтезатор, MIDI-клавиатура или цифровая рабочая станция;
- библиотека 1000+ тембров;
- клавиатура от 25 до 88 клавиш любого типа — в зависимости от задач;
- большие библиотеки тонов и цифровых/DSP-эффектов;
- функция многодорожечного секвенсора;
- полифония 64-256 нот;
- функция автоаккомпанемента с возможностью редактирования;
- коммутация с компьютером по USB или MIDI порту, наличие микрофонного и инструментального входов, выхода на наушники.