История лейбла Deutsche Grammophon: корона из тюльпанов для классической музыки
Среди звукозаписывающих компаний есть лейбл, олицетворяющий всё лучшее, что есть в классической музыке — речь о Deutsche Grammophon. Компания пережила грандиозные и ужасные события XX века, чтобы донести до нас одну из самых больших библиотек записей.
В 2023 году Deutsche Grammophon празднует 125-летний юбилей, поэтому мы дерзнули изложить её историю в одном общем материале: от истоков звукозаписи до наших дней. Некоторые представленные фотографии и материалы будут опубликованы на русском языке впервые. Напоминаем, что в магазинах Dr.Head по-прежнему представлена самая большая коллекция пластинок легендарного лейбла Deutsche Grammophon. Многие релизы доступны только в магазинах.
Содержание
Томас Эдисон снимает цилиндр: Шаляпина записали на грампластинку
В июне 1898 года в Ганновере была основана первая фабрика по производству грампластинок. Её директорами были Эмиль Берлинер — американский изобретатель, который одним из первых разработал пластинку и проигрыватель, и его брат — Джозеф. Уже в конце XIX века на фабрике использовали гидравлические американские прессы для производства шеллаковых дисков, которые у компании заказывала Лондонская фирма Gramophone Company. Её основали партнёры Эмиля — Барри Оуэн и Фред Гайсберг (талантливый бизнесмен).
К 1900 году Deutsche Grammophon Gesellschaft становится открытым акционерным обществом с штаб-квартирой в Берлине. В это время диск Эмиля Берлинера уверенно затмевает цилиндр Эдисона и превращается в промышленный стандарт. Партнер изобретателя — Фред Гайсберг занят бизнесом и активно продвигает новый носитель, подписывая контракты с известными артистами. Оперный певец Энрико Карузо делает свою первую запись для компании Gramophone Company в Милане в 1902 году. Его примеру последовали лучшие голоса того времени: Маттиа Баттистини, Эмма Кальве, Антонио Скотти, Лео Слезак, Франческо Таманьо («Отелло» Верди).
Содрогающий бас Федора Шаляпина зазвучал с грамзаписей того времени, ещё больше усилив влияние певца на мировой сцене. Гайсберг уже тогда понимал какой силой обладают записи, какой огромный коммерческий потенциал в них заложен. Предприниматель едет со звукозаписывающей командой в уэльский замок Аделина Патти, чтобы записать вокал великой оперной дивы Нелли Мельбу. Этот шаг возымел успех и вскоре Deutsche Grammophon назначается поставщиком британских и испанских королевских дворов. Тем временем, производство расширяется, и в 1907 году на фабрике работает около 200 прессовых станков. В том же году выходит первая двухсторонняя пластинка.
Судьба побеждённых и новый репертуар
Самая ранняя оркестровая запись поступила в продажу в 1910 году: вступительная часть Фортепианного концерта Грига с Вильгельмом Бакхаусом. В 1913 году Deutsche Grammophon произвела сенсацию своей первой полной записью оркестрового произведения: Пятая симфония Бетховена, исполненная Берлинским филармоническим оркестром под управлением главного дирижера Артура Никиша. Запись уместилась на четыре двусторонние пластинки, она продавалась за 9.5 марок (эквивалент 2.25 доллара США) за пластинку. Также в то время были сделаны записи отрывков из оперы «Парсифаль» Вагнера, исполненных Берлинским филармоническим оркестром под управлением Альфреда Герца.
Эта маленькая собачка — терьер по кличке Ниппер, который жил со сценографом Марком Барро в Бристоле. Они часто вместе слушали музыку. После смерти Марка его брат Фрэнсис Барро, художник, взял Ниппера жить к себе. Он обнаружил, что всякий раз, когда он проигрывал музыку на фонографе, собака приходила и садилась перед ним, как она это делала со своим покойным хозяином. Вдохновленный этой сценой, Барро позже нарисовал Ниппера, слушающего музыку. Позже он продал изображение компании Эмиля Берлинера.
В следующем 1914 году Гаврило Принцип стреляет в Франца Фердинанда, что стало формальным поводом к началу Первой мировой войны. Немецкое правительство арестовывает активы Deutsche Grammophon, так как компания является английском (формально), а значит принадлежит противнику. Спустя два года английская и немецкая фирмы расходятся, первой суждено было превратиться в IEM. А Deutsche Grammophon осталась в затруднительном положении, так как ей было запрещено пользоваться товарным знаком Nipper «His Master's Voice» и экспортировать из Германии пластинки, записанные за её пределами. Что делать, если нельзя больше продавать записи таких исполнителей, как Карузо, Мельба и Патти? Deutsche Grammophon готовит новый репертуар, посвященный лучшим исполнителям Германии и Центральной Европы.
Штраус за роялем и возвращение щенка Nipper
В 1920-е годы Deutsche Grammophon сосредотачивается на немецкой классической музыке. История сохранила для нас записи оркестров под управлением дирижёров Германа Абендрота, Лео Блеха и Ханса Пфинцера. Напомним, что советская великая дирижерская школа опирается на немецкую дирижерскую школу, об этом неоднократно заявлял Геннадий Николаевич Рождественский. На записе 1921 года мы можем услышать Рихарда Штрауса, играющего на фортепиано вместе с баритоном Шлуснусом. Через несколько лет ограничения, наложенные на Deutsche Grammophon были сняты и знамениты логотип, на котором щенок слушает граммофон с подписью «Голос его хозяина» вернулся лейблу. Для экспорта пластинок из Германии был введён новый лейбл Polydor.
К 1925 году, когда была представлена электроакустическая система записи, компания выпустила все девять симфоний Бетховена, а Оскар Фрид и другие дирижировали Берлинской государственной капеллой. К моменту смерти Йозефа Берлинера в 1928 году и смерти Эмиля в следующем году годовой объем производства DG достиг почти 10 миллионов пластинок, а на ганноверской фабрике работало около 600 человек.
Тёмные времена: «депрессия», гестапо и подводная лодка с Бахом
Великий Морис Равель ещё дирижирует оркестру собственное произведение «Болеро», а мир уже погружается в «депрессию». Всё началось с биржевого краха в США и распространилось по капиталистическому миру. Людям стало не до пластинок. В 1932 году компания сливается с Polyphon и переносит свою штаб-квартиру обратно в Ганновер. Однако это не помогает, и в 1937 году Deutsche Grammophon AG ликвидируется и на ее месте создается Deutsche Grammophon GmbH, совместно финансируемая Deutsche Bank и Telefunken Gesellschaft. А тем временем, Германию поразила коричневая чума, и искусство должно было работать исключительно на величее нового государства. Удивительно, но даже в это время Deutsche Grammophon, рискуя, записывали разную музыку.
После начала Второй мировой войны, столкнувшись с нехваткой сырья, компания Deutsche Grammophon снова находится в состоянии стагнации. В 1941 году ее поглощает компания по производству электроники и машиностроения Siemens & Halske. 9 мая 1942 года гестапо официально запрещает Deutsche Grammophon создавать записи с голосами и изображениями еврейских артистов и приказывает уничтожить все уже сделанные. У «правильных записей» другая судьба: матрицы и прессы с «Страсти по Матфею» Баха грузят на подводную лодку и отправляют союзнику по «Оси» в Японию, которая заказала 17 тысяч копий.
Германия освобождена антигитлеровской коалицией, Ганновер в руинах, а в Берлине открывается небольшое предприятие по производству пластинок. Люди, пережившие ужасы войны, хотят снова вернуться к обычной жизни.
Корона из тюльпанов
В 1946 году Deutsche Grammophon становится первой компанией, которая делает все записи с использованием магнитной ленты. В следующем году создается Archiv Produktion для популяризации старинной музыки, было сделано множество записей музыки Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов эпохи Возрождения. В 1949 году эксклюзивные права на торговую марку «His Master's Voice» в Германии продаются компании Electrola (EMI Germany) и появляется жёлтый лейбл Deutsche Grammophon с короной из тюльпанов.
В начале нового десятилетия появились пластинки с 78 оборотами в минуту, на каждой стороне которой помещалось до девяти минут звука. Уже в 1951 году компания выпускает свои первые долгоиграющие пластинки со скоростью 33 об/мин, формат который мы используем по сей день. Лейбл уверенно переходит в стерео, переиздав до конца 1950-х Брамса, Гайдна, Моцарта, Шуберта и Бетховена.
Крупные сделки и большие тиражи
Deutsche Grammophon начала выпускать бокс-сеты ещё до того, как это стало мейнстримом. В 1962 году девять симфоний Бетховена, записанные в стерео Берлинским симфоническим оркестром под управлением Караяна, разносятся по миру в пакетах с короной лейбла. Именно в этот период лейбл стал воплощать поистине грандиозные проекты: как вам празднование двухсотлетия Бетховена с изданием на 76 пластинках (1969 год)? А мы сейчас удивляемся записям на четырех пластинках.
В начале 1960-х два гиганта на рынке электроники Philips и Siemens объединили интересы в звукозаписывающей индустрии, основав Philips Phonographic Industry (затем появился PolyGram International). В это предприятие вошёл Deutsche Grammophon, но с условием, что лейбл сохранит за собой контроль над музыкальным каталогом и собственными проектами. Компания выпускает огромное количество классической музыки, а в 1978 году зарождается новый феномен: Караян дирижирует 14-летней скрипачке Анне-Софи Муттер, которая делает свою дебютную запись Моцарта с Берлинским филармоническим оркестром.
Современная история
1980-е подходили к концу, а Philips уже представила свой лазерный диск, который на десятилетия отправил виниловые пластинки на периферию звукозаписывающей индустрии. Для производства дисков требуются новые мощности и фабрика Deutsche Grammophon в Ганновере переходит под управление Philips. Однако лейбл быстро адаптируется к новым условиям и носителю. В 1987 году он начинает выпускать CD и видеокассеты с концертными и оперными записями. Классическая музыка переходит в эру цифрового звука. К концу столетия лейбл входит в пакет крупнейшей в мире звукозаписывающей компании Universal Music Group, являясь её изумрудом. И так, столетие Deutsche Grammophon встретила, как самый авторитетный лейбл, выпускающий классическую музыку.
Не будем углубляться в вопросы о переходах лейбла от владельца к владельцу, а остановимся на музыкальной идее. В 2001 году новый директор Deutsche Grammophon Майкл Ланг заявил о том, что лейбл должен возродиться и расширить круг интересов за пределы классической музыки. При этом компания сделала ставку на новые имена и эксклюзивные соглашения с такими артистами как Анна Нетребко, пианистом Ланг Ланг, скрипачом Вадимом Репиным и многими другими. Десятки новых фамилий поспешили сотрудничать с лейблом.
Лейбл уже в 2006 году понимал, насколько большое влияние будет иметь стриминговый звук. Был организован проект DG Concerts, предоставляющий слушателям iTunes первоклассные живые оркестровые записи. Слушатель мог посетить лучшие залы мира, одев наушники и нажав на play. Огромная библиотека лейбла начала принимать цифровой вид. Насколько дальновидно было сохранить за собой право владения музыкальным каталогом записей. На данным момент, в стриминговых сервисах каждый ценитель классической и неоклассической музыки найдёт релиз по вкусу.
Возвращение винила
Компания вновь стала выпускать записи на виниловых пластинках. Отметим, что их качество можно считать эталонным. Так как в основе большинства записей — мастер-лента и лучшие специалисты прошлого и настоящего. В каждом релизе Deutsche Grammophon заложен более чем вековой опыт. При этом лейбл открыт для экспериментов с неоклассикой и электронной музыкой, поэтому на нём множество молодых исполнителей.
В магазинах Dr.Head большая коллекция винила легендарного лейбла. Каждая пластинка со временем будет иметь коллекционную ценность, и не только благодаря записанному артисту, но и компании, его записавшей. Мы ждём вас в гости, давайте вместе пороемся в стеллажах с пластинками и поговорим о музыке.
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Классный исторический очерк - автор явно в теме и хорошо её раскрыл! | ||||||
|