Гид по магнитным лентам для катушечных магнитофонов: какие бывают и как выбрать?

О возрождении винила знают уже, кажется, все ценители аудио и эстетики. Однако на пластинках интерес к аналоговому звуку не ограничивается. Недавно меломаны начали доставать с родительских антресолей аудиокассеты, чтобы повторить «ту самую‎» магию записи и перезаписи альбома с одной кассеты на другую. Теперь пришёл черёд магнитной ленты — этот носитель со времени появления ещё в середине XX века и до наших дней носит культовый статус среди ценителей качественного звука.

Dr.Head представляет полный гид по катушечным лентам, который поможет разобраться в теме. В материале расскажем:

Что такое магнитная лента?

Магнитная лента на катушке (reel-to-reel tape) — это формат аудионосителя, в котором магнитная лента удерживается на катушке, а не заключена внутрь аудиокассеты. Магнитная лента — это тонкая полоса синтетического материала с намагниченной поверхностью, на которую ведется запись музыки с магнитофона. В производстве магнитной ленты используют оксид железа, хрома и кобальта, а также их смеси.

Как воспроизводится лента?

Для записи или воспроизведения магнитной ленты необходимы магнитофон и две катушки: подающая и принимающая. Вначале воспроизведения вся лента находится на подающей катушке. Пользователь вручную закрепляет конец ленты на вторую принимающую катушку, затем двигатели магнитофона перематывают ленту с одной катушки на другую, пропуская ее через головки звукоснимателей для воспроизведения, записи или стирания информации с ленты по мере ее движения.

Принцип схож с тем, который мы видим в аудиокассетах, только в более крупном масштабе.

Форматы магнитной ленты

Расскажем о некоторых характеристиках магнитной ленты, которые помогут в выборе. Существует общее правило: чем шире лента и быстрее скорость её воспроизведения, тем выше точность и качество записи. Характеристики ленты также влияют на стоимости носителя и аппаратуры для воспроизведения.

Ширина

Встречается магнитная лента шириной: 6.33 мм (0.25 дюйма), 12.7 мм (0.5 дюйма), 25.4 мм (1 дюймы) и даже 50.8 мм (2 дюйма). Формат 6.33 мм чаще всего использовался в бытовых моно- или стерео магнитофонах, а профессиональные магнитофоны работали с широкими форматами. Большая ширина ленты означает большую емкость для хранения звуковой информации, поэтому чем шире лента, тем выше потенциальная достоверность звучания музыки.

Вывод: если вы не занимаетесь студийной аналоговой звукозаписью, то столкнетесь с шириной ленты 6.33 мм. Проследите, чтобы магнитофон мог с ней работать. Большинство винтажных и современных лент изготовлено в этом формате.

Размер катушек

Для бытовой аппаратуры чаще всего используют катушки с трехлопастной сердцевиной для установки на магнитофон под названием тридент (trident). Однако встречается лента с более крупной сердцевиной. Таким катушкам потребуется NAB-адаптер — это устройства для установки металлической катушки на магнитофон. В Dr.Head есть NAB-адаптеры с разной конструкцией.

Учитывайте диаметр катушек, чтобы ваш магнитофон смог с ними работать. Винтажная бытовая аппаратура рассчитана на работу с катушками диаметром 127 мм (5 дюймов) или 177 мм (7 дюймов). Однако сейчас популярен профессиональный формат с диаметром 267 мм (10.5 дюймов) — в таком формате создаётся мастер-лента (ниже мы о ней тоже расскажем).

Вывод: сейчас нет проблем с установкой катушек разных форматов на магнитофоны. Для прослушивания мастер-ленты потребуются NAB-адаптеры. Если планируете использовать катушки диаметром 267 мм, то нужно убедиться, что дека способна с ними работать.

Форматы записи на ленту

Ленты для домашней и профессиональной записи отличаются. В случае стереозаписи на профессиональные студийные машины, такие как STUDER, звукорежиссёры обычно работали с двухдорожечной лентой. Она же полудорожечная — левый канал занимает одну половину ленты, а правый канал — другую. Двухдорожечные ленты записываются только в одном направлении, поэтому, как только заканчивается воспроизведение ленты, её нужно перемотать, чтобы послушать снова.

Домашние магнитофоны, напротив, были четырехдорожечными, поскольку они записывали в обоих направлениях, обеспечивая вдвое большее время записи и воспроизведения. У ленты была как бы сторона A и стороной B.

Важно понимать, что на самом деле мы не говорим о двух физических сторонах, как в случае с винилом, поскольку лента имеет только одну записываемую магнитную поверхность. Таким образом, лента с четырьмя дорожками записывает два канала в одном направлении и два — в другом, причем каждая дорожка занимает четверть общей ширины ленты. Аудиокассета была развитием четырехдорожечной ленты, ширина и скорость которой была уменьшена вдвое.

Большинство винтажных лент — четырехдорожечные, в то время как многие современные копии мастер-лент — двухдорожечные. Сложно найти магнитофон, который бы одновременно работал с двумя форматами ленты одновременно.

Вывод. Перед покупкой магнитной ленты узнайте, с каким форматом катушек сможет работать ваша дека. Если в приоритете качество звука, то выбирайте двухдорожечную ленту.

Скорость воспроизведения

Как и виниловые пластинки, ленты записываются с разной скоростью. Скорость записи на ленту выражается в сантиметрах в секунду, сокращенно — см/с. Как правило, чем выше скорость, тем лучше качество воспроизведения. В студийном оборудовании используют скорость 38 см/с и даже 76 см/с, а в домашнем — 9.53 и 19.05 см/с (были и другие варианты).

Вывод. Большинство современных мастер-лент воспроизводятся на скорости 38 см/с (15 дюймов). Убедитесь, что магнитофон способен работать на такой скорости. На это способны только стационарные деки профессионального уровня.

Что такое мастер-лента?

Когда ценители качественного звука слышат «‎мастер-лента», то они представляют «святой Грааль‎» — первоисточник, единственный и неповторимый. Понятие «мастер-лента‎» довольно широкое и требует объяснения.

Первое поколение‎

Оно появляется, когда альбом записывается на аналоговую ленту в студии. Инженеры звукозаписи объединяют различные элементы записи, редактируют и микшируют их. Кульминацией этого процесса становится первая окончательная аранжировка альбома. Так перед нами появляется студийная мастер-лента, также называемая лентой «первого поколения».

В некоторых случаях инженеры звукозаписи могут подключить два и более магнитофонов для окончательного сведения, чтобы одновременно создать несколько оригинальных мастер-лент первого поколения. Одна из копий затем обычно хранится в музыкальной библиотеке звукозаписывающей компанией или владельца авторских прав.

Второе поколение

В качестве альтернативы, если изготавливается только один оригинал (мастер-копия первого поколения), то его сразу копируют. Здесь возникает путаница, потому что, строго говоря, эти копии уже второго поколения, но их так же часто называют «оригинальными» мастер-лентами.

Эти «оригинальные мастер-записи» затем используются в качестве первоисточника для всех последующих копий, тиражей, ремастеринга и так далее. Копии отправляются лицензиатам, зарубежным дистрибьюторским компаниям и пресс-фабрикам для тиражирования альбомов на разных носителях (виниле, ленте и аудиокассетах). Таким образом, «мастер-ленты», отправляемые для копирования и распространения, обычно представляли собой копии второго (или даже третьего) поколения. Их также называют «производственными мастерами‎» или «мастерами распространения‎».

Между тем, «настоящий» первоначальный мастер остается надежно спрятанным в хранилище!

Стоит ли гоняться за вторым или третьим поколением?

Все эти мастер-копии сделаны в студийных условиях, и поэтому они практически идентичны первоначальной мастер-ленте. И, конечно же, лента намного ближе к оригинальной записи, чем любая виниловая пластинка.

Тем не менее, очевидно, что с каждой последующей копией, взятой с мастер-записи, часть исходной информации может быть утеряна. мы утверждаем, что ничто не звучит так, как настоящая, оригинальная студийная мастер-лента — это самый первый источник альбома. Но получить доступ к таким бриллиантам практически невозможно, так как они находятся в огромных хранилищах, таких студий как Abbey Road, Capitol Records, Sony и других. Если речь идёт о классических и легендарных альбомах.

Однако в Dr.Head есть альбомы, записанные на мастер-ленту. Например, от лейбла SmartAudio — уникальной студии, выпускающей записи на аналоговых носителях. Посмотрите, как создаются мастер-ленты В России.

Популярные вопросы

  1. Что лучше — лента или винил? В звучании винила и магнитной ленты есть ощутимая разница. Для каждого носителя, будь то пластинка, плёнка или CD, требуется отдельный мастеринг. У виниловой пластинки есть собственные ограничения в передаче динамического диапазона, поэтому первоначальный звуковой сигнал проходит обработку, которая не требуется, когда речь идёт о ленте. В частности, лента шире передаёт низкочастотную составляющую сигнала, в отличие от винила, где это невозможно из-за особенностей носителя. Также динамика звучания у ленты выше, чем у винила.

  2. Почему лента такая дорогая? Ответ экономически лаконичен — из-за ограниченного производства современной ленты. Спрос на современную ленту пока значительно превышает предложение, и этот фактор сказывается на высокой цене. Индустрия ещё целиком не преодолела даже «виниловый голод‎». У производителей заполнены контракты на годы вперёд. Некоторые исполнители, такие как Metallica, предпочитают иметь собственный «‎заводик» для печати винила.

  3. Почему в 1970-е все гонялись за винилом, а не за лентой? Мы знаем, что пластинки раньше часто переписывались на ленту. Например, у автора был английский пресс «Тёмной стороны‎», с которого друзья делали копии на плёнки. В то время практически нельзя было найти профессиональные магнитофоны, работающие на 38 скорости, которые бы обеспечивали высокое качество звука. В ходу были модели с 19 скоростью, которые звучали часто хуже, чем проигрыватели винила. Мы говорим про советские реалии.

  4. Сколько служит лента? При условии правильного хранения, альбомы хранятся десятки лет. Вспомним, что та же студия Blue Note Records достаёт из своих закромов и переиздает записи 1950-х годов.

  5. Какие должны быть условиях хранения? Ленту обязательно хранить на катушках, помещенных в целлофановые конверты и внешние коробки. Как и пластинки, её нужно хранить вертикально, чтобы избежать деформации. Следует избегать солнца и источников магнитных полей. Например, нельзя хранить ленту в непосредственной близости от акустической системе. Температура и влажность: 22 градуса и не больше 40%. Мы понимаем, что речь идёт о бытовом хранении. В студийных музыкальных библиотеках условия намного строже.

Эстетика катушечного магнитофона

Прикрепляем пару кадров, которые помогут лучше понять утончённую эстетику механики ленточного магнитофона.

Интерес к аналоговому звуку только возрастает, поэтому у ленты большие перспективы! В Dr.Head уже сегодня вы можете найти большую библиотеку записей на этом носителе, магнитофонов для их воспроизведения и аксессуаров. Также у нас можно купить чистую ленту для создания собственных копий и микстейпов. Приходите слушать магнитные ленты в специальной комнате прослушивания в магазине на Новом Арбате — это уникальный опыт прослушивания!

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!


Комментарии (2):
Я только обучающие фильмы в школе на бобинах помню, с музыкой не столкнулся :oops:  
ОтветитьЦитировать
Д
Цитата
Гость пишет:
Я только обучающие фильмы в школе на бобинах помню, с музыкой не столкнулся    
Здравствуйте, пора познакомиться с музыкой на магнитной ленте! Приходите в гости, послушаем интересные альбомы на этом аналоговом носителе.  
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено