Домашняя студия звукозаписи: готовый сетап для мониторинга и записи вокала
Современная студия звукозаписи по своему духу напоминает мастерскую, в которой всё должно быть под рукой, чтобы как можно быстрее записать свою идею. У нас есть универсальное готовое решение, которое «развяжет руки» в вашем музыкальном творчестве.
Сразу выделим две основные задачи, которым отвечает наш сетап:
Качественный мониторинг
Продакшн, связанный с записью вокала
Готовый сетап для мониторинга
В нашу связку мы включили мониторы ADAM Audio T5V, стойки IsoAcoustics и аудиоинтерфейс Audient iD14 MKII. Давайте остановимся на каждом компоненте подробнее.
Мониторы ADAM Audio T5V
Для качественного мастеринга нужны мониторы, которые смогут дать максимально честную звуковую картину без прикрас. В качестве доступного и точного инструмента предлагаем мониторы от именитого производителя ADAM Audio. Немецкий бренд у многих на слуху, и, что интересно, он всегда был сосредоточен только на производстве мониторов. Раньше у компании не было бюджетных моделей, и многие энтузиасты звука не могли позволить себе их дорогую линию мониторинга, но всё изменилось с выходом серии T.
Сегодня в нашем обзоре младшие мониторы ADAM Audio T5V. Модель «начинили» добротными компонентами, которые на выходе дают линейное и детальное звучание. За высокие частоты отвечает новый твитер U-ART — это революционное решение в данном сегменте, раньше за ленточный твитер приходилось платить сумму с большим количеством нулей, а теперь — вуаля! Высокочастотный излучатель играет до 25 кГц. По нашему опыту прослушивания можем заверить, потолок они точно «не задевают» и не утомляют слух, как это бывает при использовании ленты. Ещё одна особенность высокочастотного излучателя — в нём применили прецизионный волновод, переехавший из флагманской линейки S. Вся соль таких волноводов в том, что теперь не нужно сидеть ровно в треугольнике, чтобы воспринимать необходимую звуковую информацию. Звук стал распространяться намного шире — это хорошо отразилось на восприятии и объеме без потери количества деталей.
В мидбасовом звене играет 5-дюймовый динамик с «нижней точкой» на уровне 45 Гц. Звук ADAM Audio особенно ценится в работе над электронной музыкой, так как их мониторы обладают глубоким и проработанным басом, который хорошо читается даже при малейшем изменении EQ. Как и большинство активных мониторов в этом сегменте, T5V имеют фазоинверторное оформление. Однако нужно обратить внимание, что фазоинверторы располагаются на задней панели, а значит, есть нюансы в расположении мониторов на рабочем месте — к стене их точно не поставишь.
Если говорить о звуке, то «адамы» играют линейно и отзывчиво, без определенных жанровых предпочтений, хотя, как мы уже сказали выше, мониторы облюбовали любители электронной музыки, поскольку там нужен запас по динамике и низкочастотному диапазону.
Стойки IsoAcoustics
На что устанавливать T5V? Вы ведь не думали, что мы просто бросим их на стол? Вся фишка в том, что рабочее место будет им подыгрывать, создавая «жирный» саунд. Вам может показаться, что в миксе всё идеально сбалансировано — это иллюзия, которая растворится в воздухе, когда вы решите послушать микс где-нибудь на стороне. Чтобы такого разочарования не было, нужно устанавливать динамики на демпфирующие стойки, борющиеся с вибрацией.
В связке с T5V оптимальными настольными подставками являются IsoAcoustics ISO-130. Компания с канадскими корнями имеет целую россыпь технологических патентов в области создания разнообразных стоек. Команда IsoAcoustics постоянно работает над тем, чтобы избавить студийное и бытовое оборудование от негативного влияния вибраций.
Особенность конструкции IsoAcoustics ISO-130 — в сочетании жёсткости и вариативности установки мониторов: можно менять наклон и высоту, чтобы динамики смотрели ровно на слушателя, а ВЧ-излучатель находился на уровне ушей — это то, что нужно для удобной работы. Каркас стоек «гасит» большую часть вибрации, которая в ином случае «разлилась» бы по столу и попала в микс. С нашей точки зрения, водрузив мониторы на стойки, вы сразу решаете несколько проблем: резонансы и правильное расположение относительно пользователя. В результате колонки будут выдавать более качественную стереобазу с точным звуковым пространством, удастся избавиться от «мути» в НЧ-диапазоне.
Аудиоинтерфейс Audient iD14 MKII
Сейчас на рынке представлено множество внешних аудиоинтерфейсов, любой из которых служит общей цели — качественно передать сигнал в рабочую программу, а также на мониторы. Это должен быть девайс, соединяющий в себе микрофонные и инструментальные входы. Для нашего сетапа мы выбрали интерфейс Audient iD14 MKII — новинку, которая пришлась как раз «к столу». В MKII установили высококлассные микрофонные предусилители Audient Console, которые раньше можно было встретить только в флагманских консолях бренда. Отметим, что довольно часто встроенные микрофонные предусилители являются ахиллесовой пятой таких девайсов: они шумят, дают много искажений и окрашивают звук. В iD14 MKII стоят компоненты со сверхмалым собственным шумом и минимальными нелинейными искажениями. Основываясь на нашем опыте прослушивания, скажем, что в подаче есть некоторый кивок в сторону аналогового звучания с его мягкостью и теплотой, хотя перед нами гибрид дискретного и операционного усилителя. Производитель заявляет, что его девайс выдаёт уровень шума в 30 000 раз ниже уровня полезного сигнала, и у нас нет оснований ему не доверять — поверим своим ушам.
На задней панели, помимо одной линии выходов под мониторы, есть также дополнительная под внешний усилитель для наушников. Для удобства подключения наушников на переднюю панель вывели два входа (3.5 мм и 6.3 мм), а слева есть вход для подключения электрогитары и других аналоговых инструментов. Цифровой вход в iD14 MKII — это значительный задел на будущее, вдруг вам будет мало двух микрофонных входов. В отличие от предыдущей модели, в MKII оба входа для наушников получили фантомное питание прямиком от USB-шины — теперь для работы конденсаторного микрофона не нужно привлекать внешний источник питания.
Нам понравилась «волшебная» кнопка «iD». Её можно запрограммировать индивидуально, например, превратив ручку громкости в колесо для прокрутки трека или регулировок других параметров в DAW.
В качестве коммутации мы советуем пару кабелей Adam Hall K3BMV0300. Пришло время добавить в наш сценарий запись вокала.
Продакшн, связанный с записью вокала
К нашему уже сложившемуся «студийному каркасу» нужно добавить дополнительные элементы, но, прежде чем говорить непосредственно о микрофонах, нужно упомянуть аксессуары, которые положительно повлияют на процесс записи.
Поп-фильтр
Очень полезный аксессуар, задача которого — удалять во время записи «выстреливающие» звуки вроде «б», «п» и других. Если петь в конденсаторный или динамический микрофон без поп-фильтра, то на итоговой записи вы услышите эти низкочастотные звуки. Они изрядно подпортят впечатление даже от красивого, поставленного голоса — это особенность человеческого звукоизвлечения, тут ничего не поделаешь.
Поп-фильтр создаёт барьер из акустически прозрачной ткани, которая принимает на себя эти негативные проявления. Защитная сетка микрофона от этих навязчивых звуков не помогает. Кроме того, этот аксессуар защищает капсюль микрофона от попадания на него влаги (тоже физиология), а значит он будет менее подвержен коррозии и не потеряет своих свойств — это очень актуально для дорогих винтажных конденсаторных микрофонов. Мы советуем поп-фильтр от K&M — бренда, который уже более 70 лет занимается созданием аксессуаров для музыкального оборудования.
Микрофонная стойка и «паук»
Мы уверены, назначение микрофонной стойки всем известно. Скажем только, что очень важно, чтобы она была как можно более устойчива и не валилась от каждого неудачного прикосновения. В качестве примера рекомендуем Gravity MS 23 с массивным основанием, которое отлично борется с вибрациями от пола. Одной подставкой дело не ограничится, когда речь идёт о чувствительном конденсаторном микрофоне. Мы не советуем его напрямую прикручивать к стойке без использования демпфирующего паука, который опять же будет бороться со всевозможными вибрациями.
Вы можете спросить, почему мы отдали предпочтение прямой стойке, а не «журавлю», например. Дело в том, что на прямую стойку можно установить специальный акустический экран. Для чего он нужен? Это хорошая возможность убрать весь лишний реверб от окружающего пространства комнаты — с помощью отражающего фильтра можно создать самодостаточное пространство. Мы советуем SE Electronics, обеспечивающий равномерную фильтрацию всего звукового спектра, убирая окрас от помещения.
Вокальные микрофоны
Нужно ясно понимать, что микрофон на равных с исполнителем участвует в записи и вносит свою значительную лепту. Микрофону под силу как раскрыть возможности вокалиста на записи, так и «загнать» его в рамки скудного динамического диапазона. Для нашего сетапа представим два мика из разных ценовых сегментов.
Audio-Technica AT2050
Настоящая рабочая лошадка среди конденсаторных микрофонов. Японский бренд знает толк в записи и снятии звука — вспомните, какую большую долю AT занимает в производстве звукоснимателей для проигрывателей винила. В студийном оборудовании компания также заявила о себе уже очень давно. AT2050 — очень многофункциональный конденсаторный микрофон, который способен покрыть множество студийных целей.
Им можно снимать акустические инструменты, подзвучивать гитарные усилители и, конечно, записывать вокал. На борту мика есть переключатель направленности: можно выбрать между «восьмёркой», кардиоидой и всенаправленностью. На корпус установили крупную диафрагму с золотым напылением. Интересная фишка — новые микрофоны выходят с фабрики с «прогретыми» капсюлями, так что микрофон сразу будет выдавать всё, на что способен (никакой магии — только физика и сопромат). Также AT2050 имеет фильтр 80 Гц и аттенюатор 10 дБ.
Микрофон также будет уверенно чувствовать себя на живых выступлениях даже вне помещения, далеко за пределами «стерильной» студии.
Neumann TLM 102
Перед нами настоящий «полновесный» Neumann, который упаковали в более компактный корпус, чем у легендарных микрофонов с индексом «U». По сравнению с AT2050, TLM 102 — это следующая ступень в техническом плане, и это понятно. В мире нет производителей, которые знают о микрофонах больше, чем Neumann, и это не просто эмоциональное заявление. Компания уже более 70 лет задаёт стандарты для всей профессиональной индустрии.
Их компактный микрофон TLM102 является универсальным — он в любом месте применения будет выдавать максимум по качеству записи. Модель незаменима при записи вокала, так как его тонко настроенная звуковая подпись будет особенно подчеркивать область от 8 до 12 кГц (она имеет решающее значение для передачи голоса). Удивительно, что при невероятной точности Neumann сможет работать в экстремальных условиях, например, снимая бас-бочку у барабанной установки или звучание трубы (с сурдиной или без, не имеет значения). TLM 102 выдерживает и без искажений передает звуковое давление до 144 дБ — это внушает уверенность. Серия TLM даёт возможность получить звучание Neumann с приемлемым ценником (особенно в сравнении с другими моделями немецкого бренда).
Мы подобрали для вас готовое решение для мониторинга и записи вокала, а все микрофоны и другое аудио можно послушать в магазине Dr.Head в нашей студии! О том, как собрать свою домашнюю студию, читайте в нашем материале и не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях.
Д |
Андрей Великоредчанин, впечатляет! У Вас классный опыт, ждём отзывы на наши материалы:) |
Д |
Даврон Агзамов, спасибо! Будут ещё материалы по той теме. |
АВ |
Я уже промучился выбором оборудования для домашней студии. Вот что у меня получилось: - Tannoy Gold 5 в качестве мониторов; - BigKnob Studio в качестве "пульта" - он имеет отличные возможности для управления потоками аудио (+ пассивный BigKnob Passive для переключения аудио между мониторами и обычными бытовыми колонками); - Beyerdynamic DT 770 Pro (250 Ohm) - в качестве наушников для контроля и сведения; - Sennheiser HD 280 Pro - в качестве наушников для вокалиста; - Steinberg UR22C - отдельный USB интерфейс для записи; - Lake People Phone-Amp G105 - в качестве усилителей для наушников (хотя, BigKnob Studio вполне неплохо раскачивает 250-иомные DT770); - Presonus PD-70 - в качестве микрофона (динамический); - Pop-фильтр и экран для поглощения окружающих звуков тоже присутствует. Но, если с pop-фильтром нет особых проблем с размещением, установка экрана вызывает проблемы из-за его веса. Сначала взял стойку-журавль. На ней относительно нормально размещался микрофон, pop-фильтр и экран. Однако, я решил от него отказаться, т.к. стойка в моей небольшой комнате занимает слишком много места. Перешел на пантограф. Микрофон и pop-фильтр держит отлично, но, думаю, с экраном он не справится. Надо еще придумывать как теперь использовать экран. В общем, мой вариант, конечно, не оптимален. Можно было-бы отказаться и от отдельного USB-интерфейса для записи и от усилителя для наушников. BigKnob Studio отлично справится с их функциями. |
БВ |
Блин, вот все в адамах хорошо, но фазоинвертор сзади имхо неудобно. Приходится знатно отодвигать от стены. А так реально честные мониторы, я пользуюсь несколько месяцев и нареканий нет по качеству. Довольно нейтральный звук. Очень крутая середина, хороший верх. Рекомендую в качестве бюджетного варианта |
Мне очень понравилось. Вот только надо добавить синтезатор и наушники. |