Что такое Hi-Res Audio и на чем его слушать?

Большинство музыки сегодня прослушивается в различных сервисах потоковой передачи — многие согласятся, что это еще никогда не было так просто и удобно. Обратная сторона этого удобства (помимо ежемесячной платы или прослушивания рекламы) — компромиссы с точки зрения качества. Подавляющее большинство потоковой музыки передается в сжатом с потерями виде — так можно получить небольшой объем файлов и неплохое звучание, но первозданной записи это не соответствует. 

Сегодня растет количество сервисов, предоставляющих аудио без потерь в CD-качестве — недавно такую возможность добавили в Apple Music, в этом году ожидается ее появление и в популярном Spotify (подробнее про lossless и lossy сжатие звука в нашей статье). Однако технически — и это не предел. Если вы ищете максимально возможное и аутентичное качество записей, то вас ждет тема аудио высокого разрешения или Hi-Res Audio. О нем мы сегодня и поговорим.

Что такое Hi-Res Audio?

В отличие от HD-видео, жесткого технологического стандарта того, что является Hi-Res Audio, нет. По общепринятому определению Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (и ее партнеров по Ассоциации потребительской электроники, Группы цифровых развлечений, а также Крыла продюсеров и звукоинженеров Академии звукозаписи), Hi-Res Audio — это «аудио без потерь, способное воспроизвести полный спектр звука из записи, мастеринг которой был выполнен в качестве, превышающем CD (выше 16 бит/44 кГц), и которое отражает то, что изначально задумывали авторы, продюсеры и звукоинженеры». 

Другими словами, Hi-Res Audio может обеспечить звук, близкий к тому, что слышат создатели в студии звукозаписи. Однако, сами по себе — без соответствующего оборудования и среды прослушивания — HRA-файлы так же, как и на студии, не зазвучат. Воспроизведя Hi-Res Audio через динамики ноутбука или простые наушники, вы не услышите ничего нового. Даже аудиосистема приличного уровня не гарантирует передачу всех тонкостей записи.

Если же говорить про черно-желтый логотип Hi-Res Audio, который вы наверняка встречали на упаковках аудиотехники или наушников, он свидетельствует о прохождении сертификации Японской ассоциации производителей электроники и информационных технологий (JEITA). Соответствующие спецификации и сопроводительный логотип Hi-Res Audio для потребительских продуктов был принят ассоциацией в 2014 году. Примечательно, что разработала и ввела стандарты и логотип компания Sony, а JEITA согласились на унификацию этих стандартов для всей индустрии. В данном прочтении стандарты HRA разбиваются на 2 части: в цифровом домене под HRA понимается сигнал с параметрами от 96 кГц/24 бит, а для аналоговой техники (микрофоны, усилители, наушники и акустика) устанавливается требование расширенной частотной характеристики — 40 кГц и выше.

Помимо «железной» проблемы есть и другая: доступность музыки в форматах Hi-Res Audio. Как было сказано в самом начале — на большинстве популярных платформ оно пока недоступно, а там, где представлено — альбомы в Hi-Res занимают лишь малую долю от всей аудиотеки сервиса. Помимо стриминга, существуют специальные онлайн-магазины, предлагающие покупку и скачивание музыки в Hi-Res, но и их библиотеки своим размером пока не сравнятся с объемом музыки, доступной сегодня в более распространенных форматах. В общем, может так оказаться, что вашей любимой музыки в Hi-Res просто не существует. 

Однако, несмотря на текущие трудности, мы ни в коем случае не отговариваем вас от того, чтобы оценить преимущества Hi-Res Audio самостоятельно, они бесспорно есть. Вопрос лишь в их раскрытии. Далее в этой статье мы сфокусируем свое внимание на «железной» стороне этого вопроса — источниках и звуковом оборудовании для прослушивания Hi-Res Audio.

На чем слушать Hi-Res Audio?

Еще раз оговоримся, поддержка Hi-Res Audio и раскрытие преимуществ Hi-Res Audio — это не одно и то же. Сегодня поддержкой воспроизведения HRA-файлов может похвастаться простенький бюджетный смартфон на Android, однако, не стоит ждать от него в одиночку чудес (потребуется как минимум дополнительный качественный ЦАП). А если вы уже совершили шаг в светлое будущее беспроводных Bluetooth-наушников и колонок, забудьте про них и снова поприветствуйте старый добрый провод — Bluetooth-технологии, к сожалению, сегодня не способны не то что на передачу HRA, но даже и на обычное lossless-аудио CD-качества. 

Wi-Fi-акустика теоретически может справиться с положением, но важно соблюдение других условий, к тому же — это пока только домашний вариант. Портативное аудио высокого разрешения сегодня будет проводным в любом случае.

Помимо схемы с телефоном с внешним качественным ЦАП-ом и усилителем для наушников (с соответствующего уровня проводными наушниками, разумеется), любители портативного аудио могут выбрать современный Hi-Res-аудиоплеер — в нем ЦАП и усилительная часть, как правило, уже выполнены на уровне гораздо лучшем, чем у смартфона и наушники можно подключать напрямую. Кроме того, у большинства Hi-Res-плееров сегодня есть функция работы в качестве USB-DAC — внешнего ЦАП для компьютера или ноутбука. Подробнее о плюсах современных Hi-Res-плееров в нашей статье «Зачем в 2020 году плеер?».

Для тех, кто хочет получить от Hi-Res Audio максимум впечатлений дома, вариантов и схем используемого оборудования открывается гораздо больше. Музыка может приходить с компьютера, сервера, стримера или проигрывателя (SACD/Blu-ray), главное, чтобы дальше она попадала в ЦАП/усилитель и далее — в акустическую систему/наушники соответствующего качества. Важны будут все элементы вашей цепи, одним из которых (в случае с акустической системой) является и комната прослушивания! Часто работа с комнатой и расстановкой акустики в ней может принести гораздо больший прирост качества звучания, чем переход на более продвинутый формат. Проще говоря, если вы хотите приблизиться к студийному звуку — вам нужно приблизить свою комнату к студии.

ЦАП

Эти три буквы неспроста прозвучали уже несколько раз. Цифро-аналоговый преобразователь занимает центральную роль в превращении цифрового потока данных в аналоговый сигнал для передачи на усилитель, из которого сигнал наконец-то превратится в усладу для слуха с помощью наушников или акустической системы. Может быть как отдельным устройством, так и частью одного из устройств в цепи, например, стример со встроенным ЦАП или ЦАП, совмещенный с усилителем. Портативный Hi-Res-плеер из примера несколькими абзацами выше также имеет встроенный ЦАП, который в режиме USB-DAC работает как выделенное устройство. К сожалению, никакие характеристики не отражают реальное звучание конкретной модели. Поэтому, в общем случае — ЦАП должен удовлетворять вашему бюджету и иметь нужный функционал (поддержка требуемых форматов и вариантов подключения). Начать стоит с выделенных специализированных аудиоустройств, так как встроенные ЦАП телефонов и компьютеров (даже «флагманских» моделей и брендов), как правило, проиграют в звучании качественному современному портативному USB-DAC или Hi-Res-плееру, подключенному в данном режиме. Следующим шагом может стать полноценный стационарный ЦАП — автономный или в составе стримера/ресивера/усилителя.

Стримеры

Остановимся немного подробнее на этом классе устройств. Стример, он же сетевой проигрыватель, воспроизводит сигнал, поступающий на него с других внешних устройств (компьютера, телефона, сервера), а также сетевых сервисов — например, стримингов с поддержкой Hi-Res Audio. То есть это устройство, которое связано с вашим интернетом и всем доступным вам контентом, но, в отличие от обычного компьютера или телефона, оно оптимизировано и создано для воспроизведения музыки. По сути, стримеры — это то, что пришло в классической аудиосистеме на место проигрывателя дисков, утративших главенствующую позицию в качестве популярного формата для воспроизведения музыки.

Аналоговая сторона вопроса (усилители, акустика и наушники)

С одной стороны, при подборе аналоговой части тракта можно вспомнить про вспомогательные ярлычки Hi-Res Audio на коробке, с другой — не все производители проходят эту сертификацию, да и о самом звучании по одному ярлыку ничего не скажешь. 

В этой статье мы не будем разбирать подбор каждого звена аудиоцепи, лишь повторимся, что крайне важно соблюдать соответствие этих звеньев друг другу. Мы поделимся ссылками на наши материалы с рекомендациям по их выбору, чтобы вам было немного проще.

Подробнее про различные типы усилителей и другие типовые компоненты аудиосистемы вы можете почитать в нашей статье «Полный гайд по подбору домашней аудиосистемы: выбираем акустику, усилитель и источники».

Еще немного отдельно про акустику в статье «Hi-Fi для дома: как выбрать акустическую систему». 

Про особенности выбора Hi-Fi/High-End наушников, а также общую информацию, которая поможет при выборе, смотрите в статье «Гид: как выбрать наушники для дома».

В процесс сборки аудиосистемы вам также может потребоваться подбор необходимых кабелей, здесь поможет материал «Как выбрать кабель: подробный гид». 

Если у вас остались вопросы — обращайтесь к нашим экспертам, они всегда помогут разобраться и подобрать подходящую вам связку. А лучше всего приходите в магазины Dr.Head, где все можно послушать и выбрать лично.

Комментарии (3):
Александр
Спасибо за доходчивый материал! Я толком не мог понять, влияет ли этот стандарт на звук или это все маркетинговые истории. Я правильно понял, что если купить стример типа Naim, то можно и не париться по поводу другого оборудования? Это ж по сути в одной коробке вообще все есть. И колонки не надо к нему?
Ответить Цитировать
Сергей (Dr.Head)
Александр, Стример это прежде всего источник. В нем может быть всего один выход для подключения внешнего ЦАП. А может быть встроен и ЦАП и усилитель для наушников или АС. У нас в продаже есть разные варианты.
Ответить Цитировать
Александр Селиванов
Александр, колонки, конечно, не надо. Слушать музыку - опасная затея, лучше просто собирать :D  
Ответить Цитировать
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE Exposure
Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Funtastique Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Hisense Honor House of Marley HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO
In-ear Inakustik inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Loewe Logitech Lotoo Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev
Magnat Mail.Ru Manley Maono Marantz Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation
Numark OEAudio Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Perfect sound Phiaton Philips Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix
RME Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland ROLI Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink Spear Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Transrotor Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate
Ultimate Ears Ultrasone Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ