Для чего нужен аудиоинтерфейс? От подкастов и стримов до студии

Мы живём в классное время с точки зрения возможностей создавать контент. Если раньше музыканту для записи нужно было идти в студию, и это без альтернативы, то теперь огромный спектр студийных задач можно закрыть, не выходя из дома. У многих в головах ещё жив романтический образ студии с огромными аналоговыми консолями Neve, но время идёт вперёд, и теперь на рабочем столе чаще встречается небольшой девайс — аудиоинтерфейс. О нём сегодня и пойдёт речь. 

Для чего нужен интерфейс?

Представим, что вам захотелось записать вокал и гитару — как это сделать? Вы находите программу для многодорожечной звукозаписи и подключаете микрофон или гитару к ноутбуку (с большим трудом, так как гнездо ноутбука на это не рассчитано) и… Чуда не происходит: множество помех, шум, мутность и узкий динамический диапазон. Дело в том, что внутренняя звуковая карта не решает таких профессиональных задач. Тот случай, когда действительно «‎все дороги ведут в Рим» — к аудиоинтерфейсу. Если вы решите записать подкаст или интервью, то встроенного в ноутбук микрофона вам точно будет недостаточно. Слушатель сейчас требовательный — ему важно качество. Для подкастов и стримов аудиоинтерфейс так же необходим, как и для записи музыки. Конечно, на рынке есть USB-микрофоны, но их возможности и качество записи пока уступают связке интерфейса и микрофона.

Аудиоинтерфейс (или звуковая карта) — это центр вашей домашней студии. Он позволяет использовать все возможности вашей цифровой рабочей программы (DAW): записывать разнообразные источники звука (гитару, синтезаторы, микрофоны) одновременно, проводить мониторинг через наушники или студийную акустику и редактировать получившийся звук в реальном времени. Именно к аудиоинтерфейсу будет подключаться всё студийное и подкастерское оборудование: микрофоны, музыкальные инструменты, контроллеры, синтезаторы и так далее.

Как работает аудиоинтерфейс?

Аудиоинтерфейс богат различным функционалом, но его основная задача — преобразование. Когда-то, когда аудиозапись была исключительно аналоговой, все сигналы шли через микшерный пульт и записывались на пленку.

Сегодня, в эпоху «‎цифры», в записи используют разнообразные источники звука. Аудиоинтерфейс принимает цифровые и аналоговые сигналы — от гитар, микрофонов, MIDI-клавиатур — и преобразует их в формат, который может распознать ваш компьютер или планшет. Затем он делает обратное преобразование, чтобы вы могли прослушивать звук через наушники или мониторы. После того, как звук через интерфейс записан в компьютер, его можно редактировать с помощью цифровой программы.

Большинство интерфейсов могут преобразовывать звук в двух направлениях: из аналогового в цифровой с помощью АЦП и из цифрового в аналоговый с помощью ЦАП. У звуковых карт для этого есть аналоговые и цифровые каналы.

Запись на микрофон

Чтобы подключить микрофон, большинство интерфейсов снабдили портами подключения XLR и Jack, а внутрь установили специальные микрофонные предусилители. Звуковые карты дают возможность подключения чувствительных и точных конденсаторных микрофонов благодаря фантомному питанию (48 В), так как без него такие микрофоны не работают.

Одна из значимых частей интерфейса — это предварительный усилитель для микрофона (микрофонный преамп). Он усиливает слабый сигнал от динамического или конденсаторного микрофона до линейного уровня (это общий стандарт в звукозаписи). Преамп делает звучание микрофона динамичным, разборчивым и живым.

Мониторинг

Для контроля записи часто используют студийные мониторные наушники, но есть сложность — у многих из них очень высокое сопротивление (доходящее до 250 Ом и даже выше). Выход ноутбука или планшета не в состоянии справиться с таким сопротивлением, и звук будет тихим и тусклым из-за недостатка усиления. Внутри интерфейса есть специальный усилитель для наушников, который даёт возможность работать с такими сложными моделями, как Beyerdynamic DT 770 PRO (250 Ом). Также к аудиоинтерфейсу по балансному кабелю подсоединяются активные студийные мониторы, чтобы пользователь мог контролировать процесс записи.

Возможности интерфейсов

Чтобы лучше понять, для чего нам интерфейс, рассмотрим две популярные на рынке модели начального уровня: Audient iD4 MKII и Universal Audio Volt 1.

Подключение к PC и планшету

Обе карты можно подключить к ноутбуку или планшету с iOS через USB-C — на данный момент это один из самых быстрых и удобных способов соединения с хорошей пропускной способностью сигнала. Для обеих этих карт не нужен внешний источник питания, так как оно будет идти от компьютера или планшета. Сейчас на рынке не так много интерфейсов, способных работать с планшетами и смартфонами — iD4 MKII и Volt 1 это умеют. Карту легко взять с собой на интервью или на выездную запись — творчество не должно ограничиваться комнатой или студией.

Входы и выходы

В iD4 MKII установили инструментальный вход для подключения электрогитары или синтезатора, а также универсальный микрофонный вход (XLR/TRS) с возможностью фантомного питания. Особенно порадовало, что у модели сдвоенный выход на наушники: к ней можно подключить коннектор 3,5 мм или 6,3 мм без дополнительных переходников. Такое решение встречается нечасто. И традиционно интерфейс снабжают выходом на студийные мониторы.

Universal Audio Volt 1 по входам подобен iD4 MKII, за некоторым исключением: у него нет сдвоенного выхода на наушники, для пользователя доступен только 6,3 мм. Зато на задней панели расположились вход и выход MIDI, что редкость для бюджетных девайсов. MIDI-вход даёт возможность подключать винтажные синтезаторы и MIDI-клавиатуры — это придётся по душе тем, кто любит работать с аналоговыми синтезаторами.

Микрофонные предусилители

iD4 MKII и Volt 1 получили первоклассные микрофонные преампы с хорошим соотношением сигнал/шум и интересным звучанием. Особенно занимательна функция эмуляции легендарного винтажного лампового преампа UA 610 в Volt 1. После включения этого фильтра звук становится мягче и теплее, не теряя при этом динамичности. Теперь есть классная возможность получить превосходное звучание вокала без дорогих отдельных преампов.

iD4 MKII есть чем ответить — в нем установлен преамп с феноменальным для своего сегмента соотношением сигнал/шум: уровень шума в 30 тысяч раз ниже, чем уровень полезного сигнала. Это даёт возможность сделать звучание максимально детализированным и ясным.

Задержка звука

В цифровой записи есть одно но: задержка между аудиосигналом и воспроизведением. Представьте, что вы взяли аккорд на клавиатуре и услышали его только через полсекунды. Это может затруднить работу со звуком. В интерфейсах iD4 MKII и Volt 1 этой проблеме уделено большое внимание: благодаря подключению USB-C и софту сигнал проходит через компьютер и выводится обратно на мониторы с большей скоростью. Однако здесь много и других факторов, влияющих на задержку звука — например, возможности PC. В Volt 1 есть функция Direct, которая позволяет слышать звук в мониторинге напрямую (в обход компьютера), чтобы слушать сигнал без задержек в мониторах или наушниках.

ЦАП

Преобразователь — это важный элемент интерфейса. Какие спецификации здесь играют роль? Это динамический диапазон, частота дискретизации и битовая глубина. Сейчас качество записи цифрового сигнала превзошло CD с его 44,1 кГц/16 бит. iD4 MKII работает с цифровым сигналом до 24 бит/96 кГц, а Volt 1 — с 24 бит/192 кГц. Этих показателей вполне достаточно, чтобы сделать высококлассную цифровую запись в Hi-Res-качестве.

Как разобраться в тонкостях цифрового звука? Мы рассказали просто о сложном.

Вывод

Аудиоинтерфейс — это центр современного творчества связанного с записью аудиоконтента: от подкастов и стримов до студийной записи инструментов и вокала. Он значительно расширяет качество и возможности записи инструментов, вокала, синтезаторов, миди, сэмплеров. Если вы планируете организовать свою творческую мастерскую для подкастов или записи, то внешняя звуковая карта будет незаменима. Приходите в Dr.Head тестировать студийное оборудование — для вашего удобства мы открыли запись на прослушивание. Мы соберём для вас сетап для прослушивания.

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (5):
Добрый День, подскажите какой аудиоинтерфейс подойдет чтобы раскачать наушники такие как Beyerdynamic DT 770 PRO (250 Ом)?
ОтветитьЦитировать
Дмитрий, Audient ID4 MKII имеет очень мощный выход на наушники в сравнении с большинством аудиоинтерфейсов этого ценового сегмента и формата (в сравнении с некоторыми мощности у Audient больше в несколько раз). В спецификации производителя указан максимальный выход 100 мВт при сопротивлении 600 Ом и 280 мВт при сопротивлении 62 Ома. У Beyerdynamic DT770 Pro (250) указана максимально потреляемая мощность 100 мВт. Другими словами, никакой отдельный усилитель для Audient ID4 MKII не нужен. Данные наушники будут работать без каких-либо проблем. Единственное на что нужно обратить внимание, так это на качество питания аудионтерфейса. Все заявленные характеристики подразумевают подключение по шине USB-C, которая способна выдавать 1.5 ампера.
ОтветитьЦитировать
Д
Дмитрий, здравствуйте! 250 Ом - слишком большая нагрузка для аудиоинтерфейса. Лучше приобрести отдельный усилитель для наушников и подключить его к выходу аудиоинтерфейса. Однако можно  https://doctorhead.ru/product/motu_ultralite_mk5/?ysclid=l9pls5r7ai596138909.  
ОтветитьЦитировать
Отличная статья!

подскажите, а для записи аудиокниг и вокала что больше посоветуете volt1 или audient id4 mk ii?

спасибо!
ОтветитьЦитировать
Д
Иван, здравствуйте! Для Ваших задач лучше подойдёт Audient ID4. Очень удобный интерфейс с возможностью прямого мониторинга и возможностью подключения двух пар наушников. В интерфейсе установлен отличный микрофонный преамп, как в старших консолях бренда - это редкость для бюджетных моделей.
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено