Андрей Макаревич и Михаил Борзенков в прямом эфире Dr.Head — разговор о Bowers & Wilkins и работе на Abbey Road

Dr.Head уже два года подряд отмечает день рождения британского бренда Bowers & Wilkins. В 2021 году производитель отмечает юбилей — 55 лет на рынке. Этот год для команды Bowers & Wilkins выдался насыщенным: вышло новое поколение флагманской 800-й серии акустики, первые TWS-наушники в истории бренда и новое поколение знаменитой системы Zeppelin.

21 декабря во флагманском магазине Dr.Head прошел прямой эфир, посвященный юбилею британского бренда. Ведущим стал аудиоэксперт Михаил Борзенков, о продуктах Bowers & Wilkins рассказал представитель компании Евгений Яковлев, а в гости пришел Андрей Макаревич. Уже второй год на праздник Bowers & Wilkins к нам в гости приходят легендарные «‎машинисты»: в 2020 году своим опытом работы c Bowers & Wilkins 800-й серии на студии Abbey Road делился Александр Кутиков. Флагманская линейка акустики была в центре разгова и в этот раз. Андрей Макаревич не только работает с ней в своей «‎мастерской», но и использует для домашнего прослушивания (Bowers & Wilkins 805).

Чем примечателен 2021 год для Bowers & Wilkins?

Самое главное событие этого года — компания представила новую флагманскую 800-ую серию, которая получила индекс D4. Удивительно, как бренд умудряется превзойти сам себя, ведь предыдущее поколение многими экспертами и так признавалось одной из лучших линеек акустики в мире. Четвертое поколение 800-й серии Bowers & Wilkins принципиально отличается от предшественников, изменены самые важные узлы — подвес среднечастотных динамиков, конструкция твитера и внутреннее устройство корпуса. Обо всех инженерных изысках читайте в нашем материале.

Компания вошла в новую для себя нишу, выпустив сразу две модели TWS-наушников — PI5 и PI7. Bowers & Wilkins удалось вложить в звучание пользовательских наушников свой подход к звуку, который так любим ценителями их акустики. Читайте подробный обзор «‎первенцев» здесь.

Возвращение легенды — беспроводная колонка Zeppelin снова с нами. Производитель заявляет, что в ней изменено буквально всё. Первое поколение Zeppelin вышло в 2007 году и стало первопроходцем в целом направлении аудио. Обновленная версия стала проводником музыки со стриминга, о его возможностях и дизайне читайте в материале.

Прямой эфир с Андреем Макаревичем и Михаилом Борзенковым

Хотим поделиться своими наблюдениями: часто Александра Кутикова и Андрея Макаревича сравнивают с Джоном Ленноном и Полом Маккартни — в этом что-то есть… Два талантливых человека с разными характерами, которые долгие годы сочиняют вместе. Тем интереснее быть свидетелем, как основатели «Машины времени» рассказывают о работе в английской студии на самой знаменитой улице Лондона. Делали они это абсолютно по-разному: Александра Кутикова, как опытного звукорежиссёра, больше интересовала техническая сторона Bowers & Wilkins, а Андрея Макаревича — эмоции от увиденного и услышанного на Abbey Road.

Я не технарь, в вопросе звукозаписи я доверяю Саше Кутикову, который в этом вопросе разбирается лучше.

— Андрей Макаревич

Однако двух музыкантов объединяет общий «‎вкус на звук» — после стольких лет работы им не приходится друг другу объяснять, как должен звучать каждый инструмент и общий микс.

Чем Андрею Макаревичу нравятся Bowers & Wilkins?

Когда музыканты пишут альбом вместе с продюсером, очень важно слышать материал в первозданном, неискаженном виде — именно такой звук даёт английская акустика старшей 800-й серии.

‎Большинство слушателей такое звучание могут не оценить, так как они привыкли, чтобы были задраны басы и верха с проваленной серединой. Особенность Bowers & Wilkins в том, что они звучат так, как записано.

— Андрей Макаревич

С каким источником Bowers & Wilkins лучше раскрываются?

Андрей Макаревич рассказал, что, когда на качественной аппаратуре ему дали послушать сначала винил, а потом плёнку (студийную ленту), то разница была колоссальной. Такой же разительной, как между CD и пластинкой. По выражению поэта: «Я услышал, как эти колонки дышат, играя с лентой‎». Интересное наблюдение, что «‎честность» в звуке может быть очень приятной: Андрей Макаревич привёл в пример джаз-бэнды, которые записывались всего парой микрофонов, но зато сколько в них было «‎воздуха». Звукорежиссеры стремились передать атмосферу момента такой, какой она была во время записи.

Когда речь зашла о разных носителях, гости отметили, что мастеринг для ленты, винила и компакт-диска производится по-разному, поэтому и звучание одного и того же альбома на разных носителях будет различаться. Bowers & Wilkins лучше всего звучат с аналоговыми носителями — акустика создаёт ощущение, что слушатель находится среди музыкантов.

На прямом эфире гости слушали переизданную первую ленту «Машины времени», которая была записана в 1976 году для программы Элеоноры Беляевой «‎Музыкальный киоск». Лента выпущена тиражом всего 250 экземпляров.

Переизданный винил — зло?

По мнению Андрея Макаревича, всё зависит от качества релиза. Музыкант рассказал, что покупает современные пластинки, ведь самое главное — это то, что на них записано. Конечно, лучше брать тяжёлый (180 г) винил, а если он ещё и «‎не перемастерен», то это находка. Как отметил Михаил Борзенков, ‎не нужно делать из старого альбома новый оригинальный. Однако, есть и отличные ремастеры: гости вспомнили перевыпущенный «‎Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», где после микширования проявилось множество партий, которые раньше были затеряны в общем миксе.

Что важно для усилителя в работе с Bowers & Wilkins?

По мнению Андрея Макаревича, который дома слушает 800-ую серию в связке с японским усилителем Rotel, очень важно, чтобы «‎усилитель и предусилитель как можно меньше на себя брали». Главное, чтобы усилитель корректно усиливал, а всё остальное уже лишнее — музыкант не пользуется темброблоком, для него важно слышать первостепенную задумку авторов. Полагаем, что Rotel удовлетворяет этому требованию — он способен раствориться в музыке и не навязывать «своё восприятие‎».

Разговор об Abbey Road

Конечно, музыканту из Советского Союза, живущему под плотным «‎железным занавесом», казалось, что английская студия недосягаема и существует в другом мире. Но после падения «‎занавеса» работа на Abbey Road стала только вопросом финансов.

Музыкант вспоминает, что по своему устройству и внешнему облику студия ортодоксальная и «‎старенькая», чем-то напоминающая ГДРЗ (Государственный дом радиовещания и звукозаписи). У автора данного текста сложилось ощущение, что в этой студии время поставили на паузу, так как для музыкантов доступны абсолютно бесценные инструменты и оборудование, которые в своё время использовали «‎Битлы», Pink Floyd, Стиви Уандер, Элтон Джон и бесчисленное множество легендарных исполнителей.

В чём разница между подходом к записи в некоторых отечественных студиях и на Abbey Road?

Андрей Макаревич вспоминает, что в России в студии тебе могут сказать: «Чувак, ты облажался, перепой строчку‎», а на Abbey Road так никто не делает: «‎Им не придёт в голову переписывать строчку, так как у песни есть настроение». Звукорежиссеры уделяют много времени именно настроению, на которое у нас часто не обращают внимания. Музыкант отметил, что такой подход превращает студию в дом, в котором комфортно и уютно работать.

Abbey Road — это не только здание и оборудование, Abbey Road — это потрясающие звукорежиссеры и инженеры, которые делают свою работу тихо и быстро.

— Андрей Макаревич

Эфир получился ярким и по-настоящему праздничным: мы немного окунулись в воспоминания о прошлом, поговорили о новинках и, конечно, не оставили наших зрителей без подарков. Спасибо, что были с нами и задавали интересные вопросы гостям! А всех, кто не смог к нам присоединиться онлайн, приглашаем на наш YouTube-канал — там мы сохранили эфир в записи.

Комментарии (2):
Встреча очень хороша, Виктор очень увлёкся темой, что чуть не забыл, что день B&W на дворе. Очень интересная встреча, смотрели его сразу
ОтветитьЦитировать
Смотрела эфир, очень душевная часть получилась именно с Андреем. Жаль только, что в розыгрыше не повезло.
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено