Звукорежиссёр Александр Radiotechnica: «Если у вас есть дар сведения в наушниках, то пользуйтесь им!»
Продолжаем цикл интервью с участниками СОЮЗ БАТТЛ. Мероприятия, проходившие в том числе в студии Dr.Head, стали отличной платформой для получения новых знаний и опыта. Посмотреть эфире Баттла можно на нашем YouTube-канале, а сегодня на наши вопросы отвечает Александр Radiotechnica. Поехали!
Что включает в себя культура звукорежиссёра?
Главная наша цель и задача — оказать качественные услуги. Поэтому, культура звукорежиссёра начинается с пунктуальности (вовремя приходить в студию, сдавать материал, миксы, проекты). Уверен, что если звукорежиссёр держит своё слово и делает работу добросовестно, то он успешен в профессии. Театр начинается с вешалки, а звукорежиссёр с пунктуальности.
Какое оборудование нужно для начала работы со звуком?
Если вы музыкант, то нужно приобрести тот сетап, на который у вас хватает средств. Музыка важнее, чем технические ограничения, которые накладывает ваша аппаратура. Если у вас есть три тысячи рублей на микрофон, то покупайте его, ничего страшного в этом нет. Много хорошей музыки было создано в довольно скромных технических условиях. Если вы хотите заниматься творчеством, то занимайтесь им, а не сосредотачивайтесь на техническом аспекте.
Если вы уже звукорежиссёр, то контрольные условия, мониторинг и опыт играют решающую роль. И купите или арендуйте тот максимум, который сможете себе позволить.
Сведение в наушниках: какие есть плюсы и минусы?
У меня есть большой опыт сведения в наушниках, и он всегда был неудачным. Я знаю много мастеров, делающих крутые миксы в наушниках, каким-то магическим образом. Однако у меня не так не получается.
Если у вас есть дар сведения в наушниках, то пользуйтесь им! Это будет вашим конкурентным преимуществом. Так как дорогая акустика и подготовка помещения стоят гораздо дороже, чем даже очень дорогие наушники. Рад за людей, которые умеют сводить музыку в наушниках!
Популярные мониторные наушники:
Расскажи о своём походном сетапе?
Я часто занимаюсь выездной записью. Для этого у меня есть Antelope Audio Orion Studio Synergy Core с двенадцатью каналами преампа очень высокого качества. Иногда я беру преамп с собой преамп GoodFly 1073 и набор микрофонов. Чаще всего я езжу на запись барабанов, ансамблей и хоров. У меня есть крепкий набор микрофонов для моих задач.
Ты был пользователем мониторов Amphion. В чём их особенность?
Да, я купил Two15 у вас в Dr.Head, и очень долго ими пользовался. Сейчас мы переехали в новую большую студию, и там требуется другой мониторинг. Для 18 квадратов Two15 работают потрясающе. Если у меня спрашивают про мониторы, то я всегда рекомендую Amphion, если есть финансовая возможность. Бывает две крайности: или ты в них влюблён, или терпеть не можешь. Я из первых.
Студийные мониторы Amphion:
Существует ли универсальный микрофон?
Есть модели, которые близки к универсальным. Назову Neumann U 87 даже современная версия U 87 Ai — это универсальный микрофон, которым я могу закрыть большинство своих студийных задач. Им сложно записывать какие-то специфические вещи, где требуется динамический или ленточный микрофон. Однако я не помню, что при записи вокала у меня были проблемы при использовании Neumann. В моей лиги по универсальности эта модель на первом месте. Хотя не самая моя любимая. Есть микрофоны любимые, но менее универсальные.
На втором месте — Shure SM7B. Там где не помогает конденсаторный Neumann, там поможет SM7B. Для записи инструментов я использую узкомембранные СОЮЗ 013. Они всё пишут довольно здорово.
Популярные модели микрофонов:
Назови свою подборку микрофонов под разные задачи?
Для записи вокала я бы взял «яркий» и «жирный» тембр. СОЮЗ 017 TUBE, например, он отлично подходит для поп-музыки и рэпа, если требуется сделать крупный вокал. Затем идут микрофоны, которые по характеру отсылают к винтажным немецким микрофонам, например, GoodFly U 67. Он даёт много «тела», «шершавости» и «близости».
Как я уже говорил, если нужно записать инструмент, то возьмите пару СОЮЗ 013 как FET, так и TUBE.
Как ты думаешь, почему аналоговые приборы снова востребованы?
Думаю, что к середине 2000-х годов вся записывающая аппаратура, если мы говорим про звук, достигла апогея. Мы научились писать кристально чистые исходники, и вдруг оказалось, что максимально чистая музыка нужна для очень специфических ситуаций. Вся музыка, которую мы любим и знаем, на которой мы выросли, записана на довольно «грязные» ламповые микрофоны, шумные консоли, магнитную плёнку. В таком материале много искажений, которые нравятся нашему слуху. Сегодня есть потребность в воссоздании такого звука: огромное количество плагинов эмулирует винтажные приборы. А плагины, предлагающие, что-то удивительно новое можно посчитать по пальцам.
Есть желание обогатить звучание музыки звуком определенной эпохи. Воссоздать то, на чём мы выросли.
Расскажи об интересном проекте, над которым ты работаешь?
Мы снимаем СОЮЗ БАТТЛ — эту идею мне предложил Павел Баздырев (один из основателей бренда СОЮЗ). Мы вместе с ним продумали концепцию и начали работать над проектом ещё в 2023 году. Я выступаю в нескольких ролях: участвую как звукорежиссёр, ведущий шоу и сценарист. Насколько я знаю, ничего подобного, как этот баттл нигде не происходило. На подобный размах никто не зарился.
Идея следующая. Приглашаются восемь профессиональных звукорежиссеров, они разделяются на четыре пары. Каждой из пар вручается музыкальный коллектив, который они записывают в течение дня (один утром, другой вечером). Затем ребята уносят материал домой и сводят его. Получается два микса, которые участники затем слушают вслепую и отдают своё предпочтение автору. Тот, кто из пары набрал больше голосов, то и проходит дальше. В финале победитель забирает ламповый микрофон СОЮЗ, что является крутым призом.
Спасибо большое Dr.Head за то, что вы поддержали СОЮЗ БАТТЛ и принимаете в нём участие. Ваша помощь очень существенна!
Это был Александр Radiotechnica. Следите за мероприятиями на YouTube, читайте наши материалы в блоге и в соц.сетях. Ждём вас в магазинах в Москве и Санкт-Петербурге!