Почему аудиокассеты не исчезли и какова их судьба в 2021?
Дата публикации
Примерное время прочтения
Количество просмотров
Количество комментариев
Если вы помните, как перематывали кассеты на карандаше или как кассетник зажевал ваш любимый альбом, то сейчас наверняка удивлены, узнав, что популярность плёнки снова растет. В эпоху, когда большая часть из когда-либо изданной музыки может быть легко доступна всего после нескольких кликов, тапов или просто голосовой команды? Кассеты возвращаются? Почему и для кого? Давайте разберемся!
Новый тренд
Возрождение винила, продажи которого с 2006 года постоянно увеличиваются и в 2020 достигли 27,5 миллионов пластинок в США — это уже история и свершившийся факт. Сегодня в мире наблюдается новый тренд — кассетная лента переживает возрождение вслед за винилом.
Согласно отчетам Nielsen, продажи кассет в США последние годы растут на двузначные проценты и теперь ежегодно исчисляются шестизначными цифрами. Так, еще в 2017 было продано 129 000 кассет (74% рост по сравнению с 2016 годом). Британские меломаны не отстают — за первые полгода 2020 продажи кассет выросли на 103%: было куплено более 65 000 кассет, что уже превзошло общее количество проданных в 2018 году. Хотя это все еще «мелочь» по сравнению с винилом, подъем заметный.
Безусловно, у обоих явлений есть много общего — щепотка ностальгии, аналоговый звук, желание обладать физическим воплощением произведения искусства и всё, с этим связанное. Но присутствует у кассетного возвращения и своя специфика. Чтобы лучше ее понять, вспомним историю появления это носителя, его становления и заката.
История успеха компакт-кассет
В 1963 году компакт-кассета была представлена ее создателем, голландским инженером из Philips Лу Оттенсом, на крупнейшей технологической выставке Radio Show в Берлине. Изобретение команды Оттенса в корне изменило привычки слушателя, ранее ограниченного более громоздкими виниловыми пластинками или бобинами. Автомобильные стереосистемы и культовый Sony Walkman расширили горизонты доступности музыки. Другой важный фактор в понимании кассетного феномена — возможность многократной перезаписи, которая породила культуру домашних записей и микстейпов — сборников, которые любой слушатель мог составить для себя или для кого-то близкого, чтобы просто поделиться музыкой, или по особому поводу.

Изначально компакт-кассета была разработана для речевых диктофонов. Качество звука было посредственным, но к началу 1970-х оно значительно выросло и продолжало улучшаться. Кассета стала популярной портативной и перезаписываемой альтернативой 12-дюймовому виниловому LP к концу 70-х, а к середине 80-х продажи кассет превысили продажи пластинок. Стереокассетные деки и бумбоксы стали одними из самых востребованных потребительских товаров. Появился Sony Walkman (1979), начав эру Personal Audio — наконец-то любимую музыку можно было легко взять с собой куда угодно!
Однако, все мы знаем, что случилось потом. В начале 80-х был разработан лазерный компакт-диск — CD. За десять лет технология получила развитие, стала более доступной по цене и в начале 90-х кассеты уходят на второй план, а потом и вовсе растворяются в небытии (как казалось до недавнего времени). Продажи музыкальных кассет в США упали с 442 миллионов в 1990 году до 274 000 в 2007 году. К 2003 году большинство крупных лейблов в США прекратили выпуск музыкальных кассет. До 2005 года плёнка оставалась доминирующим форматом в некоторых развивающихся странах, но на подавляющем большинстве музыкальных рынков к этому времени компакт-диски вытеснили компакт-кассеты. Последней новой машиной с доступным кассетным плеером был Lexus SC 430 2010 года. В том же году Sony прекратила производство кассетных Walkman'ов.
Примечательно, что за это время и CD начал терять свои позиции, уступив в 2010-х сначала цифровым файлам (в первую очередь mp3), а затем и стриминговым сервисам. Аудиокассета при этом сохранила особое место в истории аудиотехнологий, ведь микстейпы можно назвать предшественниками плейлистов, а Walkman — предшественником iPod.
Кассеты сегодня
Есть мнение, что начало возрождения кассетной ленты положили маркетологи, выпустившие саундтрек к фильму «Стражи Галактики» на кассете, которую зритель неоднократно видел на протяжении фильма. Также стали популярны кассеты с саундтреком к сериалу «Stranger Things» от Netflix — сейчас в рамках промо-компании следующего сезона даже выпущен бандл с кассетой и плеером от Crosley.
В этом есть доля правды, однако, кассеты вернулись не из ниоткуда. В различных экспериментальных, независимых и андеграундных музыкальных сценах они оставались в ходу. Электронная и шумовая музыка, психоделический и гаражный рок, панк и хип-хоп не отворачивался от кассет все эти годы. Компакт-кассеты позволяют выпускать музыку небольшими тиражами с невысокими затратами и потому для независимых исполнителей они гораздо доступнее винила или CD. При этом большая часть кассет продается артистами напрямую (на концертах или в интернете).
Как и в случае с винилом, не все кассеты покупаются для прослушивания. У кого-то не осталось кассетной аппаратуры, и альбом на пленке покупается как коллекционная вещь или в поддержку исполнителя. При этом экономит не только исполнитель, но и покупатель. Даже малотиражные кассеты с оригинальным (иногда ручным) оформлением стоят, как правило, дешевле винила.
Поддержка исполнителя приобрела особое значение после начала пандемии, когда музыканты потеряли возможность заработка выступлениями и гастролями. Если вы следите за современной независимой музыкой на Bandcamp (неважно, зарубежной или отечественной), то давно заметили, что кассета — самый распространенный физический носитель, который предлагают музыканты.
Параллельно в находившуюся долгие годы в тени кассетную культуру начинают возвращаться корпоративные мощности больших лейблов с небольшими (по сравнению с винилом), но постоянно растущими тиражами. Так, в 2020 самыми продаваемыми в Британии релизами на кассетах стали альбомы 5 Seconds of Summer, Lady Gaga и The 1975. В топ-20 также входят Sports Team, Tame Impala, Blossoms, Dua Lipa, The Strokes и Оззи Осборн.
С ростом тиражей растет и потребность в качественной плёнке. В 2016 французская компания Mulann основала дочернее предприятие RecordingTheMasters, которое производит кассеты с оригинальной плёнкой из оксида железа, способной конкурировать по качеству с уже исчезнувшими лентами из диоксида хрома, которые определили расцвет этого формата. А вот новую «серьезную» кассетную технику пока практически не выпускают, но в Dr.Head вы, конечно, можете найти кое-что интересное.
Что это — лишь мимолетный интерес или нарастающий тренд, который имеет будущее в духе винила? Пока на этот вопрос сложно ответить. Посмотрим, пойдет ли интерес широкой публики дальше популярных фильмов и сериалов и подхватят ли его производители аудиотехники.
Вполне возможно, что популярные артисты и мейджор лейблы заработают немного ностальгических денег с лимитированными кассетными изданиями, но скоро снова отвернутся от них. Однако кассетная андеграунд-культура в ближайшее время точно никуда не уйдет.
По традиции приглашаем вас в магазины Dr.Head, где все можно послушать! Для вашего удобства мы открыли запись на прослушивание.
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Понравилась статья?
![]() | ||||
У компакт кассет осталась такая же великолепная функция как и у бумажной фотографии. Чтобы мы знали о том как выглядел мир ХIX-XX веков без дагеротипов и бумажных фото? Только по отдельным зданиям да предметам в музеях и картинам художников? Кассеты давали возможность любому желающему делать звуковую хронику своей семьи, своего дружеского окружения или каких-то знаковых событий жизни. Поставить кассету и послушать как пел отец или бабушка, о чём говорили родители 30, 40, 50 лет назад, запись с запрещённых концертов "Машины времени" или Виктора Цоя. Это всё ушло в Лету и никто ни за какие деньги не повторит для нас звуковую реальность бесценного для нас прошлого. И сегодня, на мой взгляд, исторические моменты личной жизни практичнее записывать именно на кассеты, ибо неизвестно как повернётся наша цифровая матричная реальность и во что превратятся эти биты на флешках и накопителях через пару десятков лет. А кассеты вот они стоят на полке с названиями, датами и всякими нужными пояснениями. Бери, ставь в деку и погружался в дорогие тебе воспоминания (если, конечно, они у тебя не стёрты ещё телевизионным дустом). | ||||
|
![]() | ||||
Как-то дома перебирая хлам, попался в руки кассетный плеер Панасоник приобретённый мною много много лет назад за 500 руб, ради смеха воткнул в него батарейки с наушниками и включил кассету которая была в нём, о божечки, вот это звук, я оболдел, этот старенький кассетный плеер уделал моего Fiio X5 II, в угоду прогресса и новым технологиям мы отвыкли от живого - аналогово звука от которого муражки бегут по телу. | ||||
|
![]() |
Звучание кассеты было более живым что ли(на акустике), чем с тех же дисков. Видео с тележка или с той же камеры было записать куда проще, чем сейчас и с точки зрения сохранности плёнка при(хорошей и бережной эксплуатации) была более надёжной(чем те же диски которые пришли на смену). Сейчас качество видео бесспорно выше, но и утратить ценные записи ничего не стоит по нынешним временам(если бы не кассеты уже давно бы семейных и куда более ценных записей уже давно бы небыло у меня).Вопрос нужна ли будет эта история нашим детям, внукам и так далее ведь цифра то цифрой, а те же фотокарточки на бумаге в альбомах так и останутся и те же накопители и флешки имеют свойства устаревать и перестать читаться вдруг и самый не подходящий момент. |
![]() |
Всё возвращается на круги своя, даже кассеты возвращаются, только пока не понятно в какой реальности. Где можно купить сейчас кассеты новые и какая у них цена? Или это такой же хайп, как вокруг плёночной фотографии, чтобы взвентить цены на старые зениты и киевы)) Здесь будет тоже самое, мне кажется |
![]() |
Я и не выкидывал никогда, все стоит на полках,есть хорошая песня в которой есь такие строки,Все что было вернется к нам!я еще уверен и видео вернутся кассеты! |
![]() |
Да касеты.. |
![]() |
Engineer, только не DAT, а DCC. DAT другого размера и не был совместим с компакт-кассетой. ![]() |
![]() |
Мне кажется, что эта история будет развиваться, плёнка более доступна и легка в производстве, чем тот же винил. Не знаю, будет ли эта волна долгой и такой же мощной, как виниловый хайп. В целом запись на касеты — это очень интересный процесс, как вспомню карандаш и перемотку... Ух, воспоминания. |
![]() |
У тех кто мечтал о хорошей кассетной деке в начале и середине девяностых кассеты никуда и не пропадали. Слишком многое было положено в приобретение желанного, чтобы через небольшое количество лет избавиться от этого как от какого то хлама. В силу финансовых ограничений о топах и не мечтал, но: Всё таки смог приобрести неплохой аппарат средней категории с неплохим воспроизведением благодаря хитрой головке. Сквозной канал. Калибровка плёнки и счётчик реального времени. Technics rs az7 Не топ, и до акаев как до Луны. Но всё же... Полностью в рабочем состоянии как и штук тридцать кассет maxell XLII - S90. Иногда включаю понастальгировать, чего и вам желаю. |
![]() |
Рассказывая о истории аудио кассет, автор забыл упомянуть про формат DAT, компактные аудио кассеты в цифровом формате. От себя добавлю, что удивлён, как это в капиталистическом мире, никто за столько лет кассетного забвения со стороны производителей и в тоже время, ностальгии по антуражности как самих этих самых носителей, так и стерео-магнитол/hi-fi дэк, со стороны потребителей, так и не осознали эту самую потребность и не дали её рынку. А ведь вполне себе логично выглядит идея разработки внешне идентичных классическим из 70х-80х-90х кассетам и плеерам, но с современной качественной начинкой аналогов, записывающиз и воспроизводящих звук в цифровом формате, но, повторюсь, с использованием плёнки, с перемоткой и другими ностальгическими атмосферными фишками. Что бы такую аудиодеку поставить в стойку с серьёзным hi-fi сетапом и не волноваться о том, что такой компонент окажется слабым местом в системе. |