Обзор Focal Trio11 Be: мониторы с бериллиевым твитером и поворотной секцией динамиков

Французская компания Focal знакома не только любителям Hi-Fi, но и звукорежиссёрам, так как бренд уже больше десяти лет разрабатывает и выпускает студийное оборудование — прежде всего мониторы и наушники. Сегодня в обзоре Dr.Head — мониторы Focal Trio11 Be из флагманской линейки студийной акустики SM6. В одной модели компания объединила двух- и трехполосную акустическую системы — получается, этих исполинов можно использовать в небольшой контрольной комнате? Не всё так очевидно — давайте разбираться по порядку.
Дизайн и форм-фактор
Focal славятся эстетикой своего аудио даже в профессиональном сегменте, где, казалось бы, это не требуется. Боковые стороны мониторов прикрыты двумя массивными деревянными панелями из ясеня, окрашенного в бордовый цвет. В нижнюю часть корпуса спереди вывели порт фазоинвертора, который сделали прямоугольным и расположили вдоль передней панели. Крупный фазоинвертор позволяет сохранить постоянный тональный баланс — даже когда Trio11 Be работают с большим звуковым давлением, сводится к минимуму эффект компрессии, что положительно сказывается на аналитичности и контроле НЧ-диапазона. Над портом установлен большой 10-дюймовый НЧ-динамик, а над последним — секция со среднечастотным излучателем и твитером. Габариты у монитора очень внушительные — перед нами колонка больше полуметра высотой и весом 37 кг, поэтому над установкой нужно будет подумать заранее.
На задней панели — трехполосный эквалайзер. Фильтром низких частот можно подкорректировать диапазон от 35 Гц до 250 Гц, фильтром верхних — от 450 Гц до 40 кГц. Отдельно есть регулировка середины на частоте 160 Гц. Там же вход XLR (с переключателем +4 дБ или -10 дБ) и вход и выход для соединения мониторов между собой и подключения футсвитча (для чего он нужен, расскажем ниже).
Горизонтальная и вертикальная установка
Среднечастотный и высокочастотный излучатели помещены в специальный поворотный модуль. Меняя его положение, можно ставить мониторы горизонтально или вертикально (во всех конфигурациях твитер должен быть над СЧ-динамиком). Процесс поворота займёт пару минут: нужно открутить четыре винта, чуть выдвинуть секцию, держа её пальцами за два небольших порта по бокам, повернуть в нужную конфигурацию и снова закрутить.
Затем останется самое сложное — поставить тяжелые корпуса вертикально или положить их горизонтально. Focal Trio11 Be универсальны в установке, несмотря на свои габариты.
Динамики
В студийной акустике Trio11 Be компания сделала акцент на передаче высокого звукового давления (118 дБ), чтобы одна пара эффективно работала в ближнем и среднем полях. Отметим, что Focal одни из немногих среди производителей студийных мониторов, кто проектирует и производит собственные излучатели. Для самой большой акустики в семействе бренд специально провёл дополнительную настройку излучателей.
Твитер
«Be» в названии модели указывает на материал ВЧ-купола — бериллий. Он известен своей жесткостью, легкостью и хорошим демпфированием, но вместе с тем он очень сложен в обработке. Focal понадобилось два года, чтобы создать первый в мире вогнутый (перевернутый) диффузор из чистого бериллия. Он позволяет сместить верхнюю частотную границу на внушительные 40 кГц, чтобы увеличить микродинамику звука и улучшить его переходные характеристики. Если верить замерам Focal, то из-за бериллиевого купола звуковая волна распространяется в три раза быстрее, чем в аналогах из титана, и в два с половиной раза быстрее, чем в алюминиевых твитерах. В теории у Trio11 Be должен быть самый прозрачный и линейный верх из всех возможных, но мы верим практике — о ней чуть позже.
При всех своих плюсах бериллий токсичен, поэтому Focal закрыли купол решёткой, чтобы защитить его от прикосновений. В твёрдом виде он не вызовет проблем, главное, избежать соприкосновения с абразивным материалом и кислотами. У компании есть отдельная памятка со всеми правилами эксплуатации.
СЧ-динамик и сабвуфер
Неодимовые магниты приводят в движение диффузоры «W», которые представляют собой «сэндвич» из слоёв стекловолокна и скрепляющей пенной прослойки. Нить стекловолокна намного тоньше и легче, чем, например, у кевлара, и её молекулярные соединения намного крепче и однороднее — ровный по структуре и лёгкий диффузор эффективно отрабатывает даже мельчайшие колебания, которые проходят через него с большой скоростью. Среднечастотный динамик снабдили двумя портами фазоинвертора. Расскажем о паре инженерных тонкостей в конструкции динамиков:
Технология TMD (Tuned Mass Damper). Как улучшить демпфирование подвеса, не утяжеляя его? Focal вдохновились сейсмостойкими небоскребами и подвесками суперкаров. Инженеры снабдили подвес динамика двумя трубчатыми кольцами, которые движутся против резонансной частоты колебания диффузора и улучшают контроль поведения динамика. TMD позволяет улучшить линейность отклика акустики на частотах между одним и двумя килогерцами, что хорошо видно на замерах Focal. Красный график показывает нелинейные искажения обычного излучателя, а синий — излучателя с TMD. Пик искажений динамика с TMD значительно понижается в районе 1800 Гц.
- Технология NIC (Neutral Inductance Circuit). У СЧ и НЧ-динамиков Trio11 Be была усовершенствована магнитная система. В неё поместили «кольцо Фарадея», которое помогает создать стабильное магнитное поле, не зависящее от положения подвижной катушки, частоты и силы тока. Благодаря NIC уровень общих гармонических и интермодуляционных искажений в вуфере снизился на 70%.
Итак, у Focal Trio11 Be самые совершенные излучатели бренда на сегодняшний день, которые должны обеспечивать максимально аналитическое и линейное звучание по всему широкому диапазону. Кстати, он может меняться.
Мониторы в фокусе
Focal предусмотрели в Trio11 Be режим работы Focus, при котором у акустики из тракта выключается десятидюймовый сабвуфер — это делается с помощью футсвитча, который можно положить под рабочее место. Интересно, что в комплекте его нет, но любой гитарный футсвитч переключения между двумя каналами вполне подойдёт. Чтобы воспользоваться режимом Focus, нужно соединить мониторы между собой кабелем с моноразъёмами 6,3 мм, а к свободному входу одного из мониторов подключить педаль. Теперь нажатие футсвича будет менять конфигурацию мониторов, добавляя или убирая НЧ-динамик. В режиме Focus на передней панели будет гореть зелёный светодиод.
В трёхполосном режиме мониторы играют от 30 Гц до 40 кГц (+/- 3 дБ). При активации функции Focus будут задействованы только два излучателя, и диапазон мониторов станет уже: от 90 Гц до 20 кГц (+/- 3 дБ). Как видим, «срез» произошёл не только в низкочастотном, но и в высокочастотном диапазоне. Двухполосный режим нужен для контроля передачи миксов на бытовых гаджетах, чтобы звукорежиссёр лучше понимал, как трек будет звучать с ноутбука, телевизора или смартфона. Постоянно использовать мониторы в двухполосном режиме вряд ли возможно — да и какой в этом смысл? У Focal есть двухполосные Solo6 из серии ST6. Однако, как инструмент для определённых студийных задач вполне подойдет.
Усиление
За низкие и средние частоты отвечают два усилителя в классе G мощностью 300 Вт и 150 Вт, а с твитером работает усилитель в классе AB мощностью 100 Вт. Усиление класса G с технологией BASH — это более эффективная реализация усиления класса AB, которая даёт более высокую мощность при сохранении отличного отношения сигнал/шум. Этот класс усилителей имеет более высокий КПД. Благодаря этому меньше энергии уходит в нагрев, и мониторы не нужно охлаждать с помощью радиаторов. Это очень круто — 550 Вт суммарной мощности и никаких проблем с охлаждением.
Слушаем
Перед тестом Focal Trio11 Be поработали более 20 часов для «разогрева», как советует производитель. Акустика феноменально контролирует весь диапазон частот: к какой бы полосе вы ни обратились, мониторы дадут о ней полную информацию. Уровень аналитичности практически не зависит от громкости. При увеличении последней в сигнале не проявляется и малейших признаков надрыва, что особенно важно на низких частотах. Такой сгруппированный и быстрый бас не ожидаешь услышать из огромных динамиков. Они двигаются синхронно и точно, будто перед тобой пятидюймовые излучатели. Только количество и расширение низких частот выдают реальные масштабы.
У мониторов прозрачные и линейные средние и высокие частоты. Благодаря «вогнутому» куполу твитера у Focal Trio11 Be довольно широкое стереофоническое поле, поэтому даже если сместить точку прослушивания, оно не смазывается и не теряет ясности. Конечно, такие крупные мониторы будто просят добавить мощности, но самое приятное — работать через них на низком, комфортном для ушей и не утомляющем уровне звукового давления. Так Trio11 Be не теряют аналитичности и не блекнут, так как динамики очень отзывчивы к мельчайшим изменениям сигнала.
Мониторы дают возможность точно позиционировать звуковые образы в пространстве во время сведения и мастеринга. У Trio11 Be отличная повторяемость микса — после работы на них трек будет звучать примерно одинаково на разных мониторах. В режиме Focus отсекаются НЧ, и звуковая панорама и правда будто фокусируется — это пригождается для работы со средними и высокими частотами, так их можно лучше рассмотреть.
Вердикт
Focal Trio11 Be — это студийные мониторы профессионального уровня, которые сочетают в себе мощность, точность и контроль звука. В них компания показала свои технические возможности: от фирменного производства динамиков до поворотной секции с СЧ и ВЧ-динамиками для разных вариантов установки.
- Частотный диапазон: 30 Гц – 40 кГц (3-полосный режим); 90 Гц – 20 кГц (2-полосный режим)
- Максимальное звуковое давление: 118 дБ (3-полосный режим); 105 дБ (2-полосный режим)
- Усиление: НЧ — 300 Вт (класс G), СЧ — 150 Вт (класс G), ВЧ — 100 Вт (класс AB)
- Вес одного монитора: 37 кг
Исполинские мониторы требуют много пространства, поэтому Focal Trio11 Be подойдут для большой контрольной комнаты. Нужно также позаботиться о качественных подставках, так как вес у модели немалый. Однако после установки вы получите референсную мониторную линию для вашей студии. Приходите тестировать Focal Trio11 Be в студию Dr.Head на Новом Арбате, 15. У нас скоммутировано несколько мониторных линий, чтобы вы могли сравнивать разные модели.
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
![]() | ||||||
Скажите, пожалуйста, есть ли у мониторов на борту встроенный DSP? | ||||||
|
![]() | ||||
Где ставить такую махину?) Внушает конечно, но мне больше по душе двухполосники. | ||||
|
![]() | ||||||
Focal прям любят бериллий ![]() | ||||||
|