Уценка

Музыкальные технологии 70-х: десятилетие, изменившее всю эпоху (часть 2)

Как отмечалось ранее, первая половина 70-х охарактеризовалась как технологический придаток, в котором изобретения прошлого десятилетия нашли необходимую базу. Второй отрезок 7-ого десятилетия позволил неискушенному меломану окунуться в мир будущего, представив разработки, задавшие новый взгляд на музыкальную сферу в целом.

1976 VHS-магнитофон

Ровно через год после того, как Sony внедрили формат U-matic, Philips совместно с компанией Grunding представили VCR – бытовой формат аналоговой видеозаписи. VCR стал первой успешной видеозаписывающей системой потребительского уровня, использующей кассетную зарядку. Доработав проект, в 1976 JVC продемонстрировали первый VHS магнитофон – JVC HR 3300. Теперь зрители могли не только записывать свою музыку, но и воспроизводить кассеты с записями выступлений любимых звёзд. Народ, как говорится, одобрил: кассеты с записью клипа Майкла Джексона «Moon Walker» в 1989 перешагнули мульти-платиновый рубеж продаж, а клип на песню «Thriller» стал первым музыкальным видео, провисевшим на 1-ой строчке billboard-чатов 8 недель подряд.

vhs-магнитофоны

1977 Synclavier I

В 1977 фирма New England Digital Corporation выпустила Synclavier I – первый полностью цифровой синтезатор. Сразу после своего появления, детище Новой Англии стало обязательной частью любой солидной и уважающей себя студии. Synclavier I, сочетавший в себе 16-битные семплы, частотный и аддитивный синтезы, а также встроенную цифровую систему, был доступен только узкому кругу лиц. Среди музыкантов, взявших на вооружение это чудо техники, значились Frank Zappa, Michael Jackson, Pink Floyd и другие.

Synclavier

Цифру в коммерцию

О технологии цифровой аудиозаписи, как и о вокодере, люди впервые услышали после второй мировой. Позиционируя цифровые инструменты как менее затратную и более массовую альтернативу аналоговому звучанию, цифра получила огромный шанс для реализации. Самые первые коммерческие цифровые записи были сделаны компанией Denon в 1971 году, однако полноценную систему, способную их воспроизвести, выпустила Sony. Чтобы использовать японский PCM-1, устройство необходимо было подключить к домашней системе VHS. 1977 год же принёс и первые записанные альбомы в цифровом формате, среди которых оказались «Bob Till You Drop» Райленда Кудера (Ryland Cooder) и «The Secret Life of Plants» Стиви Уандера.

SonyPCM1

Модернизация Stratocaster'а

После того, как в 1965 году производитель гитар Fender был продан компании CBS, музыканты стали отмечать резкое ухудшение качества выпускаемой продукции. К концу 60-х знаменитый Stratocaster практически вышел из моды. Вернуть его в прежнее русло помогли такие исполнители, как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Джордж Харрисон (George Harrison), на то время ясно ощущавшие влияние блюза и не утерявшие веру в близкий по духу Strat. Поддержка со стороны известных исполнителей придала Fender свежих сил, и ряд усовершенствований, направленных на модернизацию Stratocaster в 1977 году, сделал гитару хитом продаж. Изменения трудно назвать глобальными, скорее они являлись косметической корректировкой. Fender подправили внешний вид гитары (который дошёл до наших дней) и заменила трехпозиционный переключатель на 5-позиционный.

fenderStratocaster

Летающие свиньи Pink Floyd.

Эпоха 70-х связана не только с инструментами, предопределившими будущее музыки, но и с символами, олицетворяющими эту эпоху. Одним из таких символов можно смело назвать свинью Pink Floyd, парящую над башнями лондонской электростанции Баттерси. Запуск надувной свиньи был приурочен к выходу альбома «Animals» (1977). Позднее, свинья, вошедшая в историю рок-музыки и ставшая талисманом Pink Floyd, сопровождала группу во всех турне и каждый раз восторженно встречалась фанатами.

pinkfloyd

1978 Roland MC-8 Microcomposer.

Быстрый расцвет синтезаторов позволял постоянно усложнять их конструкцию, и к 1978 году некоторые их них обзавелись функциями примитивных компьютеров. Выпущенный японским производителем электроники Roland, MC-8 Microcomposer ясно дал понять, что микросхемы в будущем окажут на музыку сильнейшее влияние. Этот инструмент заключал в себе всю передовую мощь и талант японских гениев – 8-битный микропроцессор Intel 8080A и 16 КБ памяти сделали его машиной нового поколения. Вдобавок, MC-8 Microcomposer имел клавиатуры (калькулятор) для настройки системы. Одним из первых японским чудом удалось попользоваться Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto) и его Yellow Magic Orchestra.

Roland MC-8 Microcomposer

Доминирование FM.

До конца 60-х использование AM-радио, построенное на принципе амплитудной аналоговой модуляции, было вполне естественным и обычным делом. Но FM-радио наступало на пятки. По сравнению с амплитудной, частотная модуляция (FM) оставалась постоянной, что повышало точность радиосигнала и понижало его статичность. Трудно точно определить, когда FM-радио стало преобладать над амплитудным собратом. Многими этот поворотный момент отмечается в 1978 году, когда FM-станции заняли абсолютное большинство в 10-ке лучших станций Северной Америки.

Доминирование FM

Драм-машина Roland CR-78.

"Роботизированный" ритм драм-машин стал неотъемлемой частью различных стилей музыки. Хотя официально первой драм-машиной и стоит считать Rhythmicon (1930), все же наибольшую роль для будущего подобных устройств сыграл Roland CR-78 с цифровыми семплами. Стоила машина $5000 и была для многих исполнителей не доступна. Популярность к драм-машинам пришла с появлением в 1980 году Roland TR-808 – стоила она всего $1000, давала возможность для интуитивного программирования, имела аналоговый синтез и характерное для устройств Roland звучание.

Roland_CR78_BR_KS

1979 Fairlight CMI.

Созданный в 1979 году, CMI Fairlight (Computer Musical Instrument) был больше, чем просто синтезатор и цифровой семплер. Его мощность и техническое оснащение можно было сравнить с компьютерами конца 90-х, но для 70-х этого было более чем достаточно. Слава CMI Fairlight была безграничной и устройство приняли повсеместно. По некоторым данным, первым владельцем Fairlight стал Джон Пол Джонс (John Paul Jones) из Led Zeppelin, а за ним последовали все остальные – CMI прибрели Кейт Буш (Kate Bush), Стиви Уандер и Херби Хэнкок (Herbie Hancock). Ажиотаж на инструмент вынуждал некоторых исполнителей афишировать свою отстранённостью от мейнстримных увлечений. Например, на альбоме «No Jacket Required» Фила Коллинза (Phil Collins) красовалась надпись «Это записано без помощи Fairlight».

CMI Fairlight

Портастудия от TASCAM.

В этом же году, компанией TASCAM была представлена первая в мире портстудия Portastudio 144. С помощью такого инструмента музыканты могли записывать инструментальные и вокальные партии на разных трэках, а потом сводить их на другой двухканальный рекордер. TASCAM Portastudio 144, как и большинство позже выпущенных устройств, содержала только 4 канала для записи (версии, выходившие после, содержали от 6 и до 12 дорожек). Конечно, в наше время каждый может вести запись даже с помощью простейшего смартфона, но на тот момент Portastudio действительно подарил музыкантам потрясающую возможность для параллельной записи. Таким образом, к примеру, была записана «Nebraska» (1982) Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), а само устройство ещё долго служило многим музыкантам, начиная от инди-рокеров Guided by Voices и Panda Beer, и заканчивая рэп-исполнителями Wu-Tang Clan и Madlib.

Portastudio 144

Первый Sony Walkman.

1 июля 1979 года в Японии в продажу поступило устройство серебристо-синего цвета – Walkman TPS-L2. Первоначально, устройство было частным заказом генерального директора и основателя Sony Акио Морита (Akio Morita), которое он попросил сделать для прослушивания своих любимых музыкальных опер на борту самолета. Разработанный инженером Нобутоши Кихарой (Nobutoshi Kihara), аудиоплеер Walkman не только удовлетворил требования Морита, но и произвёл революцию, открыв новый способ прослушивания музыки. Будучи заменённым на CD-плееры, iPod и смартфоны, Walkman все равно вышел из забвения, возродившись в новой линейке высококачественных цифровых аудиоплееров под тем же названием.

Walkman TPS-L2

Проигрыватель Technics SL-1200MK2.

В 1970 году Panasonic выпустил SP 10 – первый проигрыватель с прямым приводом. Два года спустя состоялся дебют серии виниловых проигрывателей SL-1200, но настоящему чуду только суждено было свершиться. Прошло 7 лет, и в 1979 свет увидел культовый Technics SL-1200MK2, со временем заслуживший называться иконой виниловых проигрывателей. Журналы об аудиотехнике пестрили положительными отзывами и обзорами, и в 9 из 10 изданий можно было натолкнуться на строки, вроде "Беспрецедентная компоновка, строгость и безмятежный вид проигрывателя подарят обладателю покой, уверенность и незабываемый спектр эмоций". SL-1200MK2 стал классикой. Классикой, которую Panasonic переиздали снова в 2010 году.

Technics_SL-1200MK2-2

Компакт-диск.

Изначальное создание компакт-диска (CD) предполагалось для хранения аудиозаписей в цифровом виде. В 1977 Sony и другие производители показали прототипы цифровых пластинок на Tokyo Audio Fair. Но тогда, на выставке, их размер мало чем отличался от обычных виниловых пластинок. 8 марта 1979 года Philips продемонстрировала уменьшенный (11,5 сантиметров в диаметре) прототип, прозванный компакт-диском. Человек, выпустивший через неделю отчёт о прошедшей выставке в Newsweek, судя по всему, обладал даром предвидения: «Реальный бум на цифровые носители начнётся только тогда, когда полномасштабные цифровые системы придут в каждый дом – возможно, где-то в середине 80-х. Затем в устройствах воспроизведения появится крошечный лазер, необходимый для "считывания" цифровых записей". Жаль, что Newsweek не переименовали в «Пророка недели».

Компакт-диск

Мог ли IXI стать заменой iPod?

В 1979 году английским изобретателем Кейном Крамером (Kane Kramer) широкой общественности были представлены наброски первого цифрового аудиоплеера. По предварительным данным, плеер по размеру не должен был уступать современной кредитной карте (не касается толщины), а также иметь LCD-экран, кнопки навигации и регулировку громкости. В 1981 году Крамер зарегистрировал патент (№ 2115996) на территории Англии. Через 4 года были выпущены пять рабочих выставочных образцов, внешний вид которых полностью соответствовал ранее опубликованным эскизам. Объём памяти IXI составлял всего 8 мегабайт, чего хватало на 3,5-минутное воспроизведение аудиозаписей. До сих пор не ясно, почему же в ранние 90-е никто не носил инновационный IXI? Что пошло не так? Не ясен и факт того, почему Крамер отказался продлевать патент, сделав изобретение достоянием общественности. Можно строить разные догадки, но так или иначе в начале 2000-ных Apple выпустила свой первый iPod. 

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Comply Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE
Exposure Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Honor HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO In-ear Inakustik
inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LAudio LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Logitech Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev Magnat Mail.Ru Manley
Maono Marantz Marley Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation OEAudio Oehlbach
Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Pelican Perfect sound Phiaton Philips Phonon Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix RME
Rock Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL SOL Republic Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink SPEAR Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate Ultimate Ears Ultrasone
Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ Яндекс