Музыка бондианы: история агента 007 в мелодиях

На экранах страны появился новый, 25-й по счёту фильм о Джеймсе Бонде — агенте британской разведки с позывным 007. Его история в кино начинается аж в 60-х годах XX века, и с этого момента в музыкальной истории франшизы свой след оставили десятки артистов, среди которых были триумфаторы своих эпох. Ширли Бэсси, Луи Армстронг, Крис Корнэлл, Мэтт Монро, Пол Маккартни, Мадонна, Duran Duran, Garbage, Адель… Список можно продолжать долго. Давайте поговорим, как менялся саундтрек бондианы вместе с агентом 007 и почему музыка играет свою роль в картинах франшизы.

Главная тема

Начнём с главной темы, написанной в 1960 году Джоном Барри. Её точно узнает любой, кто услышит, вне зависимости от того, смотрел он хотя бы один фильм об агенте 007 или нет. Давайте споём вместе: ту-ду-ду-ду, ту-ду-ду-ту-ду-ду-ду-ту-ду-ду, ту-ду-ду, ту-ду — ту-ду-ду!

Эта музыка стала своеобразным бондовским каноном и звучит во всех классических картинах об агенте 007. Именно классических, ведь были и исключения — «Казино "Рояль"» 1967 года и «Никогда не говори "никогда"» 1983 года. Эти фильмы создавались без участия EON Productions — кинокомпании, которая выпустила практически все картины франшизы и обладает правами на эту музыку.

«Тема Джеймса Бонда» — это сочетание классического оркестра, электрогитары и джаза. Наличие джазового свинга — музыки экспромта — очень кстати, ведь в умении решать проблемы на ходу спецагенту равных нет.

Авторство мелодии принято приписывать Джону Барри, хотя по этому поводу было много споров и даже судебных разбирательств. Композитора Монти Нормана привлекли к работе над первым фильмом. У него была готовая фортепианная мелодия для одного мюзикла, который так и не вышел — она и пошла в ход. Джон Барри сделал аранжировку и написал дополнительную музыку, итогом чего и стала знаменитая «Тема Джеймса Бонда».

Почему эта мелодия так хорошо вписывается в историю об агенте 007? Она вызывает чувство опасности, тревоги. Такой эффект достигается за счёт строения мелодии: здесь последовательно берётся несколько соседних нот, разделённых полутоновыми интервалами. Это важно, ведь ни в мажорной, ни в минорной гаммах не бывает двух полутонов подряд. А в «Теме Джеймса Бонда» именно так и происходит, и это вызывает диссонанс: одна из трёх нот оказывается лишней, чужеродной. Отсюда и чувство тревоги — то, что надо для шпионского фильма.

Напомним, как обычно строится начало всех картин о Джеймсе Бонде. Сначала идут титры, где агент 007 стреляет в нас (и тут звучит мелодия Джона Барри), затем мы смотрим пролог и только после этого идут красивые титры с заглавной песней. Примечательно, что в фильме «Казино "Рояль"» 2006 года с Дэниелом Крейгом в главной роли (лучшим из Бондов, по мнению автора статьи), от традиции открывать фильм титрами с бондовской темой отошли. Он-то в нас стреляет, но под заглавную песню «You know my name» Криса Корнэлла. И не просто так: это экранизация первого романа Яна Флеминга, где Бонд только становится спецагентом. Когда он им станет и произнесёт своё культовое: «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд», тогда заслужил главную тему. А в начале ещё рано.

С чего начинались титры с заглавной песней

Заглавная песня третьего фильма — «Goldfinger» Ширли Бэсси — пожалуй, одна из первых ассоциаций с бондианой (разумеется, после главной темы) и эталон музыкальной композиции в истории франшизы. Именно с неё началась традиция открывать фильм красивыми титрами с песней. В первой картине её не было, во второй была «From Russia With Love» Мэтта Монро, но она звучала в закрывающих, а не открывающих титрах. Так что Ширли Бэсси задала всему тон. Кстати, она единственная, кого звали исполнять заглавную песню не один раз: помимо «Goldfinger» (1964), её голос открывает «Diamonds Are Forever» (1971) и «Moonraker» (1979).

В этой песне красиво всё: аранжировка Джона Барри с духовыми и струнными, яркий вокал Бэсси и пафос, так органично влившийся в эстетику бондианы.

Есть и забавная история: гитарист Вик Флик вспоминал, что во время записи Ширли не удавалась вокальная партия. Певица решила проблему радикально: в какой-то момент из бокса, в котором она записывалась, вылетел лифчик. Ширли освободилась от лишних предметов одежды, чтобы чисто и уверенно взять все ноты — уверены, оркестранты такой способ оценили.

Длинная нота

У большинства песен из бондианы есть интересная особенность — они заканчиваются длинной нотой. Эта своеобразная традиция тоже началась с Ширли Бэсси и песни «Goldfinger». Говорят, что в процессе записи этой самой ноты певица чуть не упала в обморок.

Похожая история случилась и в следующем «Бонде», который открывался песней «Thunderball» Тома Джонса. Он говорил, что ему стало дурно, когда он брал финальную ноту на пределе своих возможностей.

Сюда же «Skyfall» — первая песня из франшизы, получившая премию «Оскар». Финальное крещендо — захватывающее и заполняющее пространство — возвращает нас к бондовским традициям. До фильма 2012 года, где прозвучала «Skyfall», с саундтреком проводились разные эксперименты. Для исполнения заглавной песни привлекались Duran Duran, A-Ha, Крис Корнэлл и даже Мадонна. Надо ли говорить, что от классической бондовской мелодии там не было ничего? Тогда создатели следовали трендам и пытались быть ближе к массовой культуре. Мы не говорим, что это плохо (песня Криса Корнэлла многими упоминается как одна из лучших во франшизе, а Duran Duran в своё время взорвали чарты), но всё же приятно было вернуться к классике.

Сэм Смит в «Writing's on the wall» и Билли Айлиш в новой «No time to die» от традиций тоже не отступают, хотя привлечение последней к исполнению саундтрека — это тоже своего рода следование трендам. Давайте обсудим это подробнее.

Билли Айлиш и бондиана — да или нет?

Как мы уже сказали, приглашение одной из главных звёзд нынешнего времени Билли Айлиш к исполнению заглавной песни к фильму «No time to die» — это та же попытка идти в ногу со временем. Возможно, продюсеры посчитали это хорошим пиар-ходом.

Билли Айлиш — артистка молодая, в её дискографии только два полноценных альбома (на момент заключения контракта с кинокомпанией был лишь один), а самой певице на момент выхода песни было всего 18 лет. Она стала самым молодым исполнителем заглавной темы за всю историю франшизы. Отсюда и высокий градус обсуждаемости: многие возмущены, что такая почётная роль досталась совсем «девочке». И шепчущая манера исполнения, дескать, совсем не вписывается в классическую традицию бондовского саундтрека.

Мы с этим мнением не согласны — трек получился очень эффектным и, на наш взгляд, прекрасно отражает эстетику картины и усиливает видеоряд открывающих титров. При внимательном рассмотрении можно заметить, что Билли Айлиш как раз следует традициям классического саундтрека. Она начинает очень сдержанно и постепенно усиливает своё присутствие в мелодии, а в конце и вовсе дарит там чувственную и захватывающую кульминацию. Минорная тональность, драматическая орекстровка, замедленное исполнение — это всё характерные элементы самых известных тем бондианы.

Билли Айлиш написала «No time to die» совместно со своим братом Финнеасом О'Коннеллом, композитором Хансом Циммером и участником группы The Smiths Джонни Марра. Возвращаясь к вопросу об уместности Билли Айлиш в бондиане, наш вердикт — однозначно да.

Главные саундтреки франшизы

Итак, вы хотите познакомиться с музыкальной историей бондианы, но не знаете, с чего начать? Давайте коротко пройдёмся по лучшим заглавным темам (по мнению автора статьи) и составим плейлист. Мы выстроили треки в порядке выхода фильма в прокат, никакой рейтинговой системы тут нет, потому что всё субъективно.

  • Джон Барри — The James Bond Theme. Мелодия, которую напоёт каждый, даже если не видел ни одного фильма о спецагенте. Самое узнаваемое музыкальное произведение бондианы.

  • Ширли Бэсси — Goldfinger. Мы уже рассказали, почему эта песня важна в истории франшизы. Это классика, создавшая определённый образ бондовской мелодии.

  • Нэнси Синатра — You Only Live Twice. Дочь Фрэнка Синатры сделала заглавную тему более лиричной, спокойной. Такое исполнение прекрасно вписалось в эстетику фильма «You Only Live Twice».

  • Луи Армстронг — We Have All the Time in the World. Главную песню фильма «On Her Majesty's Secret Service» 1969 года исполнил маэстро Луи Армстронг. Это фактически последняя крупная работа джазмена и одна из любопытнейших песен в истории бондианы.

  • Пол Маккартни и Wings — Live and Let Die. В этой песне, кажется, есть всё: лирика баллады, симфоническая торжественность, расслабленный вайб регги и рок-боевик. Такой многослойный «пирог» стал одной из ярчайших работ в сольной карьере битла.
  • Карли Саймон — Nobody Does it Better. Первая из заглавных песен бондианы, номинированная на премию «Оскар». Это блестяще исполненная фортепианная баллада — никакого пафоса, зато проникновенно.

  • Duran Duran — A View to a Kill. Как мы говорили ранее, в те времена продюсеры бондианы следовали трендам, поэтому для исполнения заглавной темы позвали героев эпохи — синти-поп-группу Duran Duran. Это был удачный пиар-ход и занимательный эксперимент: песня пусть и выбивается из классической традиции, зато запоминается прочно.

  • Garbage — The World is not Enough. Этот трек часто включают в число лучших из фильмов франшизы. Гитары органично соседствуют со струнными, и всё это виртуозно сливается воедино в вокале Ширли Мэнсон.
  • Крис Корнэлл — You Know My Name. Песня, которая открывает первый фильм с Дэниелом Крейгом в главной роли — «Казино "Рояль"» 2006 года. Совершенно нетипичная мелодия для бондианы, но и Бонд в этом фильме стал совсем другим.

  • Адель — Skyfall. Адель предпочла вернуться к классической традиции с песней «Skyfall» и первой в истории франшизы забрала оскаровскую статуэтку и «Золотого глобуса». Мы бы включили эту песню в топ-3 заглавных тем бондианы.

  • Билли Айлиш — No Time to Die. Тема последнего на сегодня фильма о Бонде соединила классическую традицию и современные тренды. Получилось круто.

Можно не знать сюжета ни одного фильма о спецагенте, можно спорить о лучшем Бонде (мы — за Крейга) или не любить его вовсе. Даже если вы не знаете, как выглядит секретный агент, вы всегда услышите, что он рядом — достаточно лишь нескольких нот главной, канонической музыкальной темы. Мы постарались собрать большую музыкальную историю бондианы воедино и погрузить вас в мир шпионской саги.

Слушайте любимые песни на виниле в Dr.Head — мы всегда рады гостям и открыли запись на прослушивание. Ждём вас!

Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!

Комментарии (2):
Garbage - лучшие! Где только слышу этот трек, сразу кадры из клипа в голове. Спасибо за прикольную фичу с плейлистом, я прям слушаю и ностальгирую
ОтветитьЦитировать
Не смотрела ни один фильм про Бонда, не мой жанр, из детства помню только Тимоти Далтона и немного Коннери. Но музыку слушала и и тот же Skyfall есть в моем плейлисте. Музыка очень крутая, может со временем и до самих фильмов дозрею))
ОтветитьЦитировать
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено