Ленточный микрофон — почему он снова популярен?
О существовании конденсаторных и динамических микрофонов знают все, кто хотя бы немного интересуется звукозаписью. Не так узнаваемы ленточные модели, хотя они составляют «золотую» коллекцию во многих студиях, и охотятся за ними не меньше, чем за легендарным Neumann U47. Предлагаем рассмотреть ленточный микрофон с разных сторон и понять, в чём его притягательность и сила.
К какому семейству относится и как работает?
Ленточные модели относятся к динамическим микрофонам — это их уникальная разновидность. Мы привыкли, что в динамическом микрофоне звуковые волны попадают на диафрагму и приводят её в движение, переводя звук в электрический сигнал. Ленточный микрофон принимает звуковые волны на гофрированную диафрагму в виде ленты, подвешенной внутри магнитного поля — так звук голоса или инструментов переходит в электрический сигнал и «бежит» дальше по кабелям в преамп или рекордер. В ленточных моделях работает тот же принцип магнитной индукции, что и в динамических, поэтому эти две разновидности технически очень близки.
Тонкую ленту чаще всего изготавливают из алюминия, который хорошо держит гофрированную форму и обладает большой прочностью. Лёгкость очень важна, так как диафрагма должна отзываться даже на самое минимальное воздействие, чтобы переводить колебания в микрофонный сигнал.
Немного истории
Первый ленточный микрофон был изобретен на родине микрофоностроения — в Германии. Два учёных, Вальтер Ханс Шоттки и Эрвин Герлах, представили первую модель в 1924 году, но только в 1930-е годы технология их производства была отлажена, и микрофоны хлынули в зарождающуюся индустрию звукозаписи. Первым коммерчески успешным стал RCA PB-31 — его можно считать «дедушкой» всех ленточных моделей. Маленький тираж выпуска PB-31 сделал модель сокровищем, которое практически невозможно встретить в наших широтах.
После него были легендарные RCA PB-44A и 44-BX, по принципу которых ленточные микрофоны строят и сегодня. В 1930-е годы данный тип микрофонов звучал более качественно, чем конденсаторные аналоги: лучшая частотная характеристика, реалистичность звучания и точность.
Лента — самый важный элемент
Не просто так микрофоны называются ленточными. Тонкая гофрированная пластина принимает звуковые волны с обеих сторон от себя. Волны заставляют диафрагму двигаться вперёд и назад, выводя её из положения покоя. Чаще всего микрофоны этого типа двунаправленные и имеют диаграмму направленности типа «восьмёрка».
Особенность ленты — в её свободе. Если в конденсаторных и динамических микрофонах диафрагма закреплена по кругу и натянута, то алюминиевая плёнка в ленточных моделях закреплена только сверху и снизу, что делает её очень отзывчивой даже к малейшему внешнему воздействию — то, что нужно для подробной и точной передачи звука. Напрашивается аналогия с развевающимся парусом. У такой конструкции есть недостаток — она очень хрупкая, так как лента тоньше человеческого волоса. Если хранить микрофон неправильно, может произойти провисание ленты, и качественного звука мы уже не получим. Если мы имеем дело с активным микрофоном, то один скачок напряжения способен вывести ленту из строя, поэтому к защите сетей в студиях относятся особенно серьёзно.
Большинство ленточных микрофонов пассивны — им не требуется отдельный блок питания, а схема их работы очень проста. Однако на рынке есть и активные модели с другой топологией схемы (первая такая модель была представлена в 2002 году — Royer Labs R-122, у него фантомное питание).
Почему ленточные микрофоны снова популярны?
Как это ни странно, помог недостаток: лента имеет спад высоких частот из-за своей формы и малого веса, поэтому её чувствительность к ним ослаблена (сложно создать необходимое количество энергии). Из-за этого на заре звукозаписи модели с такой схемотехникой были вытеснены конденсаторными микрофонами. Дело в том, что аналоговая запись в 50-е была довольно «тёмной» на верхах, а яркий звук конденсаторных микрофонов это компенсировал и смягчал.
Сегодня большинство записей делают с помощью цифровых интерфейсов, поэтому «накручивать» яркость звука больше не требуется: у него сразу высокое разрешение и широкий частотный диапазон. Поэтому многие мастера ищут ленточные микрофоны, чтобы получить естественное и натуральное звучание без лишней цифровой резкости. Теперь в студиях ленточные и конденсаторные микрофоны работают сообща.
Кроме того, у ленточных моделей медленные переходные характеристики. Переходный процесс — это быстрый пик амплитуды звука, который лучше всего описывается как начальный удар барабана. Переходная характеристика — это то, насколько быстро или медленно микрофон реагирует на переходные процессы. У ленточных микрофонов достаточно медленные переходные характеристики, что делает их звучание живым и окрашенным, так как даже после затухания звука диафрагма продолжает колебаться. Такой эффект добавляет приятные нашему слуху транзиенты и сустейн. Для чего лучше всего подойдет ленточный микрофон?
Чаще всего его можно встретить в «стерильных» студийных условиях, но случается видеть его и на живых выступлениях, особенно, если речь идёт об академической музыке и озвучке оркестра. Иногда ленточными моделями пользуются для создания неповторимого образа — вспомним выступления Мэрилина Мэнсона с ленточной «Октавой».
Что записывать на ленточный микрофон?
Акустические инструменты. Хрупкие ленточные микрофоны облюбовали в студиях, где работают с оркестровой музыкой. Их часто можно встретить подвешенными на стойках над оркестром наравне с конденсаторными. Когда в студии большой парк микрофонов, каждого музыканта может записывать отдельным микрофоном. Звучание контрабаса и виолончели через ленту считается одним из эталонных.
Вокал. Ленточные модели ценят за естественное звучание. Конечно, за пределы студии их выносят довольно редко, так как «восьмёрка» будет ловить обратную связь от сценической подзвучки и усилителей. Лента отлично подходит для сольного вокала, так как запись будет наполнена жизнью и трепетом. Только помните, что нужно обязательно использовать поп-фильтр, чтобы не повредить диафрагму. Также можно чуть наклонить микрофон от оси, чтобы смягчить попадание звуковой волны на ленту.
Духовые. Ленточные микрофоны улавливают звучание духовых инструментов с яркостью и динамикой. Их точный, естественный и слегка мрачноватый характер замечательно подчеркивают яркость медных духовых, оживляя и балансируя их на записи.
Гитарные усилители. Лента очень хорошо передает тонкости звучания ламповой или транзисторной «головы» и кабинета. Если вы хотите записать драйвовую электрогитару с захватом пространства, то направленность «восьмёрка» вам в этом поможет. Например, усилитель Marshall с его глубоким и искристым звуком звучит через ленточный микрофон превосходно.
Барабанная установка. Конечно, для этого лучше всего подходят конденсаторные и динамические модели, но бывают сценарии, когда нужно записать всю барабанную установку с помощью стереопары ленточных микрофонов на небольшом удалении — это интересный способ, но нужно быть аккуратным.
Внимание и уход
В студии трудно найти что-то более капризное, чем этот тип микрофонов, но результат на записи того стоит. Чтобы ленточный микрофон прослужил долго, нужно придерживаться некоторых правил:
Обязательно использовать поп-фильтр при записи вокала.
Использовать ветрозащиту при работе вне студии в ветренную погоду.
Располагайте микрофон вне оси при записи источников звука с высоким звуковым давлением.
Применять качественные кабели с хорошей развязкой.
Хранить микрофон вертикально, когда он не используется.
Ни в коем случае не подключать пассивный ленточный микрофон к фантомному питанию (так пало много микрофонов).
Подборка ленточных микрофонов Dr.Head
HUM Audio Devices RS-2
Первый в мире стереофонический ленточный микрофон с дистанционным управлением и встроенным дискретным преампом. Это полноценная система для записи звука с функционалом, которого раньше у ленточных моделей не было. Микрофон может похвастаться двумя поворотными головками, которые можно установить в режим стерео LR (Blumlein) или в Mid/Side. Каждая головка изготовлена из алюминия толщиной 1,8 микрон, она приводится в действие мощными магнитами.
Пользователь может выбирать между пассивной и активной схемой, а также управлять фильтром низких частот, полярностью и другими параметрами удалённо через пульт.
HUM Audio Devices ARM-1S и HUM Audio Devices ARM-1L
ARM-1L и ARM-1S — активные монофонические ленточные микрофоны, унаследовавшие конструкцию и качество звука от флагманского RS-2. Уникальная 1,8-микронная ленточная диафрагма из алюминия соединена со схемой ручной работы и помещена в корпус, созданный на станках с ЧПУ.
Есть две механически похожие модели с отличным звуком, которые дают свободу выбора: у ARM-1L тот же 2-дюймовый ленточный двигатель, что и у флагманского RS-2, и чуть более «характерный» и окрашенный звук, в то время как АРМ-1С оснащен однодюймовой лентой и имеет более чистое и нейтральное звучание.
Audio-Technica AT4080
Один из самых устойчивых к высокому звуковому давлению микрофонов от японского бренда, обладающий мягким и натуральным звучанием. Модель AT4080 хорошо подойдёт для записи вокала, духовых, струнных и других акустических инструментов, а также оркестров, ансамблей и гитарных кабинетов.
При производстве лент для AT4080 используется новая технология компании Audio-Technica — MicroLinear — которая сводит к минимуму искривление ленты. Это позволяет предотвратить искажения и снижение точности передачи звука. Кроме того, используется тончайшая внутренняя сетка, защищающая ленты от задувания.
У ленточных микрофонов не только богатое прошлое, но и интересное настоящее и, мы уверены, насыщенное будущее. Они перестают быть коллекционной редкостью и всё чаще встречаются в рабочем процессе. Пора расчехлять винтажные и новые микрофоны и творить, сочинять, записывать! А мы по традиции ждем вас в гости в наших магазинах, где можно протестировать любую технику.
Все новости, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Очень изысканные аппараты! Выглядят очень футуристично, интресно было бы послушать их с роялем или гитарным стеком. Там лента не вылетит от таких нагрузок, а то мало ли? Вот мне не понятно, там больше плюсов или минусов, честно говоря | ||||
|