JH Audio Lola Universal: одни в своем роде
Сколько звуковых излучателей можно втиснуть во внутриканальные наушники? Если это наушники JH Audio, правильный ответ — «практически сколько угодно». Восемь, десять, двенадцать драйверов на каждом канале — компания не боится экспериментировать со сложнейшими многодрайверными схемами. Но даже на этом фоне новые наушники JH Audio Lola способны поразить воображение. Причем в этот раз не количеством драйверов. Или, точнее, не только им.
Знакомство
Топовые наушники распознаются не только по дизайну упаковки (она здесь, как и положено, черная, стильная), но и по качеству аксессуаров. На котором в JH Audio благоразумно решили не экономить: взять хотя бы бронированный цельнометаллический футляр для переноски, в котором наушники, похоже, смогут легко пережить попадание под товарный поезд.
Еще сильнее впечатляет съемный плетеный кабель, заказанный специально у Moon Audio, выполненный на основе восьмижильного проводника и заключенный в эластичную оплетку. Благодаря необычной конструкции он сочетает выносливость буксировочного троса с гибкостью обувного шнурка (кроме шуток, при желании его и правда можно завязать бантиком). Микрофонный эффект покрытия — минимальный: услышать шуршание кабеля об одежду можно только если как следует для этого постараться.
Крепление — сверхпрочное, четырехпиновое, дополнительно укрепленное мощными винтовыми зажимами, заимствованными у профессиональной аппаратуры. Это не только для защиты от повреждений, но и чтобы не допустить проблем с контактом, которые со временем возникают у подвижных разъемов. Способ крепления диктует единственный способ ношения, с выводом кабеля за ухо — для тех, кто привык пользоваться дорогими IEM, в этом нет ничего необычного.
Корпуса наушников отлиты из сверхпрочного поликарбоната, а их форма необычна для универсальных моделей: анатомические изгибы явно подражают кастомам. Впрочем не просто подражают — они и правда выполнены на основе индивидуальных ушных слепков. Правда, не одного конкретного человека, а огромного множества: разработчики JH Audio проанализировали несколько тысяч слепков ушных раковин, чтобы рассчитать для своих топовых «универсалов» оптимальную усредненную форму, которая могла бы наиболее точно воспроизвести строение слухового канала, но при этом подошла бы пользователям с разными ушами.
В результате обращаться с наушниками приходится скорее как с кастомами, чем как с универсальными моделями. Для начала нужно как следует повозиться, чтобы нащупать правильное положение в ушной раковине (для этого стоит слегка «ввинтить» их в уши – так же, как при использовании кастомных наушников). Зато эффект тоже напоминает кастомный: глубина погружения, звукоизоляция и плотность посадки — все заметно выше, чем у обыкновенных внутриканальных моделей. При этом наушники не давят изнутри на слуховые каналы и не вызывают усталости при длительном использовании: наоборот, чем дольше слушаешь музыку, тем меньше замечаешь их присутствие у себя в ушах.
Устройство
В каждом корпусе JH Lola установлено по 8 драйверов — цифра более чем внушительная, но только не по меркам JH Audio, в топовых наушниках которой можно найти и по дюжине излучателей. Зато их состав для компании совсем нетипичен: вместо чисто арматурной конструкции, на которую JH Audio делала ставку многие годы, в новых наушниках применена сложная гибридная схема с шестью арматурными и двумя динамическими драйверами.
Сдвоенные динамики — решение неординарное, и не только для JH Audio: подобные модели на High End рынке можно пересчитать по пальцам. Но еще необычнее их назначение: вместо басового диапазона, за который динамические излучатели традиционно несут ответственность в гибридных схемах, здесь они озвучивают средние частоты. Этот смелый эксперимент делает JH Lola непохожими ни на одну другую пару гибридных наушников в мире!
У обоих СЧ-динамиков одинаковый 5-миллиметровый диаметр, а установлены они зеркально друг напротив друга — в прошлом такое размещение нередко использовалось разработчиками полноразмерной High End акустики для повышения плотности и равномерности звукового поля. Оба динамика вмонтированы в специальную цилиндрическую камеру, отпечатанную на 3D принтере и призванную обеспечить точное согласование звука по фазе.
За частоты ниже 200 Гц отвечают сдвоенные арматурные драйверы – именно они, по убеждению разработчиков JH Audio, способны обеспечить быстроту и текстурность баса, которой не дождешься даже от самых качественных динамиков.
В диапазоне выше 3 кГц играют продвинутые ВЧ-модули, собранные из четырех арматур – подобную же конструкцию JH Audio применяет в своих умопомрачительных 12-драйверных флагманах JH Layla (не зря имена обеих моделей так выразительно перекликаются друг с другом). Звук НЧ, СЧ и ВЧ излучателей выводится в три раздельных стальных волновода с фирменной технологией FraqPhase, хорошо знакомой нам по другим моделям JH Audio.
Скорректировать уровень низких частот (и общий характер звучания) можно с помощью фирменного регулятора на кабеле наушников. Он способен изменить уровень баса на солидные 15 дБ в ту или другую сторону. Убираешь бас – оголяешь середку и верх, добавляя звучанию сухости и мониторности. Выводишь бас вперед – делаешь звук более плотным и сочным. Для тестового прослушивания мы предпочли оставить регулятор в нейтральном положении: посмотрим, какое звучание конструкторы JH Audio считают максимально сбалансированным.
Звучание
В первую очередь обращаем внимание на средний регистр – интересно же выяснить, как здесь проявят себя уникальные сдвоенные СЧ-динамики, которые нам еще ни разу не попадались во внутриканальных мониторах. К счастью, середина не разочаровывает! По сравнению с ближайшими соседями в линейке премиальных наушников JH Audio средние частоты в JH Lola звучат предельно насыщенно и музыкально. Вместо аналитического препарирования музыки на ударные, струнные и прочие ингредиенты, характерного для арматурных многодрайверов, они сохраняют цельность подачи, при этом совершенно не жертвуя детализацией.
Звучание вокала и духовых поражает текстурностью, реализмом и уровнем разрешения: на сиплых саксофонных партиях Питера Бротцманна превосходно слышны мельчайшие шорохи, которые потоки воздуха производят при соприкосновении со стенками инструмента. Разница с привычной арматурной середкой хорошо ощутима на партиях электрогитар: вместо холодноватой и слегка анемичной подачи резкие удары по струнам обретают предельную насыщенность и энергетику, хорошо знакомые запилы Джимми Хендрикса звучат так выразительно, будто слышишь их впервые в жизни.
В нижнем регистре – характерное для топовых JH Audio быстрое, раскатистое и полновесное звучание без признаков вялости и рыхлости (спасибо спаренным арматурным драйверам, которые обеспечивают уверенный контроль над атаками). Бас-гитары рычат и рокочут почти как на живом концерте, басовые линии в электронной музыке сохраняют упругость и добираются до самых нижних нот, так что любители гулких ритмичных стилей в диапазоне от грайма до хип-хопа тоже не будут разочарованы.
На стыке середины с верхом у JH Lola не возникает проблем с сибилянтами, типичных для многих трехполосных арматур: звук прозрачен, хорошо прописан и предельно сбалансирован. Отсутствие задранной яркости поначалу можно принять за нехватку высоких частот. Однако достаточно прислушаться к тому, как тщательно наушники воспроизводят звучание барабанных тарелочек (особенно на качественных записях с разрешением не ниже 192 кГц), чтобы убедиться в их способности точно извлечь из записи всю высокочастотную информацию, и при этом не добавить ничего от себя. А главное, оценить их умение сделать аудиофильский звук по-настоящему живым и захватывающим.
В итоге
Уникальные трехполосные гибриды с ни на кого не похожим музыкальным почерком. Точность, детализация и быстрота баса достались им от арматурных моделей, а цельность и музыкальность — от традиционных динамиков.