История записи и воспроизведения музыки от фоноавтографа до стриминга
Содержание:
- 1857 – Фоноавтограф: что если «сфотографировать» звук?
- 1860 – Первая музыка, записанная на фоноавтограф
- 1877 – Фонограф Томаса Эдисона: цилиндр изобретён!
- 1877 – Первый микрофон: кто его создал?
- 1887 – Граммофон
- 1888 – Рождение пластинки
- 1889 – Рождение индустрии звукозаписи
- 1920-е – начало электрической звукозаписи
- 1928 – Магнитная лента
- 1931 – Бинауральный звук (стерео)
- 1940 – Многодорожечная запись
- 1948 – Винил: Columbia Records совершает прорыв
- 1964 – Кассета: музыка в кармане
- 1976 – Первые коммерческие цифровые записи
- 1981 – Цифровой звук на пороге
- 1998 – MP3
- Настоящее время – эпоха стриминга
- Вывод
На протяжении всей истории нас сопровождает музыка. Однако по историческим меркам записывать и воспроизводить её человечество научилось буквально «вчера». В этом материале мы представим краткую историю звукозаписи: от истоков до современности. Вы сможете послушать первую музыку, дошедшую до нас на записи, а также ответить на вопрос: что было до граммофона?
У многих изобретений есть несколько авторов. Вспомним лампочку или радио. Поэтому наша «краткая история» не стремится описать все процессы, происходившие в звукозаписи. Наша цель: нарисовать крупными мазками удивительную историю музыкальных носителей, способов воспроизведения и людей, опередивших своё время. Для удобства мы пойдем в хронологическом порядке.
1857 – Фоноавтограф: что если «сфотографировать» звук?
25 марта 1857 года французский изобретатель первым запатентовал устройство, которое могло записывать звук, названное фоноавтографом. Устройство использовало конусообразный рупор для улавливания звука. Затем вибрации передавались на гибкую диафрагму на узком конце конуса, в результате чего получились волнистые линии, которые записывались на бумаге, покрытой черной сажей. Хотя устройство могло записывать звук, оно не могло его воспроизводить.
Когда Эдуард-Леон Скотт де Мартенвиль впервые задумал звукозапись, он был редактором и типографом рукописей в научном издательстве в Париже. Однажды в 1853 или 1854 году он корпел над текстом по физиологии человека, когда ему в голову пришла удивительная мысль. Он назвал ее: «неосторожной идеей фотографировать слово». Если фотография может запечатлеть мимолетные изображения с помощью линз, смоделированных по форме глаза, разве не могла бы копия уха аналогичным образом запечатлеть произнесенные слова?
1860 – Первая музыка, записанная на фоноавтограф
В 1860 году Скотт сделал несколько записей, используя своё изобретение. Он пел песни, декламировал отрывки из стихов и пьес на нескольких языках. Наряду с его предыдущими экспериментами это первые записи голоса человечества. И они были сделаны с помощью технологии, которая будет заново открыта в 20 веке и станет основой всех коммуникационных технологий.
Самая старая известная запись человеческого голоса была сделана с помощью фоноавтографа и была невоспроизводима более века. Запись (ниже) представляет собой голос, исполняющий французскую народную песню XVIII века под названием «Au clair de la lune» — «В лунном свете».
1877 – Фонограф Томаса Эдисона: цилиндр изобретён!
В 1885 году Томас Эдисон написал: «Я не слышал пения птиц с тех пор, как мне было двенадцать». Никто точно не знает, как Эдисон потерял большую часть своего слуха. Тем не менее, этот человек изобрел первую машину, которая могла улавливать звук и воспроизводить его. Фактически, фонограф был его любимым изобретением. Первый фонограф был изобретен в 1877 году в лаборатории Менло-Парка.
Кусок фольги был обернут вокруг цилиндра посередине. Вы выкрикивали короткое сообщение в кусок на одной стороне цилиндра, поворачивая ручку. Внутри этого куска была игла. Голос говорящего заставлял иглу вибрировать. Звуковые колебания проходили через иглу и оставляли линию или канавку в фольге. Игла на другой стороне могла воспроизводить то, что только что записали. Всего через несколько воспроизведений фольга рвалась, и сообщение больше нельзя было воспроизвести. Однако это была революция!
«Daisy Bell» — оригинальная фонографическая запись 1894 года с текстом песни
1877 – Первый микрофон: кто его создал?
В 1877 году Эмиль Берлинер подал заявку на патент на микрофон — угольный микрофон. Александр Белл, который всего за год до этого изобрел телефон, осознал практическую важность технологии Берлинера. Поэтому он купил патент за 50 тысяч долларов — огромную сумму по тем временам. Проблема была в том, что Томас Эдисон также подал заявку на патент на микрофон. Конкурирующие претензии стали причиной судебной тяжбы между Берлинером и Эдисоном, которая длилась полтора десятилетия. Наконец, в 1892 году Верховный суд США вынес решение. «Угольный микрофон — это, вне всякого сомнения, изобретение Эдисона».
Берлинер, продемонстрировавший свой микрофон за год до подачи каких-либо патентов, был расстроен, полагая, что Эдисон украл его идеи. Так у кого же было больше оснований для подачи заявки на изобретение, у Берлинера или Эдисона? Вопрос остается открытым. Микрофон произвел революцию в процессе создания музыки и в музыкальной индустрии в целом. Он позволил усилить звук, чтобы музыку можно было слышать легче и на больших расстояниях. Микрофон позволил развить новые жанры музыки, а также дал людям возможность слушать музыку новыми способами, например, через радио.
1887 – Граммофон
Эмиль Берлинер подал патент на граммофон, который, в отличие от фонографа, мог воспроизводить несколько раз без потери качества звука. Хотя поначалу он воспроизводил громоздкие цилиндры, в дальнейшем он перешел на плоские диски. Устройство было изобретено в лаборатории Александра Грэхема Белла путем внесения ряда усовершенствований в фонограф Эдисона. Для многих людей граммофон олицетворяет начало эры звукозаписи.
1888 – Рождение пластинки
Берлинер изобрел пластинку в виде плоского диска, которая заменила ранее использовавшиеся цилиндры. Первоначально диски изготавливались из вулканизированной резины, но позже Берлинер обнаружил, что смесь шеллака и сланцевой пыли является лучшим материалом.
1889 – Рождение индустрии звукозаписи
15 января Эдуард Д. Истон основал Columbia Phonograph Company (Columbia Records). Лейбл звукозаписи произошел от American Gramophone Company и теперь принадлежит Sony. В 1901 году компания начала продавать пластинки вместе с оригинальными цилиндрами.
Мы предлагаем проследить удивительную историю звукозаписывающих компаний на примере Deutsche Grammophon. В нашей истории лейбла: «Томас Эдисон снимает цилиндр: Шаляпина записали на грампластинку», «Штраус за роялем и возвращение щенка Nipper», «Тёмные времена: «депрессия», гестапо и подводная лодка с Бахом» и другие удивительные истории в судьбе Deutsche Grammophon.
Вскоре после того, как компании получили возможность массового производства пластинок, начали появляться первые суперзвезды звукозаписи. Первым из них был Энрико Карузо, итальянский оперный певец, который записывался под лейблом Gramophone Company. Карузо в конечном итоге заработал более миллиона фунтов стерлингов на гонорарах.
Запись от 1 февраля 1904 года. Una furtiva lagrima (Украдкой слёза) — романса из второго акта, второй сцены итальянской оперы L'elisir d'amore.
1920-е – начало электрической звукозаписи
Первые электрические записи были сделаны в 1920-х годах учеными, работавшими в Bell Laboratories. Эти новые записи были улучшением по сравнению с предыдущими методами акустической записи, которые были ограничены качеством звука, которого можно было достичь.
Также в 1920-х годах звукозаписывающие компании в Соединенных Штатах начали использовать термин «расовые записи» для маркетинга музыки чернокожих артистов для их аудитории. Эти записи обычно делались на материалах более низкого качества и не предназначались для воспроизведения на дорогой аппаратуре, которой владело большинство белых американцев.
Великая депрессия 1930-х годов принесла тяжелые времена в индустрию звукозаписи. Продажи фонографов и пластинок упали. Многие звукозаписывающие компании записывали музыку на материалах более низкого качества и выпускали меньше копий каждой пластинки, чтобы сократить расходы.
1928 – Магнитная лента
В 1928 году австро-немецкий инженер Фриц Пфлеймер патентует тип бумажной ленты, покрытой порошком оксида железа, в качестве звукозаписывающего носителя. Он уступает права на использование «Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft» (AEG). Эта компания представляет свой «магнитофон» изумленной публике на Великой немецкой радиовыставке в августе 1935 года. Одна катушка способна вместить до 20 минут звучания, что является сенсацией для того времени. Магнитная лента любезно предоставлена «Badische Anilin- und Sodafabrik», или сокращенно BASF. Поскольку бумажная лента склонна к разрывам, BASF разрабатывает первую в мире пластиковую ленту в 1936 году.
1931 – Бинауральный звук (стерео)
Бинауральный или стереофонический звук был разработан английским инженером-электронщиком Алан Блюмлейн. Идея пришла Блюмлейну во время ночного похода в кино со своей женой. Его раздражало то, что весь звук исходил из одного динамика в углу комнаты. Он хотел, чтобы звук следовал за персонажами по экрану, когда они говорят. Достижения Блюмлейна в области звука широко используются сегодня и являются тем, как мы воспринимаем большую часть кино и музыки. «Фантазия» Уолта Диснея была первым коммерческим фильмом, в котором использовалась эта технология.
Алан Блюмлейн – «Ходьба и разговоры»
1940 – Многодорожечная запись
Благодаря своим экспериментам техник и гитарист Лес Пол разработал 4- и 8-дорожечные записи. Хотя технология все еще находилась на ранних стадиях, она позволяла музыкантам записывать вокал и инструменты по отдельности, а не записывать все сразу. Крупные студии начали использовать эту технологию в конце 1960-х, и одними из первых групп, выпустивших альбомы с использованием этого метода, были The Beatles и The Rolling Stones.
1948 – Винил: Columbia Records совершает прорыв
Индустрия звукозаписи столкнулась с проблемами, выходящими за рамки нехватки шеллака. Пластинки на 78 об/мин ограничивались пятью минутами музыки на каждой стороне, и звукозаписывающие компании не могли придумать, как увеличить время воспроизведения. Эта проблема продолжалась на протяжении 1930-х годов. Western Electric удалось продлить воспроизведение до 10 минут на сторону, но звукозаписывающие компании все еще боролись за то, чтобы добиться существенных улучшений. В 1939 году Columbia Records начала искать новые способы решения этой проблемы.
В 1948 году индустрия звукозаписи достигла рубежа, который навсегда изменил технологию записи и воспроизведения. Вместе с доктором Питером Голдмарком Columbia Records создала 12-дюймовую микроканавочную долгоиграющую пластинку или LP. Их новая LP стандартизировала скорость воспроизведения 33 1/3 и давала слушателям 21 минуту музыки с обеих сторон. Поприветствуйте современный полноформатный альбом!
1964 – Кассета: музыка в кармане
В 1960 году команда на заводе Philips в Хасселте, Бельгия, начинает работать над ленточным носителем, который был бы одновременно практичным и простым в обращении. Команда под руководством Лу Оттенса придумала идею прочного звукового носителя, который обычные люди могли бы просто взять и положить в карман пиджака или сумочку. 28 августа 1963 года Philips представляет результат своего труда на Радиовыставке в Берлине: компактную кассету и устройство для ее воспроизведения — кассетный магнитофон. Качество звука изначально не было потрясающим, но все изменилось с разработкой шумоподавления Dolby-B в 1968 году
Компактная кассета произвела революцию и демократизировала способ записи и прослушивания музыки. Начиная с появления практичного радиокассетного магнитофона в 1970-х годах, теперь абсолютно любой мог записать свою любимую песню с радио. Или записать пластинку на кассету, которую, благодаря развитию двухкассетных дек, теперь можно копировать и дарить. Все это очень огорчило музыкальную индустрию, которая в начале 1980-х годов выступила против домашних тейперов под лозунгом «домашняя запись убивает музыку». Но этот процесс было не остановить.
1976 – Первые коммерческие цифровые записи
Американский ученый и основатель Soundstream Томас Стокхэм был первым, кто сделал цифровую запись. Компания использовала 16-дорожечный магнитофон Honeywell для создания 16-битной цифровой системы аудиозаписи. Первая коммерческая запись была сделана в опере Санта-Фе в 1976 году с использованием собственного магнитофона Soundstream Стокхэма.
1981 – Цифровой звук на пороге
Следующий революционный носитель звука был представлен уже в 1981 году. Philips, Sony и Polygram объединили усилия, чтобы представить компакт-диск. Этот маленький пластиковый диск хранит информацию в цифровой форме в микроскопических углублениях, которые затем считываются лазером и преобразуются электронным способом в аналоговый звуковой сигнал. В отличие от LP, новый CD не подвержен износу во время воспроизведения, занимает меньше места и обеспечивает качество звука, которого никогда не было. Это также связано с цифровой записью и редактированием аналоговых звуковых сигналов, которые постепенно захватывают мир студий звукозаписи с конца 1970-х годов.
1998 – MP3
Первым коммерчески выпущенным MP3-плеером был MPMan F10. Устройство было произведено в Корее компанией Saehan Information Systems и могло вмещать до восьми песен. В декабре того же года был выпущен Diamond Multimedia Rio PMP300 (который многие ошибочно считают первым MP3-плеером). 23 октября 2001 года Apple представляет iPod, на котором можно хранить ошеломляющие 1000 песен благодаря сжатию MP3. Вместо отдельных альбомов, как это было в случае с Walkman, iPod теперь позволяет носить с собой целую коллекцию записей.
Настоящее время – эпоха стриминга
Потоковая музыка (или стриминг) — это метод прямой передачи аудио на ваше устройство, не требующий загрузки на него файлов из сети. В прошлом, чтобы слушать музыку на телефоне, её нужно было сначала скачать в нужном аудиоформате. Теперь после нажатия на Play музыка доставляется в устройство из Интернета небольшими пакетами данных и сразу же воспроизводится в реальном времени (потоком). Некоторые стриминговые сервисы дают возможность скачивать музыку на устройство, но это не всегда удобно. Подробное описание стриминга в нашей статье.
Вывод
Звукозапись и воспроизведение прошли большой путь от истока в середине XIX века, до наших дней. От следов на бумаге, покрытой сажей до стриминга. XXI век впечатляет тем, что многие из носителей, представленных в материале, переживают второе рождение. Чего только стоит огромный интерес к винилу, мы описали этот феномен в отдельном материале. Кассеты также набирают популярность. У нас есть уникальная возможность выбирать тот способ прослушивания и носитель, который нравится и удобен. В магазинах Dr.Head можно протестировать всё представленное аудио, включая проигрыватели винила, акустические системы, наушники и многое другое. Ждём вас в Москве и Санкт-Петербурге.
Вот - и микрофон, Эдисон тоже спёр! |