Культ виниловых пластинок: в чём причина Винилового Ренессанса?

Аналоговые записи более ста лет безраздельно властвовали в музыкальной индустрии. За это время для записи использовали множество носителей — от проволоки и металлических валиков до винила и плёнки. Сегодня мы попробуем разобраться, почему в эпоху цифрового звука и стриминговых сервисов ворвались виниловые пластинки. И не просто ворвались, а произвели настоящую революцию, которую окрестили Виниловым Ренессансом. И действительно, с эпохой Возрождения много общего — как в «тёмные‎» Средние века люди обратились к искусству и мысли Античности, так и в «прагматичную‎» современность мы переосмысляем своё недавнее музыкальное прошлое. Наш главный вопрос на сегодня: в чём же причина торжественного возвращения винила?

Философия Винилового Ренессанса

Наш образ жизни очень сильно ускорился за последние двадцать лет, мы привыкли всё делать на бегу. Общество потеряло опору под ногами, так как установки и тенденции меняются очень стремительно — человек не может в полной мере проанализировать то, что происходит вокруг него. Американский философ Элвин Тоффлер назвал такое состояние общества футуршоком.

Именно в музыке мы и находим ту самую «опору‎» в виде знакомого с детства образа виниловой пластинки. Вы можете возразить: постойте, ведь винил покупает поколение, которое никогда не видело «‎оригинальные» пластинки в их золотой век (1980-е )? Да, но существует коллективная память, которая намного сильнее памяти отдельного человека. Именно с этим «‎коллективным» мы как с молоком матери впитываем узнаваемые образы. Если брать шире, то мы живем в эпоху ретро во всём — от одежды и музыки до стиля жизни. Есть мнение, что возвращение к виниловым пластинкам и звуковым образам прошлого — это кризис (почитайте книгу Саймона Рейнольдса «‎Ретромания. Поп-культура в плену у собственного прошлого»), но, с нашей точки зрения, мы являемся свидетелями чего-то совершенно нового, так как пластинки сейчас воспринимают совершенно иначе, чем раньше. Однако, мы увлеклись социологическим дискурсом.

В чём притягательность винила?

В стремительности часто теряется смысл того, что мы делаем. Музыка превращается в фон, который играет, когда мы готовим, едем в транспорте, убираем квартиру. Наше собственное «‎я» требует осознанности, и винил может её предложить, ведь вы не будете, например, нарезать салат и параллельно ставить пластинку на проигрыватель (поверьте, это неудобно). Благодаря носителю меняется сам подход к тому, как мы слушаем музыку — пластинку нужно воспринимать целиком, как общую музыкальную концепцию. Треки на ней нельзя переключить в одно касание на смартфоне: будьте добры слушать сторону целиком (если у вас есть скилл, то, конечно, можно опустить иглу на нужную дорожку). Удивительно, но для того, чтобы послушать пластинку, нужно остановиться и посвятить время именно музыке. Это настолько противоречит нашей «‎клиповости» мышления, что кажется, будто винилу нет места в современном мире. Почему же мы усложняем себе жизнь? Ответ простой — хочется осознанного процесса, эмоций и ощущений.

Виниловая пластинка — это один из самых узнаваемых культурных символов современности, как, например, логотип Coca-Cola. Покупая пластинки, мы приобщаемся к культуре. Получается, что пластинка является искусством сама по себе, вне зависимости от того, что на ней записано. Часто видим коллекционеров, у которых аналоговые записи стоят на полках, являясь частью интерьера. Рано или поздно их послушают, а пока — это заявление окружающим: «Я слежу за тем, что потребляю‎! Мне важна эстетика!». На наш взгляд, превосходный посыл.

А что, если нам всё это чудится, и винил на самом деле не востребован?

Может быть, «‎виниловая тема» нам всем привиделась?

По данным Nielsen Soundscan, в прошлом году было продано 16,8 миллионов пластинок (годом ранее было 14,6 миллионов), и это 13-й год подряд роста продаж виниловых пластинок — цифра вдвойне впечатляющая для музыкальной индустрии, в которой в целом наблюдается снижение продаж. В прошлом году на пластинки приходилось 12% продаж альбомов — удивительный показатель, учитывая, что этот формат считался почти исчезнувшим на рубеже веков. Да, начало 1990-х было настоящим реквиемом по пластинкам — уверены, что у вас есть знакомые, которые раздавали свои коллекции просто за «‎спасибо» (кто же знал?).

Согласно статье Forbes, рост продаж пластинок пропорционально опережает рост продаж во всех музыкальных сферах. Физические продажи в целом упали, в то время как винил стремительно растет, неуклонно увеличивая количество покупателей в среднем на 5% в течение последних нескольких лет. Продажи компакт-дисков, на которые приходится большая часть рынка музыкальной индустрии, упали на 18%, начиная с 2016 года. На данный момент винил занимает больше трети музыки на физических носителях.

Как мы видим, CD сейчас стремительно падает, и непонятно, когда это пике остановится. Изменилась музыкальная парадигма — уход от CD в сторону пластинок (продажи последних вернулись на уровень 1988 года — это пик).

Оборудование для печати винила последние пару лет пользуется огромным спросом, так как пока насытить рынок до конца не удаётся. Огромное число новых исполнителей выпускает свои альбомы именно на этом носителе.

Так что нет, не привиделась. Большой интерес к музыке на виниле — это факт.

Винил по качеству звука превосходит «цифру‎»?

Пластинка — это аналоговый источник звука, имеющий свои особенности по процессу записи на него и сведения. Сначала скажем, в чём особенность аналогового звука. Первоначально весь звук — это физические звуковые волны разной длины. Аналоговый сигнал передаёт эту самую волну, которую мы воспринимаем ухом и даже кожей или костями. В цифровом звуке эта волна преобразуется, её разделяют на мелкие элементы, а затем воспроизводят. Задача цифрового звука — восстановить звуковую волну, а значит, чем больше деталей, тем выше качество (зависимость от битрейта и частоты). Из этой мысли можно сделать вывод, что аналоговый звук — это первоисточник, но однозначно сказать, что он лучше, всё же нельзя.

У винила есть свои ограничения — например, он не может вместить большое количество звуковой информации, как цифровые записи с большой частотой. В силу особенностей материала есть ограничения в динамическом диапазоне, также имеет место износ пластинок. Однако, их качество сейчас намного выше, так как производство более локально и элитарно. Раньше винил был ‎расходным материалом, а теперь стал культурной ценностью — меняется отношение к нему.

Безусловно, винил даёт намного больше нелинейных искажений, чем «‎цифра» (в сотни раз больше), но парадокс в том, что эти искажения очень приятны для человеческого уха — своеобразная благородная плесень на сыре. Мы слышим теплоту и мягкость звука, который подкупает своим характером. Не будем отказывать себе в этом удовольствии!

Пластинки каких лейблов прославились своим качеством звука?

Blue Note Records

Культовый джазовый лейбл Blue Note был основан в 1939 году немецким эмигрантом Альфредом Лайоном и музыкантом Максом Маргулисом. С 1960-х годов в качестве инженера Blue Note Records работал Руди Ван Гелдер (RVG), чьи методы записи были революционными, он выкручивал возможности студии до предела. Такой же подход сохранился и в наше время. У лейбла есть своё кредо, которое вывел Альфред Лайон в «‎Целях записи Blue Note»:

«Компания Blue Note Records создана для бескомпромиссной передачи качества звучания джаза. Любой особый музыкальный стиль является подлинным искусством, которое мы стремимся передать в первозданном виде».

Здорово, что сейчас лейбл начал перевыпускать знаменитые джазовые релизы, используя первоначальные записи 1960-х годов. В Dr.Head можно собрать целую коллекцию записей на знаменитом лейбле.

Deutsche Grammophon

История Deutsche Grammophon восходит к зарождению самой звукозаписи. В июне 1898 года в Ганновере была основана компания, производящая первые граммофоны и пластинки. Именно способ записи Deutsche Grammophon Gesellschaft на пластинку в 1990-х годах затмил идею Томаса Эдисона с его записью на цилиндр.

В 1913 году DG произвел сенсацию своей первой полной записью оркестрового произведения: «Симфонии №5» Бетховена с Берлинским филармоническим оркестром под управлением главного дирижера Артура Никиша. С того времени лейбл стал проводником эталонных записей классической музыки. В его библиотеке есть практически всё наследие академической музыки со всего мира.

Лейбл имеет признание по всему миру — каждая пластинка, на которой красуется их лого, имеет культурную ценность. Помимо винила, DG активно осваивает стриминговое пространство. Пластинки от Deutsche Grammophon представлены в Dr.Head.

STS Digital

Голландская компания STS Digital была создана более двадцати лет назад, чтобы перевернуть подход к аналоговой звукозаписи. Результат этой работы — запись с прекрасным звучанием, передающая индивидуальность каждого музыкального инструмента благодаря потрясающему вниманию к деталям и профессионализму тех, кто над ней трудится. Для STS Digital самым важным является естественная передача звучания вокала и инструментов.

Основатель и директор лейбла Fritz De With — аудиофил, который с 1970-х годов работал звукорежиссером и после этого решил создать что-то большее, чем могла предложить индустрия в то время. Сейчас он отвечает за контроль качества — кстати, экспертиза проводится на авторском оборудовании.

Компания уверенно заявляет: «Слушая записи STS Digital, вы можете быть уверены, что мы сделали всё для качественной передачи музыкального материала. На нашем опыте прослушивания мы точно можем сказать, что лейбл выпускает одни из лучших музыкальных релизов в мире».

Можно ли слушать винил без лишних сложностей?

Да, сейчас на рынке большое количество проигрывателей с автоматическим управлением и передачей звука через Bluetooth. Правда, с нашей точки зрения, теряется некоторая «‎сакральность», так как аналоговый звук переводится в цифровой с некоторой потерей качества. Однако, характер и трепет винилового звука сохраняется, а это значит, что через беспроводные наушники или колонку можно прикоснуться к «‎виниловой теме». Проигрыватели, которые максимально облегчат прослушивание:

Примеры готовых комплектов для прослушивания винила

Первые шаги в аналоговом звуке можно начать со следующей связки:

Если вам хочется большего погружения в процесс прослушивания и точной настройки, обратите внимание на этот комплект:

Искушенным пользователям мы подобрали компоненты, которые входят в верхнюю линейку брендов:

Винил превращает прослушивание музыки в увлекательный процесс, который поможет отвлечься от повседневной суеты и отдохнуть под тёплый звук с тем самым «‎магическим песочком». Вместе с вами мы порассуждали, почему винил с таким успехом вновь «‎шагает по планете». С нашей точки зрения, в ближайшее время этот шаг точно не замедлится, а значит, самое время искать хорошую музыку на самом романтичном музыкальном носителе — виниловой пластинке.

Комментарии (4):
Филипп
Пахнуло постмодерном... Мне кажется это просто хайп, хотя мысли интересные, есть над чем подумать  :like:  
Ответить Цитировать
Илья
 Для меня лично причиной "винилового ренессанса" могут стать только тактильные ощущения. Музыка, которую можно не только услышать, но и потрогать, или даже понюхать - это конечно круто. По поводу качества звучания, история с винилом сегодня, - мягко говоря, лукавство. Ведь большинство современных пластов выпускаются с цифры. Меломаны-старожилы прекрасно помнят появление CD и маркировку AAD, ADD или наконец DDD, Кто ни в теме, загуглит. Современный винил - это DDA, в основном. Хотя есть конечно, для ценителей, и музыканты, и лейблы, которые чтут традиции. В остальном, рассказы о том, что виниловый звук ни с чем не сравниться это уже не просто сказки, а сказки за хорошие бабки. Берётся качественная цифра прогоняется через всевозможные улучшайзеры, и вуаля) Дорого-богато продаём "аналоговое" звучание) Я не против. Это хотя бы красиво))) Ещё бы звукачей с ушами побольше становилось, глядишь, и без подобных ухищрений вернулся хороший качественный звук. Его, с современными цифровыми возможностями, можно достичь гораздо проще, чем со всем вместе взятым винилом, произведённым до сей поры. Но тактильные ощущения ничто не заменит)  
Ответить Цитировать
Тимур
Интересный обзор, спасибо.

Некоторые моменты я бы уточнил.

«Золотой век» пластинок, мне кажется, это скорее 60-е и 70-е. 80-е - это компакт-кассеты и начало прослушивания «музыки на ходу» благодаря портативным плеерам. Раньше тоже можно было слушать музыку в движении, но только по радио - в машине или через транзисторный приёмник.

90-е - это CD, 00-е - это цифровые плееры, 10-е после появления iTunes - это стриминговые сервисы, сейчас, в 20-е, они дополняются «умными» плейлистами.

Виниловый ренессанс связан с необходимостью формата для прослушивания музыки как события.

Решений для прослушивания музыки «на ходу» и «фоном» для других активностей было создано предостаточно, но все они привели к уменьшению динамиков (портативные колонки, наушники) и сокращению цифровой информации (mp3).

Но потребность в прослушивании любимой музыки как самостоятельной активности, потребность в прослушивании как в событии, сохранилась.

Оборудование для этого было - большие стационарные колонки, усилители, но звуковые дорожки были оптимизированы под мобильные форматы и не передавали весь диапазон волн, создаваемый музыкантами.

Поэтому и произошёл возврат к винилу.

Ответить Цитировать
Иван
Тимур, спасибо! с удовольствием прочитал этот комментарий, даже с большим, чем саму статью!
Ответить Цитировать
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
 
1MORE Ableton Abyss Acoustic Energy ADAM AUDIO Adam Hall Adidas ADL AfterShokz AKAI AKG Alctron Alesis Alive Audio Allen & Heath Allocacoc Alpine Alto Amphenol Amphion Analog Renaissance Anker Antelope APOGEE Apple Arozzi ART Artnovion Arturia Astell&Kern Aston Asus Atacama Audio ATC Atex Atlas Audeze Audient Audio Pro Audio-Technica
Audiolab AudioQuest AudioValve Audix Aukey AURATONE Aurender Aurian Aurisonics Austrian Audio AVM Audio Axelvox AXES BAE Bang&Olufsen Bassocontinuo Beats Behringer Belkin Belsis Beyerdynamic Biopor Blue Bluesound Bose Bowers&Wilkins Boya Brauner Bryston Burson Audio Cambridge Audio Campfire Audio Cary Audio Case-Mate Cayin Chord Clavia Nord Clearaudio Cloud Microphones Colorful
Cordial Corsair Cowin Cowon Creative Crosley CTM Dali Dan Clark Audio DBX ddHiFi Definitive Technology Dekoni Denon Deppa DiGiCo DiGiGrid DPA Dr.Head Dreve dSONIQ DUNU Dutch&Dutch Dynamic Ear Company Dynaudio Earin EDIC-mini Elecom Elite Core Emotiva Energizer EPOS ERATO ESI Esoteric Etymotic Research EVA EVE Audio EVENTIDE Exposure
Fender FiiO Final Audio Fir Audio Fischer Audio Fluid Audio Focal Focusrite Force Fostex Fujimi Funtastique Furman Furutech Gamdias Gator Genelec Gigawatt Gissar Goldring Golla Gravity Groneberg Harman/Kardon HECO HEDD Hegel Hercules Hidizs HIFIMAN Hiper Hisense Honor House of Marley HUAWEI Hybrid Audio HyperX iFi IK Multimedia IMEGO
In-ear Inakustik inCharge Ion Audio IsoAcoustics IsoTek j5create Jabra Jam JBL JH Audio JVC K&M KEF Kinera Kingston KLANG KLARK TEKNIK Klipsch Klotz Kontinum Korg Koss KRK L‑Acoustics Labkable Laconic Lake People LD Systems Lenco Lewitt Lexicon Loewe Logitech Lotoo Luxman Lyambda M-Audio Mackie Mag-Lev
Magnat Mail.Ru Manley Maono Marantz Marshall Martin Logan Master&Dynamic Maxell Mcintosh MEE Audio MELCO Merkle Meters Meze Michi MoFi Monitor Audio MONKEY BANANA Monster MOTU Mpow MrSpeakers Musatoff Musical Fidelity Myburgh Mytek NAD Naim Native Instruments Native Union Neumann Neutrik Ningbo Noble Nobunaga Labs Noise Killer Nordost NorStone Novation
Numark OEAudio Oehlbach Onkyo Oppo Ortofon Otovita Oyaide Parasound PATTERN BREAKER Perfect sound Phiaton Philips Pioneer PMC Polk Audio Popsockets Powergrip PreSonus PRIMARE Prism Sound Pro-Ject PS Audio PSB QCY QED Quad Questyle Quik Lok Rane Razer RCF Real Cable ReCables RECORD PRO Rega REL Revox RHA Ritmix
RME Rockdale Rockport Technologies ROCKWOOD RODE Roland ROLI Rombica ROOMs Rotel Royer Ruark Rupert Neve Designs Rycote SAMSON Samsung SanDisk Saramonic Satechi SE Electronics Sennheiser Shanling Sharkoon Shure Sim Audio SIMGOT Simpleway Simply Analog Skullcandy SMARTIX SMSL Solid State Logic Solidsteel Solove Sonarworks Sonoro Sonus Faber Sony SOUL Electronics Sound Devices
Soundcraft Soundking SoundLink Spear Labs Spectral SpinFit SPL Stax Stealth Sonics SteelSeries Steinberg Studiologic Sumiko Superlux Synco Synergistic Research T+A Tannoy Target Tascam TC Electronic TC HELICON Tchernov Cable TEAC Technics Telefunken The Bit Thorens Thronmax TiTech Tonar Townsend Labs Transcend Transparent Audio Transrotor Tribit Tutti Frutti Twelve South UAG Ultimate
Ultimate Ears Ultrasone Unipads Unison Universal Audio Urbanears V-Moda Van Den Hul Vanguard Venture Craft ViaBlue VinylLab Violectric Viper Vivanco Vogels Warm Audio Westone Wharfedale Whiplash Wireworld Xiaomi Xtrfy Yamaha YAXI Zoom Октава СОЮЗ