Гид по стойкам для акустики: какие бывают и как влияют на звук?
На то, что вы услышите из своей аудиосистемы, влияет множество факторов — от физиологических и психоакустических особенностей вашего восприятия до технических ограничений каждого элемента системы. Огромную роль в конечном качестве звука играет и комната, и то, как в ней расположена акустика. Часто этому моменту уделяется меньше всего внимания, но даже самая дорогая и технически продвинутая Hi-Fi-система может звучать откровенно посредственно из-за неудачного размещения.
Если вашей музыке не хватает магии, стоит задуматься о специализированных стойках или подставках. В этой статье мы расскажем, как этот, казалось бы, простой и часто упускаемый из вида элемент может помочь вам в достижении аудионирваны.
Как стойки для акустики влияют на звучание?
Несмотря на то, что небольшие колонки в противовес напольным называются полочными (bookshelf speaker), установка на полку — далеко не идеальный вариант с точки зрения максимизации качества звучания. Аналогично этому, не рекомендуется устанавливать Hi-Fi-акустику или студийные мониторы прямо на стол. Почему специализированные стойки для акустики будут лучшим решением и какие выбрать в вашей ситуации?
Акустические стойки разработаны специально для того, чтобы максимально раскрыть возможности колонок, подавляя нежелательные вибрации, уменьшая ранние отражения и обеспечивая необходимую направленность звука.
Отражения
Возможно, вам нравится, как колонки вписываются в комнату, стоя в шкафу, на тумбе для ТВ или рабочем столе. Но у всех этих предметов интерьера есть один общий недостаток — близкие к динамикам поверхности, которые станут источником ранних отражений. Последние могут сильно окрасить и исказить звуковой образ, особенно в области низких частот. Поэтому большинство акустических систем рекомендуется ставить подальше от стен, углов и других поверхностей на пути звука. Таким образом, стойки и подставки — это эффективный способ борьбы с ранними отражениями.
Направленность («золотая середина»)
У всех у нас разный рост и музыку мы слушаем в разных положениях — сидя за столом, с дивана или стоя. И если низкие частоты звучат всенаправленно, то для восприятия средних и особенно высоких частот направление звуковой волны имеет критическое значение. У любой акустической системы есть так называемый sweet spot — «золотая середина» или зона наилучшего восприятия, то есть оптимальное положение для прослушивания. У какой-то акустики она шире, у другой уже, но общих правила два:
Твитеры (высокочастотные излучатели) должны находиться на уровне ваших ушей.
Между колонками и вами должен образоваться равносторонний или равнобедренный треугольник, чтобы звук из обоих каналов достигал ваших ушей одновременно.
Конечно, вы можете поставить колонку на пол под наклоном к вашим ушам — таким образом вы получите нужное количество высоких частот, но звуки все еще будут ощущаться неестественно — исходя от пола. Размещение акустики на адаптированных к нужной для вас высоте и наклону стойках или подставках позволяет добиться широкой звуковой сцены с правильным расположением инструментов.
Вибрации / развязка с полом
Еще одна важная функция стоек — так называемая развязка между колонками и полом или механическая изоляция. Развязка нужна для минимизации воздействия вибраций от движения динамиков в самих колонках и любых вибраций окружения, передаваемых на колонки по полу. Стойки призваны поглощать эти нежелательные вибрации, ведь все они также могут серьезно смазать четкость звучания или добавить дребезжание стоящих в комнате предметов.
Типы стоек
Два самых распространенных и простых в использовании типа — это напольные стойки для акустики и настольные подставки. Также существуют различные площадки и крепления к стенам или потолку. В любом случае выбранная стойка должна соответствовать весу и размерам вашей акустики.
Настольные подставки для акустики
Этот вариант чаще встречается в профессиональной сфере, как решение для студийных мониторов, но отлично подойдет и для домашнего Hi-Fi, если вы хотите установить колонки на поверхности, отличные от пола.
Настольные подставки могут представлять собой как простые площадки из вспененного материала, обеспечивающие минимальную виброразвязку и небольшой наклон, так и более сложные конструкции с усиленной виброизоляцией и возможностью настройки высоты и угла наклона колонки. Примером последних можно назвать решения от канадского бренда IsoAcoustics с запатентованными технологиями демпфирования, отмеченные рядом наград от тематических изданий со всего мира.
Напольные стойки для акустики
Более бюджетные напольные стойки для студийных мониторов обычно предусматривают регулировку по высоте. В напольных Hi-Fi-стойках высота чаще всего фиксированная. Кроме того, в стойках могут быть специальные отсеки для песка и кабелей. Примером качественных, но доступных Hi-Fi-стоек можно назвать продукцию французской компании NorStone.
В общем виде напольная стойка представляет собой опорную плиту, установленную на ножках, затем идет сама вертикальная стойки и верхняя платформа для установки колонки. Каждая часть конструкции играет важную роль в управлении вибрациями: либо соединяет, либо разъединяет стойку с землей, а верхняя пластина делает то же самое с акустикой.
Стойки для сабвуфера
Отдельно рассмотрим сабвуферы. Как мы отметили в начале, низкие частоты по своей природе звучат всенаправленно. Получается, местоположение сабвуфера не играет важной роли? И да, и нет. Ваше восприятие направления звука не изменится, а вот количество басов и вибраций в зависимости от места установки может сильно измениться. Акустические подставки для сабвуфера помогут развязать его от пола, избавив от нежелательных вибраций вас и ваших соседей.
Выбор ножек зависит от типа пола
В случае с напольными стойками важно учесть тип покрытия в комнате. Для твердых полов рекомендуются шипы, а для деревянных — ножки с резиновыми накладками. Звуковое давление от акустики может «расшевелить» деревянный пол, поэтому стойки должны препятствовать возврату этих вибраций и быть развязанными от пола. Бетонный пол, напротив, отлично гасит вибрации, поэтому можно связать с ним стойки как можно плотнее.
Отдельной сложностью может стать ковер. Если пол под ковром бетонный и протыкать ковер шипами стойки вам не жалко — все будет в порядке. Однако с деревянными полами сложнее — шипы проткнут ковер и будут передавать вибрации в пол. В идеале лучше передвинуть или убрать ковер вовсе. Если эта опция недоступна, то стоит выбрать резиновые ножки и максимально увеличить вес конструкции, чтобы она лучше соединялась с полом под ковром, а не просто «плавала» по его поверхности.
Если у вас стойки с шипами, а поверхность требует виброразвязки, можно использовать дополнительные ножки-амортизаторы.
Зачем акустике песок?
Увеличение веса акустики и стойки — один из простых и эффективных способов борьбы с нежелательными вибрациями, возникающими из-за движения динамиков. Поэтому многие Hi-Fi-стойки оснащены отсеком для песка или других тяжелых и хорошо амортизирующих наполнителей. Сколько песка засыпать? В общем случае — чем больше веса, тем лучше. Однако вы можете изменить центр тяжести конструкции, что сделает ее более склонной к падению, поэтому «отраслевым стандартом» считается заполнение стойки на две трети.
Итоги
Чтобы ваша акустика заиграла в полную силу, необходимо обеспечить оптимальные условия и установить ее в соответствии с вашей зоной прослушивания. Неудачное расположение колонок может стать «бутылочным горлышком» вашей системы, внося наибольшие искажения и окрас в то, что вы слышите. Качественные акустические стойки эффективно борются с отражениями и вибрациями, а также обеспечивают правильно выстроенную звуковую сцену, поэтому рекомендуются для любой акустической системы.
Приглашаем в магазины Dr.Head в Москве и Санкт-Петербурге, где всю технику можно послушать и протестировать!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Тема не простая и всё зависит от самой аппаратур. Решение принимаются от того, как система звучит. Если жостко и со слабыми басами, то шипы только усилят этот эффект. Если грязно и басисто, то резина и ей подобное, тоже не пойдёт | ||||||
|
Блин, сколько же всяких примочек надо чтобы просто слушать музыку! Я до такого еще не дошел)) | ||||
|
В идеале все компоненты между собой развязывать. У меня, например, проигрыватель винила стоит на полке, которая закреплена на стене. Чтобы от акустики не шла вибрация с пола. У меня полочная акустика тоже на стойках, правда я не использую шипы, так как с ними много мороки - просто мягкие резиновые ножки. С песком тема сложная, если он друг мокрый, то будет большая проблема, поэтому не советую засыпать писком уже готовые стойки, так как это там не предусмотрено. | ||||||
|