Звукорежиссёр Егор Климонтов: «Будущее за персональным мониторингом!»
23 апреля в Moscow Music School прошёл мастер-класс мониторного звукорежиссёра группы «Градусы» и автора блога RF Place Егора Климонтова, организованный Dr.Head. Егор рассказал о принципах работы с системами ушного мониторинга и радиосистемами. Спикер провёл практическую часть, в которой участники сравнили разные модели IEM бренда Aurian и классические мониторы. После мастер-класса Егор рассказал о своём опыте мониторингового звукорежиссёра.
Чем занимается мониторный звукорежиссер? Чем он отличается от звукорежиссёра, работающего в студии?
Мониторный звукорежиссер — это специалист, отвечающий за контроль и настройку звука в мониторах и индивидуальных наушниках на сцене во время выступления артистов.
Студийный звукорежиссер, как правило, работает в акустически подготовленном помещении на заранее настроенном оборудовании, с которым он хорошо знаком. В свою очередь, мониторный звукорежиссер работает в различных акустических и технических условиях. Его работа заключена в строгие временные рамки.
С какими основными проблемами сталкиваются музыканты и звукорежиссеры на сцене?
Основной проблемой являются залы с разной акустикой помещения. Многие концертные площадки далеки от правильно спроектированного акустического пространства. Звукорежиссёру постоянно приходиться работать на оборудовании разных производителей.
Перед каждым концертом проводится радиочастотный менеджмент, чтобы радиосистемы работали стабильно и не было прерываний звука во время концерта. Также проводится коррекция звучания акустических систем под особенности помещения, чтобы бороться с акустической обратной связью (эффектом Ларсена).
Для чего нужен мониторинг на сцене?
Мониторинг нужен артистам и музыкантам, чтобы они слышали себя и других участников группы во время выступления и ориентировались в музыкальном произведении.
Когда ты впервые познакомился с персональным мониторингом? С каких IEM ты начинал?
Первое знакомство с персональным мониторингом случилось, когда я устроился работать в прокатную компанию, ещё в 2013 году. Shure SE215 — мои первые ушные мониторы. В то время мне иногда удавалось «мониторить» кавер-группы, когда прокатная компания, в которой я работал, предоставляла им оборудование для концерта.
На лекции ты говорил, что для тебя оптимальна шестидрайверная конструкция наушников, почему именно она?
По моим слуховым ощущениям в шестидрайверных моделях отлично сочетаются низкие, средние и высокие частоты. У таких наушников не слишком большая микродинамика и идеальное сочетание цены и качества.
Тебе понравились наушниками Aurian Canyon, в чём их особенность?
В шестидрайверных Aurian Canyon я испытал «вау-эффект» после их прослушивания. Сразу захотел приобрести себе эти наушники для работы и показать их артистам, с которыми я сотрудничаю. У модели мощный и плотный «низ», отличная «середина» и хорошо читаемый «верх». Также меня впечатлила ширина стереокартины.
В чём сила кастомных наушников?
Кастомные наушники эффективно изолируют от внешнего шума на сцене. Ни в одном другом виде мониторинга вы не получите такой высокой четкости и детализации звука, как в персональных ушных мониторах.
По твоему мнению, что сейчас популярнее: IEM или классические мониторы, и почему?
Сейчас IEM быстро набирают популярность. Уже многие артисты знают, что такое персональный мониторинг, и зачем он им нужен. Однако классические мониторы ещё долго будут с нами. На сегодняшний день это самый доступный вид мониторинга, у которого есть достоинства, которых нет у IEM систем.
Какие главные достоинства IEM ты отметишь по сравнению с классическими мониторами?
Главное достоинство кастомных наушников — это эффективная звукоизоляция. Если артист работает в IEM, то чаще всего он отказывается от классического мониторинга, и на сцене становится тише и комфортнее. В ушных мониторах музыкант слышит те нюансы и звуки, которые раньше скрывались за грохотом сцены. При умеренной громкости ушные мониторы берегут слух.
Некоторые артисты говорят, что во время выступления во внутриканальных мониторах, они будто оказываются в вакууме и не чувствуют энергию зала. Как решается эта проблема?
Эта проблема решается с помощью эмбиент микрофонов — это когда два конденсаторных микрофона-пушки ставятся впереди сцены по краям и направляются прямо в зал на зрителей. Дальше подбирается нужный баланс громкости между эмбиент микрофонами и «миксом» в наушниках. Во внутрикнальных наушниках вы можете работать в «стерео» и пользоваться всеми достоинствами этого метода.
Что ты посоветуешь артистам, которые только открывают для себя персональный мониторинг и сомневаются в его необходимости?
Доверьтесь опытному мониторному звукорежиссеру. Артистам нужно постараться понять, что именно они хотят слышать у себя в наушниках. Что именно поможет им лучше ориентироваться в музыке. Я постоянно сталкиваюсь с ситуацией, задавая вопрос артисту: «Чего тебе хочется? Что тебе добавить или сделать в миксе?», а в ответ: «Не знаю! Сделай что-нибудь!». Очень сложно угодить человеку, который не знает, чего хочет. В таких случаях я стараюсь предложить несколько вариантов микса на свое усмотрение.
За персональным мониторингом — будущее. В скором времени абсолютно все будут работать в персональных мониторах. Следующая стадия развития технической стороны шоу-индустрии — это иммерсивный звук и бинауральные процессоры для IEM систем.
Это был Егор Климонтов мониторный звукорежиссёр группы «Градусы» и автора блога RF Place. Познакомьтесь с персональным мониторингом в магазинах Dr.Head. У нас всё можно послушать и протестировать!
Все статьи, обзоры, обсуждения и мнения — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и присоединяйтесь к обсуждениям в чате!
Если вам не до конца, что-то понятно, задавайте вопросы. Я с удовольствием на них отвечу. | ||||
|
Отличная лекция была у Егора - получилось поприсутствовать! Открыл для себя наушники Aurian, удалось всё послушать и оценить, с комментариями эксперта. Теперь вот заказал Skyline со слепками, не для работы, просто для комфортного прослушивания любимой музыки - жду не дождусь, когда заново заценю все любимые треки через новые ушки. Спасибо за наводку, Dr.Head! |