Защита слуха музыкантов

«Врачи отмечают — сегодня человек слышит намного хуже, чем его предки пару сотен лет назад: уже к 40 годам большинство горожан не могут разобрать шепот с расстояния трех метров!» (цитата из интернета)

«Хорошо играет… Громко» (один известный московский барабанщик)

Согласитесь, что не раз вы представляли себя на сцене огромного стадиона. Когда объемный пронизывающий дисторшн сливается с ревом толпы. Гудящий бас проходит сквозь тело наперегонки с верхними частотами заводящихся гитар. И каждый ваш удар по тарелке сопровождается пиротехническими эффектами. Софиты заливают ярким светом сцену. Звонкий малый барабан сменяет взрывную бочку, что заставляет сумасшедшую от счастья толпу двигаться с ними в такт…

От лица барабанщика

Не об этом ли мечтает каждый музыкант? Особенно начинающий и тем более любители более тяжелых стилей музыки.

Куплены любимые инструменты. Много часов затрачено на преподавателя и самостоятельные занятия. Мечта уже совсем близко!

И вот уже команда единомышленников собрана, снято помещение на репетиционной базе. Ручки громкости выкручены на полную, вы как барабанщик берете самые тяжелые палки и со всей дури вваливаете в железо и барабаны! А весь последующий день сопровождается звоном в ушах, который не заканчивается несколько часов, а иногда даже только на следующее утро.

Тиннитус

«Конечно, мы же должны быть не хуже и не тише тех ребят, которые собирают пятидесятитысячную толпу, и тех, кто вдохновил нас писать и играть любимую музыку!»

Это очень частое заблуждение начинающих музыкантов, особенно в юном возрасте. :)

Лишь с опытом ручка громкости начинает двигаться против часовой стрелки. Баланс в инструментах становится на первое место, а удовольствие строится из пауз и мелизмов.

Открою вам завесу тайны и где-то разрушу ошибочные фантазии. Ведь звуковая картина на сцене совсем не та, что слышат зрители в зале, и она очень далека от той, что имеется на большинстве репетиционных баз, тем более без использования дополнительного мониторного оборудования. В противном случае наши любимые звезды попросту теряли бы драгоценный слух.

Нам с вами надо также позаботиться об этом важном моменте и беречь свой бесценный и хрупкий дар. Все-таки уровень громкости стадиона совсем не подойдет для зала на пару сотен человек. А в комнате репетиционной точки без защиты, так и вовсе нанесет непоправимый вред здоровью.

Давайте перейдем к цифрам и сравним. Возьмем показатели уровней шума в децибелах по действующему ГОСТу:

  • 0 дБ — Порог слышимости (ничего не слышно)

  • 10 дБ — Почти не слышно (тихий шелест листвы)

  • 15 дБ — Едва слышно (шелест листвы)

  • 20 дБ — Едва слышно (тихий шепот)

  • 25 дБ — Тихо (шепот человека)

  • 30 дБ — Тихо (шепот, тиканье настенных часов) Норма для жилых помещений ночью, с 23 до 7 ч.

  • 35 дБ — Довольно слышно (приглушенный разговор)

  • 40 дБ — Довольно слышно (обычная речь) Норма для жилых помещений, с 7 до 23 ч. 

  • 45 дБ — Довольно слышно (обычный разговор)

  • 50 дБ — Отчётливо слышно (разговор, пишущая машинка)

  • 55 дБ — Отчётливо слышно (Норма для офисных помещений класса А (по европейским нормам) 

  • 60 дБ — Шумно (Норма для офиса)

  • 70 дБ — Шумно (громкие разговоры)

  • 80 дБ — Очень шумно (крик, мотоцикл с глушителем) 

  • 90 дБ — Очень шумно (громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (в семи метрах)

  • 100 дБ — Крайне шумно (оркестр, вагон метро, раскаты грома) Максимально допустимое звуковое давление для наушников плеера (по европейским нормам)

  • 110 дБ — Крайне шумно (вертолёт)

  • 120 дБ — Почти невыносимо (отбойный молоток (1м)

  • 130 дБ — Болевой порог (самолёт на старте)

  • 140 дБ — Контузия (звук взлетающего реактивного самолета) 

  • 160 дБ — Шок, травмы (ударная волна от сверхзвукового самолёта) 

При уровнях звука свыше 160 дБ возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких, больше 200 — смерть.

Теперь сравним эти показатели с уровнем шума музыкальных инструментов:

  • Уровень шума в хорошо изолированной студии — 20 Дб

  • Акустическая гитара при игре пальцами (расстояние 40 см) — 60 Дб

  • Рояль (расстояние 1 метр) — 70 Дб

  • Акустическая гитара при игре медиатором (расстояние 40 см) — 80 Дб

  • Саксофон, тромбон (расстояние 40 см) — 90 Дб

  • Громкое пение (расстояние 15 см) — 100 Дб

  • Конги (на расстоянии 3 см), Ковбел (расстояние 10 см) — 110 Дб

  • Томы на расстоянии 3 см, 60 Вт усилитель гитары (расстояние 30 см) — 120 Дб

  • Громкое пение непосредственно перед ртом — 130 Дб

  • Ударная установка (на расстоянии 1 метр) — 110 Дб

  • Басовый барабан (на расстоянии 3 см) — 140 Дб

Исходя из этих цифр, становится все яснее, что играя на ударной установке, барабанщики находятся в особой зоне риска.

Грохот, который обрушивается на уши среднестатистического музыканта, сравним с ревом самолетной турбины – 120-140 дБ. Это при том, что опасный для слуха уровень шума составляет 134 дБ. В результате, уши начинают стареть раньше, чем какой-либо иной орган, даже не превышая опасный максимум.

Однако спешу вас обрадовать, не все так страшно. Существуют нехитрые способы, которые мы с вами должны предпринять для того, чтобы не получить от доктора ужасный приговор об угрозе действительно оглохнуть. Или прожить много лет, полностью исключая громкие звуки и прослушивание любимой музыки в наушниках.

Мы рассмотрим самые популярные средства для защиты слуха. Сравним основные плюсы и минусы. Это важно не только для начинающих музыкантов, но и для профессионалов, так как мы сталкиваемся ежедневно с очень громким инструментом.

Начнем с того, что заниматься на инструменте надо обязательно в наушниках или в берушах, так как большинство из них срезают те самые частоты, которые травмируют барабанную перепонку.

Беруши

Один из самых простых и дешевых вариантов — это БЕРУШИ. Купить их можно в любой аптеке, цена варьируется от 50 до 200 рублей.

Плюсы:

  • Низкая цена.

  • Компактность.

Минусы:

  • Исключают одновременное использование музыки/метронома и мониторинга.

  • Силиконовые вставки слишком сильно заглушают музыку и инструмент.

Строительные наушники

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НАУШНИКИ. Продаются в любом строительном магазине. Также некоторые популярные фирмы выпустили их дорогие фирменные аналоги.

Плюсы:

  • Доступная цена.

  • Сохраняют достаточный баланс и срезают «вредные» частоты.

Минусы:

  • Смотрятся не эстетично.

  • При занятиях с музыкой или метрономом приходится использовать дополнительные наушники, что также мешает в полной мере слышать инструмент, особенно без мониторной линии.

Вставные наушники

ОБЫЧНЫЕ ВСТАВНЫЕ НАУШНИКИ. Позволяют играть и заниматься полноценно с музыкой или с метрономом, а также с музыкантами.

Плюсы:

  • Цены варьируются от доступных до запредельных.

  • Существуют модели (особенно с резиновыми насадками), которые позволяют держать баланс музыки в ушах и инструмента.

Минусы:

  • В непрофессиональных наушниках чаще всего не хватает звукоизоляции, и возникают проблемы недостаточной слышимости музыки/метронома/мониторинга.

  • Они могут вылетать из уха, так как чаще всего у бюджетных моделей не предусмотрено дополнительное крепление за ухо.

In-Ear-Monitors

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УШНЫЕ МОНИТОРЫ. Название говорит само за себя. Это те самые наушники, которые подготовлены специально для музыкантов. Достаточно изоляции, разные насадки (или полностью кастомный корпус) хороший и богатый звук, в особенности у моделей не из бюджетных серий. Возможность настроить оптимальный по балансу и громкости звук инструментов при работе с ушной мониторной линией и про-оборудованием.

Плюсы:

  • Баланс у большинства моделей про-серий.

  • Не выпадают из ушей за счет дополнительной дужки за ухо.

  • Обеспечивают максимальную изоляцию.

  • Имеют разные сменные насадки (не только по размеру, но по форме и материалу.) или индивидуальный корпус по слепку ваших ушей.

  • Возможность сделать кастомные рисунки и цвет, что выглядит эстетично и стильно на сцене и на видео.

Минусы:

  • Цена.

Что выбрать и как обезопасить себя — решать лично вам. Главное — это ни в коем случае не пренебрегать любыми возможными и доступными вариантами.

Не забывайте использовать «средства индивидуальной защиты» для ваших ушек каждый раз, когда занимаетесь один или с преподавателем, на громких концертах и на репетициях.

Берегите то, что является вашим главным проводником в волшебный и безграничный мир музыкального искусства!

502 Bad Gateway
502
502 Bad Gateway
Bitrix Environment
Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено