Как создавалось "Сенсационное, фантастическое и просто потрясающее бинауральное звуковое шоу доктора Чески!"
В 90-х и начале 2000-х годов я бок о бок работал с Дэвидом Чески (David Chesky) над десятками сессий в его студии Chesky Records. Поэтому не понаслышке знаю, насколько он увлечен идеей создания совершенных звукозаписей. Великолепный звук, как и большинство всего, что с ним связано, абсолютно субъективное понятие. Поэтому, прежде чем мы двинемся дальше, я попытаюсь объяснить, что такое звук для Чески. Проще говоря, он стремится записать реальный, настоящий голос вокалистов и звучание инструментов.
Такой звук редко услышишь на роковых и джазовых коммерческих кассетах, кассетах для восьмидорожечных магнитофонов, пластинках, CD-дисках, дисках SACD, DVD-A и закачках с высоким разрешением. Большинство альбомов скорректированы эквалайзером, динамически сжаты, обработаны, перезаписаны, имеют много дорожек и записаны с близко поднесенным микрофоном. Ничего плохого в вышеперечисленном нет, и множество альбомов были записаны именно таким образом, но звук их неправдив, нереалистичен. Цель таких альбомов звучать "хорошо" или приносить прибыль, или чего там хотят от них продюсеры и артисты. Реалистичность звучания стоит на одном из последних мест в списке.
Возьмем, например, коммерческую запись солиста и бэнда. В реальной жизни, без всяких электронных штучек вы никогда не услышите голос вокалиста — группа просто-напросто заглушит его. Не менее сложно будет сбалансировать акустические гитары и барабаны, если только не подключить ко всем гитарам усилители и не применить сжатие во время микширования. В акустически неподготовленных студиях все записывается на отдельные треки, в миксе для создания пространства добавляются послезвучия обычно с цифровых ревербераторов. Благодаря мастерству инженеров и продюсеров создается иллюзия, что весь бэнд играет вместе, но некоторые музыканты никогда не встречались или даже не умеют играть и петь. Их музыка была скорректирована по высоте звукового сигнала, обработана, отредактирована, собрана вместе и выпущена в альбоме. Конечный результат может оказаться великолепным, но, скорее всего, у него будет мало общего с действительными способностями музыкантов. Реального в альбоме будет очень мало. Дэвида Чески никогда не интересовали подобного рода записи. Их и так уже не мало, выбор огромен.
Поэтому в 1988 году Дэвид и его брат Норман Чески (Norman Chesky) решили делать звукозаписи, на которых сохранился бы максимум живого студийного звука (без перезаписей) настоящего концерта. К середине 1990-х годов они прекратили работу в студии и обратились к церквям за их более живой акустикой. Братья знакомы с большинством лучших музыкантов Нью-Йорка, и многие играли на сессиях Чески.
В прошлом году Дэвид Чески, инженер Николас Прут (Nicholas Prout) и помощник инженера Алекс Стерлинг (Alex Sterling) перенесли звук на новый уровень, создав бинауральную технику записи. Не имеет значения, насколько большая или маленькая группа, сколько у них инструментов и вокалистов, они записываются "вживую" всего с одной парой микрофонов в ушах манекена (Bruel & Kjaer 4100D), подключенного к АЦПу MSB Technology на 384 кГц / 32 бит и рекордеру с жестким диском. Я присутствовал практически на всех бинауральных сессиях и мониторил звук разными наушниками, включая мониторы UE Reference и внутриушные мониторы Jerry Harvey JH-3A, а также полноразмерные наушники Hifiman HE-500, Audeze LCD-2 (revised), LCD-3 и Audio Technica ATH-M50. Записи Чески великолепно звучат и на колонках, но с наушниками создается полный реализм, будто ты находишься в самой гуще событий. Слышишь абсолютно то же самое, что и бинауральные микрофоны B & K. Круто!
Первые сессии "Сенсационного, фантастического и просто потрясающего бинаурального звукового шоу доктора Чески!" были записаны в феврале этого года в Центре Хирш (Hirsch Center), бывшей церкви Св. Ильи, что в Гринпоинте, Бруклин. Старинное здание, которому уже 130 лет, находится не в лучшем состоянии, но оштукатуренные стены и деревянные орнаменты готического собора обладают восхитительным акустическими свойствами. Чески привел за собой целую вереницу музыкантов: от электро и техно до новоорлеанского джаза, народной музыки и камерных ансамблей. Музыканты без проблем записывались перед головой B & K и играли на один единственный стереомикрофон. Для них манекен воплощал в себе всех тех аудиофилов, которые, в конечном итоге, и будут слушать их музыку.
Следующая серия записей прошла в Церкви Апостола Павла. Команда Чески записывала «Токкату и фугу» Баха на церковном органе мирового класса (созданном в 1965 году компанией M.P. Moller и отреставрированном в 2000 г).
Построенная под влиянием ранних христианских базилик IV и V веков в итальянской Равенне, высота церкви составляет 86,5 м, ширина — почти 37 м, а самые высокие башни площадью 3,5 м2 достигают 35 м в высоту. У этого старинного здания, которому уже 127 лет, потрясающие акустические характеристики, а послезвучия даже дольше чем в Центре Хирш. "Ave verum" Моцарта была записана в хоровом исполнении, и на записи можно реально услышать голоса, заполняющие это огромное пространство.
Одним из моих любимых треков стала композиция "Dancing Flute and Drum" в исполнении флейтистки Анни Драммонд (Anne Drummond) и Дэвида Чески, играющего на большом африканском барабане. Мощь и звучание барабана, записанного в Церкви Св. Павла, вызывают трепет, а звук двух инструментов, отражающийся от стен, потолка и пола, поистине впечатляет. Динамические характеристики не ограничиваются сжатием, а массивная реверберация настоящая, не созданная искусственно и не смикшированная в студии. В "Tranquility" живые высокочастотные звуки ударных инструментов. А на другом треке Дэвид Чески демонстрирует реальную глубину звуковой сцены. Он начинает говорить, находясь в 9 метрах от бинауральной головы, затем медленно приближается к ней и говорит прямо в ухо.
На одних треках бинауральный эффект слышится лучше, чем на других. "New Orleans" Уайклифа Гордона (Wycliffe Gordon) звучит как обычное стерео, хотя другие мелодии звучат так, будто находишься в одном помещении с бэндом. Бинауральный эффект во многом зависит от наушников. Я почувствовал разницу между вунтриушными мониторами и полноразмерными наушниками. Вставные наушники дают более точную звуковую сцену, а обычные наушники звучат, скажем, совсем по-другому. Их звучание можно описать как более открытое, но это не совсем то, что происходит, полноразмерные наушники звучат менее сконцентрировано, не так точно, но при этом звук их более широкий, более объемный.
Фанк-бэнд Brooklyn, запись с манекеном B & K в Бруклине!
Помимо мелодий на "Сенсационном, фантастическом и просто потрясающем бинауральном звуковом шоу доктора Чески!" тестировались треки с акустическими и электрическими партиями, где низкие частоты составляют 30 и 16 Герц соответственно. Величественный орган Церкви Св. Павла воспроизводит низкие частоты 16 Гц.
Поскольку в отличие от большинства другой музыки записи доктора Чески отличаются более живым динамическим диапазоном, переходящим от мягких тонов к громким, их средняя громкость чуть ниже. Это происходит потому, что в большинстве случаев оригинальный мягко-громкий динамический диапазон сжимается и звучит таким образом громче. Чтобы в полной мере прочувствовать записи доктора Чески, громкость должна быть выше, чем та, к которой вы привыкли. В этом нет ничего плохого, но единственная неприятность при записывании не в студии — это высокий уровень окружающего шума. В некоторых композициях, в частности с органными партиями, слышно, как гудит система освещения церкви, и низкочастотный шум улиц Нью-Йорка. С другой стороны, щебет птиц (не электронное щебетание), доносящийся с улицы, превратил дивную мелодию народной певицы Эмбер Рубарт (Amber Ruparth) "Storms are on the Ocean" в нечто особенное. Птицы поют вместе с Эмбер!
"Сенсационное, фантастическое и просто потрясающее бинауральное звуковое шоу доктора Чески!" можно скачать здесь в высоком разрешении 192-кГц/24-бит ($24.98) или 96-кГц/24-бит ($17.98), или в CD-качестве 44.1-кГц/16-бит ($11.98) с сайта HDtracks.com. CD версия "Сенсационного, фантастического и просто потрясающего бинаурального звукового шоу доктора Чески!" появится в продаже уже через несколько месяцев.
Примечание редактора: Я сегодня скачал этот альбом и провел великолепное утро за его прослушиванием, пока пытался скомпоновать и загрузить на сайт эту статью. Я говорю «пытался», потому что ужасно сложно работать, когда тебя сносит звуками.
Я был просто потрясен таким чистым голосом Эмбер Рубарт в первом треке «Storms Are On the Ocean» и потрясающей концентрацией и глубиной звука в баховской "Токкате и фуге".
Хочу вас предупредить, что если вы впервые слушаете запись Чески, то поначалу она может вас немного дезориентировать. Как уже сказал Стив, для многих рекорд-компаний реализм стоит далеко не на первом месте. Когда впервые слушаешь запись, настолько приближенную к реальной жизни, уши воспринимают ее совсем по-другому. Расслабьтесь, не спешите, добавьте чуть больше громкости, чем обычно, закройте глаза и погрузитесь в звуковое пространство. Если вы похожи на меня, то остановиться будет трудно, хочется слушать и слушать.
Есть хорошая новость. Помимо бинауральных записей на сайте HD Tracks найдется и множество других альбомов с реалистичным звуком, которые записывались братьями Чески с использованием минимума микрофонов. Все они доступны в нескольких форматах с высоким разрешением. Вот одни из моих любимых: Ана Карам (Ana Caram) "The Other Side of Jobim"; Квартет Джона Базиля (The John Basile Quartet) "The Desmond Project"; и один из моих самых любимых альбомов, Джон Фэддис (Jon Faddis) "Remembrances." Наслаждайтесь!
Steve Guttenberg
innerfidelity.com