Как создавалось "Сенсационное, фантастическое и просто потрясающее бинауральное звуковое шоу доктора Чески!"

Dr+Cheskys+Sensational+Fantastic+and+Simply+Amazin+Folder.jpg

В 90-х и начале 2000-х годов я бок о бок работал с Дэвидом Чески (David Chesky) над десятками сессий в его студии Chesky Records. Поэтому не понаслышке знаю, насколько он увлечен идеей создания совершенных звукозаписей. Великолепный звук, как и большинство всего, что с ним связано, абсолютно субъективное понятие. Поэтому, прежде чем мы двинемся дальше, я попытаюсь объяснить, что такое звук для Чески. Проще говоря, он стремится записать реальный, настоящий голос вокалистов и звучание инструментов.

Такой звук редко услышишь на роковых и джазовых коммерческих кассетах, кассетах для восьмидорожечных магнитофонов, пластинках, CD-дисках, дисках SACD, DVD-A и закачках с высоким разрешением. Большинство альбомов скорректированы эквалайзером, динамически сжаты, обработаны, перезаписаны, имеют много дорожек и записаны с близко поднесенным микрофоном. Ничего плохого в вышеперечисленном нет, и множество альбомов были записаны именно таким образом, но звук их неправдив, нереалистичен. Цель таких альбомов звучать "хорошо" или приносить прибыль, или чего там хотят от них продюсеры и артисты. Реалистичность звучания стоит на одном из последних мест в списке.

Возьмем, например, коммерческую запись солиста и бэнда. В реальной жизни, без всяких электронных штучек вы никогда не услышите голос вокалиста — группа просто-напросто заглушит его. Не менее сложно будет сбалансировать акустические гитары и барабаны, если только не подключить ко всем гитарам усилители и не применить сжатие во время микширования. В акустически неподготовленных студиях все записывается на отдельные треки, в миксе для создания пространства добавляются послезвучия обычно с цифровых ревербераторов. Благодаря мастерству инженеров и продюсеров создается иллюзия, что весь бэнд играет вместе, но некоторые музыканты никогда не встречались или даже не умеют играть и петь. Их музыка была скорректирована по высоте звукового сигнала, обработана, отредактирована, собрана вместе и выпущена в альбоме. Конечный результат может оказаться великолепным, но, скорее всего, у него будет мало общего с действительными способностями музыкантов. Реального в альбоме будет очень мало. Дэвида Чески никогда не интересовали подобного рода записи. Их и так уже не мало, выбор огромен.

Поэтому в 1988 году Дэвид и его брат Норман Чески (Norman Chesky) решили делать звукозаписи, на которых сохранился бы максимум живого студийного звука (без перезаписей) настоящего концерта. К середине 1990-х годов они прекратили работу в студии и обратились к церквям за их более живой акустикой. Братья знакомы с большинством лучших музыкантов Нью-Йорка, и многие играли на сессиях Чески.

В прошлом году Дэвид Чески, инженер Николас Прут (Nicholas Prout) и помощник инженера Алекс Стерлинг (Alex Sterling) перенесли звук на новый уровень, создав бинауральную технику записи. Не имеет значения, насколько большая или маленькая группа, сколько у них инструментов и вокалистов, они записываются "вживую" всего с одной парой микрофонов в ушах манекена (Bruel & Kjaer 4100D), подключенного к АЦПу MSB Technology на 384 кГц / 32 бит и рекордеру с жестким диском. Я присутствовал практически на всех бинауральных сессиях и мониторил звук разными наушниками, включая мониторы UE Reference и внутриушные мониторы Jerry Harvey JH-3A, а также полноразмерные наушники Hifiman HE-500, Audeze LCD-2 (revised), LCD-3 и Audio Technica ATH-M50. Записи Чески великолепно звучат и на колонках, но с наушниками создается полный реализм, будто ты находишься в самой гуще событий. Слышишь абсолютно то же самое, что и бинауральные микрофоны B & K. Круто!

Первые сессии "Сенсационного, фантастического и просто потрясающего бинаурального звукового шоу доктора Чески!" были записаны в феврале этого года в Центре Хирш (Hirsch Center), бывшей церкви Св. Ильи, что в Гринпоинте, Бруклин.  Старинное здание, которому уже 130 лет, находится не в лучшем состоянии, но оштукатуренные стены и деревянные орнаменты готического собора обладают восхитительным акустическими свойствами. Чески привел за собой целую вереницу музыкантов: от электро и техно до новоорлеанского джаза, народной музыки и камерных ансамблей. Музыканты без проблем записывались перед головой B & K и играли на один единственный стереомикрофон. Для них манекен воплощал в себе всех тех аудиофилов, которые, в конечном итоге, и будут слушать их музыку.

120525_MakingDrChesky_photo_Organ.jpg

Следующая серия записей прошла в Церкви Апостола Павла. Команда Чески записывала «Токкату и фугу» Баха на церковном органе мирового класса (созданном в 1965 году компанией M.P. Moller и отреставрированном в 2000 г).

Построенная под влиянием ранних христианских базилик IV и V веков в итальянской Равенне, высота церкви составляет 86,5 м, ширина — почти 37 м, а самые высокие башни площадью 3,5 м2 достигают 35 м в высоту. У этого старинного здания, которому уже 127 лет, потрясающие акустические характеристики, а послезвучия даже дольше чем в Центре Хирш. "Ave verum" Моцарта была записана в хоровом исполнении, и на записи можно реально услышать голоса, заполняющие это огромное пространство.

120525_MakingDrChesky_photo_Lars.jpg

Одним из моих любимых треков стала композиция "Dancing Flute and Drum" в исполнении флейтистки Анни Драммонд (Anne Drummond) и Дэвида Чески, играющего на большом африканском барабане. Мощь и звучание барабана, записанного в Церкви Св. Павла, вызывают трепет, а звук двух инструментов, отражающийся от стен, потолка и пола, поистине впечатляет. Динамические характеристики не ограничиваются сжатием, а массивная реверберация настоящая, не созданная искусственно и не смикшированная в студии. В "Tranquility" живые высокочастотные звуки ударных инструментов. А на другом треке Дэвид Чески демонстрирует реальную глубину звуковой сцены. Он начинает говорить, находясь в 9 метрах от бинауральной головы, затем медленно приближается к ней и говорит прямо в ухо.

На одних треках бинауральный эффект слышится лучше, чем на других. "New Orleans" Уайклифа Гордона (Wycliffe Gordon) звучит как обычное стерео, хотя другие мелодии звучат так, будто находишься в одном помещении с бэндом. Бинауральный эффект во многом зависит от наушников. Я почувствовал разницу между вунтриушными мониторами и полноразмерными наушниками. Вставные наушники дают более точную звуковую сцену, а обычные наушники звучат, скажем, совсем по-другому. Их звучание можно описать как более открытое, но это не совсем то, что происходит, полноразмерные наушники звучат менее сконцентрировано, не так точно, но при этом звук их более широкий, более объемный.

3_22.jpgФанк-бэнд Brooklyn, запись с манекеном B & K в Бруклине!

Помимо мелодий на "Сенсационном, фантастическом и просто потрясающем бинауральном звуковом шоу доктора Чески!" тестировались треки с акустическими и электрическими партиями, где низкие частоты составляют 30 и 16 Герц соответственно. Величественный орган Церкви Св. Павла воспроизводит низкие частоты 16 Гц.

Поскольку в отличие от большинства другой музыки записи доктора Чески отличаются более живым динамическим диапазоном, переходящим от мягких тонов к громким, их средняя громкость чуть ниже. Это происходит потому, что в большинстве случаев оригинальный мягко-громкий динамический диапазон сжимается и звучит таким образом громче. Чтобы в полной мере прочувствовать записи доктора Чески, громкость должна быть выше, чем та, к которой вы привыкли. В этом нет ничего плохого, но единственная неприятность при записывании не в студии — это высокий уровень окружающего шума. В некоторых композициях, в частности с органными партиями, слышно, как гудит система освещения церкви, и низкочастотный шум улиц Нью-Йорка. С другой стороны, щебет птиц (не электронное щебетание), доносящийся с улицы, превратил дивную мелодию народной певицы Эмбер Рубарт (Amber Ruparth) "Storms are on the Ocean" в нечто особенное.  Птицы поют вместе с Эмбер!

"Сенсационное, фантастическое и просто потрясающее бинауральное звуковое шоу доктора Чески!" можно скачать здесь в высоком разрешении 192-кГц/24-бит ($24.98) или 96-кГц/24-бит ($17.98), или в CD-качестве 44.1-кГц/16-бит ($11.98) с сайта HDtracks.com. CD версия "Сенсационного, фантастического и просто потрясающего бинаурального звукового шоу доктора Чески!" появится в продаже уже через несколько месяцев.

Примечание редактора: Я сегодня скачал этот альбом и провел великолепное утро за его прослушиванием, пока пытался скомпоновать и загрузить на сайт эту статью. Я говорю «пытался», потому что ужасно сложно работать, когда тебя сносит звуками.

Я был просто потрясен таким чистым голосом Эмбер Рубарт в первом треке «Storms Are On the Ocean» и потрясающей концентрацией и глубиной звука в баховской "Токкате и фуге". 

Хочу вас предупредить, что если вы впервые слушаете запись Чески, то поначалу она может вас немного дезориентировать. Как уже сказал Стив, для многих рекорд-компаний реализм стоит далеко не на первом месте. Когда впервые слушаешь запись, настолько приближенную к реальной жизни, уши воспринимают ее совсем по-другому. Расслабьтесь, не спешите, добавьте чуть больше громкости, чем обычно, закройте глаза и погрузитесь в звуковое пространство. Если вы похожи на меня, то остановиться будет трудно, хочется слушать и слушать.

Есть хорошая новость. Помимо бинауральных записей на сайте HD Tracks  найдется и множество других альбомов с реалистичным звуком, которые записывались братьями Чески с использованием минимума микрофонов. Все они доступны в нескольких форматах с высоким разрешением.  Вот одни из моих любимых: Ана Карам (Ana Caram) "The Other Side of Jobim"; Квартет Джона Базиля (The John Basile Quartet) "The Desmond Project"; и один из моих самых любимых альбомов, Джон Фэддис (Jon Faddis) "Remembrances." Наслаждайтесь!

Steve Guttenberg

innerfidelity.com

Комментарии (0):
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено